Скончался
авиаконструктор Ростислав Беляков, почётный генеральный конструктор ОКБ
имени Микояна.
28 февраля после
тяжелой продолжительной болезни скончался Ростислав Аполлосович Беляков.
Ему было 94 года. Вся трудовая деятельность Белякова была связана с созданием
самолётов марки «МиГ». Придя в особый конструкторский отдел главного конструктора
Микояна в 1941 году, он стал генеральным конструктором бюро в 1969 году
и трудился на этом посту до 1997 года.
Под его руководством
созданы лёгкий фронтовой истребитель МиГ-29 и истребитель-перехватчик МиГ-31,
истребитель-бомбардировщик МиГ-27, различные модификации самолётов МиГ-21,
МиГ-23 и МиГ-25, и ряд принципиально новых летательных аппаратов, в том
числе опытно-экспериментальный истребитель пятого поколения.
Биография
Родился Ростислав Беляков
в городе Муром Владимирской губернии в семье бухгалтера Аполлоса Андреевича
(1892 – 1970)
и крестьянки Анны Николаевны (1895
– 1924). В 1936 году окончил среднюю
школу, а в 1941 г. – МАИ
им. Серго Орджоникидзе. Во время учёбы в институте интересовался горным
лыжным спортом и прыжками с трамплина: был рекордсменом СССР по прыжкам
и четырежды становился чемпионом СССР по скоростному спуску. В 1940 году
спустился на лыжах с восточных склонов горы Эльбрус. В период с ноября
1936 по июнь 1941 года работал тренером по лыжам в ДФК общества «Крылья
Советов».
Р.А. Беляков
начал работу на авиазаводе № 1 им. Авиахима в Особом конструкторском отделе
(ОКО) главного конструктора Артёма Ивановича Микояна (позже
– Особое конструкторское
бюро ОКБ-155) с августа 1941 года в качестве конструктора в отделе вооружения.
3 ноября 1941 года Р.А. Белякову была присвоена квалификация инженера-механика
по самолётостроению, его перевели в бригаду шасси и управления, где поручили
важную задачу – разработку средств механизации крыла.
В октябре 1941 года вместе
с заводом ОКО был эвакуирован в город Куйбышев (с 1991 – Самара). В связи
с организацией самостоятельного опытного завода №155 (ОКБ-155) во главе
с А.И. Микояном в марте 1942 года Беляков был переведён на новое предприятие
инженером-конструктором 2-й категории. С октября 1943 года он инженер-конструктор
1-й категории.
В июле 1945
года был назначен заместителем начальника сектора шасси. В апреле 1946
года Ростислав Беляков возглавил этот сектор, а с февраля 1947 года руководил
бригадой шасси. В августе 1952 года был назначен ведущим конструктором-начальником
бригады, а в феврале 1955 года в этой же должности возглавил бригаду общих
видов.
15 июня 1957 года Ростислав
Беляков был назначен заместителем главного конструктора по системам управления,
а с июля того же года работал заместителем главного конструктора
– начальником отдела управления.
По инициативе и под его непосредственным руководством был создан лабораторный
комплекс по исследованию и предполётным ресурсным испытаниям систем управления,
в том числе, и стендовая и лабораторная методики испытаний этих систем
в условиях серийного завода, что позволило значительно повысить надёжность
и безаварийность эксплуатации.
9 марта 1962
года был назначен первым заместителем Генерального конструктора. В этой
должности он руководил разработками сложных авиационных комплексов для
различных целей, решал на высоком научном и техническом уровне вопросы
исследований и создания современных летательных аппаратов, координировал
и руководил работой больших исследовательских и конструкторских коллективов
соразработчиков. С 1969 года, в связи с болезнью Артёма Микояна, исполнял
обязанности Генерального конструктора.
10 августа 1970 года Ростиславу
Белякову была присвоена 2-я степень главного конструктора, 5 марта 1971
года был утверждён в должности Генерального конструктора, а 12 марта 1971
года ему присвоили 1-ю степень главного конструктора. В том же году за
выполнение особого задания от имени ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета
СССР и Совета Министров СССР был награждён именными часами.
26 апреля 1971
года Белякову Ростиславу Аполлосовичу присвоено звание Герой Социалистического
Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот», 26 ноября 1974
года он был избран членом-корреспондентом, а 29 декабря 1981 года
– действительным членом (академиком)
АН СССР. 23 декабря 1982 года Ростислав Аполлосович Беляков награждён второй
золотой медалью «Серп и Молот».
Из-за реорганизации Авиационного
научно-промышленного комплекса «МиГ» им. А. И. Микояна и Московского авиационного
производственного объединения в связи с распоряжением Правительства РФ
от 6 мая 1995 года был назначен Генеральным конструктором МАПО «МиГ».
После реорганизации
МАПО «МиГ» в Государственное унитарное предприятие, а также из-за состояния
здоровья в сентябре 1997 года был переведён на должность советника Генерального
конструктора АНПК «МиГ» им. А. И. Микояна, совмещая при этом и должность
председателя Научно-технического совета АНПК «МиГ» имени А. И. Микояна
Вклад в конструирование
Под руководством Р.А.
Белякова созданы малогабаритные автопилоты КАП-2 и КАП-3, которые после
успешных испытаний были внедрены в серийное производство. Он был одним
из разработчиков самолётов МиГ-21, МиГ-21бис, МиГ-21-93, МиГ-23, МиГ-23МЛ
(П, МЛД), МиГ-25, МиГ-25ПД (ПДС и РБ), МиГ-27, МиГ-29 (МиГ-29СМТ и МиГ-29УБТ),
МиГ-31, МиГ-АТ и принимал активное участие в их постройке, испытаниям и
доводке, участвовал в разработке проектных работ по грузопассажирскому
самолету МиГ-110. Внёс существенный вклад в создании новых типов конструкций
самолётов, в том числе, и крупноразмерных сварных из стали, алюминиево-литиевых
сплавов и композиционных материалов.
Р.А. Беляков
внёс значительный вклад в решение задач и развитие таких направлений, как
общее проектирование самолетов, их систем управления, взлётно-посадочных
устройств, аэродинамика, устойчивость и управляемость, прочность, силовые
установки, комплексы оборудования и вооружения, авиационные материалы и
технологические процессы, надёжность и безопасность полета, увеличение
ресурсов самолетов. Им были решены важные проблемы в области создания конструкций
самолётов, работающих в условиях значительного аэродинамического нагревания,
применения крыла с изменяемой стреловидностью в полете, систем управления
сверхзвуковыми самолетами, повышения маневренности самолетов. Беляков приложил
много усилий для повышения роли и статуса института Генеральных конструкторов,
как ключевого элемента создания сложных научно-технических комплексов и
организаций работ большого количества смежных организаций.
Титулы
Почётный Генеральный
конструктор самолётов «МиГ»
Почётный президент Российской
академии авиации и воздухоплавания
Почётный член Королевского
общества аэронавтики (Великобритания)
Почётный профессор Московского
авиационного института и Пекинского университета
Дважды Герой Социалистического
Труда
Лауреат Ленинской, Сталинской
1-й степени и Государственной премий
Учёная степень: доктор
технических наук
Учёное звание: академик
АН СССР, академик РАН
Мастер спорта СССР
Награды
Две золотых медали «Серп
и Молот»
Четыре Ордена
Ленина
Орден «За заслуги перед
Отечеством» II степени
Орден Октябрьской Революции
Орден Отечественной
войны II степени
Орден Трудового Красного
Знамени
Орден Красной Звезды
Орден «Знак Почёта»
Медаль «За доблестный
труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Юбилейная медаль «300
лет Российскому флоту»
Медаль «В память 800-летия
Москвы»
Знак отличия «За заслуги
перед Москвой»
Золотая медаль имени
А. Н. Туполева АН СССР и другне медали
Память
В Муроме установлен
бронзовый бюст. Имя Ростислава Аполлосовича Белякова выбито на стене зала
Славы авиакосмического музея США.
В
оглавление