Принцип относительности Птолемея – Коперника против принципа относительности Галилея – Эйнштейна
Постановка вопроса
В современной физике известны два принципа относительности: Птолемея – Коперника и Галилея – Эйнштейна. О принципе Птолемея-Коперника говорят тогда, когда одно и то же явление природы описывается (рассматривается) в различных системах отсчёта. Суть принципа состоит в утверждении, что явления природы объективны, то есть обладают самостоятельной сущностью, а, следовательно, не зависят от систем отсчёта, в которых могут наблюдаться. Тогда как принцип относительности Галилея – Эйнштейна утверждает, что все физические явления, без каких-либо исключений, при одинаковых начальных условиях, протекают одинаково во всех инерциальных системах отсчёта.
Ставится вопрос (1): а имеют ли обозначенные принципы одну и ту же основу, а, следовательно, не является ли один из них прямым следствием другого?  И, если ответ отрицательный, то возникает другой вопрос (2), а совместны ли они, то есть не противоречат ли  принципы друг другу? Рассмотрение принципов по существу, с учётом их свойств и особенностей, приводит к следующим выводам.
Принцип относительности Птолемея-Коперника
 В принципе относительности Птолемея-Коперника содержится несколько очевидных утверждений (положений):
1. Если одно и то же явление природы одновременно наблюдается в нескольких системах отсчёта, находящихся в относительном движении, то сами описания явления в этих системах  взаимно обусловлены (то есть они  не произвольны),  поскольку  у них одно общее основание – это само явление, которое не допускает какой-либо вольности при составлении его описания.
2. При этом очевидно, что физико-математическое описание одного и того же явления (уравнения движения взаимодействующих тел, участвующих в физическом явлении), полученное для разных систем отсчёта, связаны между собой конкретной системой преобразования уравнений одной системы в уравнения другой системы.
Такая система математического преобразования уравнений принципиально возможна, поскольку отражает только состояние относительного движения самих систем отсчёта (кинематику их движения).  Причём, система преобразования уравнений принципиально не связана  сутью описываемых  явлений, то есть она не может изменять их свойства, закономерности и условия протекания (влиять на внутренний механизм явлений). В сущности, в преобразования заложен только сам факт изменения места наблюдения за явлением. Естественно, что при этом формы описания явления (внешние признаки) в разных  системах отсчёта будут отличаться друг от друга  (при сохранении сути самого явления).
Действительно, для этого достаточно вспомнить наблюдения Галилея, следившего за каплями воды, падавшими из рукомойника в чашу. Эти наблюдения привели его к мысли (догадке) о существовании принципа относительности, впоследствии названного его именем. Так для наблюдателя, который находится в корабле, движущемся вдоль причала, и наблюдает за падением капель, они падают вертикально вниз по прямой относительно стен каюты и конструкции рукомойника. Тогда как для наблюдателя, находящегося на причале, капли падают по параболе, поскольку, и корабль, и рукомойник движутся относительно него с постоянной горизонтальной скоростью. Учёт всех этих обстоятельств, при математическом расчёте указанных движений в системе причала, естественно приводит к тому, что капля попадет в то же самое место чаши, что и в системе корабля.
Хотя изначально ясно, что по-другому и быть не может, поскольку  рассматривается одно и то же явление, но из разных систем отсчёта. Хотя в этой системе отсчёта вполне законной будет постановка вопроса о степени влиянии движения корабля на силы тяготения и силы инерции, действующие в нём, поскольку именно они определяют движение капли воды, представляя собой суть (механизм) рассматриваемого явления.
3. При этом так же очевидно, что описания явления, полученные в разных системах отсчёта, должны содержать некоторые величины, которые не изменяются при переходе от одной системы отсчёта к другой (так называемые инварианты). Такими инвариантами являются безразмерные величины, например: количество тел (или атомов), участвующих в явлении; отношение промежутков времени движения тел или процессов; отношение величин, характеризующих размеры тел (длин отрезков прямых)  или расстояний между телами и т.п.
Это видно из выше приведенного примера, если рассмотреть тот же самый случай с падением капель воды в чашу рукомойника.  Здесь отношение длин траекторий движения капли для разных моментов времени в этих системах отсчёта (корабля и причала) будут выражаться одним и тем же числом. Например, отношение длины  траектории падения капли через 1 секунду местного времени к длине траектории через 2 секунды, в системах корабля и причала, будет выражаться одним и тем же числом.  Те же самые утверждения будут верны и для  отношения промежутков  времени, например, отношение промежутка времени, начавшегося с момента падения капли, до момента, когда она окажется на определённой высоте от водной поверхности чаши,  ко всему промежутку времени падения капли. Это отношение промежутков времени будет одним и тем же в обеих системах отсчёта.    Иными словами, от произвольного выбора материального тела, с которым можно связать координатные оси и часы, то есть образовать системы наблюдения за любым физическим явлением, не могут зависеть безразмерные величины, отражающие его внешние характеристики.
4. Изначально очевидно и другое обстоятельство, вытекающее из рассматриваемого принципа, это  строгое выполнение закона причины и следствия, связывающего собой: само явление и его причину, внутренний механизм явления (сущность) и его внешнее проявление, начало и конец любого физического процесса, которые в принципе не могут зависеть от выбора самой системы отсчёта (места наблюдения). Так, например, если движущиеся тела столкнулись в одной системе отсчёта, то этот факт не может измениться при переносе места наблюдения за ними в другую систему отсчёта. Ни в какой системе отсчёта этого финала движущимся телам не избежать. Данное утверждение верно и для любых других безразмерных величин, характеризующих любое физическое явление как таковое.
Немного истории
Если сделать экскурс в историю науки, на предмет поиска основ  происхождения принципа относительности Птолемея-Коперника, то сразу же натыкаешься на трагедию борьбы, связанную с отстаиванием своих взглядов на описание природы в целом, которая велась между сторонниками геоцентрической картины мира Птолемея и гелиоцентрической Коперника. Тогда как, с точки зрения современной физики, здесь нет никаких проблем, поскольку в разных системах отсчёта рассматривается одна и та же совокупность тел, движущихся в космическом пространстве. В первом случае координатные оси  системы отсчёта скреплены с планетой Земля, а во втором случае – со звездой  Солнцем.
Если отвлечься от мировоззренческого аспекта проблемы (центра мироздания), то эти два способа физико-математического  описания движения указанных астрономических тел  равноправны, как равноправны и сами физические системы отсчёта, которые были выбраны для их описания. Иными словами, современная наука, отказавшись от Птолемеевской системы мира, не отказалась от Птолемеевского подхода  в описании видимого движения планет по небесной сфере, введя в практику несколько астрономических систем координат. Общеизвестны горизонтальная, экваториальная, эклиптическая, галактическая системы координат, как и преобразование координат астрономических объектов из одной системы в другую.
При этом не следует умалять роль теории Птолемея в развитии науки в целом, которая является грандиозным успехом человеческой мысли в математическом анализе явлений природы. Теория позволяла заранее вычислять положение планет  с весьма высокой точностью – до 10 угловых секунд.
К тому же заметим, что сам Птолемей считал свою систему описания движения планет не физической теорией, как таковой, а только математическим  способом расчёта положения  космических тел. И более того, он никогда не претендовал на то, чтобы сложная математическая конструкция его способа вычисления выражала  бы собой истинное существо вещей (строение видимой Вселенной), как это ошибочно полагают в наши дни. (1)
Равноправие систем наблюдения
Иными словами в физики нет никаких оснований отдавать приоритет какой-либо одной из систем отсчёта (например, геоцентрической или гелиоцентрической), считая его  (приоритет) делом только вкуса и философских предпочтений ученого.
И даже требование простоты описания наблюдаемых явлений не помогает в решении этого вопроса, поскольку  сама по себе «простота описания» является искусственным условием (по мнению А. Пуанкаре – конвенционным соглашением), то есть  не физическим законом природы, который наделял бы систему отсчёта, с наиболее простой формой уравнений движения тел, какими-то особыми материальными свойствами. Несомненно, что именно это обстоятельство, связанное с равноправием систем, подкрепляется математическим положением о том, что описание движения тел, то есть уравнения их движения, полученные в одной  системе отсчёта, принципиально могут быть математически преобразованы в уравнения движения этих же тел,  найденных в другой системе отсчёта.
Заметим, что хотя здесь и  ведётся речь о чисто внешних (кинематических) формах математического описания движения взаимодействующих тел (об уравнениях движения), но, тем не менее,  всё же отражающих в себе те физические законы природы, в соответствии с которыми осуществляется это движение (физическое явление). Но при этом так же очевидно и то, что сама математическая система преобразования уравнений движения тел из  одной системы отсчёта в другую, не претендуют на прямое отражение в себе каких-либо основополагающих  физических законов природы, способных изменять физические характеристики наблюдаемых тел и законов их  движения (движение тел в пространстве, как природное явление, не зависит от систем наблюдения за ними и их числа), и отражает в себе только кинематику относительного движения систем.
Принцип относительности Галилея – Эйнштейна
В отличие от предыдущего принцип Галилея – Эйнштейна указывает на особое устройство природы, состоящее в том, что в ней есть целый класс выделенных (особых) систем отсчёта – это инерциальные системы, то есть такие, в которых оси координат и часы связаны с телом, движущемся по инерции. А сущностью  принципа является догадка (эвристическое утверждение), что именно в таких системах  один и тот же физический эксперимент (явление природы) происходит (реализуется) одинаковым образом (то есть он тождественен сам себе) и  не зависит от относительной скорости  движения самих систем. Все попытки найти какое-либо логическое обоснование данного утверждения сводятся только к философской категории – простоте устройства природы.
Действительно, что может быть проще предположения, что природа устроена таким образом, что все физические явления протекают одинаково во всех инерциальных системах отсчёта. Такое предположение значительно упрощает математические расчёты, связанные с рассмотрением  физических процессов в движущихся системах.  Оно так же освобождает воображение от необходимости анализа физической ситуации при планировании каких-либо мероприятий в таких системах (например, при создании космической техники, то есть работе устройств в условиях относительного движения). И к тому же,  всё значительно упрощается при изучении различных физических явлений (выявлении причин их возникновения, механизмов и внешних признаков проявления),  которые происходят, например,  на других планетах или звёздных системах, поскольку там, независимо от видимых различий в скоростях движения этих тел, всё протекает точно так же, как и здесь. Резюмируя сказанное выше, укажем только на то, что никаких логико-теоретических оснований у этого принципа нет.
Немного истории
Исторически принцип опирается только на догадку, которая внезапно возникла в сознании Галилея, наблюдавшего за падением капель воды  из рукомойника в подставленную чашу и следившего за полётом мух в своей каюте (что, видимо, аналогично легенде с  падением яблока у Ньютона). Наблюдения относились к моментам времени,  когда корабль стоял неподвижно у причала и  когда плавно двигался вдоль него.
Перенесение этого единичного опыта на все механические явления природы, происходящие в различных инерциальных системах отсчёта (как результат догадки, озарения), явило собой рождение принципа относительности Галилея. А его распространение Эйнштейном на все явления природы (без какого-либо исключения) – к появлению принципа Галилея – Эйнштейна.
Изучение научных работ Эйнштейна касательно данной проблемы показало, что к такому убеждению он пришел только на основании отрицательного результата опыта Майкельсона по измерению абсолютной скорости движения нашей планеты. Все его пояснения и разъяснения по поводу оснований принципа относительности, которые он излагал в своих научных и научно-популярных печатных работах в течение всей своей жизни, основываются именно на этом историческом опыте и не на чём другом.
В  генезисе физического знания о природе, указанная догадка, под мощным воздействием математики, выросла до твердой (бесспорной) убеждённости современных физиков, что природа устроена именно таким образом, в которой математический феноменализм относительного движения возведён в ранг главнейшего закона природы. Этому закону должно быть подчинено всё в природе, от конкретных характеристик (свойств) материальных тел, до законов их движения. Требование ковариантной записи законов природы (математический аналог физического принципа относительности Галилея-Эйнштейна)  в настоящее время представляет собой мощный способ теоретического исследования свойств окружающего мира, который доминирует над всеми другими методами получения нового знания.
 Заметим, если следовать логике получения достоверного знания о природе, то данная убеждённость в справедливости любого принципа должна быть непременным следствием  обобщения опыта наблюдений за всеми явлениями природы, известными в науке. К тому же понятие достоверности знания предполагает, что наличие даже единственного отрицательного наблюдения, становилось бы не тривиальным «исключением» из общего правила, а ставило бы под сомнение действенность самого правила.
Ответ на первый вопрос (1)
При ответе на первый вопрос заметим, что, хотя принцип Галилея – Эйнштейна и находится в области действия  принципа Птолемея-Коперника (поскольку он касается только одного вида систем отсчёта – инерциальных, тогда как принцип Птолемея-Коперника распространяется практически на все виды систем), но он  существенно отличается от него.
Действительно, одно дело – это наблюдать за явлением, которое происходит в движущейся системе отсчёта и даже вычислить то, что можно наблюдать самому, находясь в  этой системе. Принцип Птолемея-Коперника позволяет это делать. Но совершенно иное дело утверждать, что то явление, которое наблюдается экспериментатором  в своей системе отсчета, в случае его осуществления (реализации) в движении, то есть в движущейся  системе отсчёта другого наблюдателя,  будет происходить точно таким же образом. Суть первого принципа – это наблюдать и описывать одно и то же явление, находясь в разных системах отсчёта. А сущность  второго принципа – это утверждать, что природа устроена именно декларируемым  образом, определяемым выдвинутым принципом и ни как не иначе. Если в  согласии с принципом Птолемея-Коперника, наблюдатель не может оказывать какого-либо воздействия  на свойства  природе и ему отведена роль лишь  созерцателя, то принцип Галилея – Эйнштейна уже предписывает природе то,  какой ей быть. То есть изначально, до проведения наблюдений и экспериментов, волевым решением наблюдателя,  определяются  (назначаются) свойства природы.
Именно  предписывание строго определённых свойств самой природе семантически отличает принцип от гипотезы. Заметим, что гипотеза только предполагает наличие каких-либо свойств у природы и механизмов их реализации в наблюдаемые явления.  Тогда как принцип изначально утверждает   наличие определённых свойств у природы, без предоставления механизма их реализации в реальность, поскольку эту функцию полностью берёт на себя математика.
Так,  классическая физика в процессе изучения природы базировалась на методе обобщения наблюдений, то есть в выявлении у неё новых свойств, закономерностей и явлений, а так же на гипотезе, объясняющей обнаруженные обобщения, что выражалось в виде разработки механизма действия внутренних сил природы, которые переводили причины в следствия. Иными словами, классический метод исследования базировался на предположении наличия у природы более глубинного уровня её организации (гипотетического) в сравнении с текущим (сегодняшним) уровнем  наблюдаемых явлений. Причём полагалось, что этот уровень тоже  обладает своими свойствами и механизмами их реализации в реальность. Постепенно, в процессе накопления нового знания, этот глубинный уровень (гипотетический) становился актуальным миром исследования природы, то есть текущим (сегодняшним) уровнем новых фактов о природе, изучаемых наукой сейчас в данное временя.
Уровень, который (в силу предложенной логики) в свою очередь должен иметь уже свой следующий глубинный уровень организации природы, то есть такой же гипотетический, до исследования которого ещё требуется добраться в будущем. И так шаг за шагом, от одного уровня к другому, по «лестнице» поиска нового знания, которая будет длинной в бесконечность, поскольку природа неисчерпаема. Считается, что указанные уровни организации природы взаимосвязаны, поскольку свойства нижнего (глубинного) уровня определяют свойства мира наблюдаемых фактов (верхнего уровня). И именно это обстоятельство очень важно для понимания физики как науки, поскольку из него следует важнейший принцип аналогии свойств у уровней (основа преемственности классических теорий), когда из простого возникает сложное. Вследствие этой аналогии  сами уровни не могут иметь противоположных (взаимоисключающих) свойств, их свойства взаимообусловлены.
Новое качество всегда имеет свою основу. Это обстоятельство наглядно демонстрирует рекурсивный  метод получения нового знания, как путь развития науки, уходящий вглубь оснований современного знания природы.
Тогда как современная физика предпочитает выдвигать принципы, то есть угадывать свойства природы, основываясь только на интуиции учёного, с последующим  их математическим  развитием в теорию следствий. Здесь принципы (свойства природы) берутся за данность, тем самым уже являя собой как бы самый глубинный уровень знаний о природе, с последующей математической формой их развития  в наблюдаемый мир явлений (исходный или наблюдаемый уровень знаний о природе, уровень фактов). Утверждение «самый глубинный уровень знаний о природе» означает, что принципы (исходные данные) математических теорий не могут развиваться (объясняться другими принципами), поскольку это постулаты. Если выдвигается новый принцип, то из него следует новая математическая теория следствий, которая в принципе не может и не развивает предшествующую теорию, она её заменяет целиком. Математические теории – это полные, или законченные, теории.
Ещё раз оттеним это различие между гипотезой и принципом: гипотеза как бы состоит из 2-х частей: новых свойств материи, выявленных с помощью обобщения, и механизма явления (или его сути), который переводит эти свойства в наблюдаемый мир явлений, тогда как принцип только постулирует свойства природы, механизма явлений (или, как говорят, физической сути) у него нет.
Этот  физический механизм явлений заменён математическим формализмом, когда над законами природы, представленными в виде алгебраических выражений (формул), производят различные математические операции, приводящие к новым алгебраическим соотношениям физических величин (соотношениям – как новым физическим законам). Какой реальный механизм скрыт за этими  операциями, этого никто не знает, но полагают, что результаты вычислений всё же лежат в мире реальных фактов. Это чисто математические теории современной физики.
Поэтому бессмысленно перед специальной теорией относительности (СТО), как математической теорией,  ставить вопрос о физических механизмах релятивистских эффектов, таких как, например:  изменение промежутков времени наблюдения,  сокращение размеров тел или увеличение их массы, которые связаны с изменением  скорости  относительного движения тел. Здесь есть аргумент и функция, а не физическое явление как таковое.
И при этом необходимо указать, что математические теории, которые обычно начинаются с выражений: – «допустим, что … (далее должен излагаться «физический» принцип)», достаточно спорны в физике, поскольку возможные допущения (принципы, как начальные условия построения любой математической теории) могут вообще не иметь какого-либо отношения к основам природы, зачастую представляя собой чисто математические абстрактные объекты.
Однако, в отдельных случаях, под воздействием успехов математики, физики-теоретики стали искренне полагать, что экспериментальная проверка исходных принципов таких теорий (подтверждение реальности их существования) уже даже и не обязательна, поскольку математика,  как часть природы,  не может ошибаться, рождая «абсолютно истинные» догадки, которые оформляются теперь в виде виртуальных образов  (например, как идея супер-симметрии материи, которая впервые была предложена в рамках теории струн, а затем обобщена до квантовой теории поля).  При этом полагая, что успех новой теории в «отображении» природы напрямую зависит от «… их достаточной безумности, что бы они были правильными…»  – так когда-то утверждал основоположник современной физики  Нильс Бор.
В контексте данного предложения семантика слова «безумность» означает собой не то, что понимается под этим словом  в быту, а как раз наоборот – превосходную степень качества выдвигаемого нового принципа (его правильность, как синоним реальности существования), но непременно лежащего далеко в стороне от существующих теорий (это яркий пример отсутствия аналогий, преемственности современных теорий). Причём,  эта безумность  никак не может быть связана с обобщением опыта наблюдений, т.е. очевидной реальностью, а являет собой плод разгоряченного воображения учёного, витающего в облаках математических абстракций, в надежде на их адекватность в отображении действительности.
Превалирование математического феноменализма над опытом и его обобщением в изучении природы; увлечение принципами, при игнорировании  их эвристического характера  (забывая о том, что они представляют собой лишь догадку, а не реальность как таковую), отход от закона причины и следствия в изучении явлений, с его гипотезой внутреннего механизма явления и внешним проявлением, как раз и привели  современную физику к кризису. Но именно так обстоят дела с обобщением принципа относительности на все инерциальные системы отсчёта и именно так  построена специальная теория относительности, поскольку в основании её допущений (исходных положений) лежит требование  реальности его существования с последующей разработкой чисто математической теории его приложений.
Конечно, нельзя не отметить и то, что иные догадки могут правильно отражать свойства природы (поэтому нельзя сбрасывать со счетов высокую эффективность эвристических методов исследования природы как дальней разведки в научном поиске), но не следует забывать, что в область достоверного знания их переводит только опыт.
Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что это два совершенно разных утверждения, два различных физических принципа. При этом истинность заключений, основанных на применении принципа Птолемея-Коперника, подтверждается не только критерием очевидной независимости механизма явления от выбора системы наблюдения, поскольку изменяется только место наблюдения за одним и тем же явлением, но и всей практикой наблюдения за явлениями природы.
В то же время, в современной физике общепризнано считать, что достоверность (объективная реальность существования) принципа Галилея – Эйнштейна теоретически (логически) не обоснована ничем и более того – нет каких-либо физических предпосылок к такому обоснованию. Этот принцип есть чисто эвристическое умозаключение о свойствах природы (догадка), которое может быть опровергнуто, или подтверждено только  экспериментальным путём.
Для признания принципа всеобщим законом природы,  его экспериментальное подтверждение должно быть получено для всех известных физических явлений природы (без каких-либо исключений). В прямых же опытах была проверена лишь незначительная их часть, следовательно, истинность принципа находится под вопросом уже только на этом основании. Действительно, пока точно неизвестно, а все ли явления природы подпадают под его действие; и  правильно ли толкуются те опыты, в которых он выполняется; и достаточно ли они точны, для такого обобщения? До тех пор, пока не будут получены ответы на поставленные вопросы, действенность принципа относительности Галилея – Эйнштейна будет  считаться недоказанной.
Ответ на второй вопрос (2)
Для получения ответа на второй вопрос, поставленный в начале статьи, укажем на следующую логическую цепочку рассуждений, ведущую к его решению. В согласии с ней, из всей совокупности инерциальных систем отсчёта, находящихся в относительном движении, выберем любые две. Одну из этих систем будем называть «неподвижной», а другую – «движущейся».  Согласно выбранным названиям будем полагать, что относительно «неподвижной» системы отсчёта с постоянной скоростью перемещается «движущаяся»  система.  В «движущейся» системе проводится мысленный физический эксперимент (организуется физическое явление). Опираясь на положение об эквивалентности этих систем (принцип Галилея – Эйнштейна) и принцип Птолемея-Коперника (о независимости основных характеристик физического явления от системы наблюдения) вычислим инварианты этого эксперимента в «движущейся» и   «неподвижной» системах отсчёта.
Иными словами,  при физической эквивалентности этих инерциальных систем  необходимо проверить условие сохранения  инвариантов при рассмотрении одного и того же эксперимента (явления) из этих двух систем отсчёта. Напомним, что в нашем случае инвариантами являются отношения основных физических величин (безразмерные величины), характеризующие сам эксперимент. Физические величины выбираются с условием, что составленные из них инварианты можно вычислить, как  для «движущейся», так и «неподвижной» систем  отсчёта.
Именно сохранение или не сохранение инвариантности безразмерных величин эксперимента позволяет определить совместность принципов в рассматриваемом случае. Если  инварианты сохранятся, то принципы будут совместны. Не сохранение инвариантов фактически будет означать, что основные характеристики наблюдаемого эксперимента (физического явления) зависят от места наблюдения за ним. А это обстоятельство находится в противоречии  с принципом Птолемея-Коперника, согласно которому  должно наблюдаться одно и то же явление из разных систем отсчёта.
Иными словами, в этом случае рассматриваемые принципы относительности будут несовместными. Логическим  следствием из этого вывода будет отказ от принципа Галилея – Эйнштейна, как от произвольного допущения (догадки), не соответствующего свойствам  природы. Действительно, реализация этого случая позволяет сделать заключение, что физические явления, протекающие в инерциальных системах отсчёта, зависят от скорости их относительного движения.
Сравнение принципов
Сравнение принципов можно провести в рамках математической модели специальной теории относительности Эйнштейна (СТО). В этой теории, в соответствии с принципом относительности Галилея – Эйнштейна, скорость света должна быть одной и той же для всех инерциальных систем отсчёта. Однако, это очевидное положение принципа относительности автор СТО вынужден был выделить в отдельный постулат, названный им принципом постоянства скорости света.
Несомненно, это было сделано под влиянием неоспоримого астрономического факта, что свет, распространяясь от далёких звёзд к нашей планете, проходит области космического пространства, которые являются одновременно тем же самым общим пространством, как для него, так и для множества инерциальных систем отсчёта, находящихся в нём в относительном движении. И именно это обстоятельство (общность пространства)  для рассматриваемых объектов приводит к противоречию.
Действительно, в этом случае,  один и тот же физический объект – свет движется в том же самом физическом пространстве, что и движущиеся координатные оси множества  инерциальных систем отсчёта, которые, помимо этого, к тому же находятся ещё и в движении по отношению к друг к другу.  Однако, невзирая на факт относительного движения систем,  по отношению к их координатным осям,  свет всё же должен иметь одну и ту же величину скорости, что диктуется принципом относительности Галилея – Эйнштейна.
Тогда как в рамках классических представлений, основанных на кинематических соотношениях практической механики, скорость движения любого тела для любых наблюдателей, движущихся относительно друг друга, всегда имеет различные значения. Выводы и практика наблюдений показывают, что свет, независимо от того, представляет ли он собой корпускулы Ньютона, или волну в сплошной среде, непременно должен иметь различные скорости в системах отсчёта, находящихся в относительном движении.
Возникшее противоречие необходимо было специально оттенить, выделив его в отдельный принцип, тем самым указав на то, что автор СТО всё же придерживается принципа относительности, невзирая на кинематические закономерности наблюдаемой реальности. Разрешение этого противоречия в рамках СТО связано с  положением об относительности одновременных событий, которое основано на методике синхронизации часов инерциальных систем отсчёта.
Отметим, что необоснованность (в теоретическом и экспериментальном плане) этого основного положения СТО, лежащего в основании всех её выводов и следствий, была изложена авторами настоящей работы в статье «Несостоятельность специальной теории относительности Эйнштейна» (2).
При этом обращаем внимание на то, что  автор СТО доказательство положения о постоянстве скорости света в инерциальных системах отсчёта (хотя оно и было объявлено принципом, т.е. утверждением, принимаемым без доказательства) обосновывает с помощью другого положения – положения об относительности одновременных событий.
Однако, достоверность этого нового положения, в свою очередь, почему-то строит  на прежнем утверждении, т.е. на принципе постоянства скорости света в инерциальных системах отсчёта (3). Иными словами здесь образован порочный круг в доказательстве, то есть когда приводят в качестве доказательства то, что нужно доказывать (Circulus vitiosus).
Мысленный эксперимент
Конкретизируем изложенную выше логическую цепочку рассуждений. Упомянутый выше мысленный эксперимент  состоит  в том,  что   измеряется время движения света, при его распространении между двумя мобильными объектами,  в прямом и обратном направлениях. Объекты находятся  в «движущейся» системе  отсчёта и перемещаются  в ней с постоянной скоростью, по отношению к друг к другу.  Измерение промежутков времени осуществляется с помощью  часов, монтируемых на этих объектах, возле которых расположены наблюдатели. Одноимённые координатные оси «неподвижной» и «движущейся» систем отсчёта строго параллельны. Перемещение  «движущейся» системы относительно «неподвижной» осуществляется с постоянной скоростью вдоль одной из их осей, например, оси ОХ. Изложенные выше условия проведения эксперимента указывают на то, что он находится в области применения положений СТО.
Вначале эксперимента  мобильные объекты «движущейся» системы расположены на  некотором расстоянии друг от друга, на её оси ОХ, по обе стороны от центра (начала отсчёта)  её координатной системы.  Часы мобильных объектов изготовлены строго одинаково (идентичны друг другу)  и имеют выверенный равный темп хода. Затем объекты разгоняют навстречу друг другу до скорости v относительно оси ОХ (которая в дальнейшем остаётся постоянной), с таким расчётом, чтобы они прошли в непосредственной близости друг от друга в точке начала координат  «движущейся» системы. После начала движения, то есть когда  движение объектов происходит с постоянной скоростью навстречу друг к другу, с помощью радиосигналов производят сравнение темпа  хода обоих  часов и устанавливают его равным друг другу.  Синхронизация часов (начало отсчёта времени) производится с помощью импульса света в момент, когда объекты проходят мимо  точки пересечения осей координат «движущейся» системы, а сами часы находятся в непосредственной близости друг от друга.
После синхронизации часов, наблюдатели, которые располагаются возле них, через каждую секунду, определяемую по своим часам, посылают вдогонку друг другу импульсы света. Каждый момент прихода импульса света от наблюдателя противоположных часов фиксируется ими и по нему измеряется промежуток времени между посылкой очередного импульса света и  приходом соответствующего ему импульса света от противоположных часов. Указанный промежуток времени характеризует собой время движения импульса света между часами, или скорость света в прямом и обратном направлениях, поскольку часы синхронизованы и моменты посылки импульсов света одновременны для обоих наблюдателей.  Длительность интервала времени, затраченного очередным импульсом света на преодоление расстояния между мобильными объектами, пришедшего со стороны противоположных часов (номер которого определяется номером посылки импульса света в сторону противоположных часов) определяется по формуле:
 tn = 2vTn/(c – v)
где: tn – интервал времени между посылкой «n-го» по счёту  импульса света (на «n-ой» секунде) и приходом очередного импульса света (так же  «n-ым» по счёту) со стороны противоположных часов.
Tn – интервал времени между посылкой «n-го» по счёту  импульса света и моментом синхронизации часов (интервал численно равен количеству секунд указанного порядкового номера импульса).
v – скорость мобильного объекта в «движущейся» системе отсчёта,
c – скорость света.
Приведённая формула верна для обоих наблюдателей мобильных объектов.  Передовая полученные данные друг другу по каналу радиосвязи наблюдатели сравнивают соответствующие длительности интервалов времени, измеренных ими. В согласии с принципом относительности Галилея – Эйнштейна соответствующие интервалы времени должны быть равны друг другу, а, следовательно, их отношение должно быть равно единице (k = 1).
Заметим, что отношение промежутков времени распространения света в прямом и обратном направлениях, является инвариантом описанного выше эксперимента (явления природы) и, в согласии с  принципом относительности  Птолемея-Коперника,  он не должен зависеть от системы наблюдения за явлением.
Однако для наблюдателей «неподвижной» системы отсчёта этот же самый эксперимент будет выглядеть совершенно по-иному. Заметим, что в этом случае измерения ведутся по часам «неподвижной» системы отсчёта. В этой системе моменты времени производства вспышек света и моменты прихода  света  к  часам, фиксируются теми часами  «неподвижной» системы отсчёта, которые находятся в непосредственной близости к соответствующим мобильным объектам  «движущейся» системы,  в которых эти события происходят.  В рассматриваемом случае, согласно кинематике относительного движения, при движении света от одного мобильного объекта к другому,  например,  в направлении движения «движущейся» системы,  он будет тратить больше времени для преодоления расстояния между ними, чем в противоположном направлении, так как из скорости света будет вычитаться не только скорость мобильного объекта относительно «движущейся» системы отсчёта, но ещё и скорость движения «движущейся» системы отсчёта относительно «неподвижной».  Длительность интервала времени, затраченного очередным импульсом света на преодоление расстояния между мобильными объектами, пришедшего со стороны противоположных часов (номер которого определяется номером посылки импульса света в сторону противоположных часов) будет определяться по формуле:
  tn = 2vTn/(c – v–u)
 где: tn – интервал времени между посылкой «n-го» по счёту  импульса света (на «n-ой» секунде) и приходом очередного импульса света (так же  «n-ым» по счёту) со стороны противоположных часов.
Tn – интервал времени между посылкой «n» по счёту  импульса света и моментом синхронизации часов (интервал численно равен количеству секунд указанного порядкового номера импульса).
u – скорость «движущейся» системы отсчёта относительно «неподвижной» системы.
v – скорость мобильного объекта в «движущейся» системе отсчёта.
c – скорость света.
Тогда как при движении в обратном направлении, для преодоления этого же самого расстояния, свет затратит меньше времени, поскольку скорость движения «движущейся» системы относительно «неподвижной» будет взята с обратным знаком.
 tn = 2vTn/(c – v + u)
Следовательно, отношение соответствующих промежутков времени, измеренных часами «неподвижной» системы отсчёта, уже не будет равным единице и будет выражаться формулой:
kn = (c – v u)/(c – v + u)
Таким образом, не сохранение величины отношения, составленного из рассчитанных промежутков времени прохождения лучом света прямого и обратного пути между мобильными объектами в рассматриваемых системах отсчёта, будет означать, что свойства рассматриваемого явления зависят от места наблюдения. А это уже нонсенс, поскольку  этот факт есть антитеза  очевидной истине,  так как безразмерная величина (инвариант), являющаяся основной характеристикой  одного и того же эксперимента, не может измениться при её рассмотрении из другой системы отсчета, и такой результат эксперимента находится в прямом противоречии с принципом относительности Птолемея – Коперника.
Поскольку основное свойство эксперимента заключалось в утверждении, что скорость света в разных инерциальных системах отсчёта имеет  одну и ту же величину, то от этого утверждения необходимо отказаться как от произвольного допущения (догадки), не соответствующего свойствам  природы. Действительно, на основании принципа относительности Галилея-Эйнштейна предполагалось, что скорость  света не зависит от движения системы отсчёта, в которой проводится эксперимент. Только на этом основании были приняты равными промежутки времени прохождения лучом света прямого и обратного пути между мобильными объектами «движущейся» системы отсчёта. И именно это положение приводит к противоречию с принципом относительности Птолемея – Коперника. Иными словами,  физические явления, протекающие в инерциальных системах отсчёта, зависят от величины скорости их относительного движения.
Предложение
 Заметим, что описанный выше мысленный эксперимент можно осуществить на практике и проверить истинность приведённых выше выводов. Действительно, сопоставление принципов относительности показало, что величина скорости света в «движущейся» системе отсчёта зависит от скорости  её движения, относительно «неподвижной» системы. Иными словами, этот факт можно трактовать так: существует абсолютная система отсчёта, относительно которой скорость света постоянна, а величину и направление абсолютной скорости движения «движущейся» системы отсчёта можно измерить, находясь в ней самой. То есть можно измерить абсолютную скорость движения нашей планеты по величине анизотропии   скорости света.   Для выполнения этого опыта достаточно иметь двое атомных часов. Часы необходимо поместить  на мобильные объекты, и, во время их относительного движения по  поверхности Земли,  измерять промежутки времени распространения света между ними в прямом и обратном направлениях.  Синхронизацию часов нужно  осуществить именно тем способом, который описан в мысленном эксперименте.
Реальность осуществления такого эксперимента не подлежит сомнению, поскольку известен опыт, осуществленный в 1972г. американцами Джозефом Хефеле и Ричардом Китингом, которые в течение пяти суток летели вокруг земного шара в противоположных направлениях и возили с собой атомные часы. Один из самолетов двигался строго на восток, другой — на запад, причём оба находились на одной и той же высоте над поверхностью Земли. На борту обеих машин находились синхронно работавшие атомные часы. К концу эксперимента ученые должны были зафиксировать некоторую разницу во времени, которая следует из специальной теории относительности Эйнштейна и известна в научном сообществе как «парадокс близнецов». По результатам опыта оба ученых сделали заявление, что расчетные данные СТО подтвердились. На определенной высоте была зафиксирована требуемая разница. Хефеле и Китинг определили, что разница во времени составила 132 наносекунды.
Однако их оппоненты отмечают, что погрешность измерения самих атомных часов составляла 300 наносекунд (!). Следовательно, нет смысла серьезно относиться к замеченной разнице. Хуже того: исследователи сознательно занимались статистическими манипуляциями. И наконец, словно стремясь ко всем грехам сразу, Хефеле и Китинг во время полета вновь и вновь синхронизировали часы. Поэтому результат, полученный ими, является совершенно произвольным, и подкреплять им специальную теорию относительности ни в коей мере нельзя.
Но, тем не менее, при этом необходимо отметить особую сложность решения поставленной ими задачи.  Сложность состояла не только в том, что необходимо было  облететь с атомными часами вокруг земного шара. Но  и  в том, что при этом надо было убедить оппонентов, как в отсутствии влияния гравитационного поля на темп хода и синхронизацию часов, так и в отсутствии аналогичного влияния на них ускорения в те моменты времени, когда самолёты изменяли скорость своего полёта.
В предлагаемом нами опыте поставленная задача на несколько порядков проще. Это связано с тем, что  расстояние между мобильными объектами с атомными часами будет составлять всего несколько сот метров. Самолёты будут заменены на тележки с электрическим приводом движения, которые будут перемещаться по направляющим, проложенным на поверхности планеты строго с востока на запад. Вначале опыта они будут двигаться навстречу друг другу, а после момента синхронизации часов продолжать движение в разные стороны.
Согласно вышеприведённым формулам, скорость тележек, относительно поверхности планеты, не играет заметной роли, тогда как в «парадоксе близнецов» она имеет решающее значение (поэтому были выбраны самые быстрые средства передвижения – самолёты).  Вспышки света можно осуществлять наносекундными лазерами. И при этом общее время проведения эксперимента может занять всего несколько минут, а не 5 суток.
Литература:
1. Рябов Ю.А. Движение небесных тел. М. 1977, стр.15.
2. Глушко. В.П. и др. Несостоятельность специальной теории относительности Эйнштейна.  Известия НАН РК, серия физико-математическая 2 (252), Алматы,  2. 2007.
3. Эйнштейн. А. К электродинамике движущихся тел. Собрание научных трудов. М.1965. Т. 1, стр.12-13.


Письмо получено из ТОО «Физико-техническая лаборатория Глушко» от Владимира Павловича Глушко, Владимира Владимировича Глушко и Виталия Владимировича Глушко.