Скончался конструктор легендарного космического корабля «Восток»

О.Г. Ивановский в 1980 г.
18 сентября 2014 с.г. на 93-м году жизни скончался ветеран отечественной ракетно-космической промышленности, заместитель ведущего конструктора первого и второго искусственных спутников Земли, ведущий конструктор первых космических кораблей-спутников «Восток», создатель автоматических межпланетных станций, главный конструктор по лунной тематике НПО им. С. А. Лавочкина Олег Генрихович Ивановский.
Биография
        О.Г. Ивановский родился 18 января 1922 г. в Москве в семье служащих. Отец – Генрих Аниолович Ивановский – был из обрусевших поляков, мать – Маргарита Густавовна (урождённая Густавсон) – имела русско-финское происхождение. Детство и юность О. Г. Ивановского прошли в посёлке Тайнинка близ Мытищ (Московская область). В 1940 г. окончил среднюю школу № 336 им. Радищева в Москве. В школьные годы увлекался радиотехникой, занимался авиамоделизмом в Центральной авиамодельной лаборатории, располагавшейся в здании его школы на ул. Радио в Москве. В 1939 г. был курсантом Мытищинского аэроклуба.

О.Г. Ивановский в казачьей форме. РГАНТД. Ф. 289. Оп. 1. Д. 114.
         В 1940 г. О. Г. Ивановский был призван в Красную Армию. Службу начал в пограничных войсках на западноукраинском участке советско-польской границы, когда Польша уже была оккупирована немецкими войсками. В годы Великой Отечественной войны был красноармейцем, сержантом, гвардии ст. лейтенантом, оперуполномоченным контрразведки 250-го Кубано-Черноморского (впоследствии 29-го гвардейского) кавалерийского казачьего полка 11-й (впоследствии 8-й гвардейской) кавалерийской имени С. И. Морозова дивизии 7-го (с 19 января 1943 г. – 6-го гвардейского) кавалерийского корпуса.
        Принимал участие в боях за освобождение городов Валуйки (Белгородская область) 19 января 1943 г., Ровно 2 февраля 1944 г., Дубно (Ровенская область, Украина) 17–18 марта 1944 г., Янув (Польша) 26 июля 1944 г. В 1943 г. прошёл с боями Смоленщину и Белоруссию. Весной и летом 1944 г. воевал в западной части Украины и в Польше. Осенью 1944 г. был в походе по Румынии. Затем воевал в Венгрии и Чехословакии, участвовал в боях за города Хайдусобосло 12 октября 1944 г., Дебрецен 20 октября 1944 г., Балашшадьярмат 9 декабря 1944 г., Брно 26 апреля 1945 г. Завершил войну 14 мая 1945 г. близ Праги, в составе 8-й гвардейской кавалерийской Ровенской дивизии им. Морозова.

Казаки на Параде Победы (1945)
        Участвовал в Параде Победы 24 июня 1945 г. на Красной площади в Москве в пешем строю кавалерийской казачьей группы сводного полка 2-го Украинского фронта и в параде 7 ноября 1945 г. на Красной площади. В 1946 г. демобилизован по инвалидности, вызванной тяжёлым ранением в шею и плечо из танкового пулемёта, полученным 19 января 1943 года при освобождении г. Валуйки. В медицинском заключении было указано: «Годен для работы в гражданских учреждениях при пониженном рабочем дне без тяжёлой физической и умственной нагрузки».
        В 1946 – 1947 работал лаборантом в Научно-исследовательском институте связи Красной армии в Мытищах.
        С 1947 по 1954 гг. О. Г. Ивановский работал техником, затем старшим техником НИИ-88 Министерства вооружения СССР (затем РКК «Энергия») в Подлипках/Калининграде Московской области (ныне г. Королёв). Принимал участие в первых пусках баллистических ракет на Государственном центральном полигоне (Капустин Яр, Астраханская область), в пусках ракет научного назначения. В 1952 г. О. Г. Ивановский поступил в Московский энергетический институт и после его окончания в 1954 г. получил специальность инженера-радиотехника.
        С 1954 по 1961 годы работал в ОКБ-1 Государственного комитета по оборонной технике (главный конструктор – С. П. Королёв). Участвовал в создании первых трёх искусственных спутников Земли. С 1957 г. был заместителем ведущего конструктора первого искусственного спутника Земли (ИСЗ) Михаила Степановича Хомякова, отвечал за подготовку и проведение испытаний первого в мире ИСЗ (запуск на орбиту вокруг Земли прошёл 4 октября 1957 г.). С начала 1958 г.  – ведущий конструктор по всем космическим аппаратам, которые разрабатывались в ОКБ С. П. Королёва. Был заместителем ведущего конструктора по второму ИСЗ, ведущим конструктором первых «лунников» – «Луна-1», «Луна-2» и «Луна-3» (1957—1959). В 1959 году «Луна-2» впервые в мире совершила межпланетный перелёт на другое космическое тело, а «Луна-3» выполнила фотографирование невидимой с Земли обратной стороны Луны.
        В 1959 году назначен ведущим конструктором первых пилотируемых космических кораблей «Восток». К началу 1960 года в ОКБ-1 группой конструкторов под руководством О. Г. Ивановского практически был создан прототип одноместного космического корабля. Ивановский учacтвoвaл в пoдгoтoвкe к пepвoмy пилотируемому космическому полёту как один из основных руководителей работ по лётной отработке ракеты-носителя и корабля «Восток». Входил в состав боевого расчёта инженерно-испытательной бригады по запуску первого корабля «Восток» с космодрома Байконур. 12 апреля 1961 г. вместе с ведущим конструктором космических скафандров Фёдором Анатольевичем Востоковым (1920 – 2010) сопровождал Ю. А. Гагарина на лифте к кораблю «Восток», работал на верхней площадке фермы обслуживания ракеты-носителя, помогал космонавту сесть в корабль и разместиться в кресле, участвовал в закрытии люка. Ивановский последним пожал руку Гагарину перед стартом ракеты. После полёта Гагарин называл Ивановского своим крёстным.

Ю.А. Гагарин и О.Г. Ивановский
        С 1961 по 1965 годы О. Г. Ивановский был нaчaльником космического oтдeлa Государственной комиссии Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам (Bоенно-промышленной комиссии); его рабочий кабинет находился в Кремле.
        С декабря 1965 года по 1976 год – заместитель главного конструктора по лунно-планетному направлению Машиностроительного завода (с 1971 года – НПО) имени С. А. Лавочкина (г. Химки Московской области). С 1976 по 1983 годы – главный конструктор по направлению создания лунных автоматических станций Научно-производственного объединения имени С. А. Лавочкина. Был техническим руководителем испытаний автоматических станций серий «Луна» и «Венера». Под руководством главного конструктора Г. Н. Бабакина участвовал в создании первых в мире автоматических планетоходов – «Лунохода-1» и «Лунохода-2», которые прошли по Луне более 50 км, исследуя свойства поверхности и её геологическое строение. Участвовал в работах по первым искусственным спутникам Луны («Луна-10», «Луна-11», «Луна-12»). Возглавлял работы по автоматическим лунным станциям, выполнившим бурение на Луне и доставившим на Землю образцы лунного грунта из трёх районов восточного полушария Луны («Луна-16», «Луна-18», «Луна-24»).

О.Г. Ивановский в 1965 г.
        После завершения в 1976 г. полётов советских автоматических станций по лунной тематике (намеченный на 1977 год запуск «Лунохода-3» был отменён) О. Г. Ивановский стал работать над созданием универсальных спутников серии «Прогноз», предназначенных для изучения солнечной активности, её влияния на магнитосферу Земли и др.
        Эти спутники дали обширный материал для службы радиационной безопасности пилотируемых космических комплексов. С 1972 по 1996 гг. произведено 12 безотказных запусков; все спутники «Прогноз» выполнили предусмотренные программы и превысили гарантированный срок работы. Аппараты дважды модернизировались; был создан универсальный спутник, позволяющий устанавливать на нём научную аппаратуру в различной комплектации без проведения повторных наземных испытаний (статических, вибрационных, тепловых и других), что значительно сократило расходы. Впервые началась доставка на космодром аппаратов в состоянии практически полной готовности к пуску.

О.Г. Ивановский
        В 1980 – 1983 годах вёл работы по первому советскому космическому аппарату для высокоточных астрофизических наблюдений. Орбитальная астрофизическая обсерватория «Астрон», оснащённая крупнейшим на то время ультрафиолетовым телескопом и комплексом рентгеновских спектрометров, была запущена в 1983 году и успешно функционировала 6 лет вместо запланированного года.
Интересные факты
        31 декабря 1959 года ведущего конструктора автоматической станции «Луна-3» О. Г. Ивановского вызвал к себе руководитель ОКБ-1 С. П. Королёв. Со словами: «А это тебе к новогоднему столу!» он протянул изумлённому коллеге две бутылки вина, завёрнутые в мягкую цветную бумагу и рассказал, что в 1957 году, после запуска первого искусственного спутника Земли, крупный французский винодел Анри Мэр (Henri Maire) из города Арбуа (Arbois) держал пари с советским консулом, пообещав поставить тысячу бутылок вина тому, кто заглянет на обратную сторону Луны. В начале октября 1959 года «Луна-3» сфотографировала невидимую с Земли сторону Луны, а в середине декабря в адрес Академии наук СССР поступил необычный груз из Франции – 500 бутылок красного столового вина «Арбуа» и 500 – белого игристого «Вин Фу» (Vin Fou). «Проиграл мусье! – добавил Королёв, – Так что тысяча не тысяча, а две бутылки – твои».
        Когда Ю. А. Гагарин 12 апреля 1961 года уже разместился внутри корабля «Восток» и за ним был закрыт люк, то с одного из трёх индикаторов, расположенных на обрамлении люка, на командный пункт не поступило сигнала о плотном прижатии крышки. До старта оставалось 1 час 7 минут. Находившиеся на верхней площадке фермы обслуживания ракеты ведущий конструктор корабля О. Г. Ивановский и слесари-сборщики ОКБ-1 Владимир Иванович Морозов и Николай Васильевич Селезнёв в условиях весьма ограниченного времени успели отвернуть только что закрученные ими 30 гаек на замках крышки, снять крышку люка, проверить положение электрического контакта, сигнализирующего о прижатии, вновь установить крышку и запереть люк, завернув все гайки, а затем при помощи вакуумной присоски проверить герметичность отсека с космонавтом. Управились за 20 минут. Гагарин изнутри корабля молча наблюдал за этой процедурой, а после полёта сказал Ивановскому: «Посмотрел бы ты на себя, когда крышку люка открывал; у тебя тогда по лицу цвета побежалости ходили!».
        Вскоре после того, как 15 января 1973 года автоматическая станция «Луна-21» доставила на Луну самоходный аппарат «Луноход-2» в Москве началась советско-американская встреча по сотрудничеству в исследованиях Солнечной системы. С 29 января по 2 февраля в Институте космических исследований Академии наук СССР учёные обсуждали результаты и задачи изучения планет с помощью космических станций. В перерыве между заседаниями один из американских участников подошёл сбоку к О. Г. Ивановскому и что-то осторожно положил в карман его пиджака. Это оказался небольшой рулончик фотобумаги, стянутый резинкой. Узкий длинный снимок охватывал как участок работы «Лунохода-2», так и расположенный в 170 км южнее него район посадки американского корабля «Аполлон-17», который побывал на Луне за два месяца до лунохода. «Подброшенная» фотография оказалась намного детальнее тех, что имелись у советских учёных. По ней была изготовлена подробная фотокарта для «Лунохода-2», которая значительно помогла в планировании работы самоходного аппарата, позволив направлять его к разнообразным геологическим объектам, о существовании которых в районе посадки до этого не было известно.
Музейно-архивная деятельность
        После выхода на пенсию в 1983 г. О. Г. Ивановский вёл работу в музее НПО им. С. А. Лавочкина по сохранению памяти о достижениях в области исследований космоса. Более двадцати лет был директором музея, а затем – до последних дней – научным консультантом. Работал на выставках отечественной космической техники в США, Португалии, Малайзии. Воспоминания О. Г. Ивановского «О создании КК „Восток“, подготовке к первому космическому полету, о Гагарине Ю. А., старте КК „Восток“ 12 апреля 1961 года», созданные на основе аудиозаписи, находятся в Российском государственном архиве научно-технической документации (РГАНТД) – ф. 99, ед. хр. 384, 855 (1984, 1990).
        В 2005 г. О. Г. Ивановский передал на постоянное хранение в РГАНТД большое количество документов личного происхождения за 1942 – 2004 гг., которые составили фонд № 289 РГАНТД. Среди них творческие документы (рабочие материалы к книгам, доклады, статьи), дневники (1944 – 1948), биографические документы (анкеты, справки, выписки, пропуска, дипломы и пр.), письма (1943 – 1990), рецензии коллег на его книги, фотографии.
Литературное творчество
        О. Г. Ивановский – автор семи книг воспоминаний и многих научно-популярных статей по космической тематике. До 1988 г. книги О. Г. Ивановского выходили под псевдонимом Алексей Иванов. Публикации были также под псевдонимами «О. Сашин. Инженер» и другими. Долгие годы не только вся литература о космической технике, но и её создатели оставались, как говорится, «закрытыми». Они были «конструкторами без фамилий». Так что вышедшие за эти годы три его книги – «Первые ступени», «Старт завтра в 9…», «Впервые» – писались от лица Алексея Иванова.
Награды и премии
Орден Ленина
Орден Отечественной войны I степени (1945)
Орден Отечественной войны I степени (1985)
Орден Отечественной войны II степени (1944)
Орден Трудового Красного Знамени
Орден Красной Звезды  (1943)
Орден «Знак Почёта»
Орден Почёта (2011)
Медаль «За отвагу» (1943)
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»
Медаль Жукова
Юбилейная медаль «Сорок лет победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»
Юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»
Юбилейная медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»
Юбилейная медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»
Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»
Юбилейная медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»
Ленинская премия (1960)
Государственная премия СССР (1977)
Почётный сотрудник госбезопасности
В его честь названа малая планета за номером 18814.


Некоторые интересные подробности из жизни Ивановского (и, разумеется, из истории нашей космонавтики, с которой была связана его жизнь) содержатся в интервью Наталии Ячменниковой, корреспондента «СОЮЗа», взятого ею 12.04.2007 у Олега Генриховича Ивановского в связи с Всемирным днём авиации и космонавтики:
    Корр: Олег Генрихович, вы с коллегами последними закрыли крышку люка за Юрием Гагариным. Лишь сравнительно недавно заговорили о том, что первый старт человека едва не сорвался из-за какой-то технической неполадки. Что случилось?
    Как теперь кажется, ничего особенного. Но тогда!.. Действительно, до люка Гагарина провожали я и ведущий конструктор скафандров Фёдор Анатольевич Востоков. Помогли первому космонавту лечь в кресло. Устроившись, Юрий начал проверку радиосвязи. Я протиснулся в кабину. Обнял его, пожал руку и, похлопав по шлему, отошёл в сторону. Мгновение и крышку люка накинули на замки. И вдруг слышу по связи Королёва: «Правильно ли установлена крышка? Нет ли перекосов?». «Нет, Сергей Палыч, всё нормально, отвечаю. «Вот в том-то и дело, что не нормально! Нет КП-3!» Я похолодел. КП-3 это контакт-датчик, сигнализирующий о прижиме крышки к шпангоуту люка. «Крышка, Сергей Палыч, установлена правильно». – «Что можете сделать для проверки контакта? Успеете снять и снова установить крышку?» – в голосе Главного конструктора металл. Я посмотрел на монтажников Морозова и Селезнёва. Они, спокойно, на меня. Без слов поняли друг друга: «Успеем, Сергей Палыч. Только передайте Юрию, что откроем люк».
    Корр: Руки от волнения не дрожали?
    Нет. Не то что теперь, и тогда не понять было, кто и что делал. Казалось, всё делалось само. Сняли 32 гайки с замков, сняли крышку. Заметил, что Юрий, чуть приподняв левую руку, внимательно смотрит на меня в маленькое зеркальце, пришитое на рукаве, и тихонько насвистывает мотив песни: «Родина слышит, Родина знает...» Посмотрел на кронштейн, на котором стоял КП-3. Всё было на месте. Прощаться с Юрой ещё раз было некогда, успел поймать только в зеркальце его хитрющий взгляд. Крышка опять на замках. Снова гайки: Первая. Есть тридцать вторая! Стрелка вакуумметра неподвижна: «Есть герметичность!»
    Корр: Вы встречали Гагарина?
    Конечно. Когда наш вертолёт сел, не дожидаясь, пока выйдет начальство, я бегом бросился к обугленному шару. На земле обгоревший болт. От замка крышки люка! Реликвия! Он долго хранился у меня. На следующие сутки после полёта на даче, где отдыхал Гагарин, собрались члены Госкомиссии, главные конструкторы, учёные, медики. Я с трудом пробрался к Юрию. Увидев меня, он протянул обе руки: «Ну, здравствуй, ведущий, здравствуй, «крёстный»! Как себя чувствуешь? Посмотрел бы ты на себя вчера, когда люк открывал!» Но самое главное, как потом признались пультовики, просто у них внизу, на Земле, одна лампочка стала неправильно мигать. Поэтому и делать-то ничего не надо было. Тем не менее 32 болта вошли в историю.
    Корр: В последнее время приоткрылись многие тайны первых полётов. А сколько ещё не раскрыто?
    Тайны, конечно, остаются. Но не вижу таких, которые имели бы какое-то глобальное значение. Ну что я буду рассказывать, как уже на старте пришлось лезть в плавках в аппарат, потому что там забыли одну тряпочку правильно «пристегнуть»?
    Корр: А почему в плавках?
    А в костюме туда не пробраться!
    Корр: Много небылиц вам приходилось слышать или читать?
        Даже смешно надо же столько напридумывать! Только что прочитал у одного автора: мол, на втором спутнике в 1957 году собака Лайка уцелела на взлёте и благополучно вернулась на Землю. И ведь книжка-то какая история космонавтики! Или, например, из другой: якобы для того, чтобы первый спутник можно было засечь с Земли, его поверхность сделали чуть ли не зеркальной и даже позолоченной. Да ничего подобного! Спутник был обработан совершенно другим способом электрохимическим полированием. Кстати, когда публиковалось: вот, мол, летит спутник, смотрите, тоже было вранье. Потому что спутник простым глазом никто не мог видеть. Звездочка, которую многие наблюдали, была лишь центральным блоком ракеты. А это махина в 7 тонн, и никак не 86 кило «шарика». Блок видели, потому что он тоже стал спутником, пока не сгорел.
    Корр:А правда, что у первого спутника все-таки возникли проблемы: отлетели антенны-усики? Тоже чушь. Если бы даже они и отвалились, то об этом никто бы не узнал. Более того, есть ещё «информация»: якобы на старте возник пожар и первый спутник сгорел! Тоже поверите?
    Корр: Известно, что вы, нарушив запрет, шепнули Юрию Гагарину о секретном коде, который придумали конструкторы, если, не дай бог, он потеряет сознание или впадет в психоз. Не боялись, что влетит?
    Не боялся. Ему ещё до меня сказали и Каманин, и Галлай. Чего ж тут скрывать? Из семи полётов кораблей «Восток» до Гагарина лишь три были успешными. А на Землю вернулись два. Поэтому риск был, конечно, большой. Но по уровню наших знаний и наших возможностей для безопасности полёта было сделано всё. Больше просто придумать уже не могли.
    Корр: На других «Востоках» код не ставился?
    Мне кажется нет.
    Корр: До сих пор в зарубежной печати можно встретить сообщения, что, дескать, до Гагарина в космосе побывал другой космонавт. Но он погиб, и это держится в секрете. Не потому ли рождаются подобные слухи, что и сегодня мало кто знает о манекенах, летавших на орбиту?
    Да, летало несколько «Иван Иванычей». Это была не просто кукла: медики старались её напичкать всевозможными датчиками. Причём человеческий облик она имела самый что ни на есть и рост, и волосы, и ноготочки, и всё прочее. Сходство было настолько реальным, что мы были вынуждены, работая в цехе, надевать на манекены халаты. Просто неприлично было им стоять голыми. Потом их снабдили средствами связи, шлемофоны надели, ларинги. А чтобы замкнуть весь цикл радиосвязи с Землей, в рот поместили динамик.
        Долго думали, какой звук должен выдавать «Иван Иваныч». Просто музыку поставить? Не пойдёт нужна артикуляция, человеческий голос. Просто речь записать на магнитофон? Тоже нельзя. Ведь если пойдёт голос с орбиты, тут же на Западе заявят, что в Советском Союзе вывели человека в космос и он оттуда что-то кричит. А раз публикации нет, значит, это секретный пуск, шпион в космосе. Тогда решили запишем песню. Опять нам говорят: вы что? Космонавт сошёл с ума песни поёт. В общем, остановились на записи хора Пятницкого. Представляете картинка? Ночь, тишина в зале идут комплексные испытания «Иван Иваныча». Манекен стоит, прислонённый к стенке, даётся команда и он поёт... хором Пятницкого. Самое забавное: когда повредили на одном манекене голову, с полигона на завод-изготовитель ушла телефонограмма: «У «Иван Иваныча» повреждена голова. Срочно пришлите запасную». С завода отвечают: «Запасных голов нет. Обходитесь своими».
    Корр: «Иван Иванычи» возвращались на Землю?
    Конечно. Помню, когда первого из них одели уже не в белый халат, а в настоящий лётный скафандр, подошёл Королёв. Посмотрел и говорит: «Не надо было придавать манекену такого человеческого подобия. А вдруг после приземления подойдёт к манекену кто-нибудь из местных жителей, пожалуй, и недоразумение может произойти». Тогда решили на спине скафандра крупными буквами написать: «Макет», а лицо под шлемом закрыть куском белого поролона и на нём сделать такую же надпись. К слову, из-за «Иван Иваныча» пострадал один из медиков.
    Корр: Это как?
    Чтобы манекену не было «скучно», в компании с ним должна была лететь собачка Чернушка. И вот, наконец, на руках лаборанта она едет на лифте вверх. Манекен уже в кресле. Фёдор Анатольевич Востоков в последний раз должен осмотреть кресло, скафандр, катапульты и т.д. И вдруг я вижу: лифт стремительно несётся вниз, из него выскакивает красный от ярости Фёдор. Ну, думаю, случилось что-то ужасное: по крайней мере, украли кресло вместе со скафандром и манекеном! «Нет, ты понимаешь, что творит эта медицина! кипел от ярости Востоков. Ты думаешь, Чернушку сажали? Они открыли шлем скафандра и напихали туда каких-то пакетиков! Нет, ты представляешь, что это такое?»
        Как потом я узнал, пакеты предназначались для биологического эксперимента в них были семена лука. Их оставили на «незаконном» месте, но к вечеру медиков стало на одного меньше. Королёв не терпел нарушения дисциплины даже во имя науки.

В оглавление