Валентин Михайлович
Пашин
Валентин Михайлович
Пашин (25.07.1937 –
15.12.2013)
Валентин Михайлович
Пашин –
советский и российский учёный, доктор технических наук, специалист в области
судостроения, академик РАН, Герой Российской Федерации.
Биография
Валентин Михайлович
Пашин родился 25 июля 1937 г. в рабочем посёлке Алексеевка Хвалынского
района Саратовской области. В 1960 г. окончил Ленинградский кораблестроительный
институт по специальности «Судостроение и судоремонт», получив квалификацию
инженера-кораблестроителя.
С 1959 г. работал
в ЦНИИ имени академика Крылова в должностях: техник, инженер, инженер-исследователь,
младший научный сотрудник, начальник сектора, начальник отдела, начальник
отделения, заместитель директора по научной работе в области гидродинамики,
прочности и автоматизированного проектирования, заместитель директора по
научной работе –
главный инженер, 1990
– 2012 гг. –
директор, научный руководитель
– директор института, с апреля
2012 г. – научный
руководитель – заместитель
генерального директора.
С 1977 г.
– доктор
технических наук, с 1981 г. – профессор
кафедры «Проектирование судов» Санкт-Петербургского морского государственного
технического университета. С 1991 г.
– член-корреспондент, с 1997
г. – академик
РАН. С 1995 г. – заведующий
кафедрой «Проектирование судов» Санкт-Петербургского государственного морского
технического университета. С 1992 г.
– президент Ассоциации судостроителей
Санкт-Петербурга.
Автор свыше
150 научных публикаций по проектированию судов, а также многочисленных
изобретений. Являлся специалистом в области гидродинамики и аэродинамики
скоростных судов на подводных крыльях и на воздушной подушке, занимался
проблемами автоматизации проектирования судов и технологической подготовки
их производства, снижения шумности кораблей, созданием технических средств
для поиска и добычи нефти и газа на полярном шельфе. Под его руководством
были разработаны фундаментальные основы современного кораблестроения, реализованы
многие проекты надводных кораблей, подводных лодок и судов гражданского
флота. Являлся научным руководителем проекта исследовательской подводной
лодки, предназначенной для изучения вопросов управляемости, акустической
скрытности при введении в пограничный слой полимерных добавок.
Научная деятельность:
В первые годы своей
производственной деятельности В.М. Пашин занимался проблемами гражданского
судостроения. Им разработаны теоретические основы современных методов оптимизации
кораблей и судов на базе математико-вычислительных средств, в том числе:
теория оптимизации судов на основе компьютерных технологий, теоретические
основы системного проектирования судов и методы оптимизации их основных
характеристик, математические модели оптимизации состава флота, необходимые
для формирования перспективных программ судостроения. В эти годы он был
одним из авторов и разработчиков отраслевой комплексной программы проектирования
судов и планирования строительства флота, в том числе промыслового, для
которого им непосредственно были выполнены все основные работы.
С конца 70-х
г. он активно занимался вопросами военного кораблестроения. За эти годы
он лично и руководимые им коллективы обеспечили разработку фундаментальных
основ современного кораблестроения, позволивших реализовать проекты надводных
кораблей и подводных лодок, многие из которых не уступают или даже превосходят
лучшие зарубежные аналоги. В частности, были решены вопросы прочности и
ресурса корпусов подводных лодок и глубоководных аппаратов с глубинами
погружения до 1000 м и 6000 м соответственно, созданы малошумные гребные
винты, обеспечен паритет отечественных ПЛ по акустическим характеристикам.
По инициативе и при непосредственном
участии В.М. Пашина решены многие сложнейшие практические проблемы и задачи,
поставленные Постановлениями Правительства в государственных программах
«Градиент» (прочность ПЛ и ГА), «Океан» (обводы и движители), «Защита»
(акустические проблемы ПЛ), «Российские верфи» (совершенствование гражданского
флота и судостроительной промышленности), «Шельф» (проблемы создания ледостойких
морских платформ для разработки нефтегазовых месторождений на замерзающем
морском шельфе Севера и Дальнего Востока России), «Мировой океан» (проблемы
расширения морской деятельности России в Мировом океане) и др. Он неоднократно
участвовал в испытаниях подводных лодок и надводных кораблей, возглавляя
комиссии по решению сложнейших технических вопросов при сдаче заказчику
головных кораблей и подводных лодок. Был научным руководителем проекта
исследовательской подводной лодки, предназначенной для изучения вопросов
управляемости, ходкости, акустической скрытности при введении в пограничный
слой полимерных добавок.
В.М. Пашин был
основоположником и главой признанной научным сообществом школы, разрабатывающей
методы проектирования больших и сложных человекомашинных систем, обеспечивающих
оптимизацию технических и организационных решений, принимаемых при их создании
и эксплуатации в условиях многочисленных ограничений и неопределенностей.
Член научно-технического совета при Совете Безопасности РФ. В.М. Пашин
являлся членом консультативного совета Международной организации опытовых
бассейнов, действительным членом Института морского инжиниринга, науки
и технологии (Великобритания) и Европейского инженерного Совета с правами
международного эксперта проектов.
Возглавив институт в сложное
время экономических преобразований В. М. Пашин внёс существенный вклад
в дальнейшее развитие и адаптацию ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова к новым условиям.
Под его руководством институт получил дальнейшее развитие как мощный современный
научно-технический Центр отечественного судостроения, способный выполнять
весь цикл исследований и работ по созданию проектов новых кораблей, судов
и другой сложной морской техники, вести в широком диапазоне различные исследования
и испытания в обеспечение реального проектирования, а также фундаментальные
и прикладные исследования по развитию всех разделов кораблестроительной
науки.
Сегодня Институт
является коллективным членом наиболее авторитетных международных организаций
в области судостроения, участником практически всех крупнейших международных
выставок, конференций, симпозиумов. Основу портфеля заказов института составляют
контракты и договора по гражданской и военной тематике с отечественными
(Министерство
промышленности и энергетики РФ, Министерство обороны РФ, Федеральное агентство
по промышленности, «Росшельф», «Севморнефтегаз», «Лукойл» и др.) и иностранными
(«Эксон», «Сахалинэнерджи», «Браун & Рут», Мосс Маритайм А.С., АББ
«Азипод», Регистр Ллойда, Сайпем и др.) заказчиками. Итогом работы на внешнем
рынке стали более 400 контрактов, выполненных за последнее десятилетие
с фирмами Великобритании, Германии, Италии, Индии, Канады, Китая, Норвегии,
Республики Корея, США, Франции и других стран.
С 1995 г. возглавлял кафедру
проектирования судов Санкт-Петербургского морского государственного технического
университета. В среде научной общественности являлся признанным лидером
научной школы по проблемам оптимизации сложных технических систем и принятию
решений при наличии многочисленных ограничений и неопределённостей. Учениками
и последователями этой школы защищены десятки докторских и кандидатских
диссертаций. Являлся специалистом в области гидродинамики и аэродинамики
скоростных судов на подводных крыльях и на воздушной подушке, занимался
проблемами автоматизации проектирования судов и технологической подготовки
их производства, снижения шумности кораблей, созданием технических средств
для поиска и добычи нефти и газа на полярном шельфе.
Под его руководством
были разработаны фундаментальные основы современного кораблестроения, реализованы
многие проекты надводных кораблей, подводных лодок и судов гражданского
флота. Являлся научным руководителем проекта исследовательской подводной
лодки, предназначенной для изучения вопросов управляемости, акустической
скрытности при введении в пограничный слой полимерных добавок.
Титулы:
Лауреат Государственной
премии СССР
Дважды лауреат Государственной
премии РФ в области науки и техники
Лауреат премии имени
А.Н. Крылова РАН (в соавторстве с акад. Л.И. Седовым и проф. О.П. Орловым)
Герой Российской Федерации
Член Европейского Клуба
Менеджеров (ЕМС); сертификат «Бизнесмен года» за профессиональное и эффективное
управление предприятием, признанного лидером экономики Российской Федерации.
Занесён в Книгу почёта
Союза НИО (Международный союз научных и инженерных общественных объединений);
диплом Всероссийского профессионального конкурса «Элита судостроительной
промышленности России».
Член консультативного
совета Международной организации опытовых бассейнов
Действительный член
института морских инженеров в Великобритании и Европейского инженерного
Совета с правами международного эксперта проектов.
Доктор технических наук
Профессор, академик
РАН
Почётный гражданин города
Хвалынска (Саратовская область).
Награды и премии
Герой Российской Федерации
Орден Дружбы народов
Юбилейная медаль «За
доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня
рождения Владимира Ильича Ленина»
Юбилейная медаль «300
лет Российскому флоту»
Медаль «В память 300-летия
Санкт-Петербурга»
Государственная премия
СССР
Государственная премия
Российской Федерации
Почётная грамота Правительства
Российской Федерации
Почётная грамота Правительства
Российской Федерации
Благодарность Президента
Российской Федерации
Премия имени А. Н. Крылова
Российской академии наук
Лучшими памятниками Валентину
Михайловичу Пашину ещё долго будут служить корабли, рассчитанные
и построенные по его методикам
В
оглавление