Александр
Леонович Кемурджиан
Александр Леонович Кемурджиан
(4 октября 1921, Владикавказ – 25 февраля 2003, Санкт-Петербург) – выдающийся
советский инженер-конструктор. Создатель первых в мире планетоходов «Луноходов»,
марсоходов, а также управляемых и автономных аппаратов, применявшихся на
Земле в особо сложных условиях, в том числе при ликвидации аварии на ЧАЭС
(робот СТР-1). Основатель отечественной школы конструирования планетоходов,
в значительной мере определивший развитие этой дисциплины в мировом масштабе.
Разработал основы
теории, конструирования и испытаний планетоходов. Им создано много самых
различных разработок: от «ползолета» – боевой дозорно-разведывательной
машины на воздушной подушке (1959—1963) до аппарата для исследований на
поверхности спутника Марса – Фобоса. Составители книги «Outs tending People
of the 20th Century», изданной международным биографическим центром (г.
Кембридж, Англия), включили А. Л. Кемурджиана в число «выдающихся людей
XX века». В 1997 – решением Международного астрономического союза именем
«Кемурджиан» была названа малая планета Солнечной системы № 5993. Многие
научные публикации Кемурджиана были изданы под псевдонимами Александров,
Леонович или Углев.
Жизненный путь
Александр Леонович Кемурджиан
родился 4 октября 1921 г. в г. Владикавказе. В 1940 г. поступил в МВТУ
им. Н.Э.Баумана. В 1942 г. добровольцем ушел на фронт. Александр Леонович
– участник битвы на Курской дуге, форсирования Днепра, Вислы, Десны и Одера.
В 1946 г. А.Л.Кемурджиан
был демобилизован, а в 1951 г. с отличием окончил МВТУ им. Н.Э.Баумана
и был направлен на работу во ВНИИ-100. Занимался исследованиями фрикционной
бесступенчатой передачи в трансмиссиях военных гусеничных машин. В 1957
г. защитил кандидатскую диссертацию. С 1959 г. возглавлял отдел новых принципов
передвижения. Под его руководством проводились работы по созданию и исследованию
аппаратов на воздушной подушке.
В 1963 г. А.Л. Кемурджиан
назначен руководителем работ по созданию самоходного шасси «Луноход», а
в 1969 г. — заместителем директора, главным конструктором института. Под
руководством А.Л. Кемурджиана во ВНИИтрансмаш сложился коллектив, работающий
по космической тематике, сформировалось новое направление – космическое
транспортное машиностроение. Разработаны основы теории, конструирования
и испытаний планетоходов.
Основные достижения
этого коллектива:
создание и успешная эксплуатация
на Луне самоходных шасси луноходов – «Луноход-1» и «Луноход-2»,
создание и поставка заказчику
подвижных приборов для исследования поверхности Луны, Марса и Венеры.
При этом отличительной чертой
школы А.Л. Кемурджиана является реализация новых научных идей и технических
решений, в виде физических моделей, опытных образцов и ходовых макетов
транспортных роботов высокой проходимости с различными вариантами колесного,
гусеничного, шагающего и колесно-шагающего движителей. Одновременно с этим
разрабатывались методы испытаний этих макетов, узлов и систем космической
техники с имитацией реальных условий эксплуатации (вакуум, гравитация,
температура) на искусственном полигоне ВНИИтрансмаш, на естественных полигонах
Камчатки и Средней Азии. В 1971 г. А.Л. Кемурджиан защитил докторскую диссертацию
по результатам исследований, выполненных при создании и эксплуатации «Лунохода-1».
А.Л. Кемурджан
участвовал в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. В мае 1986 г. был командирован
на место аварии для оценки условий работы транспортной техники. Под его
руководством в сжатые сроки создан дистанционно управляемый специализированный
транспортный робот СТР-1, оказавший существенную помощь при ликвидации
последствий аварии. Он неоднократно находился в командировке на ЧАЭС для
оценки работоспособности СТР-1 и определения путей его совершенствования.
А.Л. Кемурджиан – автор
более 200 научных трудов, в том числе шести монографий. Являлся членом
Федерации космонавтики России, действительным членом Академии космонавтики
им. К.Э.Циолковского, членом Планетного общества (США), Европейского геофизического
общества (Германия), членом-корреспондентом Комиссии по исследованию космического
пространства (Франция).
А.Л.Кемурджиан
стоял у истоков международного сотрудничества ВНИИтрансмаш по космической
технике и робототехническим системам и хорошо известен в отечественных
и зарубежных научных кругах. Составители книги «Outs tending People
of the 20th Century», изданной международным биографическим центром (г.
Кембридж, Англия), включили А.Л.Кемурджиана в число «выдающихся людей XX
века».
Награды
-
лауреат Ленинской премии
(1973 г.);
-
орден Ленина (1971 г.);
-
орден Мужества (1997 г.);
-
орден Красной Звезды (1944
г.);
-
ордена Отечественной войны
(1945 и 1995 гг.);
-
орден Знак Почета (1989
г.);
-
боевые медали и медали Федерации
Космонавтики России.
В 1997 – решением Международного
астрономического союза именем «Кемурджиан» («Kemurdzhian») была названа
малая планета Солнечной системы № 5993. Федерация космонавтики России учредила
медаль имени А.Л. Кемурджиана.