Наследники Бурана
        Из 6 новых образцов оружия, обнародованных в послании Президента, 4 образца в той или иной мере основаны на решениях, применённых в уникальном космолёте «Буран», в беспилотном режиме облетевшем Землю и безупречно приземлившимся при погодных условиях, нелётных даже для пилотируемых аппаратов. К раскалённой до белого каления плитке тепловой брони «Бурана» можно прикасаться пальцем, не опасаясь ожога, – её теплопроводность настолько мала, что палец успевает без вреда для себя отводить то ничтожное количество тепла, которое материал плитки может подвести к зоне контакта. Именно такая теплозащита позволяет нашим новым гиперзвуковым аппаратам сохранять нормальные для работы аппаратуры условия внутри при 20000С снаружи. А «мозги», подобные «бурановским», обеспечивают непредсказуемую траекторию полёта, обходящую опасные зоны ПРО, и безукоризненное выведение в заданную точку.
        Один из архитекторов программы SDI (Strategic Defense Initiative), известной в 1980-х годах как «звездные войны», американский специалист по международным отношениям, почётный профессор Бостонского университета Анжело Кодевилла назвал Asia Times средства, которые помогут США снизить угрозу со стороны новейшего оружия России. Кодевилла считает, что противостоять новейшим российским баллистическим ракетам могут только две системы космического базирования: орбитальные оптические датчики, обнаруживающие наземные пуски, и лазеры, уничтожающие ракеты. Однако, средствами космического базирования, имеющимися в настоящее время в распоряжении США, практически невозможно перехватить летящие гиперзвуковые беспилотники, полагает эксперт. Правда, остаётся открытым вопрос, а сможет ли лазер вообще прожечь «бурановскую» тепловую броню – при её температуре она сможет излучать в пространство бо'льшую часть энергии лазерного луча, не пропуская её внутрь.
        А теперь вспомним о ведущем разработчике МТКК «Буран» Глебе Евгеньевиче Лозино-Лозинском.

Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский
        Авиаконструктор Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский родился в городе Киеве 25 декабря 1909 года. Глеб Лозино-Лозинский окончил профтехшколу, где получил специальность слесаря, затем в 1930 году – Харьковский механико-машиностроительный институт по специальности «паротехника». Трудовую деятельность начал в 1930 году инженером-расчётчиком на Харьковском турбогенераторном заводе. Принимал участие в проработке проекта первой отечественной паровой конденсационной турбины большой мощности, разработал новую методику расчёта турбин. Одновременно он преподавал на курсах для квалифицированных рабочих.
        В 1932 году переходит на работу в Харьковский авиационный институт инженером научно-испытательной станции. С этого времени вся деятельность молодого конструктора была связана с авиастроением. С 1932 по 1940 год Лозино-Лозинский работал в Харьковском механико-машиностроительном институте над проектом паротурбинной установки для тяжёлого бомбардировщика Туполева. Эта работа была продолжена в Ленинградском котлотурбинном институте. В феврале 1941 года Лозино-Лозинский перешёл на работу в Киевский авиационный институт, а в июле того же года эвакуировался в Куйбышев. Осенью 1941 года он был переведён в КБ А.И. Микояна, где работал до 1976 года (с 1965 года – главным конструктором).
        В КБ занимался проектами различных вариантов реактивных газотурбинных двигателей, разрабатывал двухступенчатую авиационно-космическую систему «Спираль». Автор проектов перехватчика МиГ–31 и фронтового истребителя МиГ–29. Участвовал в организации серийного производства семейства самолётов МиГ – от МиГ–9 до МиГ–31. С 1976 по 1994 год Глеб Лозино-Лозинский был генеральным директором, главным конструктором Научно-производственного объединения (НПО) «Молния», занимался разработкой планера орбитального корабля «Буран». В результате многолетней напряжённой работы был создан многоразовый космический корабль с уникальными характеристиками. Первый и единственный полёт «Бурана» состоялся 15 ноября 1988 года.
        Начав как специалист по двигателям, создал первую в стране форсажную камеру для турбореактивного двигателя. С 1975 года Глеб Евгеньевич начал заниматься разработкой «Бурана». Помимо «Бурана», возглавляемое Лозино-Лозинским НПО создало космические аппараты «Бор–4» и «Бор–5», разработало проекты многоцелевой авиационно-космической системы МАКС на базе самолета-носителя Ан–225 («Мрия») и ряда самолётов «триплан» – от самолёта–такси «Молния–1» до сверхтяжёлого самолета «Геракл». В 1994 году Глеб Лозино-Лозинский оставил пост Генерального директора НПО «Молния», но остался его Генеральным конструктором, сосредоточившись на конструкторской работе.
        Доктор технических наук, генеральный конструктор ОАО НПО «Молния», генерал-майор (1999) Лозино-Лозинский был одним из основателей Российской инженерной академии, в которой он возглавлял секцию «Авиакосмическая», являлся научным редактором журнала «Авиакосмическая техника и технология», организатором регулярно проводимого в Москве Международного аэрокосмического конгресса, заведующим кафедрой «Авиационно-космические системы» в МГТУ, автором многих книг и научных статей.
Глеб Лозино-Лозинский – лауреат Ленинской премии (1962), Государственных премий СССР (1950, 1952). За заслуги он был удостоен звания Героя Социалистического Труда, награждён двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Октябрьской революции, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, медалями. В знак признания большого вклада Глеба Лозино-Лозинского в развитие мировой аэрокосмической науки и техники Германским обществом аэронавтики и астронавтики ему были присуждены престижные международные премии имени Зенгера и Вернера фон Брауна. 
        Жил и работал в Москве. Умер 28 ноября 2001 года. Похоронен в Москве на Донском кладбище.

Могила Г.Е. Лозино-Лозинского на Новом Донском кладбище в Москве

В оглавление