Соединение Крыма
        Политическое воссоединение Крыма с Россией привело к необходимости экономического, прежде всего, транспортного и энергетического соединения, что сейчас и осуществляется максимально быстрыми темпами. Сейчас это насущно необходимо, но эти постройки в дальнейшем ожидает нелёгкая судьба. На Северо-Западном Кавказе существует повышенная сейсмичность района СочиТуапсе (до 7 баллов).
        Анапско-Новороссийский район характерен концентрацией зон пересечения разломов, тянущихся вдоль береговой линии Кавказа, с поперечными анапскими разломами. Сложность и контрастность геологической и геофизической обстановки делают вероятность возникновения сильных землетрясений в этом районе достаточно большой по сравнению с соседними районами побережья. Изучение неотектонической обстановки в этом районе также указывает на существование в недавнем геологическом прошлом очагов разрушительных землетрясений с силой не менее 9 баллов. Это означает частые сейсмические повреждения транспортно-энергетических коммуникаций. Поэтому после завершения экстренных работ необходимо искать более надёжную связь Крыма и Кубани, основанную на учёте тектонической динамики.
        Основные черты рельефа Крыма связаны с достаточно сложным геологическим строением полуострова: на небольшой территории есть и платформенные, и геосинклинальные структуры. Равнинный Крым – часть Скифской платформыэто платформенная структура, фундаментом которой служат смятые в складки палеозойские кристаллические породы, залегающие на глубине 2,56 км. Сверху кристаллические породы, как чехлом, перекрыты мощной толщей осадочных пород известняков, глин, песчаников, суглинков. Они залегают почти горизонтально и способствуют формированию равнинного рельефа.
      В настоящее время Скифская платформа испытывает дифференцированные тектонические движения: погружается Присивашье (это подтверждается внедрением вод Сиваша в устья балок, засолением грунтовых вод, подпираемых солёными водами Сиваша). Скорость опускания в районе Джанкоя1,6 мм/год, в Черноморском1,0 мм, в Евпатории0,7 мм [http://geographyofrussia.com/geologiya-tektonika-relef-kryma/]. Тарханкутская равнина поднимается. Между Скифской платформой на севере и Крымскими и Кавказскими горами на юге сформировался Индоло-Кубанский краевой прогиб. Он начинается от реки Индол в восточной части Крыма, протягивается через Керченский полуостров до реки Кубань на Северном Кавказе вдоль Ахтырского взбросо-надвига на северном склоне Западного Кавказа (в Адлерской депрессии он имеет название Пластунского надвига).
        В перспективе следует ожидать прорыва вод Сиваша через Перекоп и соединения Таманского полуострова с Керченским. Керченский полуостров интересен тем, что является неким тектоническим «мостом» от Европы к Азии, звеном Альпийского пояса гор, который соединяет Крым и Кавказ и его соединение с Таманью – вопрос времени. В связи с изложенным предлагается:
    1. Прорыть судоходный канал через Перекопский перешеек, организовав азово-черномоское судоходство вдоль Индоло-Кубанского прогиба в обход и кубанско-крымских коммуникаций, и самого Крыма. Канал должен пройти через Сивашскую впадину между Индоло-Кубанским краевым прогибом и Каркинитской впадиной.
    2. Намыть Керченско-Тамансий перешеек, продолжив Ахтырский взбросо-надвиг в северо-западном направлении и обеспечив не надводно-подводные, а наземные коммуникации, более устойчивые в сейсмическом отношении.
        Намывать перешеек, вероятно, лучше всего в районе косы Чушка (например, так, как показано на рисунке) – и расстояние минимально, и Керчь остаётся портом Чёрного моря, получая закрытую акваторию после превращения Керченского пролива в залив. Такое решение предваряет естественный ход событий, что существенно упростит эксплуатацию.

В оглавление