В.А. Коноваленко
Утилизация низкоградиентного тепла
        Термодинамика, строго говоря, занимается взаимопревращениями механической энергии и теплоты источника энергии в разного рода тепловых машинах, однако, ещё во времена основоположников этой области физики наметился водораздел между «двигателистами» и «холодильщиками», который со временем только увеличивался. В наше время эти две ипостаси теплотехников практически совсем не слышат друг друга, хотя и те, и другие пользуются одинаковыми терминами и общей теорией. Основным гребнем этого водораздела стало состояние рабочего тела и происходящие в нём процессы: «двигателисты» оперируют газовыми законами и смотрят на агрегатные переходы как на неизбежное зло. «Холодильщики», напротив, «молятся» на агрегатные состояния, а газовые законы для них инструмент, без которого не обойтись, хотя и очень хочется. И те, и другие совершенствуют свои изделия, добиваясь повышения кпд в лучшем случае на проценты и не замечая «смежников». Между тем над «двигателистами», в частности, уже навис дамоклов меч топливных элементов, уже сейчас, вместе с электроприводом превышающим кпд ДВС на десятки процентов.
        Именно этот водораздел мешает заметить, что «двигателисты» счастливы, получая по 300 Вт работы из каждого кДж теплоты, тогда как «холодильщики» (например, в бытовом холодильнике с аммиаком), получают тот же кДж «лишней» для них теплоты, затратив всего 90 Вт работы. Жаль, что из этого нельзя «сочинить» вечный двигатель – «холодильщики» выдают «низкотемпературную теплоту», а «двигателистам» нужна «высокотемпературная»! Но вот что интересно – различие в способах повышения эффектиности этих процессов. Двигатель тем эффективнее, чем больше разность температур нагревателя и охладителя, а холодильник – тем эффективнее, чем эта разность меньше!
        Причина вполне очевидна: скрытая теплота агрегатного перехода жидкость – пар много больше  теплоёмкости пара (на два с лишним порядка). Само собой напрашивается вывод – использовать агрегатный переход в процессе получения работы из теплоты. Технических решений здесь множество, можно, например, модифицировать двигатель Стирлинга, а можно применить роторно-лопастной двигатель (см., напр. патент на изобретение РФ № 2220308), модифицировав его так, как показано на рисунке 1:

Рис. 1. Роторно-лопастной испарительный двигатель
        На этом рисунке снизу расположен нагреватель, температура которого такова, что при существующем в нём давлении рабочее тело – жидкость. Сверху – охладитель, температура и давление в котором несколько ниже температуры и давления нагревателя, настолько, что рабочее тело в нём находится в парообразном состоянии. Разность давлений вызывает вращение ротора по часовой стрелке, в итоге жидкость в нагревателе получает возможность испаряться, совершая затем работу по вращению ротора. На рисунке 2 показаны два положения ротора, позволяющие понять происходящие процессы:

Рис. 2. Отдельные фазы работы испарительного двигателя
        Для иллюстрации рассмотрим левую часть рисунка 2. При равенстве температур нагревателя и охладителя нагреватель, рабочие полости и охладитель заполнены легко кипящим рабочим телом РТ (например, н-пентаном), причём, нагреватель и часть нижних рабочих полостей статора (под действием силы тяжести) заполнены жидкой фазой, а всё остальное – парами рабочего тела (давление должно соответствовать жидко-паровому состоянию рабочего тела). При возникновении разности температур между нагревателем и охладителем (за счёт нагрева первого или охлаждения второго) возникнет разность давлений (в полостях, связанных с нагревателем давление станет выше, чем в полостях, связанных с охладителем), что приведёт к появлению момента, вращающего ротор по часовой стрелке. При этом объём левой нижней полости станет увеличиваться, испаряя жидкую фазу РТ (отбирая у неё энергию и совершая внешнюю работу). После отсечения лопастью этой полости от нагревателя расширение продолжится до положения ротора, показанного на рис. 2 справа. Совершая работу, пары РТ охладятся и снизят давление, затем попадут в охладитель, из него в правые полости, будут сжиженны при сжатии и поступят в нагреватель. Цикл повторится.
        Понятно, что основное поглощение энергии, необходимой для совершении работы, происходит при испарении жидкого РТ, поэтому необходимо такое РТ, которое обеспечит осуществление всего цикла в области жидко-паровой фазы. Однако выбор здесь достаточно широк даже среди широко распрстранённых углеводородов.
Ниже приведена таблица свойств нескольких алканов
Показатель Этан Пропан н-Бутан Изобутан Изобутилен н-Пентан
Хим. формула C2H6 C3H8 C4H10 C4H10 C4H8 C5H12
Мол. масса  30,068 44,097 58,124 58,124 56,104 72,146
Мол. объем, м3/кмоль 22,174 21,997 21,500 21,743 22,442 20,870
Плотность газовой фазы, кг/м3;
при 0°С и 101,3 кПа 1,356 2,004 2,702 2,685 2,502 3,457
при 20°С и 101,3 кПа 1,263 1,872 2,519 2,486 2,329 3,221
Температура, °С, при 101,3 кПа:
кипения tкиn -88,6 -42,1 -0,5 -11,7 3,7 36,1
критическая tкрит, °C 32,3 96,8 152,0 135,0 155,0 196,6
Удельная теплоемкость, кДж/(кг•°С), при 0 °С и:
постоянном давлении ср 1,65 1,554 1,596 1,596 1,604 1,600
постоянном объеме сV 1,37 1,365 1,457 1,457 1,445 1,424
Скрытая теплота испарения при 101,3 кПа:
кДж/кг 487,2 428,4 390,6 383,2 299,0 361,2
кДж/л 230,2 220,1 229,7 215,0 239,4
Давление крит.ркр, МПа 4,82 4,21 3,75 3,60 4,10 3,33
        Как видно из таблицы, даже этот небольшой список позволяет выбирать диапазоны низкоградиентных интервалов температур природных источников тепла в достаточно широких пределах. Предлагаемый способ можно применить для использования тепла горячих источников (РТ – н-пентан), разности температур подо льдом и над ним в Арктике (РТ – изобутилен) и других природных источников тепла. Конечно, предлагаемые «утилизаторы» не конкуренты топливным элементам, как и ДВС, но это и не нужно. Нет смысла даже говорить о кпд, – «утилизаторы» используют «даровую» энергию и не нуждаются ни в горючем, ни в окислителе. 
В оглавление