Уфология и
ВПК
(США рассекретили
характеристики военной летающей тарелки)
Излюбленным НЛО (неопознанным
летающим объектом) уфологов ещё с середины прошлого века была и остаётся
летающая тарелка. Именно из неё, по многочисленным заявлениям уфологов,
«выскакивали зелёные человечки», именно туда втягивали «похищенных» землян,
их «видели» сбиваемые с правильного курса самолёты. Не будем спорить с
адептами уфологии – логика и вера не пересекаются и подобные споры бесперспективны.
Поэтому предложим в качестве информации к размышлению недавно рассекреченные
в США материалы:
Что это? Чертежи захваченного
американской разведкой инопланетного корабля? Да нет! В конце сентября
2012 года Национальный архив США опубликовал отрывок меморандума, датированного
июнем 1956 года, о разработке в интересах американских военно-воздушных
сил прототипа летающей тарелки. Предполагалось, что аппарат под кодовым
названием «Проект 1794» сможет развивать сверхзвуковую скорость и преодолевать
почти две тысячи километров.
Рис. 1. Изображение
с сайта blogs.archives.gov
Разработку аппарата США
поручили канадской авиастроительной компании Avro Aircraft и её ведущему
инженеру британцу Джону («Джеку») Фросту (John «Jack» Frost). Дело в том,
что канадская компания к середине 1950-х годов уже успела зарекомендовать
себя, сконструировав неплохой истребитель-перехватчик CF-100. Сам же Фрост,
пришедший в Avro в 1947 году, ранее работал на британскую De Havilland,
где, в частности, разработал истребители Hornet и Vampire, а также экспериментальный
самолёт DH 108 (Swallow).
Рис. 2. Опытный образец
"Проекта 1794"
После прихода в Avro Джек
Фрост взялся усовершенствовать реактивный двигатель и повысить эффективность
его компрессора. В результате авиаконструктор придумал так называемый «блиноподобный
двигатель» («pancake engine»), в котором турбина через зубчатую передачу
приводила в движение компрессоры и реактивная струя выходила по всей окружности
двигателя. В условиях «холодной войны» США (одновременно и ряд других стран)
заинтересовались созданием летательных аппаратов с вертикальным взлётом
и посадкой, а двигатель Фроста, казалось, как нельзя лучше подходил для
таких целей.
Рис. 3. Схема одной
из модификаций двигателя Фроста, использующего «эффект Коанда»
Первым прототипом летательного
аппарата с дискообразным двигателем Фроста стал Project Y. Сам аппарат
при этом имел форму штыка лопаты. Проект получил поддержку министерства
обороны Канады в размере 400 тысяч канадских долларов. К 1953 году Avro
представила деревянный макет летательного аппарата, и новость об этом широко
разошлась по средствам массовой информации. Более того, пошли слухи о планах
канадцев создать летающую тарелку. Тем не менее дальнейшего финансирования
Project Y не получил.
Рис. 4. Испытания Avrocar.
Фото из архива музея ВВС США
Зато интерес к разработкам
Фроста проявили ВВС США. Авиаконструктор продемонстрировал американцам
преемника «летающей лопаты» – Project Y-2. Аппарат имел дискообразную форму
и использовал для увеличения подъёмной силы «эффект Коанда» (см. примечание).
Основой аппарата также был круглый двигатель с ротором (для подъёмной силы)
и компрессорами (для создания реактивной тяги). При этом создаваемые двигателем
реактивные струи обтекали куполообразный корпус, что и должно было придать
тарелке огромную скорость и высоту полёта.
Аппарат весил
1,36 тонны и имел максимальную взлётную массу в 2,52 тонны. В диаметре
тарелка достигала 5,5 метра, в высоту – чуть более метра. Силовая установка
состояла из трёх турбореактивных двигателей Continental J69-T-9. Экипаж
корабля – два человека.
Первый контракт на 750 тысяч
долларов Фрост получил в 1955 году. В 1956 году Avro вложила в разработку
летающей тарелки 2,6 миллиона долларов. Согласно рассекреченным документам,
ВВС США оценивали стоимость проекта в 3,16 миллиона долларов (сегодня это
составило бы около 26,6 миллиона долларов). На создание успешного прототипа
Avro отвели полтора-два года. При этом американцы рассчитывали, что летательный
аппарат сможет развивать скорость от трёх до четырёх чисел Маха (3200 –
4300 км/час), преодолевать свыше 1800 километров и подниматься на высоту
около 30 километров.
Рис. 5. Avro Aircraft
VZ-9. Фото пользователя Alvintrusty с сайта wikipedia.org
По оценкам разработчиков,
VZ-9 мог развивать скорость свыше 480 километров в час, на практике же
аппарат удалось разогнать лишь до 56 километров в час. Проектная дальность
полёта аппарата – 1600 километров, практически тарелка преодолевала лишь
127 километров. При проектном потолке в три километра аппарат смог подняться
лишь на 91 сантиметр. Что именно заставило американцев отказаться от разработки
прототипа после всего лишь нескольких лет испытаний, до конца непонятно.
По сути Фросту поручили создание не просто очередного самолёта, а принципиально
нового типа летательного аппарата, и указанные в меморандуме «полтора-два
года» – сроки совершенно нереальные.
По данным The
Wire, проект другой летающей тарелки был свёрнут в 1960 году ввиду того,
что специалистам не удалось добиться требуемой высоты полёта тарелки. Аппарат
поднимался, в среднем, на высоту человеческого роста. В процессе работ
инженеры Avro под руководством Джека Фроста разработали для США несколько
версий летающей тарелки (доподлинно известно о двух действующих прототипах).
Несколько испытательных полетов «Проекта 1794», также известного как Avrocar
и VZ-9-AV (обозначение ВВС США), даже сняли на видео.
Аппарат довольно уверенно
отрывался от поверхности и держался на небольшой высоте, однако на стадии
перехода к полёту тарелку начинало болтать из стороны в сторону. По результатам
испытаний Project 1794 претерпел несколько доработок, но убедить американцев
продолжить финансирование Фросту не удалось. Официально США закрыли проект
летающей тарелки в 1961 году.
Понятно, что
полёты опытных образцов «летающих тарелок», производимых не военной фирмой
с целью получить финансирование, трудно скрыть от посторонних, зато «инопланетная
легенда» – прекрасный камуфляж, породивший уфологию, которая и возникла-то
именно в период таких испытаний!
О планах США или какой-либо
другой страны вложиться в разработку современных летающих тарелок пока
неизвестно. Однако с учётом активного развития беспилотных систем и робототехники
можно с большой вероятностью предположить, что компактные летающие тарелки
в ближайшее время займут своё место в вооружении ведущих стран мира. И
снова уфологи получат маловразумительные доказательства «инопланетных визитов»
Безусловно, идея создания
летающей тарелки в 1950-е годы была не нова. Над изобретением дискообразных
летательных аппаратов работали ещё инженеры Третьего рейха. В 1939 году
проект летательного аппарата в форме блюдца с вертикальным взлётом запатентовал
авиаконструктор компании Focke-Wulf Генрих Фокке (Heinrich Focke).
Ещё один «летающий диск», получивший название АS-6, решил построить Артур
Зак (Arthur Sack), но испытания аппарата провалились. Кроме того, в 1950-е
были опубликованы данные о якобы успешных разработках нацистами сразу нескольких
летающих тарелок, включая «Летающий блин Циммермана» и «Диск Белонце».
«Летающий блин»
Циммермана – летательный аппарат дисковидной формы, предположительно разработанный
немецким конструктором Генрихом Циммерманом и испытанный в 1942 – 1943
годах на полигоне Пенемюнде. Предположительно, был оснащён газотурбинными
двигателями и мог достигать горизонтальной скорости до 700 км/ч.
Внешне имел сходство с перевёрнутым вверх дном тазом диаметром 5 – 6 метров,
с каплевидной прозрачной кабиной в центре корпуса. На земле опирался на
небольшие резиновые шасси. Для взлёта и горизонтального полёта, видимо,
использовались управляемые сопла. Ввиду невозможности точного регулирования
тяги газотурбинных двигателей или по каким-то другим причинам был очень
неуклюжим в полёте.
Утверждается, что об этом
летательном аппарате дали свидетельства девятнадцать бывших военнослужащих
вермахта. Осенью 1943 года они якобы наблюдали тестовые полёты какого-то
«Металлического диска диаметром 5-6 м с каплевидной кабиной в центре».
После разгрома Третьего рейха чертежи, копии и свидетельства, которые якобы
хранились в сейфах Кейтеля, обнаружены не были.
Рис. 6. Диск Белонце
Диск Белонце – летательный
аппарат дисковидной формы, предположительно созданный немецкими учёными
в конце Второй мировой войны (в частности, Виктору Шаубергеру приписывают
создание так называемого вихревого двигателя, который использовался в диске).
Никаких достоверных доказательств существования подобного аппарата нет.
По легенде, аппарат мог перемещаться со скоростью 4 маха и выполнять в
небе развороты любой сложности. Во всех описаниях этой легенды говорится,
что сам аппарат и вся техническая документация были уничтожены создателями
за сутки до взятия места базирования «блюдца» советскими войсками (в других
источниках – за несколько месяцев до конца войны).
Примечание (по
материалам Википедии)
«Эффект Коанда» – физическое
явление, названное в честь румынского учёного Анри Коанды (во французском
произношении Коанда', откуда и название эффекта), который в 1932 году обнаружил,
что струя жидкости, вытекающая из сопла, стремится отклониться по направлению
к стенке и при определённых условиях прилипает к ней.
Это объясняется тем, что
боковая стенка препятствует свободному поступлению воздуха с одной стороны
струи, создавая вихрь в зоне пониженного давления. Аналогично и поведение
струи газа. На основе этого эффекта строится одна из ветвей пневмоники
(струйной автоматики).
Струя воздуха
может быть либо свободной (ограниченной окружающим воздухом), либо ограниченной
(стеснённой, ограниченной препятствиями со всех сторон), либо настилающей.
Если пренебречь вязкостью, то на границе струи скорость воздуха должна
быть равна 0. Для расчётов за границу струи обычно берут поверхность, где
скорость равна 0,2 м/с. Эффект применяют в кондиционерах для создания эффекта
прилипшей к потолку струи воздуха для лучшего циркулирования воздуха в
помещении.
С 1940 по 1970 американцы
экспериментировали с применением «эффекта Коанда» в создании летательных
аппаратов. Применявшийся Джеком Фростом «эффект Коанда» впоследствии был
успешно использован на американском лёгком многоцелевом вертолете MD-520
NOTAR (no tail rotor, «без хвостового винта»). С использованием «эффекта
Коанда» для увеличения подъёмной силы крыла, за счёт его обдува реактивной
струей от двигателя самолёта, было построено несколько проектов самолётов
(американские экспериментальный QSRA и опытный военно-транспортный Boeing
YC-14 и советские военно-транспортные самолёты с укороченным взлётом и
посадкой Ан-72 и Ан-74).
Сейчас «эффект
Коанда» активно используется в разработках беспилотных летательных аппаратов
с вертикальным взлётом и посадкой. Принцип их работы во многом схож с тем,
который предлагал для своих летающих тарелок Джек Фрост, за исключением
применения реактивных двигателей. К примеру, радиоуправляемый БПЛА производства
компании Aesir легко поднимается на высоту нескольких метров и при этом
обладает высокой маневренностью. В 2012 году данный эффект стал применяться
в Формуле 1.