Умер один из создателей «ядерного щита» России

19 марта 2016 г. на 99-м году жизни скончался Аркадий Адамович Бриш – один из создателей ядерного оружия, главный конструктор, затем почётный научный руководитель ВНИИ автоматики им. Н. Л. Духова. Под его руководством и при участии создана система подрыва с внешним импульсным нейтронным источником, проведена разработка многочисленных ядерных боеприпасов, бортовых приборов автоматики и контроля и многое другое.
        Биография. Аркадий Адамович Бриш родился в Минске 14 мая 1917 г. в семье учителя. Младший ребенок в семье, он «переболел» увлечениями трёх старших братьев: ставил физические опыты, экспериментировал в химической лаборатории, изучал повадки птиц, занимался спортом. Трудовую деятельность начал в 1933 году электромонтёром в вечерней школе Западной железной дороги в Минске. В 1940 году окончил физический факультет Белорусского государственного университета по специальности «физика» и до начала Великой Отечественной войны работал в Институте химии Академии наук Белорусской ССР. В 1937 – 1941 годах был ответственным секретарём, а затем председателем Белорусского совета ДСО «Наука».
        С первых дней Великой Отечественной войны Аркадий Адамович стал активным участником подполья, организовав вокруг себя группу из восьми человек. Они вели нелегальное слушание радиопередач из Москвы, создавали явочные квартиры, тайники с оружием и боеприпасами, добывали для партизанских отрядов радиоприёмники и медикаменты, проводили разведывательные операции, вовлекали советских людей в партизанские отряды. Бришу принадлежит решающая роль в спасении и сохранении архива белорусского писателя Якуба Коласа, в организации вывоза из Минска оборудования для подпольной типографии. Под угрозой провала в декабре 1941 года он ушёл в партизанскую бригаду им. Ворошилова, действовавшую в Узденском районе, став разведчиком штаба партизанской бригады.
        За  доблесть и мужество, проявленные  в боевых операциях в тылу врага  в период Великой Отечественной войны, Бриш был награждён орденом Красной Звезды, медалью «Партизану Отечественной войны» I степени и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Участник партизанского парада, состоявшегося в Минске в 1944 году. Из боевой характеристики БРИШ Аркадия Адамовича:
     «Тов. БРИШ А. А. рождения 1917 года, белорус, член ВЛКСМ с 1931 года, вступил в ряды партизан в декабре 1941 года и, работая в качестве связного-разведчика, выполнял ряд заданий по даче разведданных о гарнизонах противника, доставке оружия, а также организовал отправку людей в партизаны. Тов. БРИШ А. А. организовал в г. Минске подпольную группу в количестве 8 человек, выполнявших задания бригады, наладил нелегальное радиослушание, построил и доставил в бригаду радиоприёмник с полным питанием. Тов. БРИШ А. А. организовал вывозку из г. Минска в партизанскую бригаду большого количества боеприпасов, оружия, пишущей машинки, медикаментов, бумаги и мастики для подпольной типографии, а также различных разведданных о противнике...»
        В 1944 году Бриш был направлен для продолжения научной работы в Москву, в Институт машиноведения АН СССР. В 1947 году Аркадий Адамович был откомандирован в КБ-11 (ныне РФЯЦ-ВНИИЭФ, город Саров). Бриш внёс существенный вклад в создание первой атомной бомбы. Он  занимался разработкой электродетонаторов и системы возбуждения детонации атомного заряда. В 1948 году возглавил группу сотрудников, которой были получены надёжные значения давления детонации, гарантирующие работоспособность атомного заряда. Бриш активно участвовал в разработке и подготовке испытания первой атомной  бомбы на Семипалатинском полигоне. После первых испытаний он возглавил разработку новой системы подрыва и нейтронного инициирования, которая позволила увеличить мощность ядерного заряда и была успешно испытана в 1954 году.
        В 1955 году Бриш был переведён в  Москву, в филиал № 1 КБ-11 (ныне ВНИИА) в качестве заместителя главного конструктора, а в 1964 г. назначен главным конструктором. На посту главного конструктора ВНИИА на протяжении 33 лет Бриш занимался всем комплексом вопросов, связанных с разработкой, производством  и эксплуатацией ядерных боеприпасов.  Под его руководством и при его личном участии был выполнен ряд работ, имеющих большое государственное значение, разработаны, испытаны и переданы в серийное производство многие образцы новых высокоэффективных ядерных боеприпасов для комплексов оружия различных видов Вооружённых Сил. Бриш – участник многочисленных воздушных  и подземных ядерных испытаний  на Семипалатинском и Новоземельском испытательных полигонах.
        Доктор технических наук, профессор Бриш за выдающийся вклад в создание отечественного ядерного оружия был удостоен звания Героя Социалистического труда, стал лауреатом Ленинской и Государственной премий, премии правительства РФ. Он награждён четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской Революции, орденом Знак Почёта. Ему присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники». В 2008 году Бриш удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством IV степени».
    Награды и премии:
Награды:
    Герой Социалистического Труда
    Орден «За заслуги перед Отечеством» IV ст.
    Орден Знак Почёта
    Четыре Ордена Ленина
    Орден Октябрьской Революции
    Орден Отечественной войны II степени
    Два Ордена Трудового Красного Знамени
    Орден Красной Звезды
    Медаль «Партизану Отечественной войны» I ст.
    Медаль «За победу над Германией»
    Медаль Жукова
    Медаль «Ветеран труда»
    Девять Юбилейных медалей
Премии:
    Ленинская премия
    Государственная премия СССР
    Премия Правительства РФ
Другие знаки отличия:
    Заслуженный деятель науки РФ
    Почётная грамота Правительства РФ

Из воспоминаний А.А. Бирша:
        ... «Когда я приехал в Саров, руководство почему-то решило, что меня нужно использовать на разработке методик каких-то исследований, каких-то спорных моментов. Меня впутывали в такие вопросы, в которых нужно было срочно разобраться и обязательно получить ответ. Мне всегда хотелось участвовать в такой работе, мне это нравилось и всегда удавалось получить ответ на самый, как казалось вначале, неразрешимый вопрос. Меня это радовало и вселяло уверенность в том, что можно браться за сложные вопросы и добиться их решения.
        Конечно, не одному, а вместе с коллективом, который необходимо не только увлечь, но и быть требовательным. Сейчас, прожив большую жизнь, я понимаю, что эти методы себя оправдали. Если будешь много думать, исследовать, разбираться, то задача будет решена, при условии, конечно, что она правильно сформулирована и не противоречит законам природы. Так я стал специалистом по решению каких-то уникальных, новых задач, которые не имели аналогов. Мы не повторяли ничего, брались за решение оригинальных вопросов. Конечно, их труднее решать, чем делать аналоги и идти проверенным путём. Но идти по неизведанным путям много интереснее и, конечно, победа над решением такой задачи доставляет громадное удовольствие.
        ... Когда я приехал на объект, для меня открылась возможность участия в крупных, новых работах в неизведанных областях. Творческая обстановка взаимной помощи, взаимных консультаций и взаимного желания успешно решить поставленные задачи, всё это создало совершенно новую атмосферу. Мне очень хотелось работать, хотелось сделать что-то новое, оригинальное. У всех, кто приехал в Саров, было неиссякаемое желание сделать отечественную атомную бомбу. Люди, которые приехали, это было военное поколение фронтовики или работники тыла с оборонных предприятий. Перед нами была поставлена чёткая задача, мы знали, что нужно делать, и каждый находил себе место. Проблема была в другом. Никто не занимался такой работой до нас, не было исследований происходящих процессов, не было никаких методических разработок. В результате нам удалось за два года не только разработать конструкцию, но и провести нужные исследования и сделать образец бомбы для испытаний.
        ... На мой взгляд, это было чудо. Слишком короткое время, слишком большая ставка, слишком большой риск. Во всех вопросах разбирались сообща, были сомнения, возражения, но всё это преодолевалось. И.В. Курчатов, Я.Б. Зельдович, Ю.Б. Харитон это были крупные учёные, поэтому пришел и успех, хотя очень небольшой элемент сомнения был. Подготовка была идеальная, и она завершилась триумфальной победой. Эта победа произвела сильное впечатление и на руководство страны, которое поверило нашему коллективу, и на сам коллектив, который понял, что может делать, поэтому так легко рождались и водородная бомба, и термоядерная бомба, и так успешно мы занимались расширением работ по производству ядерных боеприпасов: ракет, торпед, самолётов-снарядов.
        ... Помню, когда в 1955 году заканчивали работу над термоядерной бомбой , мне так хотелось, чтобы всё получилось хорошо, что я ходил и гладил бомбу. Автоматику, используемую в этой бомбе, я испытывал на лётных испытаниях на Керченском полигоне. Много сил я вложил в неё»...

В оглавление