И ещё раз о климате
В 2007 году, в разгар эпопеи потепления, на нашем сайте была опубликована книга «Климат: ледниковый период или парниковый эффект». В то время о возможном похолодании никто, кроме нескольких специалистов, и думать не смел, а Гору даже выдали Нобелевскую премию. Прошло пять лет и теперь даже в СМИ время от времени говорят о приближающемся оледенении. Между тем, в упомянутой книге речь как раз и шла об объективных механизмах ледниковых периодов. В частности, довольно подробно рассмотрена Атлантическая экваториальная система течений.
«Рассматривая Атлантический океан как колебательную систему, следует обратить внимание на точку первого большого разветвления Гольфстрима– на Азорское плато (возвышение Срединно-Атлантического хребта, вершинами которого являются Азорские острова). Именно здесь определяются массы Северо-Атлантического и Канарского течений. Эта точка крайне чувствительна к смещению неразделённого потока по широте: достаточно отклонения на несколько градусов к северу или югу и весь Гольфстрим превратится либо в Северо-Атлантическое, либо в Канарское течение».
В настоящее время эта колебательная система находится в состоянии перехода от метастабильного состояния, в котором Гольфстрим практически весь уходил в Северо-Атлантическое течение и отапливал север Европы, Северное и Баренцово моря, в стабильное состояние с кольцевыми течениями севернее и южнее экватора. Эта система кольцевых течений действительно устойчива, так как обладает минимумом энергии (подробнее смотри в упомянутой книге). Вывод системы из стабильного состояния происходит из-за расширения Атлантического океана, изменяющего объёмы и скорости экваториальных атлантических течений, питающих Гольфстрим.
Рассмотрев историю оледенений, их периодичность и продолжительность, а также их связь с системой атлантических течений, автор делает вывод о скором наступлении очередного Северо-Атлантического оледенения и грядущих изменениях климата Северного полушария. Поскольку в ближайшие годы процесс сворачивания Гольфстрима в кольцо продолжится довольно интенсивно в силу релаксационного характера этого перехода, следует ожидать сокращения зоны развития ураганов (и, соответственно, повышения их мощности).
При этом судьба урагана существенно различна в зависимости от его места рождения: Судя по «тонкой структуре» последних оледенений очередное оледенение будет весьма коротким – в пределах тысячелетия и может быть сопоставимо с Малым оледенением (примерно 8 тысячелетий тому назад) и даже меньше него и по длительности, и по мощности. Следует ожидать заметного увлажнения климата Сахары и среднеазиатских пустынь, потепления в Восточной Сибири и покрытия ледником Исландии, Скандинавии, Северо-запада России и прилегающих районов. Поэтому Западной Европе следует привыкать к ливням летом и обильным снегопадам зимой, США – ко всё более сильным ураганам и торнадо, а Канаде и Скандинавии – к наступлению ледника. Зато потеплеет в Сибири, Магадан станет близнецом Сочи не только по широте, а азиатские пустыни превратятся в плодородные степи. По этим признакам следует ожидать оледенения в ближайшие десятилетия. Как обычно, появление и рост ледника будет быстрым (до одного-двух десятилетий). При дальнейшем расширении Атлантического океана, которое по прогнозу Сорохтина и Ушакова продлится ещё, по крайней мере, 50 млн. лет, турбулентность в Гольфстриме будет расти. Следовательно, будет уменьшаться меридиональная компонента скорости со всеми вытекающими последствиями. А это означает увеличение устойчивости кольцевого режима, вплоть до полного запрета выхода из него. Таким образом, велика вероятность того, что развивающийся в наше время переход течений атлантической колебательной системы в кольцевой режим будет последним. После него система, скорее всего, придёт в устойчивое кольцевое состояние и наступит восстановление нормального полярного оледенения Арктики, при котором будут наблюдаться обычные волны небольших температурных изменений с периодами 100 тыс. и около 40 тыс. лет и менее заметные – с периодом 20-21 тыс. лет.