В.А. Коноваленко, В.Г. Коротин, Б.Г. Макаров, Ю.Г. Попов
Макет аэромобиля
В изданной в 2012 году книге одного из авторов этой статьи («Маломестный летающий транспорт») обсуждался вопрос о создании летающих транспортных средств, использующих для создания подъёмной силы управление воздушным потоком, обтекающим корпус летательного аппарата. В настоящее время авторами статьи получен патент на устройство, реализующее этот принцип и начата работа по созданию опытного образца. По материалам патента изготовлен макет в 1/5 натуральной величины для продувки в аэродинамической трубе с максимальной скоростью потока 12 м/с. Ниже этот макет описан более подробно.
Постановка задачи

Рис. 1. Вертикальный разрез корпуса по продольной осевой  (размеры в м).
На рисунке 1 показаны центробежные компрессоры (их, по меньшей мере, два с противоположным направлением вращения). Над ними - всасывающие щели, положение которых (Хвх) определяется началом срыва потока. Впереди - плоскость под углом к потоку 150 для продольной балансировки, её длина и расположение будут определены экспериментально. С боков установлены антииндукциоонные щиты (против бокового натекания), на которых поперёк потока размещены поворотные надкрылки обычного тонкого профиля. Их задача - усилить поток в полёте, выполнять роль элеронов, а на земле служить антикрыльями, прижимая мобиль к дороге (их положение неочевидно). Угол атаки надкрылков + 150.
Проект макета:

Рис.2. Расчётный профиль макета в полярных координатах
Таблица 1. Размеры профиля в декартовых координатах: х = R(j)cosj; у =R(j)sinj;
у (мм)
0
 0,8
7
 22
 48
 84
125
 164
 191
 199
 174
 109
 0
х (мм)
0
 – 3
 – 12
 – 19
 – 28
 – 23
0
44
111
199
301
407
500
В качестве движителей (вместо компрессоров) применены два импеллера тягой по 4 Н каждый.
В соответствие с патентом разработан дизайн-проект, показанный на рис. 3 (автор дизайн-проекта студентка СПбГПУ В.В. Алмазова, руководитель Горячёв А.Г.).

Рис.3. Дизайн-проект переднеприводного гибридного аэромобиля
В настоящее время авторы изобретения готовят макет для продувки его в аэродинамической трубе. Внешний вид макета показан на рис.4. Специфика работы заключается в активном создании подъёмной силы, то есть макет должен содержать тяговые движители, работа которых и предотвращает срыв воздушного потока.

Рис.4. Внешний вид аэродинамического макета