Сухой Павел
Осипович (1895-1975)
Сухой Павел Осипович
(1895-1975), выдающийся советский авиаконструктор, дважды Герой Социалистического
Труда, лауреат Сталинской, Ленинской и Государственных премий СССР.
Биография
Родился 22 июля 1895 года в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии
Российской империи, (ныне – город
Глубокое Витебской области, Республика Беларусь) в семье учителя народной
школы. Белорус.
Андрей Сухой, дед Павла Сухого по отцовской линии, был небогатым белорусским
крестьянином. Отец Павла, Осип Андреевич Сухой, крестьянствовал вместе
с отцом. Обнаружил в детстве незаурядные способности. На «мирские средства»
– деньги, собранные односельчанами
«всем миром», – получил
образование в Учительской семинарии. Затем работал учителем в родном селе.
Женился на белорусской девушке. Мать, Елизавета Яковлевна Гисич, предположительно,
домохозяйка. В семье Сухих было шестеро детей
– пять девочек и один мальчик
– Павел. В 1900 году отцу предложили
заведовать Школой для детей железнодорожников в Гомеле и семья переехала
в город. Первоначально семья Сухих снимала квартиру рядом со Школой. Помимо
преподавательской деятельности Осип Андреевич организовал для учеников
Школы кружок хорового пения, которым и руководил.
Сосед по дому, инженер-железнодорожник, симпатизировавший Сухим, дал Осипу
Анреевичу денег взаймы без процентов, в рассрочку на несколько лет. На
эти деньги рядом с железной дорогой был куплен участок земли и построен
добротный дом: четыре комнаты, кухня и веранда. Семья Сухих посадила сад,
разбила огород и завела корову и кур. Отец, Осип Андреевич, собрал в своём
доме большую личную библиотеку, любил музыку и хоровое пение. В доме Сухих
все увлекались чтением, игрой на скрипке и пением. В семье также общими
усилиями выпускался домашний молодёжный рукописный журнал «Молодая поросль».
В журнал дети охотно писали рассказы, стихи, рассказывали о своих впечатлениях,
помещали рисунки и дружеские шаржи.
В 1905 года Павел поступил в Гомельскую мужскую гимназию. Окончил гимназию
в июне 1914 года, имея оценку «хорошо» по латинскому и немецкому языкам
и отличные оценки по остальным десяти предметам. В «Аттестате зрелости»
сделана следующая запись:
«Дан сыну начального учителя из крестьян... в том, что вступив в Гомельскую
гимназию 16 августа 1905 года, обучался в ней по 8.VI.1914 года. Во внимание
к постоянному отличному поведению и прилежанию и к отличным успехам в науках,
в особенности же в математике и физике, Педагогический Совет постановил
наградить Павла Сухого Серебряной медалью».
В дальнейшем Павел Сухой свободно читал авиационную техническую литературу
на немецком языке, а также, хорошо владея латынью, со словарём
– на ряде европейских языков
– английском, французском, итальянском
и других, что в значительной степени повлияло на его успехи в инженерной
и административной деятельности. Павлу Сухому позднее также помогали переводить
техническую литературу – с
французского – жена
Софья, с английского и французского языков
– дочь Ирина.
Рассказывая дочери Ирине о своём отрочестве, Павел Сухой отметил, что самым
сильным впечатлением этих лет были показательные полёты над Гомелем аэроплана,
который пилотировал русский авиатор Сергей Уточкин. Полёты проходили в
рамках публичных гастролей Уточкина по городам Российской империи. Павел
Сухой вспоминал:
«...Я шёл с ребятами из гимназии, и вдруг над нашими головами пролетел
аэроплан. Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не
птица, а человек летит над нами!»
Павел Сухой мечтал поступить в Императорское Высшее техническое училище
в Москве, – единственное
учебное заведение Российской империи, где изучались теоретические и технические
проблемы воздухоплавания на аппаратах тяжелее воздуха. Отец, Осип Сухой,
в 1914 году выслал необходимые для поступления документы в Москву своему
родственнику. Тот, опасаясь утери документов, подал в Приёмную комиссию
только копии. По этой причине Павлу Сухому в сдаче вступительных экзаменов
в ИВТУ было отказано. Несмотря на это Павел едет в Москву и сам подаёт
документы теперь уже в Московский университет. Успешно сдав вступительные
экзамены, Павел Сухой стал студентом Математического факультета университета.
Через год, покинув Московский университет, в 1915 году Павел Сухой вновь
поступает в Техническое училище, успешно сдаёт вступительные экзамены и
зачисляется на первый курс Училища. Здесь Павел стал членом Кружка воздухоплавания,
который создал и которым руководил профессор Николай Жуковский.
Вооружённый конфликт в Европе перерос в Мировую войну. В 1915 году, по
достижении призывного возраста Павел Сухой был мобилизован на военную службу
в российскую армию. После обучения в Школе прапорщиков послан на Западный
фронт в действующую армию, где служил в артиллерии.
Когда в 1917 году фронт развалился, Павел Сухой вернулся в Москву, но Техническое
училище было закрыто. Тогда он принял решение вернуться на родину в Белоруссию
в родительский дом в Гомеле. Павлу Сухому было предложено место учителя
математики в небольшом городе Лунинец, неподалеку от Брест-Литовска, в
Западной Белоруссии. В этой школе он познакомился с молодой учительницей
французского языка Софьей Феликсовной Тенчинской, своей будущей женой.
В 1919 году Павел Сухой, Софья Феликсовна и несколько других учителей,
спасаясь от продвигающихся польских войск, вынуждены были выехать в Гомель.
Здесь они продолжали учительствовать в Школе для детей железнодорожников,
которой заведовал отец Осип Андреевич Сухой. Добывая в окрестных деревнях
продукты для семьи Павел заболел сыпным тифом, а затем перенёс скарлатину,
которая дала осложнение на горло. Имея хороший слух и приятный тенор, в
юности в кругу семьи Павел иногда пел. Теперь, после перенесённого заболевания
он даже говорил приглушённо, с трудом. Быть может, поэтому в дальнейшем
– говорил мало и прослыл «молчуном».
По этой причине коллеги по работе полагали, что Павел Сухой «несколько
суховат» в общении.
В 1920 году вышло Постановление СНК о возвращении студентов в высшие учебные
заведения. Летом 1921 года Павел Сухой принял решение ехать в Россию с
намерением продолжить учёбу в Техническом училище в Москве. Осенью 1921
года Павел Сухой вернулся в знакомые ему аудитории Технического училища
в Москве. В 1923 году из Гомеля в Москву приехала и Софья Феликсовна
– помочь овдовевшей сестре, оставшейся
с малыми детьми. Белоруска стала преподавать иностранные языки в Институте
физкультуры. Павел и Софья случайно встретились на улицах Москвы. Павел
Сухой сделал землячке предложение стать его женою. Софья ответила согласием.
Они поженились. Молодожёны жили вначале в маленькой комнатке Софьи. Здесь
у них в 29 апреля 1925 года родилась дочь Ирина. Позднее, в 1932 году родился
сын Дмитрий.
Днём Павел Сухой учился в МВТУ, а вечерами подрабатывал в Конструкторском
бюро Николая Васильевича Фомина, где проектировались дирижабли. Павел также
продолжал занятия в авиационном кружке при Училище. Летом семья уезжала
на родину в родную Белоруссию. Здесь в Гомеле их радушно принимали в доме
отца Павла. Осип Андреевич Сухой продолжал руководить своей школой и ему
было присвоено звание «Народный учитель Белоруссии».
В начале 1924 года Павел Сухой стал работать чертёжником в Экспериментальном
отделе Центрального аэрогидродинамического института. В этом же году студент
Павел Сухой приступает к работе над дипломным проектом «Одноместный
истребитель с мотором 300 л.с»
под руководством А.Н. Туполева. Защита дипломного проекта прошла успешно.
В свидетельстве об окончании Московского Высшего технического училища,
написано:
«В марте 1925 года Павел Осипович Сухой подвергся испытаниям в Государственной
квалификационной комиссии и защитил диплом на тему: «Одноместный истребитель
с мотором 300 лошадиных сил». Павлу Осиповичу Сухому присваивается квалификация
инженера-механика».
Андрей Туполев разглядел в Павле Сухом талант авиационного конструктора
и пригласил молодого инженера на работу в АГОС
– Конструкторский отдел ЦАГИ в
Москве. Павел согласился и был направлен в Конструкторскую бригаду А. Н.
Путилова на должность инженера-конструктора. С 1925 по 1931 гг. под руководством
А.Н.Туполева П.О.Сухой принимает участие в создании самолётов И-4 (АНТ-5),
ТБ-1 (АНТ-4), ТБ-3 (АНТ-6), Р-3 (АНТ-3), Р-7 (АНТ-10), АНТ-9 и торпедных
катеров ГАНТ-3, Т-3, Г-3, Г-5, Г-8, Г-6.
В апреле 1932 г. П.О.Сухого назначают руководителем бригады по проектированию
и постройке знаменитого впоследствии самолёта РД («Рекорд
Дальности»,
АНТ-25). Требование дальности полёта РД привело к созданию крыльев необычно
большого удлинения (13,1), а задача сохранения прочности была блестяще
решена размещением бензина в кессоне крыла. На этой машине, как известно,
были успешно совершены дальние перелёты, в том числе через Северный полюс
в Америку экипажами В.П.Чкалова и М.М.Громова, и установлены два мировых
рекорда дальности (по прямой и по замкнутому маршруту) без посадок. «Это
была превосходная во всех отношениях машина, по тому времени лучшая в мировой
практике самолётостроения»,
– так отозвался о самолёте один
из участников перелётов А.В.Беляков.
На базе РД бригада П.О.Сухого сконструировала одномоторный бомбардировщик
ДБ-1, а затем двухмоторный ДБ-2, на гражданском варианте которого («Родина»)
женский экипаж в составе В.С.Гризодубовой, П.Д.Осипенко и М.М.Расковой
в сентябре 1938 г. совершил беспосадочный перелёт Москва
– Керби (Дальний Восток), установив
международный женский рекорд дальности. За исключительные заслуги в области
создания лёгких металлических самолётов и в связи с 15-летием ЦАГИ П.О.Сухой
в 1933 г. был награждён орденом Красной Звезды, за создание самолётов РД
и «Родина»
– орденами «Знак
Почёта»
(1936 г.) и Трудового Красного Знамени (1938 г.).
В 1932- 1934 гг. бригадой Сухого был спроектирован истребитель-моноплан
И-14 (АНТ-31) – первый
в СССР самолёт такого типа с убирающимся в полёте шасси. В 30-е годы в
конкурсе на разработку многоцелевого фронтового самолёта победил проект,
созданный бригадой П.О.Сухого. Первый экземпляр самолёта, получившего название
«Иванов»
(АНТ-51), был поднят в воздух в августе 1937 г.
В 1939 г. под руководством П.О.Сухого организуется конструкторское бюро.
Был запущен в серию ближний бомбардировщик «Иванов»
– ББ-1, а с 1940 г. начался массовый
выпуск этих самолётов, получивших название Су-2. Су-2 успешно сражались
в первые годы Великой Отечественной войны под Львовом, Киевом, Сталинградом,
затем на Орловско-Курской дуге, а в качестве корректировщика
– до конца боёв под Ленинградом.
В 1940 г. П.О.Сухому, без защиты диссертации была присвоена учёная степень
доктора технических наук.
В конце 30-х годов конструкторские бюро, руководимые С.А.Лавочкиным, А.С.Яковлевым,
А.И.Микояном и П.О.Сухим, приступили к разработке истребителей нового типа.
КБ Сухого создало высотный перехватчик Су-1 с двумя турбокомпрессорами,
который выгодно отличался от других отечественных истребителей небольшой
посадочной скоростью, но из-за ненадёжности турбокомпрессоров в серию не
пошёл.
Перед началом второй мировой войны становится актуальной идея создания
самолёта непосредственной поддержки войск на поле боя
– штурмовика. КБ П.О.Сухого создаёт
штурмовик Су-6, отличающийся высокими лётно-техническими данными, по скорости
и вооружению превосходящий знаменитый Ил-2. За создание Су-6 конструктор
в 1943 г. был удостоен Сталинской премии I степени. Однако этот самолёт
не был запущен в серию из-за трудностей в переналаживании производства
в военной обстановке. По этой же причине не удалось запустить в серию и
штурмовик Су-8 (ДДБШ), который по мощности стрелкового, артиллерийского
и бомбового вооружения не имел себе равных. В годы войны был создан оригинальный
по конструкции самолёт Су-5 с комбинированной силовой установкой, развивший
невиданную в то время скорость – до
800 км/ч. Это уже были подступы к созданию самолётов с реактивными двигателями.
Первым реактивным самолётом КБ П.О.Сухого стал созданный в 1946 г. фронтовой
истребитель Су-9 с двумя турбореактивными двигателями РД-10. На Су-9 впервые
в практике отечественного самолётостроения были применены бустерное управление
элеронами, катапультируемое сиденье, тормозной парашют и др. Затем создаются
истребитель-перехватчик Су-11, первый советский трансзвуковой самолёт Су-15,
экспериментальный истребитель Су-17 со скоростью полёта, соответствующей
числу М = 1. На Су-17 впервые в мире решался вопрос спасения лётчика на
больших высотах с помощью отделяемой носовой части фюзеляжа вместе с герметичной
кабиной. Но самолёту, опередившему время, взлететь не удалось из-за ликвидации
КБ в 1949 г.
Главному конструктору предложили заняться ракетами, а после того, как П.О.Сухой
отказался, назначили заместителем А.Н.Туполева. Только несгибаемая воля,
верность призванию и высочайший профессионализм помогли П.О.Сухому пережить
это труднейшее время. Когда в 1953 г. ему вновь предложили возглавить КБ,
у него уже были готовы проекты новых самолётов. КБ приступает к созданию
фронтового истребителя С-1, на котором весной 1956 г. была достигнута рекордная
скорость – 2170
км/ч, и первого советского самолёта с треугольным крылом Т-3, на опытных
и серийных образцах которого в 1959-1962 гг. лётчиками-испытателями В.С.Ильюшиным,
А.А.Козновым и Б.М.Адрияновым были установлены мировые рекорды высоты и
скорости полёта. Показанные на воздушном параде в 1956 г. самолёты Сухого
произвели колоссальное впечатление. Именно тогда в зарубежной печати П.О.Сухого
назвали «конструктором,
вышедшим из тени».
С 20 декабря 1956 г. П.О.Сухой – генеральный
конструктор, 12 июня 1957 г. ему присваивается звание Героя Социалистического
Труда. В 60-е годы коллектив П.О.Сухого создаёт самолёты для советских
ВВС и ПВО. В их числе всепогодный истребитель-перехватчик Су-15. «Сделай
Павел Осипович только один этот самолёт,
– сказал Е.Я.Савицкий, дважды Герой
Советского Союза, маршал авиации, –
его
уже можно было бы назвать выдающимся конструктором, а на его счету много
других замечательных машин».
В 1965 г. были запущены в серию новые модификации истребителя-бомбардировщика
Су-7Б, в конструкции которого впервые удалось объединить качества, присущие
штурмовику, бомбардировщику и истребителю.
В августе 1966 г. был поднят в воздух первый в СССР экспериментальный самолёт
С-22И с крылом изменяемой стреловидности. В августе 1972 г. В.С.Ильюшин
– шеф-пилот ОКБ
– поднял в воздух первый в мире
сверхзвуковой самолёт Т-4 с дистанционной системой управления
– новое слово дальней сверхзвуковой
авиации. «При
обсуждении параметров нового самолёта, нередко идя на риск,
– писал С.И.Руденко, маршал авиации,
Герой Советского Союза, – Сухой
принимал к разработке только наивысшие данные, на грани возможности науки
и техники, и даже чуть выше. И воплощал это в реальность».
В последние годы жизни П.О.Сухой работал над созданием высокоэффективных
самолётов:
– истребителя-бомбардировщика
Су-17М, фронтового бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25;
– был
спроектирован высокоманевренный истребитель-перехватчик Т-10-1 (Су-27)
нового поколения (интегральная схема, корневые наплывы, электродистанционная
система управления).
В 1972 году (задолго до руководителей других авиационных КБ) Павел Осипович
обратился в ВЦ АН СССР с просьбой о содействии в автоматизации процесса
проектирования своих изделий. В ответ на его обращение была создана группа
исследователей и программистов, сумевшая за несколько лет разработать и
внедрить первую очередь соответствующей САПР.
Павел Осипович Сухой скончался 15 сентября 1975 г. Незадолго до кончины
он говорил ближним: «Мне
нужно десять лет, чтобы осуществить всё задуманное...».
Выдающийся конструктор и организатор, доктор технических наук, дважды Герой
Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий П.О.Сухой
33 года стоял во главе коллектива ОКБ, под его руководством создавались
военные самолёты, известные во всём мире. Большим вкладом П.О.Сухого в
развитие отечественной авиации является также плеяда воспитанных им известных
конструкторов, продолживших начатое им дело,
– Н.С.Черняков, Е.А.Иванов, Н.Г.Зырин,
Е.С.Фельснер, Н.П.Поленов, К.А.Курьянский, И.М.Закс, В.П.Алыбин, О.С.Самойлович,
Н.С.Дубинин, И.Е.Баславский, М.П.Симонов и многие другие.
Вот как отзывались о П.О.Сухом его сотрудники и коллеги:
«...Подкупали вежливость, спокойствие, работоспособность Павла Осиповича,
его чёткие ответы на все задаваемые вопросы, внимание и благожелательность
к начинающим конструкторам... Молодые конструкторы рвались в бригаду Сухого,
там было особенно интересно. ...Он не терпел безответственного отношения
к порученному делу, пустопорожних разговоров, подхалимства, недисциплинированности,
очковтирательства. Сам Павел Осипович был отличным конструктором-новатором...
Он умел... вызвать интерес к теме, заставить мыслить, искать новые пути...»
(В.Балуев)
«Когда в 1939 году я пришёл в Конструкторское бюро, меня встретил стройный,
выше среднего роста, гладко причёсанный, несколько аскетического вида человек
в белоснежной рубашке без галстука, в накинутом на плечи сером пиджаке.
Он стоял за столом, на котором, кроме самых необходимых письменных принадлежностей,
ничего не было. (...) Павел Осипович произвёл на меня очень приятное впечатление.
Понравилась его вежливость, располагающий внимательный взгляд больших карих
глаз, спокойный деловой разговор, умение слушать собеседника» (А. В.
Мурашов)
«Я познакомился с Павлом Осиповичем Сухим (в 1937 году), когда два самолёта
АНТ-25 начали непосредственно готовить к перелёту в США. Сухой был ведущим
конструктором этих машин... Необыкновенный педантизм... Врождённые черты
характера Павла Осиповича – внутренняя
убеждённость в своей правоте, невозмутимость... Мне посчастливилось работать
со многими крупными авиаконструкторами. И, к чести Павла Осиповича, ...почти
никто из них не обладал такой выдержкой и самоконтролем, способностью сдерживать
в себе гнев, раздражительность, возмущение, как Павел Осипович Сухой»
(Л.Л.Кербер, зам.генерального авиаконструктора А.Н. Туполева)
«...Меня охватывает страшное волнение, но Павел Осипович невозмутим, даже
слишком спокоен. ...Я ...просто трясся от страха. Сделав несколько кругов,
самолёт плавно касается дорожки. Меня охватывает волна восторга и счастья...
Подойдя к Главному конструктору самолёта, я обнял его и приподнял от земли.
Павел Осипович удивлённо посмотрел на меня. Его лицо не выражало абсолютно
никаких эмоций. Эта непроницаемость меня поразила тогда больше всего. Потом-то
я привык к его сдержанности. Переживая всё в себе, будь то неудача или
успех, внешне он не показывал своих чувств. И те, кто не знал его хорошо,
считали «сухим»» (А.М.Люлька, гл. конструктор авиадвигателей, на испытаниях
Су-11, который пилотировал лётчик-испытатель Г.Шиянов 28 мая 1947 года).
Награды:
За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники награждён золотой
медалью имени академика А. Н. Туполева № 001 Академии наук СССР (1975),
посмертно. Медаль вручена вдове авиаконструктора
– Софье Феликсовне Сухой.
В 1957 году присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1965 награждён
второй Золотой медалью «Серп и Молот».
Кавалер трёх орденов Ленина (1945, 1957, 1975), орденов Октябрьской Революции,
Трудового Красного Знамени (1938), «Знак Почёта» (1936) и Красной Звезды
(1933).
Сталинская премия Первой степени (1943
– за создание штурмовика Су-6),
Ленинская премия (1968), Государственная премия СССР (1975
– посмертно).
Память
В городе Глубоком в
память о П.О. Сухом на постамент установлен один из боевых самолётов КБ
Сухого.
В школе № 1 города Глубокое, в 1985 году создан музей П. О. Сухого.
В 1987 году именем П. О. Сухого названа одна из улиц Витебска.
В 1995 году его имя присвоено Гомельскому государственному техническому
университету (ГГТУ).
В 2004 году именем Павла Осиповича названа улица в Москве.
В Москве установлена мемориальная доска на доме по адресу: Ленинский проспект,
д.7.
В 2012 году его имя присвоено Средней школе № 1 города Глубокое.
В 1977 году в Гомеле
был открыт памятник П. О. Сухому, позднее в его честь названа одна из улиц.
Мемориальные доски
В
оглавление