В.А. Коноваленко
И снова об
Игреках
В Интернете и СМИ в последнее
время широко обсуждается так называемое «поколение
Игрек» (второе распространённое название
«миллениалы»). На нашем сайте уже были посвящённые этой теме публикации
(например, книга «Сумерки Разума»). Однако, недавно в
журнале Time опубликована статья журналиста Дж. Штейна, который, как он
заявляет, обрушивается с упрёками на молодое поколение «на
научной основе». Поэтому появилась необходимость вновь обратиться к этой
теме. Вот что пишет Штейн:
«Я
собираюсь сделать то, что делали старики на протяжении всей истории человечества:
я назову тех, кто моложе меня, ленивыми, эгоистичными и поверхностными.
Однако, и в отличие от своих предков, я располагаю соответствующими исследованиями,
статистикой и цитатами авторитетных академиков. Короче говоря, у меня есть
доказательства».
Древнеегипетские жрецы, ругавшие
молодёжь несколько тысячелетий тому назад, тоже опирались на свои «научные»
достижения и «цитировали» тогдашних авторитетов – богов (а богам в те времена
доверяли больше, чем академикам сейчас). Жрецы предрекали гибель и молодого
поколения, и всего мира в целом, как только эта молодёжь придёт им, умудрённым
и правильным, на смену. То же самое делает и Штейн по отношению к молодым
(игрекам или
миллениалам).
В каких же прегрешениях
Штейн обвиняет «нынешних
двадцатилетних»? Давайте перечислим
эти прегрешения и поочерёдно рассмотрим их подробнее:
1. Как говорит Штейн, миллениалы
выросли «в эру приумноженного Я». Они фиксируют каждый свой шаг, местоположение
и генетические данные. При этом, по сравнению с предыдущими поколениями,
они проявляют гораздо меньшую гражданскую активность и почти не принимают
участия в политической жизни.
Как говорится,
чья
бы корова мычала. Миллениалы росли в атмосфере безудержной пропаганды эгоцентризма,
когда эталоном официально признавался человек, ради «себя любимого» и своей
личной выгоды способный идти по головам и трупам, человек, способный выгнать
на улицу или заказать киллеру своих родителей ради выгодной продажи их
квартиры... Это предшествующее
им поколение (поколение Х, как его называют социологи), родители миллениалов,
до сих пор руководят СМИ и стремятся навязать молодым свою психологию,
организовывая мириады всевозможных конкурсов (обязательно с дорогими призами),
называя творчеством всё более низкопробный шоу-бизнес. По мере взросления
миллениалы получают такое количество поощрительных призов за участие во
всевозможных конкурсах и соревнованиях, что можно только удивляться, как
60% миллениалов (по данным того же Штейна) ухитряются устоять против такой
массированной идеологической обработки.
2. По мнению Штейна, миллениалы
ленивы: в 1992-м году около 80% людей в возрасте до 23 лет хотели получить
работу с высокой степенью ответственности; 10 лет спустя этот показатель
упал до 60%.
Это действительно
ужасно ... для правящего сейчас поколения Х: молодые не хотят «повышать
производительность труда» и наращивать
производство продукции, конструктивно предназначенной для минимального
срока эксплуатации, изначально не ремонтопригодной. Продукции, срок морального
износа которой намного меньше срока физического износа, тем более, что
это заранее специально закладывается ещё при проектировании. То, что при
этом в жертву прибыли приносятся материальные, порой не возобновляемые
ресурсы, и человеческий труд, нынешних власть имущих не волнует. А вот
миллениалы в этой игре участвовать не хотят. Ах, какие они ленивые!
3. Третий (по Штейну) грех
милленеалов: поскольку молодёжь не уважает власть, она ею и не возмущена.
Именно поэтому они являются первыми небунтующими подростками.
«Миллениалы
разных стран отличаются друг от друга, но, благодаря социальным сетям,
глобализации и скорости перемен, у молодого человека из одной страны куда
больше общего с людьми из другой страны, чем со старшими поколениями внутри
его собственного народа».
Ужас! Ведь это подрывает основы мировой политики! Ведь эдак ни одной «цветной»
революции, ни одной войны не организовать! Все веками наработанные «технологии
международных отношений» летят в тар-тарары.
4. И последнее, не указанное
Штейном, прегрешение миллениалов –
их равнодушие к материальным благам при их высоком интеллектуальном потенциале.
Гарри Стителер,
15 лет рекрутирующий новобранцев в армию США, искренне восторгается ими:
«Новое поколение
понимает всё ещё до того, как ты открыл рот. Они на три-четыре шага впереди.
Они приходят и говорят: я хочу сделать это, а потом я сделаю это, но хочу
затем сделать и это». Скотт Хесс, вице-президент SparkSMG, чьи маркетинговые
исследования воодушевляют корпорации работать с молодёжью, со знанием дела
говорит: «мне
кажется, в большинстве случаев, старшие обвиняют миллениалов за технологии,
которым случилось появиться именно сейчас».
Компании, тем временем, начинают подстраиваться не только к привычкам молодых
людей, но и к их ожиданиям в отношении рабочей атмосферы, хотя, конечно,
им этого и очень не хочется.
Том Брокоу, автор понятия
«Величайшее из поколений», считает, что жизненная осторожность миллениалов
– это разумный ответ на окружающий
их мир. «Они бросают вызов привычному и ищут новые пути решения вопросов».
Миллениалы настойчивы и оптимистичны. Прагматичные идеалисты, они скорее
мыслители, нежели мечтатели, лайфхакеры. У них нет лидеров, и именно поэтому
у площади Тахрир и Occupy Wall Street было ещё меньше шансов на успех,
чем у любых предшествовавших им революций.
Они не ходят
в церковь, потому что не хотят идентифицироваться с большими институциями.
Треть людей в возрасте до 30 –
самый высокий процент в истории –
не являются религиозными. Новый опыт важнее для них, чем материальные вещи.
Они спокойны, сдержаны и не очень-то пассионарны. Они информированы, но
неактивны. Неактивны в прежнем понимании активности. Они не борются с нынешним
обществом потребления –
они его игнорируют, «в упор не видят», и строят своё. Такое, в котором
материальные блага играют подчинённую роль обеспечения и не более того.
А основная цель –
блага духовные, в конечном счёте, информация, знания, интеллект.
Именно поэтому миллениалы
так страшны властвующему ныне поколению Х, этой квинтэссенции общества
потребления, которое, если миллениалы устоят, вымрет вместе со своими носителями.
Будем надеяться, что создавшийся благодаря интернету интегральный интеллект,
«разум миллениалов», сумеет выстоять, усвоить всё ценное из опыта человечества,
не заразившись пагубными привычками и традициями.