Камов, Николай
Ильич
Николай Ильич Камов – советский
авиаконструктор, создатель вертолётов «Ка», доктор технических наук. Герой
Социалистического Труда. Лауреат Государственной премии СССР.
Н. И. Камов родился 1 (14) сентября
1902 года в городе Иркутске в семье учителя. В 16 лет с золотой медалью
закончил коммерческое училище и поступил в Томский технологический институт.
С 1918 по 1923 годы он учился на мехфаке, в 20 лет с отличием окончил ТТИ,
войдя в историю вуза как самый молодой студент, выпускник и инженер.
В 1929 году вместе
с Николаем Скржинским, Камов создал первый советский автожир КаСкр-1 «Красный
инженер». В 1935 году под руководством Камова был создан боевой автожир
А-7, использовавшийся во время Великой Отечественной войны.
В 1940 году Камов стал главным
конструктором КБ по вертолётостроению. Именно Камов придумал само слово
«вертолёт». Под руководством Камова были созданы вертолёты Ка-8 (1948),
Ка-10 (1953), Ка-15 (1956), Ка-18 (1960), Ка-25 (1968), Ка-26 (1967), винтокрыл
Ка-22 (1964), аэросани Север-2 и Ка-30, глиссер.
Н. И. Камов умер 24 ноября
1973 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).
Награды
Два ордена Ленина (1962,
1972)
Два ордена Трудового Красного
Знамени (1957, 1971), медали.
Государственная премия СССР
(1972).
Память
Имя Камова носит ОКБ, где
он трудился, Ухтомский вертолётный завод (с 1992 – ОАО «Камов»), расположенный
в г. Люберцы.
Мемориальные доски установлены:
на здании управления завода и в Иркутске (ул. Декабрьских событий, 20)
на доме, в котором жил Н. И. Камов с 1902 по 1918 год. Именем Камова названы
улицы в Москве, Люберцах, Улан-Удэ. В 2002 году в честь Камова была выпущена
почтовая марка России.
Мемориальная доска на доме:
Москва, 1-я Тверская-Ямская улица 13.
Биография
Николай Камов родился 1
сентября 1902 года в Иркутске. Его отец Илья Михайлович был учителем словесности.
Николай с золотой медалью окончил коммерческое училище, увлекался химией,
биологией и техникой. В 1918 году он вторым по баллам сдал экзамены в Томский
технологический институт. В 1920 году юноша пытался поступить в авиаотряд,
но не был принят из-за травмы руки, полученной при рождении. Николай решил
строить самолёты. Он изучил книги по авиации, какие возможно было достать,
экспериментировал с винтами, стал активным участником авиакружка. Томский
технологический институт Камов закончил с отличием, его имя занесено на
мраморную доску.
После окончания
института в 1923 г. инженер-механик Камов поехал в Москву и поступил рабочим
на концессионный завод Юнкерса ИВА. За 3 года работы он изучил технологию
производства. Вечерами молодой инженер штудировал аэродинамику. Однажды,
не выдержав грубости мастера-немца, он ответил ему по-немецки и был уволен.
В 1924 году Камов поступил в
центральные аэропланные мастерские «Добролёта»
(предшественника Аэрофлота), которые занимались ремонтом, в основном, немецких
машин. Собрав группу помощников, молодой инженер по своей инициативе подготовил
комплект чертежей самолёта Ю-13. Это позволило отказаться от закупки иностранных
деталей и помощи иностранных специалистов. Позднее, исследуя конструкцию
немецкого самолёта, при ремонте Камов усовершенствовал крыло, увеличив
посадочные щитки для того, чтобы сократить пробег машины.
Двадцатипятилетнего
инженера пригласили в 1927 году в конструкторское бюро Д.П. Григоровича.
Здесь занимались опытным морским судостроением. Камов принял участие в
разработке самолета МРЗ-бис. В свободное время он приступил к созданию
автожира.
В 1928 г. Николай Ильич – ведущий
конструктор и начальник бригады КБ Поля Ришара, приглашенного из Франции
и сменившего Григоровича. В 1928-1929 гг. Камов совместно с инженером Н.К.
Скрижинским создал первый советский автожир КАСКР-1 (КАмовСКРижинский) «Красный
инженер».
Из-за отсутствия методик создание
и испытание автожира проходило в трудных условиях. При первом испытании
на ветру лопасть отрубила хвостовое оперение автожира. После ремонта 25
сентября 1929 г. летчик-испытатель И.В. Михеев впервые оторвал машину от
земли и стал первым вертолётчиком. Ко времени окончания работ по КАСКР-II
Николай Ильич обзаводится семьёй. Его женой становится знакомая ещё по
Иркутску Анастасия Владимировна Ставровская, дочь путейца, сама окончившая
в Ленинграде институт инженеров-железнодорожников. Вскоре в семье появилась
дочь Татьяна.
В 1930-1931 гг. Николай Ильич
являлся одним из руководителей ОКБ по морскому самолётостроению. Он был
ведущим инженером по производству цельнометаллического самолёта-торпедоносца
открытого моря ТОМ-1. В двадцатидевятилетнем возрасте Камов становится
начальником конструкторской бригады автожиров в секции особых конструкций
Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), в которой в то время
работали такие авиационные конструкторы,
как Туполев, Поликарпов, Ермолаев и другие. Он предложил проект нового
автожира А-7, который проектировал по заказу ВВС как разведчик и корректировщик.
20 сентября 1934 г. А-7 поднялся в воздух. В 1936 году бригада Камова вместе
с другими переведена в КБ-3 при заводе № 156, который создавался А.Н. Туполевым.
Группа конструкторов у А-7
(в центре в белой рубахе Н.И. Камов)
В 1938 году один из автожиров
типа А-7 за 5 дней оборудовали и отправили для спасения станции СП-1 Папанина.
21 марта 1939 г. было принято решение о строительстве специального завода,
производящего автожиры. Камов стал его главным конструктором и директором,
М. Миль – заместителем. Уже через несколько дней после 22 июня 5 автожиров
А-7 по инициативе Камова вылетели на фронт, а затем для организации ремонта
выехал и сам главный конструктор. Автожиры участвовали в боях, доставляли
грузы партизанам.
В 1946 г. Николай
Ильич организовал группу по проектированию первого отечественного вертолёта
сосной схемы Ка-8. Летом 1948 г. вертолёт принял участие в воздушном празднике
на Тушинском аэродроме. А после праздника Камову предложили организовать
вертолётостроительное КБ. С октября 1948 г. Н.И. Камов – главный конструктор
ОКБ по вертолётам, которое в 1949 г. было преобразовано в Ухтомский вертолётный
завод (ныне имени Н.И. Камова). В ноябре 1948 г. вышла книга Н.И. Камова
«Винтовые летательные аппараты» Осенью того же года Камов предложил ВМФ
СССР связной вертолёт. С группой сотрудников авиаконструктор разработал
Ка-10 «Иркутянин».
В 1952 г. вышло постановление
правительства о постройке корабельного вертолёта Ка-15. 14 апреля 1953
г. Ка-15 впервые совершил полёт. Для серийного производства Ка-15 выделили
завод в Сибири. Позднее завод стал выпускать параллельно Ка-15 в сельскохозяйственной,
пассажирской, санитарной модификациях. Одним из замыслов Камова оставался
вертолёт-автомобиль. Летом 1960 г. в статье он писал, что такая машина
позволит разгрузить улицы и добираться от площади Маяковского до Измайлова
за 10, а до Домодедова за 30 минут. Практической попыткой решить проблему
стал вертолёт Ка-18 «Малютка». Ка-18 создали в пассажирском, почтовом и
санитарном вариантах. В 1958 г. на всемирной выставке в Брюсселе многоцелевому
Ка-18 дали золотую медаль.
Николай Ильич стал
пионером в разработке винтокрылов, сочетающих вертикальный взлёт вертолёта
и скорость самолёта. КБ Камова разработало винтокрыл Ка-22. Проектирование
начали в 1952 г. Весной 1959 г. винтокрыл был готов, а 9 мая 1961 г. машину
показали на авиационном параде в Тушино. 12 октября 1661 г. винтокрыл установил
8 мировых рекордов по скорости полета и грузоподъёмности.
Параллельно с винтокрылом КБ
Камова разрабатывало по заказу моряков противолодочный вертолёт, более
мощный, чем Ка-15. На эту сложную работу ушло 10 лет. 21 мая 1961 года
вертолёт совершил первый полёт. В сентябре 1962 года за большой вклад в
советское самолётостроение и в связи с 60-летием Николай Ильич был награждён
орденом Ленина. За создание противолодочного вертолёта Ка-25 Камову 4 ноября
1973 г. присудили Государственную премию. В 1967 г. один из Ка-25 переоборудовали
в качестве авиакрана Ка-25К для демонстрации на аэродроме в Ле Бурже под
Парижем.
Сам авиаконструктор
писал в журнале «Гражданская авиация»: «…нам удалось создать маневренную
машину с хорошим соотношением веса конструкции и полезной нагрузки. Надо
полагать, новый вертолёт с интересом, доброжелательно примут в производственных
коллективах Аэрофлота».
4 ноября 1968 года в воздух
поднялся первый серийный Ка-26. Вертолёт разрабатывали, в основном, молодые
конструкторы, Камов контролировал их работу. Кроме золотых медалей на выставках
в разных странах, Ка-26 имеет мировой рекорд. За 8 минут 51,2 секунды он
достиг высоты 3000 м. В начале 70-х г. КБ Камова занималось разработкой
и испытанием вертолёта соосной системы для работы в Арктике. Летом 1973
года первая машина Ка-32 была готова к испытаниям. Однако тяжёлая болезнь
не дала возможности Николаю Ильичу увидеть полёт Ка-32. Жизнь талантливого
авиаконструктора оборвалась 24 ноября 1973 года, а 24 декабря 1973 года
Ка-32 успешно поднялся в воздух.
Николай Ильич работал
до последних дней. Когда его увозили в больницу, он просил ничего не трогать
на его рабочем столе. Так его комната и стала своеобразным музеем создателя
вертолётов. Николай Ильич привил и младшему поколению уважение к технике.
Дочь Камова и его внук стали авиаконструкторами.
Похоронен Николай Ильич на Новодевичьем
кладбище. После него остался коллектив, который под руководством С.В. Михеева
завершил отработку Ка-32. 26 февраля 1974 года КБ присвоено имя Н.И. Камова.
14 сентября 1976 года у входа на завод открыта мемориальная доска, посвящённая
Камову. Его именем названа улица.
Вертолёты Камова