Международная
космическая станция (МКС)
История создания
Через 10 лет после первого
космического полёта, совершенного Юрием Гагариным, в апреле 1971 года была
выведена на орбиту первая в мире космическая орбитальная станция «Салют-1».
Долговременные обитаемые станции (ДОС) были необходимы для научных исследований,
в том числе, длительного воздействия невесомости на человеческий организм.
Их создание явилось необходимым этапом при подготовке будущих полётов человека
к другим планетам. Программа «Салютов» имела двойное назначение: космические
станции «Салют-2», «Салют-3» и «Салют-5» предназначались для военных нужд
– разведки и корректировки действий наземных войск.
В ходе выполнения
программы «Салют» с 1971 по 1986 год были отработаны основные архитектурные
элементы космических станций, использованные впоследствии в проекте новой
долговременной орбитальной станции, которую разрабатывали НПО «Энергия»
(с 1994 года РКК «Энергия») и конструкторское бюро «Салют» – ведущие предприятия
советской космической отрасли. Новой ДОС на земной орбите стал «Мир», который
был запущен в феврале 1986 года. Это была первая космическая станция с
модульной архитектурой: её секции (модули) доставлялись на орбиту космическими
кораблями по отдельности и уже на орбите собирались в единое целое. Планировалось,
что сборка крупнейшей в истории космической станции завершится в 1990 году,
а уже через пять лет на орбите её заменит другая ДОС – «Мир-2». Однако
распад Советского Союза привёл к сокращению финансирования космической
программы, поэтому Россия в одиночку не могла не только построить новую
орбитальную станцию, но и поддерживать работоспособность станции «Мир».
У США опыт создания ДОС практически
отсутствовал. В 1973-1974 годах на орбите работала американская станция
Skylab, проект ДОС Freedom («Свобода») столкнулся с острой критикой со
стороны Конгресса. В 1993 году вице-президент США Альберт Гор и премьер-министр
России Виктор Черномырдин подписали соглашение о космическом сотрудничестве
«Мир – Шаттл». Американцы согласились финансировать постройку последних
двух модулей станции «Мир»: «Спектр» и «Природа». Кроме того, США с 1994
по 1998 год совершили 11 полетов к «Миру». Договор предусматривал и создание
совместного проекта – Международной космической станции (МКС), причем изначально
предполагалось называть ее «Альфа» (американский вариант) или «Атлант»
(российский вариант).
Кроме Федерального
космического агентства России (Роскосмоса) и Национального аэрокосмического
агентства США (NASA), в проекте приняли участие Японское агентство аэрокосмических
исследований (JAXA), Европейское космическое агентство (ESA, в него входят
17 стран-участниц), Канадское космическое агентство (CSA), а также космическое
агентство Бразилии (AEB). Заинтересованность в участии в проекте МКС высказывали
Индия и Китай.
В Вашингтоне 28 января 1998
года было подписано окончательное соглашение о начале строительства МКС.
Первым модулем МКС стал базовый функционально-грузовой сегмент «Заря»,
выведенный на орбиту с опозданием в четыре месяца в ноябре 1998 года. В
декабре 1998 года к «Заре» был пристыкован первый американский модуль Unity
I. Опасение о будущем станции вызвало решение о продлении эксплуатации
станции «Мир» до 2002 года, сделанное правительством Примакова на фоне
ухудшившихся отношений с США из-за войны в Югославии и операции Великобритании
и США в Ираке.
Однако последние
космонавты покинули «Мир» в июне 2000 года, а 23 марта 2001 года станция
была затоплена в Тихом океане, проработав в 5 раз больше планового срока.
Российский модуль «Звезда», третий по счету, был пристыкован к МКС только
в 2000 году, а в ноябре 2000 года на станцию прибыл первый экипаж из трёх
человек: капитана американца Уильяма Шэперда (William Shepherd) и двух
россиян: Сергей Крикалева и Юрия Гидзенко .
Общие характеристики станции
Вес МКС после завершения
её строительства, по планам, составит более 400 тонн. По габаритам станция
примерно соответствует футбольному полю. На звёздном небе её можно наблюдать
невооружённым глазом – иногда станция является самым ярким небесным телом
после Солнца и Луны. МКС вращается вокруг Земли на высоте около 340 километров,
совершая вокруг неё 16 оборотов в сутки. На
борту станции проводятся научные эксперименты по следующим направлениям:
-
исследования новых медицинских
методов терапии и диагностики и средств жизнеобеспечения в невесомости;
-
исследования в области биологии,
функционирования живых организмов в космическом пространстве под воздействием
солнечной радиации;
-
опыты по изучению земной
атмосферы, космических лучей, космической пыли и тёмной материи;
-
исследование свойств материи,
включая сверхпроводимость.
Конструкция станции
и её модули
Как и «Мир», МКС имеет
модульную структуру: разные её сегменты созданы усилиями стран – участниц
проекта и имеют свою определённую функцию: исследовательскую, жилую или
используются как хранилища. Некоторые из модулей, например, американские
модули серии Unity, являются перемычками или служат для стыковки с транспортными
кораблями. В достроенном виде МКС будет состоять из 14 основных модулей
общим объёмом 1000 кубометров, на борту станции будет постоянно находиться
экипаж из 6 или 7 человек.
Модуль «Заря»
Первый модуль станции
весом 19,323 тонн был выведен на орбиту ракетой-носителем «Протон-К» 20
ноября 1998 года. Данный модуль использовался на раннем этапе строительства
станции как источник электроэнергии, а также для управления ориентацией
в пространстве и поддержания температурного режима. Впоследствии эти функции
были переданы другим модулям, а «Заря» стала использоваться как склад.
Создание этого модуля неоднократно откладывалось из-за нехватки средств
у российской стороны и, в конечном итоге, он был построен на средства США
в ГКНПЦ имени Хруничева и принадлежит NASA.
Модуль «Звезда»
Модуль «Звезда» является
главным жилым модулем станции, на его борту находятся системы жизнеобеспечения
и управления станцией. К нему стыкуются российские транспортные корабли
«Союз» и «Прогресс». Модуль с опозданием в два года был выведен на орбиту
ракетой-носителем «Протон-К» 12 июля 2000 года и состыкован 26 июля с «Зарей»
и ранее выведенным на орбиту американским стыковочными модулем Unity-1.
Модуль был частично построен ещё в 80-е годы для станции «Мир-2», его строительство
было завершено на российские средства. Поскольку «Звезда» был создана в
единственном экземпляре и являлась ключевой для дальнейшей эксплуатации
станции, на случай неудачи при её запуске американцами был построен менее
вместительный модуль-дублёр.
Модуль «Пирс»
Стыковочный модуль весом
3,480 тонн был изготовлен РКК «Энергия» и был запущен на орбиту в сентябре
2001 года. Он был построен на российские средства, служит для стыковки
кораблей «Союз» и «Прогресс», а также для выхода в открытый космос.
Модуль «Поиск»
Стыковочный модуль «Поиск
– Малый исследовательский модуль-2» (МИМ-2) практически идентичен «Пирсу».
Он был запущен на орбиту в ноябре 2009 года.
Остальные модули
Россия планирует добавить
на МКС помимо малого исследовательского модуля-1 (МИМ-1), второй многофункциональный
лабораторный модуль (МЛМ), который создаётся ГКНПЦ имени Хруничева и после
запуска в 2012 году должен стать самым большим лабораторным модулем станции
весом более 20 тонн. Планируется, что в его состав войдет 11-метровый манипулятор,
который сможет передвигать в космосе людей и оборудование. На МКС уже имеются
лабораторные модули США (Destiny), ЕКА (Columbus) и Японии (Kibo). Они,
как и основные узловые сегменты Harmony, Quest и Unity, выведены на орбиту
шаттлами.
Экспедиции
С 2000 по ноябрь 2008 года
МКС посетило 164 человека из 18 экспедиций, что является рекордом для космических
станций (на «Мире» побывало только 104 человека). В рамках контракта на
закупку Малайзией российского вооружения Роскосмос в 2007 году организовал
полёт на МКС первого малайзийского космонавта – шейха Музафара Шукора.
Происшествия
Наиболее серьёзным происшествием
стала катастрофа при посадке шаттла Columbia («Колумбия») 1 февраля 2003
года. Хотя «Колумбия» не стыковалась с МКС, проводя самостоятельные исследования,
эта катастрофа привела к тому, что полёты шаттлов были прекращены и возобновились
только в июле 2005 года. Это отодвинуло сроки завершения строительства
станции и сделало российские корабли «Союз» и «Прогресс» единственным средством
доставки космонавтов и грузов на станцию. Из других серьёзных происшествий
можно выделить задымление в российском сегменте станции в 2006 году, отказы
компьютеров в российских и американских сегментах в 2001 и 2007 году. Осенью
2007 года экипаж станции занимался починкой разрыва солнечной батареи,
случившегося при её установке. В 2008 году в модуле «Звезда» дважды ломался
санузел, что потребовало от экипажа соорудить временную систему сбора продуктов
жизнедеятельности с использованием сменных ёмкостей. Критической ситуации
не возникло из-за наличия резервного санузла на пристыкованном в том же
году японском модуле «Кибо».
Права собственности
и финансирование
По соглашению каждому участнику
проекта принадлежат его сегменты на МКС. Россия владеет модулями «Звезда»
и «Пирс», Япония – модулем «Кибо», ЕКА – модулем «Колумбус». Солнечные
панели, которые после завершения строительства будут генерировать 110 кВт/час,
и остальные модули принадлежат NASA. Первоначально стоимость станции оценивалась
в 35 млрд. долларов, в 1997 году оценочная стоимость станции составляла
уже 50 миллиардов, а в 1998 году – 90 миллиардов долларов. В 2008 году
ЕКА оценивала её общую стоимость в 100 млрд. евро.
Критика
Несмотря на то, что МКС
стала новой вехой в развитии международного сотрудничества в космосе, её
проект неоднократно критиковался экспертами. Из-за проблем с финансированием
и катастрофы «Колумбии» был отменёны ряд важных экспериментов, например,
запуск японско-американского модуля с искусственной гравитацией. Практическая
значимость проводимых на МКС экспериментов не оправдывала затрат на создание
и поддержку функционирования станции. Назначенный в 2005 году главой NASA
Майкл Гриффин, хотя и называл МКС «величайшим инженерным чудом», заявлял,
что из-за станции уменьшается финансовая поддержка программ освоения космоса
роботизированными аппаратами и полётов человека на Луну и Марс. Исследователи
отмечали, что проект станции, предусматривавший сильно наклонённую орбиту,
существенно удешевлял полеты к МКС «Союзов», но удорожал старты шаттлов.