Испытания макета
аэромобиля
В предыдущем номере Демиурга мы сообщали о подготовке макета аэромобиля
для аэродинамической продувки. Был изготовлен макет (фото 1, слева вид
макета спереди, справа – сзади). На рисунке справа показаны входная (воздухозаборная)
и выходная щели импеллеров.
Фото 1. Общий вид макета
Для чистоты измерений макет не имеет надкрылков, которые предназначены
для управления полётом, но при этом дают дополнительную подъёмную силу,
зависящую от угла их обтекания основным потоком. На фотографии 2 показаны
установленные в корпусе импеллеры (марки EDF) тягой по 4 Н каждый. Импеллеры
были установлены в конфузоры, ускоряющие поток, с выходным прямоугольным
сечением 20х100 мм каждый. В результате этого суммарная тяга возросла до
10 Н (при расчётном лобовом сопротивлении 9 Н на взлётной скорости. Форма
конфузора на рис. 1).
Фото 2. Панель движителей
Рис. 1. Форма конфузоров.
В связи с недоступностью аэродинамической трубы (по финансовым соображениям)
испытания были проведены в процессе движения автомобиля, на крыше которого
был установлен макет. Был изготовлен стенд (для установки на автомобиле),
на котором макет был закреплён с помощью двух жёстких поворотных в вертикальной
плоскости штанг (фото 3).
Фото 3. Макет на стенде
Наблюдение за макетом было осуществлено посредством видеорегистратора.
Однако, вопрос точного измерения подъёмной силы в процессе движения автомобиля-носителя
не был решён в связи с отсутствием соответствующего прибора. Измерение
пружинными динамометрами показало, что на скорости автомобиля 60 км/час
лобовое сопротивление составило около 9 Н, а подъёмная сила – примерно
21 Н (расчёт – 20 Н на скорости 15 м/с). В связи с полученными результатами
принято решение об изготовлении кордовой модели.
В
оглавление