В.А. Коноваленко,
В.Г. Коротин, Б.Г. Макаров, Ю.Г. Попов
Макет аэромобиля
В изданной в 2012 году книге
одного из авторов этой статьи («Маломестный летающий
транспорт») обсуждался вопрос о создании летающих транспортных средств,
использующих для создания подъёмной силы управление воздушным потоком,
обтекающим корпус летательного аппарата. В настоящее время авторами статьи
получен патент на устройство, реализующее этот принцип и начата работа
по созданию опытного образца. По материалам патента изготовлен макет в
1/5 натуральной величины для продувки в аэродинамической трубе с
максимальной скоростью потока 12 м/с. Ниже
этот макет описан более подробно.
Постановка задачи
Рис. 1. Вертикальный
разрез корпуса по продольной осевой (размеры в м).
На рисунке 1 показаны центробежные
компрессоры (их, по меньшей мере, два с противоположным направлением вращения).
Над ними - всасывающие
щели, положение которых (Хвх)
определяется началом срыва потока. Впереди
- плоскость под углом к потоку
150 для
продольной балансировки, её длина и расположение будут определены экспериментально.
С боков установлены антииндукциоонные щиты (против бокового натекания),
на которых поперёк потока размещены поворотные надкрылки обычного тонкого
профиля. Их задача -
усилить
поток в полёте, выполнять роль элеронов, а на земле служить антикрыльями,
прижимая мобиль к дороге (их положение неочевидно). Угол атаки надкрылков
+
150.
Проект макета:
Рис.2. Расчётный профиль
макета в полярных координатах
Таблица 1. Размеры профиля
в декартовых координатах: х
=
R(j)cosj;
у
=R(j)sinj;
у (мм)
|
0
|
0,8
|
7
|
22
|
48
|
84
|
125
|
164
|
191
|
199
|
174
|
109
|
0
|
х (мм)
|
0
|
– 3
|
– 12
|
– 19
|
– 28
|
– 23
|
0
|
44
|
111
|
199
|
301
|
407
|
500
|
В качестве движителей (вместо
компрессоров) применены два импеллера тягой по 4 Н каждый.
В соответствие с патентом
разработан
дизайн-проект, показанный на рис. 3 (автор дизайн-проекта студентка СПбГПУ
В.В. Алмазова, руководитель Горячёв А.Г.).
Рис.3. Дизайн-проект
переднеприводного гибридного аэромобиля
В настоящее время авторы
изобретения готовят макет для продувки его в аэродинамической трубе. Внешний
вид макета показан на рис.4. Специфика работы заключается в активном создании
подъёмной силы, то есть макет должен содержать тяговые движители, работа
которых и предотвращает срыв воздушного потока.
Рис.4. Внешний вид аэродинамического
макета