Д-р Ал-ов
О реформах
Все грибы съедобны,
но некоторые один раз.
        25 мая в Москве состоялось заседание Экономического совета при президенте России. Совещательный орган должен выступить в роли мозгового центра и в течение ближайших полутора лет выработать свежую стратегию развития. Бывший министр финансов А. Кудрин (сейчас он руководит Центром стратегических разработок – ЦСР) возглавляет рабочую группу совета, основная задача которой – выбор приоритетных направлений для грядущих реформ. 28 мая 2015 года Кудрин презентовал доклад «Ценности перестройки в контексте современной России» (его подготовил Комитет гражданских инициатив во главе с Кудриным и Горбачёв-фонд) и призвал российские власти искать общий язык с ведущими мировыми державами (примечательно, что доклад готовили люди, в той или иной степени причастные к развалу СССР).
        «Печально, что мы сегодня снова находимся в конфронтации с Западом. Это точно тупиковый путь. Слабая Россия, к сожалению, не сможет объединить вокруг себя новых союзников, не сможет соревноваться в технологической сфере, потеряет свои военные возможности». Кудрин полагает, что ... «все американские компании хотят мирно работать в России и зарабатывать». Экономист Кудрин «не знает», что один из основных капиталистических способов повышения прибыли – разорение конкурента, именно это в конце прошлого века на примере нашей страны успешно продемонстрировали его американские консультанты и советники. Кудрин «забыл», что инициированное им размещение финансовых резервов России в американских банках под неслыханно низкий процент очень сильно помогло США выбраться из кризиса.
        Кудрин считает, что градус геополитического напряжения должен быть понижен ради экономического роста. «Отказ от амбиций позволит России нагнать страны Запада в технологическом и экономическом отношении», опять-таки «забыв», что технологическое отставание было создано Западом при его финансовом управлении путём скупки западными кампаниями наших предприятий и их последующим разорением и ликвидацией. Именно Кудрин позволил (а может быть, и обеспечил) распродажу имущества СССР иностранцам (рис. 1):

Рис. 1. Иностранный капитал в промышленности России (найдите отличие)
        По данным Госкомстата РФ в стране ещё в 1996 г. было зарегистрировано 24168 совместных и иностранных предприятий. Сумма уставного капитала по зарегистрированным предприятиям составила на 1.01.1997 г. 23,9 трлн. рублей. При этом доля зарубежных партнёров в уставном фонде достигла 75%. За истекшие 20 лет иностранные инвестиции не принесли в Россию никаких новых технологий, наоборот, «увели» из страны много наших и разработок, и разработчиков. Все технические достижения России последних лет базируются на советских заделах, которые ещё не украли наши западные благодетели-инвесторы, а многие новинки США либо получены на скупленных советских предприятиях, либо разработаны беглыми советскими инженерами и учёными (сменявшими первородство на похлёбку, что даже в Библии, мягко говоря, не одобряется), либо просто украдены. Несмотря на то, что государственной и муниципальной собственности ещё в 2009 году оставалось в России всего 8,2%, процесс перехода собственности из юрисдикции РФ в иностранную идёт через иностранные инвестиции.
        Теперь несколько слов об инвестициях, потому что именно они – главная забота и Кудрина, и нашего теперешнего МинФина, именно инвестиции, по их мнению, должны стать заботой всенародной. Если верить нашим финансистам, наше спасение и наша главная цель – инвестиции! Со страниц газет и экранов телевизоров на нас непрерывно сыплются проценты и абсолютные цифры о размерах инвестиций, о пользе «слабого» рубля и плоской шкалы налогов для повышения инвестиционной привлекательности и так далее, и тому подобное ... Можно понять политиков – для них иностранные инвесторы худо-бедно, но всё-таки своего рода гаранты лояльного отношения стран-инвесторов. А вот как понимать наших экономистов?
        Ведь инвестор – не меценат, он вкладывает свои деньги, чтобы извлечь доход, получить прибавочную стоимость, о которой так заботился К. Маркс. Ту самую, которая создаётся в стране – акцепторе инвестиций трудом её населения. То есть, принимая инвестиции, мы, мягко говоря, нанимаемся «батрачить» на инвестора, подписываем «кабалу», как это называли наши более прямолинейные предки. Кудрин и иже с ним полагают, что именно в этом выход и спасение нашей экономики! Во время кризиса 90-х наши реформаторы бросили Россию «на амбразуру» и спасли Запад. Похоже, что кудринские предложения – повторение пройденного. Вот только кто от этого выиграет?
Иллюстрацией сказанного может служить таблица – оборот (топ-5) Санкт-Петербургских компаний с участием иностранного капитала в первом полугодии 2016 года
Отрасль
Оборот (млрд руб)
Обрабатывающие производства
373
Торговля
336
Недвижимость
129
Транспорт и связь
94
Энергетика
28
Строительство
18
       Всего же по данным Петростата оборот компаний с иностранным участием составил в целом по СПб за первое полугодие 2016 года более 1 трлн руб (по Ленобласти – 336 млрд руб). Если взглянуть на рис. 1 и учесть, что инвестор не согласится на прибыль менее 10% оборота, очевидно, что только в первом полугодии этого года петербуржцы своими руками отдали иностранцам никак не менее 50 млрд руб только за «красивые глазки» (или либеральные сказки), не получив взамен ничего, кроме иностранных хозяев бывших ленинградских предприятий.
       К концу нулевых годов XXI века на социальные цели приходилось 4,1% общего объёма внутренних затрат на исследования и разработки, а на повышение экономической эффективности и технологического уровня производства и того меньше2,9%. Не случайно, что как раз в тот период были созданы так называемые институты развития. Самые известные из нихАО «Роснано» и инновационный центр «Сколково»... Недавно директор Института экономики РАН Елена Ленчук, например, заявила: «Созданные институты развития инновационной деятельности, на которые были потрачены огромные бюджетные средства, в действительности оказались неэффективными, на что указывалось и президентом РФ, и было выявлено в ходе проверок, проведенных Счётной палатой РФ» (следственное дело по обвинению экс-главы «Роснано» Леонида Меламеда в растрате 220 млн руб. завершено и ему предъявлено обвинение в организации растраты!). Не лучше обстоят дела и в «Сколково». По итогам проверки строительства этого «инновационного центра» Счётная палата также обратилась в Генпрокуратуру. Однако правительство продолжает действовать по проверенной (неработающей) схемеоно плодит надстроечные по своей сути структуры, не развивая промышленно-технологический базис.
        Недавно правительством РФ создана очередная «сервисная» структура. Премьер-министр РФ Медведев подписал распоряжение о создании автономной некоммерческой организации «Агентство по технологическому развитию» (АТР). В обязанности АТР входят сбор данных о существующих отечественных и иностранных технологиях и компетенциях, содействие приобретению их российскими предприятиями, содействие в формировании и реализации проектов по локализации технологий – то есть очередной советчик на тему, как надо работать, разумеется, платный. Председателем наблюдательного совета АТР назначен Дворкович. На работу АТР выделено в 2016 году 200 млн руб. В дальнейшем планируется, что добывать деньги агентство будет на услугах консалтинга и поддержке сделок, а также на отчислениях с продаж продукции, созданной за счёт трансфера технологий. «Всё это, надеюсь, будет способствовать импортозамещению, повышению конкурентоспособности наших компаний за счёт их модернизации, росту несырьевого экспорта», – полагает Медведев.
        На самом деле это будет содействовать консервации технологической отсталости. Ведь даже научные статьи авторы пишут так, чтобы показать правильность и завершённость проделанной автором работы. Если даже в ходе работы у автора появились новые идеи, он придержит их в тайне для дальнейших собственных исследований. Тем более это относится к технологиям. Получив готовое, мы оказываемся в конце пути, в тупике, а все возможные отклонения, в том числе и перспективные, оказываются пропущенными! Это быстрый и лёгкий, но заведомо тупиковый путь. Более того, копии, даже самые точные, не могут быть лучше оригинала по определению! Тому примеры и американские попытки повторить кузнецовский ракетный двигатель, и китайские копии Су, и индийские копии наших танков, наконец, иностранные, в том числе и лицензионные, копии «калашей» ...
        Слова о пользе трансфера технологий мы слышали при создании Роснано, Сколково и многих других подобных якобы «инновационных» проектов. Однако никаких позитивных подвижек не наблюдается. Доля России на мировом рынке наукоёмкой продукцииоколо 0,4%. Посредническая контора, очередной депозитарий никому не нужных патентоввот ближайшая перспектива АТР. А если учесть, что «заработок» сотрудников АТР не в последнюю очередь будет зависеть от «маржи» по этим трансферам, то результаты работы АТР вполне очевидны – прощай импортозамещение! Все инновации принимают у нас форму имитационных технологий. О. Бендер сказал бы: «Здесь чувствуется лапа Корейко!». Для поддержания общественного метаболизма (с симптомами диабета) этого достаточно. Для превращения страны в действительно высокотехнологичную, динамично развивающуюся державуявно маловато. Единственная польза, которую может принести «контора Дворковича», – продажа наших технологий за рубеж, то есть консервация зарубежных отставаний от нас там, где они есть!
        Учитывая опыт прошлых кудринских реформаций, безусловно, его предложения следует принять и реализовать с точностью до наоборот:
        1. Сменить ориентиры с Запада на Восток (благо США уже не самая мощная экономика мира).
        2. Считать ВВП по ППС (паритету покупательной способности).
        3. Установить прогрессивную шкалу подоходного налога (особенно, для иностранных инвесторов).
        4. Прекратить финансирование банков из бюджета. Бюджетные деньги давать непосредственно исполнителям (через казначейство), чтобы исполнители вкладывали их в банки (и получали проценты с банков, а не наоборот).
        5. Перевести финансовые резервы России из американских банков в российские (это будет очень не просто!)
        6. Системно (в пределах законодательства) исключать иностранный капитал из экономики России.
        7. Использовать опыт Китая в работе с инновациями (стимулирование налоговыми льготами).
        Эти меры не есть реформы – это нормальное поведение народа, очнувшегося от пения сирен, вставшего на ноги и трезво оценившего ситуацию.

В оглавление