НК-33 и его создатель
        50 лет тому назад, в 1967 году на Куйбышевском моторном заводе, который входил в Министерство авиационной промышленности СССР, были созданы и успешно прошли стендовые испытания четыре типа новых ракетных двигателей для каждой из ступеней лунной ракеты Н1-Л1. В последующие четыре года в процессе лётных испытаний этой ракеты они были доработаны и получили шифры НК-33, НК-43, НК-39 и НК-31.
        Двигатели получились уникальные как по своей конструкции, так и по своей надёжности. Их создатель, Николай Дмитриевич Кузнецов добился того, что двигатель НК-33, предназначенный для работы на первой ступени «лунной» ракеты, при желании можно было использовать повторно до 10 (!) раз. А один из двигателей без съёма со стенда проработал в общей сложности более четырёх часов (расчётное время работы первой ступени ракеты Antares, на которой сейчас стоят модернизированные НК-33, составляет 230 секунд). Таких параметров надёжности, многоразового использования и соотношения тяги к массе до сих пор нет ни у одного ракетного двигателя в мире.
        Но умирает Королёв, на его место приходит двигателист В.П. Глушко и ...в 1974 году Совет обороны СССР приказывает Куйбышевскому ОКБ-276 прекратить дальнейшие работы над ракетными двигателями и целиком и полностью погрузиться в конструирование газотурбинных двигателей для стратегической авиации и наземных приводов для газоперекачивающих агрегатов, которые вскоре погонят в Европу советский газ из Западной Сибири. При этом более сотни уже изготовленных двигателей НК-33 и НК-43 должны были быть уничтожены.
        Однако, как потом выяснилось, генерал Николай Кузнецов тот приказ партии и правительства выполнил только наполовину. Он действительно создал двигатели, на которых до сих пор летает и будет продолжать летать вся стратегическая авиация нашей страны (например, НК-32, на которых летают самые мощные и самые тяжёлые боевые самолёты в мире – стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160). А более трети мощности газоперекачивающих агрегатов «Газпрома» до сих пор обеспечивают кузнецовские газотурбинные двигатели. Но свое ракетное «детище»  – НК-33 и НК-43 – генерал, конструктор и действительный член Академии наук СССР Н. Д. Кузнецов ликвидировать не стал. Он их законсервировал и упрятал подальше от посторонних глаз. И последующие 20 лет об этих уникальных изделиях не было ни слуху ни духу
        Ракетный двигатель НК-33 разработки и производства Н.Д. Кузнецова вновь «всплыл» только в 1992 году. Советский Союз к этому времени практически уже развалился, и прежняя система взаимоотношений между КБ, двигателестроительными предприятиями, ракетостроителями, министерствами, ведомствами и отраслями тоже трещала по швам. Поэтому Кузнецов достал из «запасников» свои ракетные двигатели и предъявил их широкой общественности на международной выставке «Авиадвигатель» в Москве. И эти изделия, пролежавшие 20 лет в тайнике, произвели на мировую общественность эффект разорвавшейся бомбы.
«Уникальность этого двигателя в том, что он создавался не ракетным, а авиационным конструкторским бюро. И эта специфика проявляется во всём. Большинство ракетных двигателей, например, опутаны десятками и сотнями трубопроводов. А в нашем двигателе их практически нет. Часть конструкции НК-33 это, например НК-12, турбореактивный двигатель, который до этого создавал Кузнецов ... Американцы, когда увидели эту конструкторскую схему, схватились за голову и сказали: «Мы вокруг этой схемы ходили десятки лет и не знали, как её внедрить. Потому что её разработка требовала колоссального количества денег!» – поделился своими впечатлениями от первой встречи с американцами главный конструктор ракетных двигателей объединения «Кузнецов» Валерий Данильченко. Поэтому уже летом 1993 года между самарскими двигателестроителями и американской компанией Aerojet был заключен договор по применению НК-33 на зарубежных ракетах-носителях. 
        Осенью 1995 года Aerojet испытал одно изделие на своем стенде и после этого решил, что именно эти советские двигатели станут основой двигательной установки РН Taurus-2 (Antares). Для этого американцы купили 47 двигателей НК-33 и НК-43 из тех запасов, которые сохранились в Самаре, по цене 1 млн долларов за изделие. Понятно, что при этом американцам пришлось делать дополнительные вложения в адаптацию НК-33 к своему проекту. Были заменены уплотнители, пришедшие в негодность за 20 лет, обновлена система управления, двигатель был адаптирован к американскому керосину и оснащён карданным шарниром для управления вектором тяги. И в таком виде детище советских конструкторов было сертифицировано в США и получило название НК-33/AJ-26.
       Массогабаритные характеристики: Масса: 1393 кг (сухая: 1240 кг); Длина: 3705 мм; Диаметр: 1490,5 мм.
        Рабочие характеристики: Тяга: 171 Тс в вакууме (154 Тс на уровне моря);
        Удельный импульс: 331 с в вакууме (297 с на уровне моря); Время работы: 365 с.
        С тех пор конгресс США трижды выделял деньги на разработку собственного аналога («импортозамещение!»), однако, при наличии «живого изделия» и всей документации, повторить кузнецовские изделия так и не получилось: США продолжают закупать их в России!
А теперь о самом создателе этого уникума – Николае Дмитриевиче Кузнецове.


Николай Дмитриевич Кузнецов
23 июня 191131 июля 1995
советский генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей.
Действительный член АН СССР и РАН, дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1981).
В 1982 году получил звание почётного гражданина города Куйбышев.
Биография
        Родился 23 июня 1911 г. в Актюбинске, в семье Дмитрия Матвеевича Кузнецова, рабочего-котельщика, и Марии Михайловны Кузнецовой, домохозяйки. Учился в школе крестьянской молодёжи. Трудовую жизнь начал в 1926-м учеником слесаря в ремонтной мастерской подмосковного совхоза «Комсомольская Отрада». Учился в школе крестьянской молодежи, работал трактористом. В 1930-м поступил в Московский авиационный техникум. Занимался на вечернем отделении и работал слесарем-сборщиком на моторостроительном заводе №24 имени Фрунзе...
        В 1932-м направлен ЦК ВЛКСМ на учёбу в Военно-воздушную академию. После её окончанияоставлен адъюнктом при кафедре конструкции авиадвигателей. Весной 41-го успешно защитил кандидатскую. Первый год войны прослужил в Академии преподавателем. Летом 42-гов Действующей армии, стажировался старшим инженером авиадивизии на Северо-Западном фронте. В академии читал лекции секретарь ЦК, главный «кадровик» партии Георгий Маленков. Ему 31-летний преподаватель Николай Кузнецов запомнился. Он вызвал его с фронта и назначил в октябре того же тяжелейшего военного года, в разгар переломной битвы под Сталинградом в Уфуна авиационный завод № 26 парторгом ЦК ВКП (б) по опытному производству. Через год уже по просьбе главного конструктора этого моторного завода Владимира Климова Кузнецов стал у него первым заместителем.
        Вместе трудились над разработкой и серийным выпуском знаменитых двигателей с инициалами создателя – «ВК». В конце войны у немцев появились первые реактивные истребители, которых у нас не было. И Кузнецов предложил Климову начать разработку отечественного двигателя. Тот согласился включить в план работ ОКБ научно-исследовательские проблемы по реактивной технике. Группа Кузнецова начала разбирать поступившие из Германии трофейные двигатели с немецких самолетов...
        В июле 1946-го он сменил своего выдающегося учителя на должности главного конструктора. Работа захватывала полностью, о личной жизни не думалось. Но неожиданно 36-летний Николай Кузнецов безоглядно влюбился в эвакуированную ленинградку, работавшую на уфимском заводе. Мария Ивановна стала его верным другом и пронесла любовь через всю их нелёгкую жизнь. Был переведён из Уфы в Куйбышевглавным конструктором на государственный союзный опытный завод № 2. 16 мая 1949 года Николай Кузнецов прилетел с группой конструкторов на новое место работы. Здесь, где в посёлке Управленческом уже жило и работало около 770 немецких специалистов из фирм ЮМО и БМВ, он осваивал производство отечественных реактивных двигателей, используя немецкий опыт.
        КБ Кузнецова в работе нужно было выбрать одно, генеральное направление. И он принимает решениепроектировать мощный и экономичный турбовинтовой двигатель для тяжёлой стратегической авиации, чем в СССР тогда никто не занимался. Поделился своей идеей с выдающимся авиаконструктором Андреем Туполевым. Предложение Кузнецова вскоре оказалось востребованным. Как раз в то время, в конце 1950-го года, Туполев не смог утвердить запуск в серию нового бомбардировщика Ту-85. Поршневые двигатели обеспечивали полёт на дальность почти 12 тысяч километров. Но Сталин сказал: «Зачем мы будем выпускать бомбардировщик, который не может долететь до Америки и вернуться обратно?»
        Стране нужен был межконтинентальный носитель атомного оружия. Срок жёсткийне позднее 1954 года. И Туполев вспомнил о предложениях конструктора из Куйбышева и дал «зелёную улицу» для новаторских разработок его КБ. Первый же турбовинтовой двигатель Николая КузнецоваТВ-12 (мощностью 12 тысяч л.с.) пошёл на оснащение стратегического туполевского Ту-95, серийный выпуск которого наладили на Куйбышевском авиационном заводе № 18. Его максимальная дальность позднее превысила 16 тысяч км. Страна получила прекрасный стратегический самолёт, который с 1956 года до сих пор стоит на вооружении нашей Дальней авиации.
        В том же году Николай Дмитриевич стал Генеральным конструктором. А в 1957-м ему была присуждена Ленинская премия и присвоено звание Героя Социалистического Труда за его прекрасные двигатели для стратегического «Медведя» и его пассажирского варианта межконтинентального Ту-114, на котором Хрущев даже слетал в США. Двигатели ТВ-12 получили по инициалам конструктора имя собственное – «НК-12».
        И открыли собою целое семейство «НК». КБ Кузнецова уже в 1957-м в рекордно короткий срок96 днейсоздаёт новый двигатель НК-4 для самолётов Сергея Ильюшина и Олега Антонова Ил-18 и Ан-10. Жизнь требовала больших скоростей, и коллектив КБ Кузнецова занялся разработкой турбореактивных двигателей. Один за другим появились НК-8 и его модификации для Ил-62, Ту-154, НК-144 для сверхзвукового пассажирского Ту-144, двигатели для современных ракетоносцев Ту-22 и Ту-160... А всего под руководством Николая Дмитриевича создано 57 двигателей «НК» – авиационных, ракетных, наземных газотурбинных...
        Кузнецов стоял во главе научной самарской школы, воспитавшей плеяду замечательных учёных, создал и возглавил в Самаре отделение Академии наук. Николай Дмитриевич обладал удивительной тягой ко всему новому, он был и конструктор, и технолог, и физик, и металлург. И педагог: из «школы Кузнецова» вышло 106 кандидатов и 21 доктор технических наук. Стремясь сам к ежедневному познанию, заботился о кадрах. Вместе с ректором КуАИ В. Лукачёвым обратились к министру высшего образования и в 1956 году при опытном заводе было открыто вечернее отделение № 2 «Авиационные двигатели». Николай Дмитриевич был здесь заведующим кафедрой конструкции и проектирования двигателей и научным руководителем отраслевой лаборатории. Лекции читал блестяще, пробуждал у слушателей заинтересованность и сопричастность к проблемам создания двигателей. Сейчас рождённый им факультет вырос и стал Институтом энергетики и транспорта СГАУ.
        В 1963 году генеральному конструктору Николаю Кузнецову постановлением Совмина СССР было присвоено звание генерал-лейтенанта инженерно-технической службы. Он любил военную форму за её строгость и носил её... После горбачёвской «перестройки» и распада СССР академик Кузнецов переживал, что Россия теряет славу авиационной державы. И в ноябре 1994 года с коллективом родного завода расставался очень тяжело. Уходя на пенсию, понимал, что это будет уходом из жизни и его самого. Николая Дмитриевича не стало 31 июля 1995 года.

Похоронен он в столице на Кунцевском кладбище.
        А двигатели НК до сих пор служат на военных и работают на гражданских самолётах, стали основой для газоперекачивающих установок «Газпрома» и сердцем новых, экономичных теплоэлектростанций. По решению российского правительства создается моторостроительный холдинг «Двигатели НК». Бывший завод № 2 теперь носит наименование Самарский научно-технический комплекс имени Н.Д. Кузнецова и совершенствует созданные при нём «изделия» для нашей стратегической авиациидвигателей НК-22, НК-25, НК-32...
Разработки
        Разработанные ещё в Уфимском ОКБ двигатели турбореактивные РД-12, РД-14, РД-20, «028», «003С», «018», Р-130 («032»), «012», газовая турбина ГТ-30, газотурбинный двигатель ТВ-022 и его модификация ТВ-2. Н. Д. Кузнецов разработал и двигатели для стратегической авиации, и с начала 1950-х годов создаваемые на предприятии агрегаты стали именовать новой маркировкой «НК». Одним из первых таких турбовинтовых двигателей стал НК-12. Он и на сегодняшний момент является самым мощным турбовинтовым двигателем в мире. Двигателями НК-12 оснащены стратегический бомбардировщик Ту-95, транспортник Ан-22, пассажирский Ту-114 и их модификации.
        Предприятием созданы НК-4, НК-14А, первый советский двухконтурный двигатель НК-6, НК-8, созданный для сверхзвуковых дальних бомбардировщиков, НК-22, НК-25, НК-144, который использовался на советском сверхзвуковом пассажирском самолёте Ту-144, НК-26, один из самых мощных и крупных авиационных двигателей, НК-32 для стратегических ракетоносцев Ту-160, и НК-321. В 1988 году был разработан турбореактивный двигатель НК-34 для установки на гидросамолётах, НК-86, НК-56, НК-64, НК-62, НК-63, двухконтурный НК-104, НК-105А, НК-110, НК-114, НК-44. Чрезвычайно перспективной разработкой является принципиально новый двигательвинтовентиляторный НК-93, двигатель XXI века, на 20 лет опередивший время создания, ведь повторить его строение и уникальные характеристики не удалось никому в мире.
Награды и звания Память
  • Бюст Кузнецова в поселке Управленческий.
  • Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик ракетоносец Ту-160 «Николай Кузнецов».
  • Бронзовый бюст в Самаре в сквере на пересечении улиц Победы и Ново-Вокзальной. Авторы памятника – архитектор Н. А. Красько и скульптор Михаил Аникушин.
  • Мемориальная доска в посёлке Управленческий на доме № 2 по улице Симферопольской, где жил конструктор.
  • Памятник в сквере клуба поселка Управленческий (носящем имя Николая Кузнецова). Авторы памятника – архитектор Н. А. Красько и скульптор Михаил Аникушин.
  • Мемориальная доска в честь Кузнецова на фасаде Института энергетики и транспорта СГАУ в поселке Управленческий.
  • Названы в честь Кузнецова
  • Стратегический бомбардировщик Ту-160 с бортовым номером 10.
  • Серия двигателей «НК» (Николай Кузнецов).
  • Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова.
  • Улица Академика Кузнецова.
  • МОУ Вечерняя сменная общеобразовательная школа № 10 г.о. Самары им. Н. Д. Кузнецова.

  • В оглавление