Примечание
редакции. После публикации обзора редакция получила письмо от работающего
в Калифорнии академика АТТ Н.Н. Ляшенко, в котором приводятся ценные сведения
по затронутому вопросу. Поэтому мы решили опубликовать письмо (с небольшими
купюрами) в виде дополнения postfaktum.
<...> Эффект
хорошо известен и описан как в англоязычной литературе, так и в русскоязычной.
Очень хорошее введение в предмет можно найти по интернетской ссылке в Википедии:
http://en.wikipedia.org/wiki/Gravity
assist
В русском варианте
Википедии только короткий и неаккуратный набросок, далёкий от завершения
<...>
В американской литературе
используются термины
gravitation assist,
gravitation
slingshot,
gravitation maneuver. Первый – собирательное
понятие, второй означает гравитационное увеличение скорости и третий –
изменение направления траектории (поворот). В русскоязычой литературе используют
слова: гравитационный маневр и гравитационный разгон.
По мнению американских авторов,
первооткрывателем идеи был русский учёный Юрий Кондратюк. Он опубликовал
статью под названием «Тем кто будет читать чтобы строить» в 1938 г.
указав, что она написана в 1918 -1919 гг. Статья воспроизведена позднее
в сборнике к 50-летию Математического Института АН СССР. В 1925 г
советский учёный Фридрих Цандер опубликовал статью «Проблема полёта при
помощи реактивных аппаратов: межпланетные полёты» и тоже указал на возможность
экплуатировать гравитацию. Однако ни один из упомянутых пионеров этой идеи
не провёл анализа. Впервые оценил порядок эффекта и доказал реалистичность
идеи американец Михаил Минович в 1961 г.
Впервые использование
гравитации для построения траектории (маневр) было применено в 1959 при
запуске советского аппарата Луна 3, сфотографировавшего обратную
сторону Луны. Расчёты производились в Математическом Институте Стеклова.
Ускорение впервые было использовано кораблём Mariner 10,
прошедшего Венеру в феврале 1974 и исследовавшего Меркурий. После этого
использование эффекта стало обычным делом.
Наиболее сложный маневр был
выполнен кораблем Кассини в 1999, использовавшим для разгона
два раза Венеру, Землю, Юпитер и проследовавшим к Сатурну(см. рис. 1).
График скорости показан на рис. 2. Можно заметить, что изменения значительные.
Рис. 1. Траектория Кассини
Рис. 2. График скорости
от времени в км/сек относительно Солнца
В русском варианте Википедии
приведена таблица (достоверность чисел я не проверял):
Максимально возможные
приращения скорости, км/с
Меркурий
|
Венера
|
Земля
|
Луна
|
Марс
|
Юпитер
|
Сатурн
|
Уран
|
Нептун
|
Плутон
|
3,005
|
7,328
|
7,910
|
1,680
|
3,555
|
42,73
|
25,62
|
15,18
|
16,73
|
1,09
|
Имеется обширная литература
по расчёту различных эффектов <...>
Н.Н. Ляшенко