К столетию со
дня рождения Евгения Ивановича Юхнина
19.XI.1912-8.III.1999.
Инженер-кораблестроитель.
Руководил разработкой первых в мире ракетных катеров с многими модификациями.
Инициатор проектирования и строительства на шести заводах ракетных катеров
II поколения проекта 1241 «Молния» для ВМФ, морской пограничной охраны
и на экспорт.
Биография
Родился 9 февраля 1912 года
в с. Спас-Поруб Вологодской губернии (теперь г. Спас-Поруб) на реке Лузе,
притоке р. Юг. Ходил на кораблях юнгой, матросом, боцманом, 3-м помощником
капитана. Окончил Ленинградский кораблестроительный институт в 1936 году
по специальности инженер-кораблестроитель. Конструктор, начальник сектора,
начальник отдела КБ Завода им. А. Марти (ЛАО). Начальник КБ Завода № 63/8
в г. Тюмени (1943 – 1944). Внёс большой вклад в организацию выпуска торпедных
катеров силами специалистов, эвакуированных с катеростроительных заводов
городов Ленинграда, Феодосии и Херсона (17-й цех Завода им. А. Марти, Завод
№ 5).
Начальник отдела
и главный конструктор ЦКБ-19 (1944), начальник – главный конструкор ЦМКБ
«Алмаз» (1952 – 1981). Одновременно – генеральный директор ПО «Алмаз» (1970
– 1974), в которое вошли ЦМКБ «Алмаз», Завод № 5, Невский морской завод.
Под его руководством проводились опытно-конструкторские работы по созданию
принципиально нового класса кораблей – катеров-ракетоносцев, которые были
завершены техническим проектом 183Э с двумя ракетами П-15 (с 1954 г.).
Первые в мире два экспериментальных
ракетных катера проекта 183Э были доставлены на полигон в Чёрном море,
произведён первый пуск ракет П-15 с катера проекта 183Э (1957). Для преодоления
боязни и недоверия личного состава и преодоления психологического барьера
первый пуск произвел он сам, как главный конструктор проекта, с 4 добровольцами-сотрудниками
Конструкторского бюро, которые находились в относительно безопасных носовых
кубриках; пуск прошел благополучно. Это подтвердило достаточную прочность
катерных конструкций и установленного оборудования, протипожарную безопасность
и безопасность пребывания на катере личного состава. Комиссия Госприёмки
приняла эти катера и рекомендовала их к серийной постройке.
Руководил разработкой
на базе катера проекта 183Э первых в мире ракетных катеров различных модификаций
(номера проектов: 183Г, 183Р, 205, 383, 384) – всего построено более 600
таких катеров. Инициатор проектирования и строительства на шести заводах
ракетных катеров третьего поколения проекта 1241 «Молния» для ВМФ, морской
пограничной охраны и на экспорт (проекты 1241-1, 1241-2, 12411, 12417,
1241РЭ, 1241ПЭ). Под руководством Е.И. Юхнина были разработаны уникальные
проекты кораблей, не имеющие мировых аналогов: ракетный корабль на автоматически
управляемых подводных крыльях «Ураган», ракетный корабль на воздушной подушке
«Сивуч» и самый большой в мире амфибийный корабль на воздушной подушке
«Зубр».
Семья
Жена – Лидия Филипповна
Нестерук (род. 1914), работала в системе морского флота.
Сын – Евгений Евгеньевич
Юхнин (1936 – 2001)
Сын – Владимир Евгеньевич
Юхнин (род. 1937), главный конструктор (с 2004 года – генеральный конструктор)
Северного проектно-конструкторского бюро.
Награды
-
Герой Социалистического Труда.
-
Награждён двумя орденами Ленина,
орденом Октябрьской Революции и медалями.
-
Ленинская премия.
-
Государственная премия СССР.
-
Премия правительства Российской
Федерации.
Умер 7 марта 1999 года в Петербурге,
похоронен на Серафимовском кладбище.