К столетию со дня рождения Бориса Евсеевича Чертока
(01.03.1912 – 14.12.2011)
1 марта 2012 года академику РАН конструктору космической техники Борису Чертоку исполнилось бы 100 лет. Он не дожил до этого юбилея меньше трёх месяцев (умер 14 декабря 2011г.)
userpic
РАН РФ, Энергия, академик Черток Б.Е.,
Всю свою жизнь Борис Черток посвятил разработке систем управления космическими аппаратами и ракетами. Он является автором и соавтором более чем 200 работ и монографий, многие из которых были долгие годы засекречены. В 90-х годах он выпустил серию монографий «Ракеты и люди» об истории космической отрасли в СССР. За свои заслуги Борис Черток был удостоен множества наград, в том числе, ленинской премии, ордена Красной Звезды и ордена «За заслуги перед Отечеством». Похоронен Борис Евсеевич Черток в Москве на Новодевичьем кладбище.


Биография
Родился 1 марта 1912 года в городе Лодзи (Польша), в семье служащих. Накануне первой мировой войны родители Бориса Евсеевича вернулись в Москву, где в 1929 году он окончил школу-девятилетку и начал трудовую деятельность электромонтёром на Краснопресненском силикатном заводе.  Ещё в школе он увлёкся радио и электротехникой, а в 1928 году журнал «Радио всем» опубликовал описание разработанного им универсального лампового приемника. В августе 1930 года был принят на работу в электроцех отдела оборудования электромонтёром четвёртого разряда на московский авиазавод номер 22 (впоследствии завод имени Горбунова), который в то время был крупнейшим в стране авиационным предприятием, выпускавшим бомбардировщики «Туполев ТБ-1».
Здесь он работал электромонтёром по промышленному оборудованию, электрорадиомонтёром по оборудованию самолетов (1930-1933), радиотехником по самолётному радиооборудованию (1933-1935), начальником конструкторской группы ОКБ (1935-1937) и начальником конструкторской бригады «спецоборудования и вооружения самолетов» (1937-1938), участвовал во внедрении в производство ТБ-3.
В эти годы Б.Е. Черток стал автором ряда изобретений, подтвержденных авторскими свидетельствами. Так, в 1934-1935 годах он разработал автоматический электронный бомбосбрасыватель, который прошёл испытания в НИИ ВВС. В 1935 году как изобретатель Борис Евсеевич был выдвинут на инженерную должность в ОКБ, созданном под руководством главного конструктора В.Ф. Болховитинова. В 1936-1937 годах, не имея законченного высшего образования, был назначен ведущим инженером по электрооборудованию самолетов полярных экспедиций. Участвовал в подготовке самолетов экспедиции группы Водопьянова на Северный полюс и самолета Леваневского для трансполярного перелёта Москва-США.
В 1934 году Б.Е. Черток поступил на вечернее отделение Московского энергетического института и до 1938 года совмещал работу с учёбой. Для окончания института в 1938 году он перешёл на дневное отделение и в 1940 году с отличием защитил дипломный проект, получив квалификацию инженера-электрика. Проект был выполнен в ОКБ завода № 84 авиационной промышленности у главного конструктора В.Ф. Болховитинова. Его темой являлась разработка системы электрооборудования тяжёлого самолета на переменном токе повышенной частоты.
По материалам проекта во Всесоюзном электротехническом институте (ВЭИ) были изготовлены опытные образцы мощных самолётных генераторов и электродвигателей, которые должны были обеспечить электрооборудование вновь проектируемых тяжёлых бомбардировщиков системой переменного тока. Эта работа, проводившаяся в отделе электрических машин ВЭИ, которым руководил академик К.И. Шенфер, была первой серьёзной попыткой внедрить новую систему переменного тока в авиацию. С началом войны работа была приостановлена.
С 1940 по 1945 год Б.Е. Черток работал в ОКБ главного конструктора В.Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП. После защиты дипломного проекта он был принят на должность начальника группы, затем был назначен начальником бригады и впоследствии назначен начальником отдела электро- и спецоборудования, автоматики и управления. В ноябре 1941 года вместе с коллективом завода № 293 эвакуировался в город Билимбай Свердловской области.
Во время Великой Отечественной войны Б.Е.Черток разрабатывает автоматику управления вооружением самолётов и зажиганием жидкостных ракетных двигателей. Им была создана система управления и электрического зажигания ЖРД, которая использовалась в пёрвом полёте ракетного самолета «БИ-1» конструкции Болховитинова, Исаева, Березняка, осуществлённом капитаном Бахчиванджи в 1942 году.

Полковник Б.Е.Черток и подполковник С.П. Королёв в Германии
В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Б.Е. Черток был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники.
В том же году вместе с А.М. Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт – «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С.П. Королёв. С этого времени Борис Евсеевич работал в тесном сотрудничестве в Сергеем Павловичем Королёвым.
В августе 1946 года приказами министров авиационной промышленности и вооружения Б.Е. Черток переведён на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления Научно-исследовательского института № 88 (НИИ-88) Министерства вооружения. В 1950 году он назначен на должность заместителя начальника отдела, а в 1951 году – начальника отдела систем управления Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) НИИ-88, главным конструктором которого был С.П. Королёв.
После выделения в августе 1956 года ОКБ-1 и опытного завода № 88 из НИИ-88 в самостоятельное предприятие – Опытно-конструкторское бюро № 1 (начальник и главный конструктор С.П. Королёв) – Б.Е. Черток с 1957 по 1963 год работал заместителем главного конструктора ОКБ-1. В 1958 году ему была присуждена учёная степень доктора технических наук. В 1963 году был назначен заместителем начальника предприятия по научной работе и начальником филиала № 1, на котором разрабатывались космические аппараты и системы управления. С 1966 года – заместитель главного конструктора – руководитель комплекса Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения Министерства общего машиностроения (ЦКБЭМ).
В 1974 году Б.Е. Черток становится заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» по системам управления. В этой должности он проработал до 1992 года и с 1993 года до конца жизни являлся главным научным консультантом генерального конструктора РКК «Энергия» имени С.П. Королёва.
Наследие Чертока
Борис Черток. Фото РИА Новости, Руслан Кривобок
Борис Черток незадолго до кончины.
(Фото РИА Новости, Руслан Кривобок)
Вся научно-инженерная деятельность Б.Е. Чертока с 1946 года связана с разработкой и созданием систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полётов. Одна из первых задач в этой области, которая была решена Борисом Евсеевичем, – это разработка теории надёжной конструкции и организация производства широкого ряда рулевых машин и приводных устройств. Дальнейшее развитие теории и техники ракетного и космического привода позволило решить задачу создания сложных механизмов для длительной работы в условиях космического пространства: агрегаты для стыковки космических кораблей, управляемые остронаправленные антенны, гидравлические приводы с цифровым управлением и другое.
В 1948 году Б.Е. Черток создал первую лабораторию по разработке инерциальных астронавигационных систем для летательных аппаратов. Впоследствии с его участием были созданы системы ориентации и навигации космических аппаратов с использованием принципа непрерывной коррекции гироскопических приборов по реальным звездам.
Им разработаны принципы проектирования многочисленных автономных приборов, устройств и систем для межконтинентальных ракет, ракет-носителей и космических комплексов как единой большой системы, построенной по иерархической структуре. Это позволило практически реализовать методы теории надёжности при создании системы управления первой межконтинентальной ракетой Р-7 и последующих её модификаций. Аналогичные принципы были развиты и использовались коллективом, руководимым Б.Е. Чертоком, при разработке сложных ракетных и космических комплексов.
Основополагающие работы Б.Е.Чертока связаны с созданием комплексов систем управления и энергоснабжения автоматических космических аппаратов и пилотируемых космических кораблей. Он возглавлял разработку систем управления пилотируемых кораблей «Восток», «Восход», спутника связи «Молния-1», «лунников» и в том числе первого аппарата, совершившего мягкую посадку на Луну, первых автоматических межпланетных станций «Марс-1», «Венера-2», «Венера-3», «Венера-4», «Зонд», «Электрон», ряда спутников серии «Космос», кораблей, осуществляющих автоматическую стыковку в космосе, и искусственных спутников Земли для наблюдения и разведки серии «Зенит».
Научно-исследовательская и конструкторская деятельность коллектива, руководимого Б.Е.Чертоком, явилась фундаментом для создания целого направления в космонавтике – науки о системах управления движением и навигации пилотируемых космических кораблей и методах проектирования больших систем управления космическими комплексами. До настоящего времени школа Б.Е. Чертока является ведущей по разработке сложных систем управления пилотируемыми космическими комплексами, включающими подсистемы ориентации, навигации, автоматического и ручного сближения, стыковки, программно-логического управления, телеметрического контроля, отображения и диагностики, управления спуском, приземлением, энергопитанием и целевой исследовательской аппаратурой.
Развитие Б.Е.Чертоком идей системного подхода, использование современных средств вычислительной техники и комплексного моделирования в процессе наземной отработки позволили решить фундаментальные проблемы при создании космических кораблей «Союз», «Союз-Т», «Прогресс», долговременных орбитальных станций типа «Салют», системы «Энергия – Буран».
Выдающимся достижением отечественной космонавтики явилось создание постоянно действующего наращиваемого орбитального комплекса «Мир». В созданных для этого комплекса бесплатформенных системах управления движением и навигации, управления бортовыми системами комплекса и энергоснабжения широко используется бортовая вычислительная техника на базе современной микроэлектроники. Высокая точность ориентации и стабилизации, экономичность в связи с использованием силовых гироскопов (гиродинов) и надёжность позволили осуществить астрофизические и народнохозяйственные исследования первостепенного научного значения.
Более 50 лет Б.Е.Черток вёл педагогическую работу. В 1947-1949 годах им был разработан и впервые прочитан курс теории управления летательными аппаратами на Высших инженерных курсах при МВТУ имени Н.Э. Баумана. С 1965 года он – профессор кафедры «Системы автоматического управления» факультета «Приборостроение» в МГТУ имени Н.Э. Баумана. До 1978 года вёл факультетский курс систем управления ракетно-космическими аппаратами в МВТУ. В 1978 году назначен заведующим базовой кафедрой «Управление движением» Московского физико-технического института, читал курс «Управление большими космическими системами».
Борис Евсеевич вёл большую научно-организационную работу: много лет он был председателем диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций, членом диссертационного докторского совета РКК «Энергия» имени С.П. Королёва, членом экспертного совета ВАК при Совмине СССР, руководил секцией навигационных систем и чувствительных элементов Научного совета по проблемам управления движением и навигации РАН, являлся председателем комитета конференций по истории космонавтики, председателем Комиссии по разработке научного наследия пионеров освоения космического пространства при президиуме РАН.
Награды
В 1961 году за создание образцов ракетной техники и обеспечение успешного полета Ю.А. Гагарина в космическое пространство Б.Е. Черток удостоен звания Героя Социалистического Труда. Ему присуждены Ленинская (за участие в создании первых искусственных спутников Земли, 1957) и Государственная премии СССР (за участие в осуществлении проекта «Союз – Аполлон», 1976).
Он награждён двумя орденами Ленина (1956, 1961), орденами Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1975), Красной Звезды (1945), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1996), многими медалями, в том числе «За оборону Москвы».
Выдающиеся заслуги Б.Е. Чертока высоко оценены и научной общественностью. В 1968 году он был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по Отделению механики и процессов управления, в 2000 году – действительным членом Российской академии наук, в 1990 году – действительным членом Международной академии астронавтики. Он – почётный член Российской академии космонавтики и член Международной академии информатизации.
За работы в области систем управления космическими аппаратами ему присуждены золотая медаль имени академика Б.Н. Петрова президиума Российской академии наук (1992), а также медали в честь первого искусственного спутника Земли, первого в мире полёта советского человека в космос и медаль за заслуги в деле развития и практического применения радиотехники и электросвязи.
Б.Е. Черток – автор и соавтор более 200 научных трудов, в том числе ряда монографий, большинство из которых многие годы были засекречены. Среди наиболее значимых из открытых – «Методы повышения надежности управления движением космических аппаратов» (1977), «Опыт проектирования и разработки систем исполнительных органов для долговременных орбитальных станций» (1986), «Цифровой электрогидродинамический привод ракеты «Энергия» (1990), «JVS an orbiting radio telescope» (1991), «The rocket streeting actuators» (1994). В 1994-1999 годах им подготовлена уникальная историческая серия «Ракеты и люди» из четырех монографий.