Александр Леонович Кемурджиан
Александр Леонович Кемурджиан (4 октября 1921, Владикавказ – 25 февраля 2003, Санкт-Петербург) – выдающийся советский инженер-конструктор. Создатель первых в мире планетоходов «Луноходов», марсоходов, а также управляемых и автономных аппаратов, применявшихся на Земле в особо сложных условиях, в том числе при ликвидации аварии на ЧАЭС (робот СТР-1). Основатель отечественной школы конструирования планетоходов, в значительной мере определивший развитие этой дисциплины в мировом масштабе.
Разработал основы теории, конструирования и испытаний планетоходов. Им создано много самых различных разработок: от «ползолета» – боевой дозорно-разведывательной машины на воздушной подушке (1959—1963) до аппарата для исследований на поверхности спутника Марса – Фобоса. Составители книги «Outs tending People of the 20th Century», изданной международным биографическим центром (г. Кембридж, Англия), включили А. Л. Кемурджиана в число «выдающихся людей XX века». В 1997 – решением Международного астрономического союза именем «Кемурджиан» была названа малая планета Солнечной системы № 5993. Многие научные публикации Кемурджиана были изданы под псевдонимами Александров, Леонович или Углев.
Жизненный путь
Александр Леонович Кемурджиан родился 4 октября 1921 г. в г. Владикавказе. В 1940 г. поступил в МВТУ им. Н.Э.Баумана. В 1942 г. добровольцем ушел на фронт. Александр Леонович – участник битвы на Курской дуге, форсирования Днепра, Вислы, Десны и Одера.
В 1946 г. А.Л.Кемурджиан был демобилизован, а в 1951 г. с отличием окончил МВТУ им. Н.Э.Баумана и был направлен на работу во ВНИИ-100. Занимался исследованиями фрикционной бесступенчатой передачи в трансмиссиях военных гусеничных машин. В 1957 г. защитил кандидатскую диссертацию. С 1959 г. возглавлял отдел новых принципов передвижения. Под его руководством проводились работы по созданию и исследованию аппаратов на воздушной подушке.
В 1963 г. А.Л. Кемурджиан назначен руководителем работ по созданию самоходного шасси «Луноход», а в 1969 г. — заместителем директора, главным конструктором института. Под руководством А.Л. Кемурджиана во ВНИИтрансмаш сложился коллектив, работающий по космической тематике, сформировалось новое направление – космическое транспортное машиностроение. Разработаны основы теории, конструирования и испытаний планетоходов.
Основные достижения этого коллектива:
  • создание и успешная эксплуатация на Луне самоходных шасси луноходов – «Луноход-1» и «Луноход-2»,
  • создание и поставка заказчику подвижных приборов для исследования поверхности Луны, Марса и Венеры.
  • При этом отличительной чертой школы А.Л. Кемурджиана является реализация новых научных идей и технических решений, в виде физических моделей, опытных образцов и ходовых макетов транспортных роботов высокой проходимости с различными вариантами колесного, гусеничного, шагающего и колесно-шагающего движителей. Одновременно с этим разрабатывались методы испытаний этих макетов, узлов и систем космической техники с имитацией реальных условий эксплуатации (вакуум, гравитация, температура) на искусственном полигоне ВНИИтрансмаш, на естественных полигонах Камчатки и Средней Азии. В 1971 г. А.Л. Кемурджиан защитил докторскую диссертацию по результатам исследований, выполненных при создании и эксплуатации «Лунохода-1».
    А.Л. Кемурджан участвовал в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. В мае 1986 г. был командирован на место аварии для оценки условий работы транспортной техники. Под его руководством в сжатые сроки создан дистанционно управляемый специализированный транспортный робот СТР-1, оказавший существенную помощь при ликвидации последствий аварии. Он неоднократно находился в командировке на ЧАЭС для оценки работоспособности СТР-1 и определения путей его совершенствования.
    А.Л. Кемурджиан – автор более 200 научных трудов, в том числе шести монографий. Являлся членом Федерации космонавтики России, действительным членом Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, членом Планетного общества (США), Европейского геофизического общества (Германия), членом-корреспондентом Комиссии по исследованию космического пространства (Франция).
    А.Л.Кемурджиан стоял у истоков международного сотрудничества ВНИИтрансмаш по космической технике и робототехническим системам и хорошо известен в отечественных и зарубежных научных кругах.  Составители книги «Outs tending People of the 20th Century», изданной международным биографическим центром (г. Кембридж, Англия), включили А.Л.Кемурджиана в число «выдающихся людей XX века».
    Награды В 1997 – решением Международного астрономического союза именем «Кемурджиан» («Kemurdzhian») была названа малая планета Солнечной системы № 5993. Федерация космонавтики России учредила медаль имени А.Л. Кемурджиана.