А.М.Орлова, С.М.Шестаков,
В.В.Коноваленко
Поддержка
принятия стратегических решений
Для руководителей принятие решений является важнейшей задачей, которую
они обязаны решать в процессе управления компанией. Эта задача всегда связана
с выбором и сложна тем, что сопряжена с необходимостью рационально и наиболее
эффективно инвестировать имеющиеся человеческие, финансовые и природные
ресурсы. А ресурсы, как известно, всегда ограничены. Ограниченность всех
факторов производства является масштабной проблемой человечества. По данным
исследования, опубликованного в журнале «The
Economist», 27% респондентов обозначили нехватку
ресурсов как одну из основных злободневных проблем, влияющих на процесс
принятия решений в бизнесе, наряду с глобальным изменением климата и ускоряющейся
урбанизацией. [1]
Поскольку наши потребности безграничны и постоянно возрастают, а наши ресурсы
ограничены и постоянно уменьшаются, мы не в состоянии удовлетворить все
наши потребности. Ограниченность ресурсов постоянно требует от руководителя
принимать решение, какие потребности необходимо удовлетворить в первую
очередь.
И здесь речь идет не столько об оптимизации использования имеющихся ресурсов,
сколько о фундаментальном переосмыслении философии, операционной деятельности
и стратегии выживания бизнеса. [2, 58-64 c.] Компаниям требуется иметь
четкое представление о том, как и нехватка ресурсов и изменение климата
могут повлиять на их способность достигать долгосрочных целей.
В условиях нехватки ресурсов, тактика управления предполагает следующие
три важные составляющие:
– изначально вводить лимиты и четко документировать ресурсный элемент;
– вести жесткий контроль расходования ресурсов;
– мотивировать сотрудников, партнеров и владельцев компании на экономию
ресурсов.
На сегодняшний день принятие решений руководителями
основано по большей части на опыте и интуиции [3,
29 c.]. Однако бизнес системы
сложны и зачастую непредсказуемы, и их развитие зависит от множества разнообразных
факторов, часто неочевидно взаимосвязанных между собой.Необходимость действовать
и принимать решения в условиях нехватки ресурсов и неопределенности приводит
к стрессам и увеличивает риски принятия неверных решений. С другой стороны,
компании по всему миру накопили колоссальный объем корпоративной информации.
Электронные таблицы и простейшие приложения на их основе уже не справляются
с огромными потоками данных, которые организации генерируют ежедневно.
Поэтому высшее руководство компаний испытывает возрастающую потребность
в новых способах обеспечения информационно-аналитической поддержки принятия
решений. Роль управленческой аналитики становится всё критичнее, а применение
технологий «Business Intelligence»
(BI) выступает обязательным условием успеха
на рынке.
Мировой рынок BI
платформ растёт быстрыми темпами, и поставщики, стремясь максимально удовлетворить
требования пользователей и желая расширить рынок, предлагают целый ряд
новых технологий. На волне возрастающего интереса
руководителей к BI-инструментам зарождается новая ниша по визуальному управленческому
контролю. Платформы, специально разработанные под нужды руководства и топ-менеджмента,
сочетают в себе мощные аналитические инструменты и технологии агрегации
и анализа «smart data», или «умных данных» –
наиболее существенной информации для максимально эффективного управления.
Такие данные должны позволять руководителю мгновенно оценить текущее положение
и должны быть доступны по первому требованию. Цель систем Визуального
Управленческого Контроля – разрешить проблему информационной перегрузки
руководителей, предоставляя им только ключевую актуальную информацию, и
тем самым максимально облегчить задачу принятия управленческих решений.
Такие системы
способны извлекать актуальную информацию из любых транзакционных систем,
дополняя их историческими срезами данных, накопленными в корпоративных
хранилищах, а также плановыми величинами, нормативами, информацией по целевым
значениям показателей эффективности. Взгляд на проблему
«с высоты птичьего полёта» порой может сыграть ключевую роль при нахождении
её решения или, по крайней мере, при выработке действий, направленных на
её решение. [4]
Таким образом, понятная визуализация для интеллектуального анализа является
одной из необходимых функциональных возможностей. В системах Визуального
Управленческого Контроля используются такие инструменты визуализации, как
информационные панели с ключевыми показателями эффективности (dashboards),
стратегические карты, сбалансированные системы показателей.
Рост интереса к подобным системам для руководителей непосредственно связан
с успехами в области мобильной аналитики, поскольку работа руководителя
немыслима без современных мобильных устройств. Рынок
систем поддержки принятия решений, оформившийся как рынок ПО к середине
90-х годов, в настоящее время широко представлен разнообразными универсальными
BI системами (Cognos, SAS, Hyperion, Oracle...), включающими расширенный
набор средств многомерного анализа, создания запросов и поиска данных.
Однако для задач стратегического управления такие системы подходят не самым
лучшим образом, т.к исторически они в большей степени ориентированы на
потребности аналитиков, которым приходится обрабатывать, находить взаимосвязи
и интерпретировать данные. В сложившейся ситуации появляется новый тренд
формирования группы поставщиков, узко специализирующихся на снижении стресса
руководителей при принятии решений. Одним из примеров такой платформы является
решение Luxms BI, созданное в Санкт-Петербургском R&D центре компании
Luxms,
Inc. [5]
Системы Визуального
Управленческого Контроля, правильно ориентированные на потребности высшего
руководства компаний, при условии их качественной настройки на нужные показатели
помогают снизить стресс, улучшить оперативный контроль, повысить эффективность
принимаемых решений.
Источники: