Дополненная реальность (augmented reality, AR) – среда с прямым или косвенным
дополнением физического мира цифровыми данными в режиме реального времени
при помощи компьютерных устройств. По сути и несмотря на название,
эти технологии могут как дополнять окружающий мир объектами мира виртуального,
так и устранять из него объекты – возможности AR ограничиваются лишь возможностями
соответствующих устройств и программ.
Рис. 1. Голограмма глобуса в рабочем кабинете
(вид через очки, реально никакого глобуса нет)
На сегодняшний день почти все решения на основе дополненной реальности
выполняют исключительно приведённую в названии функцию. Мировой рынок дополненной
реальности с игровыми, автомобильными, медицинскими, рекламными, оборонительными,
образовательными и геолокационными приложениями растёт «не по дням, а по
часам». Сейчас в технологиях одновременного взаимодействия пользователя
с реальным и виртуальным мирами задействованы лишь слух и зрение, и, при
условии встраивания в будущие системы AR сообщающих пользователю тактильные
ощущения устройств, область их применения может быть значительно расширена,
выйдя за рамки информационных и развлекательных решений. Потенциал этих
технологий огромен.
Факты о дополненной реальности
Носимые устройства дополненной реальности принято делить на конструкции
с надеваемыми на голову мониторами и устройства, в которых изображение
проецируется на сетчатку глаза пользователя. Хрестоматийными примерами
работы технологий дополненной реальности являются демонстрация линии офсайда
в футбольных матчах и электронные шлемы военных лётчиков, предоставляющие
им информацию о состоянии борта и системах вооружения, а также данные с
радаров.
В снаряжение пилота малозаметного истребителя-бомбардировщика F-35 Lightning
II компании Lockheed Martin входит шлем дополненной реальности, позволяющий
ему видеть окружающее пространство так, будто между ним и происходящим
снаружи нет преграды в виде кабины.
В необходимый для создания устройства дополненной реальности набор комплектующих
входят процессор, дисплей, камера и электроника, определяющая положение,
такая как акселерометр, GPS и компас. Таким образом практически идеальным
гаджетом для массового распространения AR-технологий стал современный сенсорный
смартфон. Дополненная реальность уже применяется в медицине, навигации,
военных конфликтах, искусстве, дизайне, биологии, архитектуре, археологии,
переводах, офисной работе и прочих видах человеческой деятельности.
Производитель двигателей для ракет-носителей «Протон-М» планирует с 2016
года внедрить очки дополненной реальности в процесс сборки. Об этом сообщается
на сайте Роскосмоса. Отмечается, что дополненная реальность позволит получать
трёхмерное изображение сборки ряда узлов и агрегатов двигателя, а также
поможет работникам установить последовательность её выполнения. Первые
очки дополненной реальности, выполненные в сотрудничестве с компаниями
Epson, ПАО «Протон-ПМ» и Региональным центром инжиниринга, были представлены
на Пермском инженерно-техническом форуме в ноябре 2015 года. Очки дополненной
реальности Epson Moverio BT-200 поступили в продажу в 2014 году. Корпорация
Microsoft уже в первом квартале 2016 года планирует представить ряду разработчиков
приложений свои очки дополненной реальности Hololens, которые обойдутся
покупателям в 3 тысячи долларов.
Существующие
устройства
Рис. 2. Существующие устройства дополненной реальности
Google Glass.
Очки дополненной реальности Glass разрабатываются компанией Google и являются
автономным носимым устройством, управляемым посредством голоса и жестов.
Тестирование Glass началось в 2012 году, а релиз первых устройств, предназначенных
для разработчиков программного обеспечения, состоялся в 2013 году. Этот
же год должен стать годом релиза потребительской версии устройства.
Vuzix Wrap
1200AR. За $1500 уже сегодня можно приобрести очки дополненной реальности
Wrap 1200AR производства американской компании Vuzix. Они не автономны,
содержат две VGA-камеры на внешней стороне «линз», которые захватывают
стереоскопическое изображение и передают его на два дисплея с разрешением
852?480 у каждого, чтобы пользователь смотрел получающийся видеопоток
– дополненный или нет – в 3D.
Кроме того, новинка оснащена датчиками, отслеживающими положение головы.
На деле получаемое пользователем изображение аналогично картинке с 75-дюймового
экрана с расстояния десяти футов (около трёх метров).
Smart Glasses
M100. Помимо неавтономных продуктов, Vuzix собирается начать продажи
автономного устройства Smart Glasses M100 на Android 4. Единственный WQVGA-дисплей
очков выполнен с соотношением сторон 16:9 и воспринимается пользователем
как 4-дюймовый дисплей на расстоянии 35 см, то есть примерно как смартфон.
Дисплей довольно яркий – 2000 нит,
что позволяет использовать его при довольно ярком свете. Камера снимает
в разрешении 1280?720. Процессор – OMAP4430
частотой 1 ГГц, объём оперативной памяти
– 1 ГБ, флеш-памяти – 4 ГБ.
На устройстве есть несколько физических кнопок: «включение», «выбор» и
«громкость».