Современные аэростатические комбинированные летательные аппараты
типов «МОТОПЛАН» И «ДИСКОЛЁТ»
Во многих государствах в 70-х годах XX столетия начался период возрождения давно известных аэростатов и дирижаблей, но уже создаваемых на основе последних достижений науки и техники и способных существенно расширить возможности современных самолётов и вертолётов. Экономисты Великобритании установили основные преимущества этих, по сути новых, летальных аппаратов (см. табл. 1):
Таблица 1
Удельная стоимость расхода горючего и транспортировки грузов
Вид транспорта
Расход горючего 
в отн. ед.
Стоимость транспортировки пенсы/тн-км
Дирижабли
1,0
0,78,2
Самолёты
3,5
3,125,0
Вертолёты
25,0
32,0100,0
Другие преимущества современных аэростатических летательных аппаратов (АЛА): В США в разработках АЛА участвуют более 50-и фирм, которые по заказу Пентагона уже создали программу «Jest» для защиты с воздуха наземных и надводных объектов от крылатых и стратегических ракет помощью спецаппаратуры, установленной на спутниках и высотных АЛА. Кроме того, в США изготовлено много малых дирижаблей и аэростатов для контроля движения на автострадах, помощи лоцманам при контроле движения судов, для предупреждения лесных пожаров, для проката туристов и, конечно, для рекламы товаров и различных мероприятий.
В других государствах в сфере производства АЛА работают: в Великобритании – 6 фирм, в Германии – 4 фирмы и во многих государствах по 1 – 2 фирмы. Даже в Арабских Эмиратах по лицензии начинается изготовление двух модификаций дирижаблей типа «Скай-кэт» – их грузоподъемность до 450 пассажиров и они могут летать со скоростями до 350 км/час! Стоимость проекта – 1,2 млрд. долларов!
В России выпускают малые дирижабли только 3 фирмы в Москве: Но, к сожалению, все эти типы дирижаблей сохраняют многие недостатки таких аппаратов, которые существовали ещё в начале ХХ-го века! Эти недостатки: Для существенного снижения или полного исключения перечисленных недостатков, в нашей, петербургской Группе разработчиков АЛА были созданы «Аэростатические комбинированные летательные аппараты» (АКЛА) типа «МОТОПЛАН» для учебно-тренировочных полетов, способных выполнять и «патрульные» полеты, и типа «ДИСКОЛЁТ» для перевозки грузов (от 10 до 50, до 100, до 300 тонн). После тщательного изучения всех достоинств и недостатков дирижаблей ХХ-го века в нашей группе разработано несколько «ноу-хау», что позволило: Отличительная особенность нашего МОТОПЛАНА: дискообразный несущий баллон, особый способ заполнения НБ контейнерами с гелием и внешний вид – типа мифической «летающей тарелки»!
Таблица 2
Сравнение технических характеристик нашего «ПМ» с патрульными дирижаблями типа «АЕ»
ТТХ
«2ДП» (ЭМЗ)
«АЕ-02» (НИЦ)
«Ау-30» (РАС)
«ПМ-02» (СПб)
Объем НБ, м3
8039,0
5130,0
5065,0
2600,0
Длина НБ, м
62,5
50,0
54,0
Диаметр НБ, м
30,0
Толщина НБ, м
15,7
14,0
14,0
68,0
Полезн. нагрузка, Н
20000,0
20000,0
25000,0
18000,0
Аэростат, подъем, сила, Н
64000,0
45000,0
38000,0
21000,0 
Аэродинам, подъем, сила, Н
5000,0
5000,0
5000,0
15000,0
Максим, скорость, км/час 
120,0
110,0
110,0
180,0
Дальность полета, км
1340,0
2400,0
3300,0
6000,0
Аэродром, команда, чел
до 8
до 60
до 6
Причаливание
к мачте
к мачте
к мачте
самостоятельно
Все попытки петербургской Группы организовать сборку хотя бы одного экземпляра «ПМ-02» в любой московской фирме результатов не дали! Было принято решение – организовать разработку и производство «петербургских» дирижаблей в одной из создаваемых Особых экономических зон (ОЭЗ) под Петербургом – пока безрезультатно!
Так как основными заказчиками наших дирижаблей типа Мотоплан, могут стать, главным образом, организации, заинтересованные в их регулярном использовании, то ими могут стать спецподразеления в «Поисково-спасательных отрядах МЧС», которые работают во всех областях России, и в спецбатальонах Пограничных войск ФСБ, размещённых вдоль сухопутных и морских границ.
В этих спецподразделениях можно организовать массовую подготовку квалификационных пилотов дирижаблей и других членов экипажей этих ЛА, сначала в тренажёрных классах, а затем в ходе учебно-тренировочных полётов с получением в итоге «Права пилотирования дирижаблей». Из этих подразделений, помимо проведения плановых полетов по контролю «своих» территорий, по разрешению командования дирижабли могут сдаваться в «почасовую» аренду гражданским организациям вместе с экипажами для перевозки грузов, для научно-исследовательских работ и т.п.
Но доказать «скептикам» преимущества АКЛА типа МОТОПЛАН мы можем, к сожалению, пока только теоретически! А это не всех убеждает. Поэтому крайне необходима сборка опытного образца. Для этого нужен «заинтересованный Заказчик», готовый субсидировать сборку «ПМ-02», практически проверить его в работе, оценить его перспективность и оплатить его изготовление.
Что же надо сделать, чтобы в России возник интерес к возрождению аэростатических летательных аппаратоваэростатов и дирижаблей?
Во-первых, необходимо провести активную рекламную кампанию в СМИ и по ТВ о достоинствах и преимуществах использования этих дешёвых в постройке, экономичных, экологичных и безопасных в полете ЛА при перевозке по воздуху, напрямую любых грузов на огромные расстояния, не требуя существенных изменений наземной инфраструктуры – не нужны посадочные полосы, дороги, мосты, туннели и т.п. Желательно показать по ТВ работу аэростатов и дирижаблей во II мировой войне, их использование в настоящее время, работу российских фирм: «Авгуръ», «ДКБА», НИЦ «Аэротехника», ЭМЗ им. В.М. Мясищева, (все эти фирмы работают в Москве), разработки по созданию современных дирижаблей в Киеве, в Минске и в РФ – Свердловские и Владимирские опытные производства «своих» дирижаблей, проекты групп энтузиастов в других городах России. Можно показать работы К.Э. Циолковского и других энтузиастов дирижаблестроения – их труды забывать нельзя!
Во-вторых, желательно провести на ТВ – «круглый стол», с участием членов Правительства РФ, руководителей Авиапрома, специалистов МЧС, МО, транспортных организаций, разработчиков АЛА и др. – на тему: «Состояние и перспективы развития российского Авиапрома», где, в частности, обсудить возможность решения проблем авиаперевозок с помощью современных грузовых дирижаблей, не в ущерб разработке новых грузовых самолётов.
В-третьих, если развитие дирижаблестроения будет поддержано Правительством РФ, предложить Минтрансу и МО с МЧС организовать и провести Всероссийский открытый Конкурс «На лучшую конструкцию аэростатов и дирижаблей нескольких модификаций» – для экономии творческих усилий разработчиков и финансовых затрат из федеральных и местных бюджетов, чтобы с помощью специалистов Авиапрома отобрать лучшие конструкции АЛА, организовать производство опытных образцов аэростатов и дирижаблей в одной из организаций, имеющей опыт производства АЛА, и провести лётные испытания дирижаблей с их показом по ТВ и освещением в СМИ.
Чтобы ускорить процесс внедрения в России конкурентноспособных, современных российских Аэростатических ЛА, способных решить многие проблемы Минтранса, Авиапрома, МО, других министерств, предлагаем представителям МЧС в Петербурге включить в План работ в ближайшие годы «Доработку, сборку и летные испытания опытного образца МОТОПЛАНА в Петербурге» с помощью Русского технического общества (при консультации руководителя Рабочей группы – к.т.н. Бирюлёва В.И.)
Для этого: по результатам летных испытаний опытных образцов Мотопланов оценить действенность «ноу-хау», примененные при их конструировании и использовать эти новинки при разработке. Патентообладатель Мотоплана согласен безвозмездно уступить права на эти «ноу-хау» той фирме, которая будет разрабатывать модель, рекомендованную Правительственной комиссией.
Желательно, чтобы оригинальные находки всех разрабатываемых новых дирижаблей в России, в том числе, и Мотопланов, и Дисколетов, были изучены и использованы при создании наилучшего дирижабля именно в России! Ведь только у нас более 60% территории за Уралом не обеспечены круглогодично работающим транспортом для надёжного снабжения всех уже работающих шахт, рудников и других участков добычи полезных ископаемых, а также новых строек, запланированных на ближайшие годы и только современные дирижабли за короткий срок и с малыми затратами смогут решить эти и другие транспортные проблемы в нашем Государстве!
Российские дирижабли могут стать лучшими в Мире!