Владимир Павлович Глушко,
Владимир Владимирович Глушко,
Виталий Владимирович Глушко.
Электромагнитная тяга
Росток затоптанного электромагнитного эфира всё же пробился
через вековую толщину современного релятивизма
«Это невозможно, но это работает.»
(Цитата из газетных и журнальных статей)
        На светлом небосводе «Комиссии по борьбе с лженаукой» РАН появилось небольшое облачко, которое в недалёком будущем может перерасти в огромный тайфун и смести с тела Российской науки это прогнившее сборище напыщенных лицемеров, выдающих себя за мудрецов, будто бы знающих все тайны природы. Речь идёт о движителе  британца Роджера Шауэра, который, как бы нарушая закон сохранения импульса, всё же создаёт тягу, способную перемещать космические аппараты.  И хотя тяга есть результат многих экспериментов, но, по мнению пресловутой комиссии, она не может иметь место в физике, даже если это строго установленный факт. Почти дословно тому, как когда-то говаривал Георг Гегель: «Если факты противоречат моей теории, тем хуже для фактов», если в этой фразе слова «моей теории» заменить на слова «нашему мнению».
        Самозабвенное убеждение в своей непогрешимости, идущее  наперекор природе, как результат отсутствия глубокого знания в безапелляционной категоричности бездоказательного вывода и самомнения барина от науки, считающего всех, занимающихся научным поиском, своими безграмотными тупыми холопами, которых можно унижать и бить плетью «общественного мнения».

Фиг.1. Роджер Шауэр со своим детищем – EmDrive
        На фиг.1 представлено фото Роджера Шауэра рядом со своим детищем – движителем, расположенном на стенде для измерения тяги (своеобразной «чаше» весов). Для получения тяги движителю Шауэра (в СМИ его ещё называют EmDrive) нужна только электроэнергия и ничего более. Сей движитель, если выразиться конкретнее и попроще, представляет собой некий особый электрический мотор, способный перемещать космические аппараты. Это не ракетный движитель, постольку он не нуждается в рабочем теле современных ракетных систем, которое отбрасывается из ракеты для получения тяги. А поэтому, если его подключить к ядерному источнику электроэнергии с длительным сроком службы, то можно осуществлять полёты не только внутри Солнечной системы, но и звёздные галактические путешествия.
        Двигатель EmDrive представляет собой устройство из магнетрона, генерирующего электромагнитные волны (сантиметрового диапазона), и резонатора, накапливающего энергию их колебаний. Внешне силовой элемент движителя (резонатор), преобразующий излучение в тягу, напоминает пустое ведро, наглухо закрытое сверху крышкой. Резонатор изготовлен из меди. И хотя из внутреннего объёма резонатора излучение не может вырваться наружу, но, тем не менее, эта конструкция создаёт тягу. Тяга направлена в сторону широкого конца «ведра». (информацию о конструкции движителя можно прочесть здесь: https://lenta.ru/articles/2016/06/20/emdrive/).
        С точки зрения современной релятивисткой физики, движительная система EmDrive считается замкнутой (отсутствует реактивная струя отбрасываемого рабочего тела ракетных систем), а поэтому полагается, что с её помощью в принципе невозможно получение какой-либо тяги. Именно из утверждения о замкнутости рассматриваемой системы следует этот безапелляционный вывод. Другим выводом из утверждения «о замкнутости» является положение о том, чтобы двигаться вперед, надо что-то из системы отбрасывать назад. На этом выводе основана вся ракетная технология.
        Есть ещё и другая сторона медали «о замкнутости системы», которая базируется на положении о не материальности пространства, основой мировоззренческой позиции современной релятивисткой физики. Она основана на том, что, поскольку материальные тела перемещаются в пространстве, то оно (пространство) должно быть не материальным, чтобы исключить какое-либо взаимодействие с ним любых природных объектов с целью получения движения. Таким образом, замкнутость системы является прямым следствием положения о не материальности пространства. Именно на глубокой вере в нематериальность пустого космического пространства зиждутся все сомнения в работоспособности EmDrive
        Напомним, что в релятивизме пространство полагают не субстанциональным, т.е. лишённым каких-либо физических (материальных) свойств. Это основное положение релятивизма, которое было узаконено специальной теорией относительности А. Эйнштейна, и на котором построено всё здание современной физики. Это положение как следствие (теорема) строго выводится из принципа относительности Галилео Галилея. Другим следствием принципа относительности является утверждение, что материальные тела с не материальным пространством (математическим, виртуальным, ментальным и т.п.) взаимодействовать не могут. А поскольку, согласно мнению апологетов релятивизма, других материальных тел в рассматриваемом случае с движителем EmDrive просто нет, то наблюдаемая тяга это, ничто иное, как «осознанное заблуждение» безграмотных исследователей (один в один как у Г. Гегеля – «….., тем хуже для фактов»).
        Для членов вышеупомянутой комиссии наблюдаемая тяга, это, ничто иное, как некая сказка Мюнхгаузена, этакое графоманство непорядочных людей, ищущих славы в мутной водице ещё нерешённых физических проблем, одна из которых – факт наличия тяги у EmDrive. Проблем, нерешённых именно ими, непогрешимыми носителями научной истины. Эти эпигоны глубоко убеждены, что с авторами таких работ (как эксперименты с EmDrive, критика принципа относительности, парадоксы с положением об одновременности разнесённых событий и т.п.) не положено дискутировать, выискивая истину (такой контакт невозможен уже только в силу занимаемого ими научного и общественного ранга). Таких авторов надо просто клеймить (создавая соответствующее общественное мнение), и не «пущать» в науку, выметая их работы (статьи) из журналов «авторитетной» метлой комиссии академической науки.
        Но поскольку EmDrive (при всём таком отношении академической науки к его реальности) всё же создаёт тягу, то возникают непростые вопросы: а почему он всё-таки работает, каков механизм получения тяги и нарушается ли при этом один из основных законов механики – закон сохранения импульса?
        Вопросы достаточно серьёзные и актуальные. Отвечая на них, современная физическая схоластика, оглядываясь на пресловутую комиссию и находясь пока в ступоре,  выдаёт  «на гора» лишь неясный лепет из экстравагантных гипотез, пытаясь спасти релятивизм – этакий злобно-активный  призрак, пугающий собой всех занятых в науке. А что ей (академической науке) ещё остаётся делать, поскольку факт наличия тяги уже не замолчишь (она в руках практической космонавтики) и дутым авторитетом его не прикроешь.

Фиг. 2. Схема работы движителя EmDrive
        Действительно, указанная электрическая машина уж очень сильно нужна современной космонавтике и её персонал бездействовать и молчать не будет. Инженеры космической техники связывают с EmDrive свои надежды, с тем, что движитель может решить многочисленные проблемы практической космонавтики и «прорубить окно» в дольний космос. А это, как ни как, целая отрасль общественного производства, с занятыми в ней миллионами людей, чьи интересы и стремления очень далеки от меркантильных интересов кучки карьеристов от науки, пекущихся только о своей синекуре (некоторые из таких гипотез можно посмотреть здесь: http://www.rg.ru/2014/08/06/dvigatel-site.html).
        Призрак релятивизма, этакое порождение  принципа относительности (реальность которого нельзя доказать ни теоретически, ни экспериментально, причём принципиально), спрятан за мощными стенами специальной теории относительности (СТО), охраняемой армией её эпигонов, стоящих у руководства современной науки. А им охранять его надо именно сейчас, как никогда ранее, поскольку движитель Роджера Шауэра в реальных экспериментах, проведённых в лабораториях нескольких мировых научных центров, показывает не нулевой результат тяги. И релятивисты чётко осознают и ясно понимают, что этот факт им никак не удастся согласовать с научным фейком современности – с теорией относительности, активно морочившей головы учёному люду последние сто лет,  с момента её создания.
        В основании теории положен не верифицируемый принцип относительности. И он, как научный фантом, хотя сейчас и почитаемый за основной закон природы, теперь уже точно растворится в воздухе начинающихся научных перемен и канет в Лету, освобождая путь для широкого изучения материальных свойств космического пространства. Ведь именно он, принцип относительности, лишал космическое пространство каких-либо физических свойств. Тогда как лишь только знания этих свойств физического вакуума позволят Человечеству осуществить межгалактические полёты; создать подобающие средства космической связи, дающие возможность связаться с другим разумом вселенной; а так же получать в изобилии энергию, хранящуюся в движении объектов Вселенной, столь необходимую для своего развития (см. книгу «Миражи современной физики»).
        Если не перечислять и не пересказывать суть экстравагантных гипотез эпигонов релятивизма, то можно доказательно утверждать, что тяга движителя своим происхождением обязана именно материальности пустого космического пространства, которому уже есть название – физический вакуум. И именно эта субстанциональность вакуума позволяет EmDrive создавать тягу, не нарушая закон сохранения импульса.
        Действительно, материальные свойства физического вакуума указывают на то, что замкнутых систем отсчёта просто нет в природе, поскольку все тела расположены и движутся в пространстве вещественного вакуума. А поэтому субстанциональность пространства необходимо брать в расчёт при объяснении работы движителя. Именно вещественность вакуума является тем недостающим «третьим телом», которое так безуспешно ищут эпигоны СТО, пытаясь спасти принцип относительности. Они хорошо понимают это, а поэтому подымают на знамя будто бы нарушенный закон сохранения импульса, упорно твердя о замкнутых системах отсчёта. Поскольку только эта их позиция позволяет внести сомнения в достоверность результатов экспериментов, а тем самым объявить справедливость положения о нематериальности пространства и, как следствие, спасти принцип относительности.
        Мы же не сомневаемся в результатах экспериментов с EmDrive, полученных пятью независимыми лабораториями разных стран, проведёнными уже даже в вакуумных камерах. Наличие тяги мы объясняем только тем, что движитель, взаимодействуя с физическим вакуумом, создаёт как раз ту силу, которая способна перемещать космические аппараты в пустом пространстве, без выброса рабочего тела. Движитель Шауэра это одна из первых ласточек не ракетной технологии, которая идёт на смену ракетной технике и которая определит будущую космическую судьбу Человечества. Наша уверенность основывается на нескольких фактах, которые получены, как в экспериментах с движителем Шауэра, так и в опытах, выполненных нашей группой.

Фиг.3. Испытания демонстрационного образца EmDrive в вакуумной камере.
        При анализе работы движителя необходимо обратить внимание на следующее важное обстоятельство, которое проявляет себя в виде электрической мощности, которая тратится на создание единицы тяги. Это величина называется «цена тяги». В тех научных центрах, где проводили испытания данного устройства (США, Россия, Китай, Германия и Англия), была  выявлена его фактическая цена тяги, которая составила в среднем 2,5 кВт затраченной электрической мощности на получение 1 ньютона тяги (1 Н). Тогда как на создания такой же самой величины тяги в 1 Н, но с помощью излучения электромагнитных волн, как это должно происходить у гипотетических фотонных ракет, потребовалась бы мощность потока фотонов в 300 МВт,  т.е. примерно в 120 тысяч раз больше. Напомним, что в EmDrive, хотя и используются электромагнитные волны, но они не излучаются в пространство, как это происходит у гипотетического фотонного движителя. Они остаются внутри объёма замкнутого резонатора. Для сравнения укажем, если вы просто включите карманный фонарик, то будете ощущать тягу в сторону противоположную от распространения луча света, равную 3,3 мкН/кВт. (см. https://polymus.ru/ru/pop-science/news/nevozmozhniy-dvigatel/).
        При этом отметим, что у современных химических ракетных движителей цена тяги равна, примерно, 350 кВт на 1 ньютон тяги. Иными словами, движитель Шауэра уже сейчас по эффективности более чем в 140 раз экономичнее традиционного ракетного движителя (данные испытаний представлены здесь: http://gearmix.ru/archives/28829; https://lenta.ru/articles/2015/08/08/emdrive/).
        Ответ на сакраментальный вопрос о том, а как такое возможно, или, если его задать в актуальной и более рациональной форме, – а какое именно физическое явление лежит в основании механизма работы этой электрической машины, будет заключён в известном физическом эффекте взаимодействия токов проводимости с электромагнитной волной.  Этот природный феномен, с одной стороны, являет собой конкретный силовой механизм взаимодействия материального тела с физическим вакуумом, а с другой – представляет собой прямое  доказательство  наличия материальных свойств у пустого космического пространства.
        Действительно общеизвестно, что электромагнитные волны (свет, радиоволны и т.п.) попадая на проводники вызывают в них движение зарядов – индуцированный электрический ток проводимости. Эта часть явления описывается законом электромагнитной индукции М. Фарадея и лежит в основе техники всех видов радиосвязи. Тогда как взаимодействие индуцированного электрического тока с магнитной составляющей этой же самой электромагнитной волны приводит к возникновению механических сил, действующих на сам проводник. Эта часть явления подчиняется общеизвестному закону Ампера, на котором базируется работа всех электрических моторов. По сути это хорошо известная волновая теория, объясняющая механизм давления электромагнитных волн на преграду.

Фиг. 4. Демонстрационный образец EmDrive, который был испытан в США,
он развивает тягу 96 миллиньютонов при входной мощности 334 ватт.
        Согласно электромагнитной теории света именно так описывается механизм взаимодействия электромагнитной волны с проводником, который лежит в объяснении эффекта давления света на поверхность. Необходимо отметить, что в согласии с гипотезой о корпускулярно-волновой природе электромагнитных волн, давление света на преграду объясняется  результатом  передачи фотонами своего импульса атомам (или молекулам), расположенным на поверхности тела. По обоим представлениям (волновой и корпускулярной) расчёты величины светового давления на преграду численно совпадают. Отметим, что согласно корпускулярной теории фотоны, которые представляют собой электромагнитные волны, движутся в пустом (не материальном) пространстве.
        Расчёты, выполненные по волновой теории, и эксперименты показывают, что индуцированные электрические токи проводимости, вызванные электромагнитной волной даже значительной мощности потока излучения, ничтожно малы и составляют величину порядка 10-12 – 10-9 ампер. Именно этим обстоятельством объясняется незначительная величина силы светового давления на преграду. Та же мизерная величина давления следует и из квантовой теории света, поскольку в ней сила давления пропорциональна величине мощности излучения, делённой на величину скорости света. Только по этой причине гипотетические фотонные ракеты фантастов не будут востребованы практикой.
        Если провести небольшой ретроспективный экскурс, связанный с историей открытия физического эффекта взаимодействия токов проводимости с электромагнитной волной, то она началась с попыток  найти ответ на следующий, казалось бы, простой вопрос. Какова будет величина силы Ампера, если электрический ток, индуцированный электромагнитной волной в проводнике, усилить, например, до значений 10-3 ампера (ма).
        По современным представлениям величина тока в 1 ма незначительна, но чтобы достичь этого значения надо усилить индукционные токи, примерно, в 10 миллионов раз.  Это можно сделать с помощью стороннего источника ЭДС точно так, как подобное делается в обычных радио и телеприёмниках, причём с сохранением  первоначальной частоты и фазы волны. Существующие радиотехнические средства позволяют довольно просто производить подобное усиление.
        В теоретических построениях не вызывало сомнений то обстоятельство, что на проводник, в случае усиления тока, со стороны электромагнитной волны, в соответствии с законом Ампера, будет действовать электродинамическая сила, прямо пропорциональная величине электрического тока. Несложные расчёты показывали, что в результате усиления индуцированного электрического тока  сила давления на проводник возрастёт точно во столько же раз, как и ток, т.е. на много порядков. Поставленные эксперименты подтвердили расчёты и показали, что давление электромагнитной волны на преграду увеличивается с ростом электротока и находится в прямо пропорциональной зависимости от величины тока. Но этот ожидаемый результат, оказалось, очень сложно (практически невозможно) согласовать с квантовой теорией электромагнитных волн.
        Действительно, по квантовым представлениям, сила взаимодействия волны с преградой не может превышать двойной величины суммарного импульса всех фотонов, которые сталкиваются  с преградой за 1 секунду. Более того, эта сила не зависит от величины тока в преграде. Для такой зависимости нужны неизвестные в физике явления взаимодействия фотонов с электротоком.
        А поскольку измеряемое усилие было реальностью, то вначале всё же предполагалось изменение свойств волны, как одного из взаимодействующих тел. Действительно, если общепринятый волновой механизм давления электромагнитных волн на преграду верен, то увеличение силы давления на преграду должно так же привести и к изменениям свойств электромагнитной волны (её характеристик), т.е. к изменению или интенсивности волны, или её частоты. Это следовало из третьего закона механики – сила действия равна силе противодействия. Однако, в результате специальных исследований выяснилось, что характеристики волны при увеличении силы взаимодействия не изменялись.
        Это обстоятельство разительно отличает волновые представления сущности электромагнитных волн от их квантовых представлений. Именно оно и факт зависимости силы давления волны на преграду от величины силы тока представляют собой суть  физического явления взаимодействия токов проводимости с электромагнитной волной.
        Совмещение этих двух особенностей явления взаимодействия токов проводимости с электромагнитной волной приводит к выводу о том, что во взаимодействии участвует не сама электромагнитная волна, как таковая (как самостоятельный объект, движущийся в пространстве), а область пространства, в которой вектор напряжённости магнитного поля волны был не равен нулю. Из этого факта следовало, что сама волна в таком взаимодействии играла роль лишь некоего своеобразного «катализатора», без которого процесс взаимодействия токов проводимости с материальным пространством (физическим вакуумом) был бы невозможен.
        Факт неизменности волновых характеристик волны позволял утверждать, что электромагнитная волна «жёстко связана» с пространством (неотделима от него) и может являться одной из характеристик его состояния – волновым процессом. Данное представление позволяет понять физику процесса электродинамического взаимодействия материальных тел с «пустотой» пространства, приводящего к появлению дополнительного импульса у материальной системы тел, по которым протекают токи проводимости. И оно же (представление) является очередным существенным шагом к пониманию физической природы массы, как у материальных тел, так и у пространства (физического вакуума). В этом представлении понятие «масса» связано не с декларируемой характеристикой объектов вселенной (некой постулируемой особой частицей или флогистоном), а с особым движением самого физического вакуума. С движением некой сплошной субстанции (его динамикой), проявление движения которого регистрируется в виде, например, известных электрических, магнитных, гравитационных  и иных полей. Причём, механизм образования этих полей не отличен от образования сил инерции.
        Если же придерживаться истории становления и развития данного направления наших исследований, то работы были начаты в 1973г. Вначале было обнаружено явление электродинамического взаимодействия электротоков с физическим вакуумом. Заявка на открытие под названием: «Явление электродинамического взаимодействия электрических токов проводимости  с электромагнитной волной», была подана в Комитет по делам и открытиям СССР 15 января 1973 года (см. заявку на открытие СССР, за № ОТ – ЕД – 319 , БС 35269 … от 15 января 1973г. автор – Глушко Владимир Павлович).
        Доклад на эту тему под таким же названием был прочитан на 3-й научно-технической сессии по проблеме энергетической инверсии (ЭНИН) (см. тезисы докладов. Москва, 1975г.). Впоследствии это явление было положено в основание конструкции электрореактивных движителей (ЭРД). Было разработано и исследовано несколько типов движителей, но лишь в 1982 г. подана заявка на изобретение СССР за № 3520657/25 под названием: «Электрореактивный двигатель». Потом прошли годы «боданий» с апологетами СТО, отстаивающими принцип относительности и не материальность пространства и на этом основании ставящими вне закона конструкции наших движителей, создающих тягу. Все заявки были отклонены именно на этом основании. Одна из таких конструкций разработанных и испытанных движителей представлена на фиг. 5 и 6. На фигуре 5 изображена  принципиальная электрическая схема движителя, а на фигуре 6 его внешний вид.
Фиг.5. 
Фиг.6.
        В 1993г. на международной выставке научных достижений и «ноу-хау», проходившей в Брюсселе, «BRUSSELS EUREKA 93», не ракетный способ передвижения в космическом пространстве и соответствующие ему электрореактивные движители (в то время мы их так называли) были признаны за единственно возможный практический способ будущего освоения дальнего космического пространства человечеством. Работе была присуждена серебреная медаль. Наградные документы показаны на фотографиях фиг. 7 и 8.

Фиг. 7. 

Фиг. 8.
        Необходимость в представлении материала по нашим исследованиям связана с тем, что ушло более четырёх десятков лет, прежде чем релятивистов России (как советской, так и сегодняшней), припёрли к стенке и заставили пока только признаться в том, что они просто не знают, откуда (или как) возникает тяга в движителе Шауэра, но они уже сейчас подспудно допускают мысль о неверности принципа относительности.
        А когда инженеры космической отрасли поставят вакуумные электромагнитные движители на космические аппараты и реальность субстанциональности космического пространства будет признана мировым научным сообществом, то лавры страны, Матери-прародительницы нового витка развития уже нерелятивисткой физической науки и по сути – новой эры Человека-космического, достанутся  уже не России, а западной науке. И вся эта несправедливость произойдёт только из-за чванства и высокомерия руководителей отечественной  науки.
        Разработанные и построенные в нашей лаборатории вакуумные электромагнитные движители создают пока небольшую тягу, не превышающую 100 мН, но даже уже сейчас они остро востребованы в современной практической космонавтике.
        Но вернёмся к движителю Шауэра, к рассмотрению физического механизма создаваемой им тяги. Согласно изложенному выше материалу, механизм получения тяги базируется на явлении взаимодействия электромагнитной волны с преградой. В процессе взаимодействия магнитная составляющая волны в поверхностном слое преграды вызывает электрические токи Фуко. Токи Фуко, взаимодействуя с магнитной составляющей этой же самой электромагнитной волны (напомним, что магнитное поле характеризует собой состояние физического вакуума) отталкиваются от вакуума с Амперовой силой, увлекая за собой преграду.
        Этот процесс является основой механизма получения тяги и он проявляет себя всегда, когда электромагнитная волна взаимодействует с преградой, например, когда свет отражается от зеркала. Однако, возникающие при этом силы мизерны (о фотонных движителях говорилось выше), тогда как в конструкции EmDrive эти силы значительны. Увеличение величины силы взаимодействия происходит в процессе интерференции электромагнитных волн в резонаторе движителя EmDrive. Движение цугов электромагнитных волн в резонаторе движителя показано на фиг. 9.

Фиг. 9. Движение цугов электромагнитных волн в резонаторе движителя
        Действительно, разные цуги электромагнитных волн, попав в резонатор, интерферируют между собой, поскольку созданы высоко когерентным источником. Общеизвестно, что магнетрон сохраняет первоначальную фазу колебаний весь промежуток времени, пока генерирует волны. В местах интерференции, где амплитуды волн складываются, индуцируются многократно увеличенные токи Фуко. Доказательство существования эффекта интерференции волн, приводящее к значительному увеличению амплитуды токов Фуко, можно проследить по тепловому разогреву стенок резонатора в тех местах, где они возникают. Это обстоятельство хорошо видно по фотографиям поверхности резонатора, которые были выполнены с помощью тепловизора (фиг.10). На снимках хорошо различимы участки поверхности резонатора, которые  были нагреты токами Фуко до существенно высоких температур.

Фиг. 10. Тепловизионные снимки
        Усиление токов Фуко за счёт интерференции приводит к увеличению и силы Ампера, а, следовательно, к значительному повышению давления электромагнитной волны на преграду в сравнении с тем, как если бы интерференции не было вовсе. Интерференцией объясняется тот факт, что в опытах разных экспериментальных групп, которые  испытывали движители EmDrive собственного изготовления, были получены разные значения тяги, а то и нулевое значение. Это связано с тем, что интерференция очень сильно зависит от геометрии резонатора, от места ввода излучения в резонатор и абсолютно не зависит от числа используемых магнетронов. Именно на это обстоятельство, т.е. на явление интерференции волн в резонаторе, на то, в каком месте она происходит (на боковых стенках, или на большем основании резонатора), ни сам Шоуэр, ни его последователи не обращали внимание. Тогда как именно интерференция увеличивает значение тяги не в разы, а на порядки.
        Описанный способ усиления токов индукции с помощью интерференции нами хорошо был изучен и применялся во всех разработанных нами электрических машинах. Например, он аналогичен способу, примененному в электромагнитной вакуумной движитель ной установке, принципиальная электрическая схема которой показана на фиг.7. В ней так же используется когерентность излучения, создаваемое различными вибраторами, которое возникает между пластинами электродов и проводящим  стержнем. В результате когерентности, электрический ток, текущий по проводящему стержню, многократно усилен, тем самым усиливая тягу движителя.
Выводы:
        Главное в происходящих сейчас событиях, не позволить эпигонам релятивизма затоптать мысль о материальности пустого космического пространства, как это было сделано во времена становления специальной теории относительности (СТО). Причём, необходимо чётко осознавать, что виной всему происходящему является не СТО (это не более, как стандартная математическая работа со строго ограниченными начальными условиями), а принцип относительности, предложенный Галилеем. Этот принцип не верифицируем, поскольку реальность существования его в природе нельзя доказать, причём, ни теоретически, ни экспериментально. Принцип относительности, его соотношение с реальностью  есть главная проблема современной физики. Именно это надо понимать самим и не дать замолчать эту проблему другим.
        И нет ни каких сомнений в том, что проблема с принципом может быть решена существующими средствами современной физики. И надо чётко осознавать конечную цель этих устремлений, которые базируются на убеждении, что доказательство субстанциональности пространства позволит инженерам разрешить все технические проблемы, связанные с современными кризисами Человечества.

В оглавление