О дополненной реальности
(краткий обзор)
        Дополненная реальность (augmented reality, AR) – среда с прямым или косвенным дополнением физического мира цифровыми данными в режиме реального времени при помощи компьютерных устройств.  По сути и несмотря на название, эти технологии могут как дополнять окружающий мир объектами мира виртуального, так и устранять из него объекты – возможности AR ограничиваются лишь возможностями соответствующих устройств и программ.

Рис. 1. Голограмма глобуса в рабочем кабинете
(вид через очки, реально никакого глобуса нет)
        На сегодняшний день почти все решения на основе дополненной реальности выполняют исключительно приведённую в названии функцию. Мировой рынок дополненной реальности с игровыми, автомобильными, медицинскими, рекламными, оборонительными, образовательными и геолокационными приложениями растёт «не по дням, а по часам». Сейчас в технологиях одновременного взаимодействия пользователя с реальным и виртуальным мирами задействованы лишь слух и зрение, и, при условии встраивания в будущие системы AR сообщающих пользователю тактильные ощущения устройств, область их применения может быть значительно расширена, выйдя за рамки информационных и развлекательных решений. Потенциал этих технологий огромен.
        Факты о дополненной реальности
         Носимые устройства дополненной реальности принято делить на конструкции с надеваемыми на голову мониторами и устройства, в которых изображение проецируется на сетчатку глаза пользователя. Хрестоматийными примерами работы технологий дополненной реальности являются демонстрация линии офсайда в футбольных матчах и электронные шлемы военных лётчиков, предоставляющие им информацию о состоянии борта и системах вооружения, а также данные с радаров.
        В снаряжение пилота малозаметного истребителя-бомбардировщика F-35 Lightning II компании Lockheed Martin входит шлем дополненной реальности, позволяющий ему видеть окружающее пространство так, будто между ним и происходящим снаружи нет преграды в виде кабины.
        В необходимый для создания устройства дополненной реальности набор комплектующих входят процессор, дисплей, камера и электроника, определяющая положение, такая как акселерометр, GPS и компас. Таким образом практически идеальным гаджетом для массового распространения AR-технологий стал современный сенсорный смартфон. Дополненная реальность уже применяется в медицине, навигации, военных конфликтах, искусстве, дизайне, биологии, архитектуре, археологии, переводах, офисной работе и прочих видах человеческой деятельности.
        Производитель двигателей для ракет-носителей «Протон-М» планирует с 2016 года внедрить очки дополненной реальности в процесс сборки. Об этом сообщается на сайте Роскосмоса. Отмечается, что дополненная реальность позволит получать трёхмерное изображение сборки ряда узлов и агрегатов двигателя, а также поможет работникам установить последовательность её выполнения. Первые очки дополненной реальности, выполненные в сотрудничестве с компаниями Epson, ПАО «Протон-ПМ» и Региональным центром инжиниринга, были представлены на Пермском инженерно-техническом форуме в ноябре 2015 года. Очки дополненной реальности Epson Moverio BT-200 поступили в продажу в 2014 году. Корпорация Microsoft уже в первом квартале 2016 года планирует представить ряду разработчиков приложений свои очки дополненной реальности Hololens, которые обойдутся покупателям в 3 тысячи долларов.
        Существующие устройства

Рис. 2. Существующие устройства дополненной реальности

        Google Glass. Очки дополненной реальности Glass разрабатываются компанией Google и являются автономным носимым устройством, управляемым посредством голоса и жестов. Тестирование Glass началось в 2012 году, а релиз первых устройств, предназначенных для разработчиков программного обеспечения, состоялся в 2013 году. Этот же год должен стать годом релиза потребительской версии устройства.
        Vuzix Wrap 1200AR. За $1500 уже сегодня можно приобрести очки дополненной реальности Wrap 1200AR производства американской компании Vuzix. Они не автономны, содержат две VGA-камеры на внешней стороне «линз», которые захватывают стереоскопическое изображение и передают его на два дисплея с разрешением 852?480 у каждого, чтобы пользователь смотрел получающийся видеопотокдополненный или нетв 3D. Кроме того, новинка оснащена датчиками, отслеживающими положение головы. На деле получаемое пользователем изображение аналогично картинке с 75-дюймового экрана с расстояния десяти футов (около трёх метров).
        Smart Glasses M100. Помимо неавтономных продуктов, Vuzix собирается начать продажи автономного устройства Smart Glasses M100 на Android 4. Единственный WQVGA-дисплей очков выполнен с соотношением сторон 16:9 и воспринимается пользователем как 4-дюймовый дисплей на расстоянии 35 см, то есть примерно как смартфон. Дисплей довольно яркий2000 нит, что позволяет использовать его при довольно ярком свете. Камера снимает в разрешении 1280?720. ПроцессорOMAP4430 частотой 1 ГГц, объём оперативной памяти 1 ГБ, флеш-памяти4 ГБ. На устройстве есть несколько физических кнопок: «включение», «выбор» и «громкость».
В оглавление