Соединение
Крыма
Политическое воссоединение Крыма с Россией привело к необходимости экономического,
прежде всего, транспортного и энергетического соединения, что сейчас и
осуществляется максимально быстрыми темпами. Сейчас это насущно необходимо,
но эти постройки в дальнейшем ожидает нелёгкая судьба. На Северо-Западном
Кавказе существует повышенная сейсмичность района Сочи
– Туапсе (до 7 баллов).
Анапско-Новороссийский район характерен концентрацией зон пересечения разломов,
тянущихся вдоль береговой линии Кавказа, с поперечными анапскими разломами.
Сложность и контрастность геологической и геофизической обстановки делают
вероятность возникновения сильных землетрясений в этом районе достаточно
большой по сравнению с соседними районами побережья. Изучение неотектонической
обстановки в этом районе также указывает на существование в недавнем геологическом
прошлом очагов разрушительных землетрясений с силой не менее 9 баллов.
Это
означает частые сейсмические повреждения транспортно-энергетических коммуникаций.
Поэтому после завершения экстренных работ необходимо искать более надёжную
связь Крыма и Кубани, основанную на учёте тектонической динамики.
Основные черты рельефа Крыма связаны с достаточно сложным геологическим
строением полуострова: на небольшой территории есть и платформенные, и
геосинклинальные структуры. Равнинный Крым
– часть Скифской платформы
– это платформенная структура,
фундаментом которой служат смятые в складки палеозойские кристаллические
породы, залегающие на глубине 2,5 –
6
км. Сверху кристаллические породы, как чехлом, перекрыты мощной толщей
осадочных пород известняков, глин, песчаников, суглинков. Они залегают
почти горизонтально и способствуют формированию равнинного рельефа.
В настоящее время Скифская платформа испытывает дифференцированные
тектонические движения: погружается Присивашье (это подтверждается внедрением
вод Сиваша в устья балок, засолением грунтовых вод, подпираемых солёными
водами Сиваша). Скорость опускания в районе Джанкоя
– 1,6 мм/год,
в Черноморском – 1,0
мм, в Евпатории – 0,7
мм [http://geographyofrussia.com/geologiya-tektonika-relef-kryma/].
Тарханкутская равнина поднимается. Между Скифской платформой на севере
и Крымскими и Кавказскими горами на юге сформировался Индоло-Кубанский
краевой прогиб. Он начинается от реки Индол в восточной части Крыма, протягивается
через Керченский полуостров до реки Кубань на Северном Кавказе вдоль Ахтырского
взбросо-надвига на северном склоне Западного Кавказа (в Адлерской депрессии
он имеет название Пластунского надвига).
В перспективе следует ожидать прорыва вод Сиваша через Перекоп и соединения
Таманского полуострова с Керченским. Керченский полуостров интересен тем,
что является неким тектоническим «мостом» от Европы к Азии, звеном Альпийского
пояса гор, который соединяет Крым и Кавказ и его соединение с Таманью
– вопрос времени. В связи с изложенным
предлагается:
1.
Прорыть судоходный канал через Перекопский перешеек, организовав азово-черномоское
судоходство вдоль Индоло-Кубанского прогиба в обход
и кубанско-крымских коммуникаций, и самого Крыма. Канал должен пройти
через Сивашскую впадину между Индоло-Кубанским краевым прогибом и Каркинитской
впадиной.
2. Намыть
Керченско-Тамансий перешеек, продолжив Ахтырский взбросо-надвиг в северо-западном
направлении и обеспечив не надводно-подводные, а наземные коммуникации,
более устойчивые в сейсмическом отношении.
Намывать перешеек,
вероятно, лучше всего в районе косы Чушка (например, так, как показано
на рисунке) – и расстояние минимально, и Керчь
остаётся портом Чёрного моря, получая закрытую акваторию после превращения
Керченского пролива в залив. Такое решение предваряет естественный ход
событий, что существенно упростит эксплуатацию.
В оглавление