В.А. Коноваленко
О статье «Самоорганизация или Бог»
Sermo
datur cunctis, animi sapientia paucis
–
дар речи присущ всем, мудрость души – немногим
«Самоорганизация
или Бог»
– под таким названием в мае прошлого
года в Нью Йорке увидела свет работа Б. Брухмана. Работа чрезвычайно смелая
не только потому, что её автор сознательно встал между теистами и атеистами,
объявив войну на два фронта. Она безнадёжно смелая потому, что оба противника
априорно не способны воспринимать доводы, не совпадающие с догматами их
веры. Ведь атеисты такие же догматики, как теисты, просто у них другие
«боги», что не должно сбивать нас с толку. Религий, причём официально признанных,
не один десяток, соответственно и количество богов, порой весьма экзотических,
далеко от единицы.
Так, в Лас-Вегасе
недавно возникла «Объединённая церковь бекона», мало похожая на другие
религиозные объединения. Здесь нет священнослужителей, чёткой иерархии
и богослужений как таковых. Всё началось в 2010 году, когда ведущий юмористической
передачи Пэн Жиллет предложил создать официально зарегистрированную церковь
со смешным названием, а затем потребовать для неё тех же прав, что и для
других религий. Спустя некоторое время идею комика подхватил отставной
пилот Джон Уайтсайд, который и создал Объединённую церковь бекона. За несколько
лет ОЦБ привлекла более четырёх тысяч последователей и эта цифра растёт.
Так что совершенно не существенно, кому поклоняться – Христу, Магомету,
Эйнштейну или ... бекону!
Дело не в
персоне бога и его «заповедях», дело в отношении к этим заповедям, в обращении
с содержащейся в «заповедях» информацией. Божественная неделя «сотворения
мира» ничем не лучше Теории Большого Взрыва. И то, и другое – догмы, используемые
их апостолами для жесточайших расправ с инакомыслящими. В одном случае
топором (или костром) служит Библия или Коран, в другом – СТО (ОТО) или
квантовая механика. Католики жгли еретиков и язычников, ваххабиты режут
горло иноверцам, а редакции научных журналов отказывают в публикации сомневающимся
в СТО (что для исследователя порой страшнее костра: Джордано Бруно предпочёл
костёр отречению!). За всем этим – вера в догму, а поскольку вера и смысл
несовместимы, нет ничего удивительного во взаимопереходах теист <=>
атеист. Эти два состояния отличаются только догмами, в которые верят их
апологеты.
Брухман приводит
перечень высказываний о боге физиков-нобелиантов:
Вильям
Филлипс: «Я верю в Бога. Более того, я верю в личностного Бога,
который действует в творении и взаимодейстует с творением. Я верю, что
наблюдаемая нами упорядоченность физической вселенной и исключительно тонкая
настройка всех условий, необходимых для развития жизни, указывает на разумного
Творца».
Артур
Шавлов:
«Мир настолько удивителен, что я и представить не могу,
будто бы он возник в результате чистой случайности».
Гульельмо
Маркони:
«Тайна жизни, несомненно, самая сложная проблема, когда-либо
занимавшая людские умы. Я уверен, что с того момента, как человечество
начало думать, его занимал вопрос о своём происхождении и о будущем – в
чём, собственно, и состоит вопрос жизни. Наука совершенно не способна ответить
на этот вопрос. И это было бы ужасно, не будь у нас веры».
Арно
Пензиас:
«Библия говорит о целесообразности творения. Мы повсюду
сталкиваемся с удивительными свидетельствами порядка, а порядок, как мы
знаем из опыта, обычно указывает на цель. ...Этот мир лучше всего согласуется
с идеей целенаправленного сотворения».
Альберт
Эйнштейн:
«Моя религия состоит в чувстве скромного восхищения
перед безграничной разумностью, проявляющей себя в мельчайших деталях той
картины мира, которую мы способны лишь частично охватить и познать нашим
умом».
В этих высказываниях
выдающихся физиков, казалось бы, профессиональных атеистов, нет ничего
странного – каждый из них в своё время «причастился постулатами» – аксиомами,
априорно не нуждающимися в каких-либо доказательствах, очень прочно их
усвоил (попутно на подсознательном уровне усвоил и сам метод постулирования),
а дальше всего лишь шаг до слепой веры в «Логос», или ТБВ или СТО, или
Творца ...
Странно другое
– их восторг и удивление «упорядоченностью физической вселенной
и исключительно тонкой настройкой всех условий». Уж кто-кто, а они-то
должны быть знакомы и с «методом проб и ошибок», и с вариационным исчислением,
и с результатами их применения. Просто во Вселенной эти методы существовали
и работали задолго до математиков и даже физиков-теоретиков... Бесконечная
Вселенная стационарна, но не статична, и у неё было достаточно времени,
чтобы «притереть» свои изделия к окружающим эти изделия среде.
Брухман наивно
полагает, что для атеистов «сомнение
является и правом, и обязанностью»
и именно это сомнение защитит их от слепой веры, не понимая, что «вирус
веры» уже проник в их подсознание вместе с постулатами, например,
в виде убеждения в необходимости начальных условий, как правило,
не
подвластных сомнению. Вот как, например, этот вирус проявился у
академика Я. Зельдовича:
«...вопрос о начальных условиях лежит пока
вне физики. И если не принимать постулата о том, что изначальное дано какой-то
божественной силой, то надо найти научный подход к проблеме выбора начальных
условий».
Но как научно
найти
начальные условия в бесконечной вселенной, то есть такой,
в которой начала не было? Беда в том, что физики-теоретики, в своей повседневной
работе то и дело использующие понятие бесконечности, внутренне не готовы
принять и осознать саму суть этого понятия – подсознание мешает! Ведь каждый
из них, как и любой человек, гора, планета, звезда – объект конечный во
времени и пространстве. Отсюда и поиск начальных условий (бессмысленных
в бесконечной вселенной), отсюда и ТБВ, и БОГ.
Гораздо более
резистентны к вере экспериментаторы – они-то применяют постулаты на практике!
И порой вынуждены опровергать их, поэтому «вирус веры» в их подсознании
постепенно слабеет, а у некоторых даже превращается в «антипостулатную»
вакцину. Вот, например, что говорит о бесконечности С.Л. Ковальчук:
«В Пространстве
существует бесконечное множество тел (частиц, процессов, элементов, конструкций
и т.п.). Нет и не существует наименьших и наибольших тел (частиц, процессов,
элементов, конструкций и т.д.). Всё, что существует в Пространстве всегда
из чего-то создано и, в свою очередь, является элементом более крупного
образования. Т.е. как не существует наименьшего изначального тела (группы
тел), из которых возникают (создаются, строятся и т.д.) все остальные более
крупные тела (частицы, элементы, процессы, конструкции и т.д), так и не
бывает одного наикрупнейшего конечного тела или бесконечного множества
аналогичных ему тел...
Все
процессы в Пространстве либо:
– линейно бесконечны (процесс
самоподдерживается бесконечно по продолжительности или имеет бесконечную
продолжительность);
– дискретно бесконечны (из бесконечного
множества подобных между собой процессов прекращение части из них сопровождается
возникновением такой же части новых, аналогичных прекратившимся, процессов).
– циклично бесконечны – в целях
самоподдержания процесса бесконечно по продолжительности, процесс происходит
циклически, по определенному алгоритму».
Такого понимания
понятия «бесконечности» вполне достаточно для «закрытия» вопроса и о боге,
и о самоорганизации, и об их приоритетах. Конечное «время жизни» элементов
системы не является достаточным условием конечности жизни всей системы
(примеров несоизмеримости времени жизни системы и отдельных её элементов
«несть числа»). Более того, существуют механизмы возобновления циклично
бесконечных систем.
Рассмотрим,
к примеру, чёрную дыру. Молчаливо предполагается, что чёрная дыра когда-то
возникла, какое-то время она «всасывает» в себя окружающую материю,
а затем взрывается, разбрасывая всосанную материю. Гравитация снова концентрирует
её и процесс повторяется. О бесконечности здесь речь не идёт, здесь процесс
циклично бесконечный.
Допустив четырёхмерность
чёрной дыры, легко представить
«вечную» чёрную дыру. Механизм
её действия пояснён рисунком 1, на котором показана дыра в ленте Мёбиуса.
Как видим, всасывая материю (звёздную пыль, обломки планет, планеты и звёзды),
такая дыра не перегружается, выбрасывая поглощённое в дисперсном виде где-то
весьма далеко от первоначального положения, но всё на той же поверхности
(ибо другой просто нет)!
Рис. 1. Принцип работы «вечной» чёрной дыры
Лента Мёбиуса
удобна для иллюстрации, но она имеет конечную ширину, поэтому реальные
чёрные дыры, скорее отверстия в «реторте Клейна» – четырёхмерной
бутылке Клейна, имеющей пространственно-трёхмерную «оболочку», с временно'й
«осью дыры» (подробнее смотри «Фрагменты альтернативной
физики»). Такая дыра всасывает материю, диссипирует её и выбрасывает
в то же пространство, но совсем в другом месте.
Рис. 2. Чёрная дыра – «реторта Клейна»
(редакция охотно опубликует более удачный рисунок
четырёхмерной «однопространственной»
симметричной относительно оси времени чёрной дыры)
К достоинствам
этой гипотезы относится стационарность процесса – количество материи, втягиваемого
дырой с одной стороны, находится в динамическом равновесии с выбросом с
другой. «Однопространственный» характер «конструкции» дыры обеспечивает
делокализованный возврат всосанной материи в тот же континуум, но совсем
в другом месте, поэтому о цикле речь уже не идёт.
Поговорим
о чёрной дыре такой конструкции подробнее. Допустим, что где-то в межгалактических
просторах нашего мира (НМ) существует «реторта Клейна». Оболочка «реторты»,
как и поверхность «бутылки», весьма неоднородна по кривизне – иначе её
просто не свернуть. А где тонко, там и рвётся – в месте наибольшей кривизны
существует разрыв, который мы и воспринимаем как «горлышко» чёрной
дыры, хотя дырой в широком смысле является вся «реторта». Чёрная дыра всасывает
окружающую материю и диссипирует её.
Рассмотрим
теперь сам процесс делокализации. Важнейшей характеристикой НМ является
электродинамическая постоянная с = (e0m0)-1/2.
С одной стороны, постоянная с характеризует электромагнитные
свойства НМ (e0
– электрическая, а m0
– магнитная постоянные), а с другой – пространственно-временные отношения
в нём (s2
= x2 + y2
+ z2 – с2t2
– интервал Минковского) и поэтому с определяет поведение
в НМ любых электромагнитных возмущений:
с = (vгvф)1/2,
здесь vг и
vф
– групповая и фазовая скорости соответственно.
Значения групповой
скорости (фазовая при этом определена равенством vф
= с2/vг)
позволяют классифицировать возмущения:
если vг
< с, мы говорим о брадионах (медленные объекты, от греческого
bradns
– медленный),
если vг
= с = vф,
мы имеем дело с люксонами,
если же, наконец,
vг
> с, то речь идет о тахионах (от греческого tacns
– быстрый).
Именно равенство
vг
= с = vф
послужило причиной отождествления электродинамической постоянной с так
называемой скоростью света. Теперь ясно, что и групповая, и фазовая скорости
наблюдаемых объектов (электромагнитных волн в том числе) могут принимать,
в зависимости от условий наблюдения, любые значения при сохранении единственного
ограничения:
vгvф
= с2,
что блестяще подтвердил эксперимент Вонга.
Допустим теперь,
что особые точки пространственно-временного континуума НМ, известные нам
как «чёрные дыры», имеют топологию четырёхмерных «реторт Клейна», симметричных
относительно временной компоненты НМ. Такое обособление времени вызвано
его неопределённостью в «чёрной дыре». Тогда, материя, всосанная «чёрной
дырой», остаётся в пределах нашей Вселенной и подчиняется её законам. Тяготеющий
центр «чёрной дыры», являющийся критическим сечением «горлышка» реторты
Клейна, в котором поток материи достигает скорости света, находится в динамическом
равновесии в силу закона сохранения импульса и непрерывности потока материи.
Поток материи в «горлышке» может вести себя по одному из трёх вариантов:
1. Поток материи
ламинарен как в критическом сечении, так и в расширяющейся части «горлышка».
2. Ламинарность
сохраняется вблизи оси потока, но у стенок «горлышка» возникает турбулентность.
3. За критическим
сечением поток турбулентен.
Вполне очевидно,
что характер движения потока материи после критического сечения («за дырой»)
будет определяться кривизной стенок «горлышка», которую мы воспринимаем
как массу «чёрной дыры». В «чёрных дырах» малой массы поток материи будет
вести себя подобно газовому потоку в сверхзвуковом сопле – космическом
сопле Лаваля – его скорость превысит скорость света. «Выход» такой дыры
явится интенсивным источником тахионов и дальнейшая судьба потока материи
после «чёрной дыры» малой массы относится к теории тахионов.
Сверхмассивные
«чёрные дыры», следовательно, с большой кривизной, будут практически весь
поток протекающей через них материи делать турбулентным. Это означает,
что скорость потока материи на выходе такой дыры будет меньше скорости
света, иначе говоря, такие дыры будут испускать материю с ненулевой массой
покоя – в её вещественной форме. Это генераторы вещества, компенсирующие
аннигиляцию – превращение вещественной формы материи в её полевую форму.
И, наконец,
просто массивные «чёрные дыры». По-видимому, здесь следует ожидать срыва
потока вблизи стенок, но сохранение ламинарности в центральной части потока.
В этом случае в зоне турбулентности поток материи будет принимать вещественную
форму и иметь скорость ниже скорости света. Центральная же часть потока,
сохранившая ламинарность, сохранит и скорость критического сечения, т.е.
скорость света. Такие дыры будут мощными источниками электромагнитного
излучения, сопровождаемого испусканием некоторого количества материи в
вещественной форме.
Рис. 3. Массивная чёрная дыра глазами «Наблюдателя»
Если чёрные дыры
устроены так, то они могут существовать бесконечно долго, замирая при отсутствии
материальных объектов в зоне досягаемости и вновь включаясь при их появлении.
Этакий дежурный диссипатор, обеспечивающий запуск очередного кластера вместо
исчерпавшего свой срок предшественника.
Допустив бесконечность
существования Вселенной (тоже, конечно, постулат), мы локализуем множество
ранее введённых постулатов отдельными кластерами, лишая их вселенского
статуса. Попутно мы ликвидируем Творца (Бога или ТБВ) как такового, в самом
лучшем для него случае низведя его до уровня кластерной сингулярности.
В худшем же случае Творец легко и безболезненно заменяется межкластерной
диффузией.
В вечной и
бесконечной Вселенной есть и всё то, что мы наблюдаем в нашем крошечном
кластере, и ещё многое, нами не наблюдаемое, поэтому поле познания тоже
бесконечно и его хватит и нам, и нашим потомкам. В этом поле нет только
одного – Начала, вот его-то искать бессмысленно. Так же, как Создателя-Творца
как персонифицированного, так и в виде самоорганизующегося процесса.
Вообще же,
на данном этапе наших знаний устройство Вселенной лучше всего иллюстрирует
множество миров Минковского, отличающихся друг от друга хотя бы одной деталью
(напр., ориентацией спинов пары электронов). Каждый такой мир стационарен,
а динамика обеспечена переходами из одного мира в другой. Так это выглядит
сейчас, завтра всё может быть иначе.
Примечание редакции. Упоминание автором «Святого бекона» совсем не
беспочвенно – среди множества официально признанных конфессий есть
и весьма экзотические, например, Церковь Летающего Макаронного Морстра.
В 2005 году американец Бобби Хендерсон в знак протеста против решения департамента
образования штата Канзас, требующего ввести в школьный курс концепцию «разумного
замысла» как альтернативу эволюционному учению, решился на реформы.
«Символ веры» ЦЛММ – Летающий Макаронный
Монстр
В открытом письме на своем веб-сайте он подробно описал концепцию веры
в сверхъестественного Создателя, похожего на макароны и тефтели – Летающего
Макаронного Монстра. 29 февраля 2016 года Министерство внутренних дел Новой
Зеландии разрешило проводить обряд венчания в церкви Летающего Макаронного
Монстра и предоставило религиозной организации соответствующую лицензию.Тем
самым власти страны признали Пастафарианскую церковь религиозным учреждением.
С момента своего появления культ Летающего макаронного монстра обзавелся
сотней тысяч последователей по всему миру.
Российский вариант «Символа веры»
Любители поесть и одновременно вознести хвалу Творцу не обошли стороной
и Россию. В июле 2013-го было зарегистрировано религиозное объединение
«Русская пастафарианская церковь» (РПЦ). Церковь полностью укомплектована:
паства, епископы и даже пастриарх, именующий себя Кама Паста I. «Мы не
устанавливаем какие-то конкретные обряды, которые миряне обязаны соблюдать.
Главное для нас – это согласие с восемью заповедями «Лучше бы ты этого
не делал» и жизнь в соответствии с ними»... Второй пастриарх РПЦ взял себе
церковное имя Хусама Паста Второй (или просто Ху). Третьим Пастриархом
в ноябре 2014 назначен Пюра Паста Третий. А чтобы стать епископом, необходимо
успешно пройти катехизацию, доказать знание канона и способность нести
слово макаронное неофитам. Так что шансы есть у всех.
Однако, беконом и макаронами вопрос не исчерпывается – официально
признаны: Церковь Диего Марадоны, Церковь креативности, религия Нации Яхве
во главе с Яхве бен Яхве ... Хорошо хоть, что нововеры епитимий ещё не
выдумали. Хотя ЦДМ уже требует первенца называть Диего...
В
оглавление