Пчёлы. Споры вокруг улья разгораются
Часть 1.
В газете "Пасека России" № 202 с критической статьёй "Проблему коллапса пчелиных семей можно решить с помощью ... правительства" выступил опытный пчеловод России Александр Владимирович Ткачёв. Во вступлении Александр Владимирович пишет: "По-моему, это совсем не та проблема, из-за которой было бы необходимо "бить во все колокола".
Тот, кто смотрел американский фильм "Коллапс пчелиных семей", тот понял, что специалистам-учёным всего мира пока не удаётся остановить эту напасть, а вот Александр Владимирович считает, что с этой проблемой легко справится наше правительство. Мнение, для правительства очень лестное, если это действительно так, но ...
Не ошибается ли автор статьи, предлагая придерживаться толщины стенки улья в 35 - 40 мм? Конечно, не должно быть никаких сомнений в том, что улей для средней и северной полосы России должен быть хорошо утеплённым и иметь теплосберегающую (вертикальную) форму зимнего гнезда. Автор далее пишет: "В общем, улей Бархатова отличается от стандартного (вероятно, дадановского!) только лишь толщиной стенок ...".
Похоже, Александр Владимирович не заметил, что рамки в улье Бархатова вертикального исполнения (теплосберегающие). Думается, что Александр Владимирович упрощает проблему коллапса и чересчур уповает на могущество циркуляра. Всё-таки проблема эта касается скорее учёных, чем чиновников.
И вообще, немножко странным кажется, что автора статьи беспокоят не те  условия и болезни, от которых пчёлы страдают сейчас, а те, которые может быть будут. Несколько удивляют и предположения (может быть, домыслы) о целях В. Бархатова, которые тот преследовал, обращаясь в министерство с письмом. Это почему-то стало модно - приписать кому-то свои мысли, а потом раскритикрвать.
Нам всем следовало бы знать и помнить, какую "медвежью" услугу мы оказали пчёлам, переселив их из дупла в улей, не удосужившись разобраться, что почём.
Известно, что всякая популяция в Природе подыскивает себе подходящую нишу для проживания. К примеру, щука любит чистую проточную воду, а карась, учитывая щучьи аппетиты и привычки, закапывается в грязь не проточных вод. Переселив пчёл из дупла в улей, мы лишили их естественной ниши.
Хуже того, мы в новом их жилище создали нишу для клеща Варроа-Якобсона. Температура в дадановском улье зимой, весной и осенью всегда пониженная, а влажность повышенная, что и требуется клещу (см. В. Гапонова, О. Гробов, "Клещевые болезни пчёл"). Летом же температура в улье часто бывает чрезмерно высокой, чего никогда не бывает в дупле дерева.
Следовательно, никакие лекарства, никакие примочки нам не помогут избавиться от клеща в дадановском улье. Больше ста лет пчеловоды маялись, а пчёлы страдали, зимуя в ульях Дадана-Лангстрота. И вот, когда В. Бархатов грамотно, доходчиво изложил закон вентиляции в дупле, его пытаются сбить с пути истинного.
Часть 2.
Автор данной статьи тоже, по примеру А.В. Ткачёва, решился пройтись по работе В. Бархатова "Зимовка - показатель опытности пчеловода" ("Пасека России", № 198). Первое, что хочется сказать после прочтения этой работы - это большое спасибо автору за серьёзный грамотный труд. Рад, что она в России появилась. Теперь у нас нет препятствий для создания улья, удобного для пчёл и неприемлемого для клеща. В теории о вентиляции улья Бархатов преуспел, а вот в конструкции улья, на наш взгляд, допущены некоторые ошибки.
Одна из них - утверждение: "Леток только внизу". Попытаемся проанализировать это утверждение. Это тоже крайне важно как для зимовки пчёл, так и для поддержания микроклимата в улье при развитии расплода.
Для создания в улье нормального микроклимата место расположения летка в улье имеет не меньшее значение, чем геометрическая форм летка. Зная, что углекислый газ значительно тяжелее воздуха, я решил провести следующий опыт: я склеил дадановский улей из толстой фанеры с герметически закрывающимся летком и с сеткой вместо крыши.
Первые сутки опыта пчёлы сидели спокойно, на вторые начали шуметь и вентилировать гнездо. Я посчитал, что мои предположения подтвердились (углекислый газ при зимовке вытекает из улья через нижний леток), и решил, что леток должен располагаться в нижней части улья. Опыт проводился в 80-е годы, тогда же я написал об этом статью в журнале "Пчеловодство".
Через некоторое время мне пришло письмо из Пермской обл., Кишерть, ул. Мелиораторов, д. 8 от пчеловода Медведева М.И. (письмо сохранилось) на 4-х листах. Чертёж колоды-долблёнки из этого письма приведен на рис.1.
М. Медведев, так же как и я, провёл опыт с летком, но не на дадановском улье, а на колоде: по вертикали колоды он разместил три летка - верхний, нижний и средний - напротив клуба. И вот что он пишет: "Верхний и нижний пчёлы полностью запрополисовали. В среднем оставили три отверстия диаметром 7 - 8 мм". Поэтому он считает, что леток должен быть там, где его определили пчёлы. Против этого трудно возразить, тем более, что пчёлы на зимовку всегда располагаются напротив летка.
Продолжая изучать зимовку пчёл, автор данной статьи обнаружил в книге кбн М.В. Жеребкина "Зимовка пчёл" (стр.73) такой абзац: "Внутри клуба концентрация углекислого газа может достигать 3 - 4% (100 раз больше обычной), концентрация кислорода - около 18% (ниже обычного). Следовательно, пчёлы зимуют в условиях повышенной концентрации углекислоты. Такой состав воздуха благоприятствует зимовке, так как углекислый газ действует замедляющим образом на интенсивность обмена веществ, что приводит к уменьшению затрат корма". От себя добавлю - более глубокой спячке (полуанабиозу).
Получается, что с углекислым газом пчёлы лучше зимуют. А где его хранить? Конечно, в нижней части улья! Вот поэтому пчёлы и заклеили нижний леток, - чтобы углекислый газ не вытекал. Верхний леток запрополисовали, чтобы сохранить тепло в улье. для этого они и холстик прополисуют. И остаётся один средний леток, где соприкасаются входящий свежий холодный воздух (нижняя половина летка) и выходящий более тёплый отработанный воздух (верхняя половина круглого летка).
Мой однофамилец А. Андреев (ПР-203) сетует, что по его расчётам пчёлы зимуют "по-чёрному". А ведь и люди ещё в 17 веке (открытый музей под Новгородом) жили в домах "по-чёрному". Пчёлы не только в дуплах, но и в наших ульях живут и должны жить "по-чёрному", чтобы не транжирить дорогостоящее тепло. Им чуть легче,  у них не дым, а СО2, который не ест глаза, но зато его избыток незаметно может отправить на вечный покой. Однако у пчёл на этот случай есть свой "дозиметр".
Будем считать, что с местом расположения летка мы определились. Явной недоработкой В. Бархатова является также его предложение применять щелевые летки. Вроде бы пустячок - пчела может войти и выйти из улья через любую щель. Оказывается, для пчёл не безразлично - какой формы и размера эта щель. Форма летка для них желательна круглая и поменьше размером.
Ведь леток у пчёл был круглым столько же, сколько существует дерево и дупло. Следовательно, пчёлы в течение всей своей эволюции приспосабливались к круглому летку. И это не могло остаться бесследным. В том, что круглый леток для них удобнее щелевого, можно убедиться, внимательно наблюдая за жизнью пчёл в ульях с круглыми и щелевыми летками.
В своей книге "Улей для северных широт России" автор данной статьи подробно рассмотрел преимущества круглого летка и его использование пчёлами для регулирования температуры и микроклимата в улье, для защиты от грабежей и нападений, что им крайне трудно, а порой просто невозможно при щелевом летке. Резюмируя сказанное в настоящей статье и в указанной здесь книге, следует считать оптимальным круглый леток диаметром 30 мм, расположенный на средней высоте.
С учётом высказанных замечаний автор ещё раз хочет выразить благодарность В. Бархатову за его полезную работу.