28 – 29 апреля Творческий союз изобретателей совместно с Политехническим Университетом и на его базе провёл 2-ю межрегиональную конференцию изобретателей. Далее приведён список выступлений на этой конференции и тезисы некоторых, наиболее интересных по мнению редакции, докладов. Более полную информацию можно получить на сайте: http://vesti-roiz.narod.ru


Пленарное заседание
Васильев Ю.С., Президент СПбГПУ, акад. РАН – Вступительное слово
Попов Ю.Г. Председатель Правления ТСИ, акад. ПАНИ – Роль органов власти в судьбе изобретательства и успехе инновационной деятельности
Кущак А.И., Горшков А.И.,  – Инновационная политика и экономическая безопасность Санкт-Петербурга
Субетто А.И.,  – Ноосферная парадигма развития России
Радченко В.А.,  – Инновации в промышленности СПб
Меткин Н.П.,  – “Инновационная программа АПРЭ для Санкт-Петербурга”
Тюлькин А.А.,  – Без современной промышленности мы погибнем
Старовойтов В.И., Воронов Н.В. Старовойтова О.А. – “АПК – Стратегия выживания или развития?”
Ольховский А.С.,  – “О стратегии развития инновационной деятельности”
Карасёв А.В. – “Государственная поддержка инновационного пути развития”
Чужин Г.В., – “Инновации и патенты”
Волков А.С. Новое в налогообложении НИиОКР
Секционные заседания
Секции 1-2 Энергетика, Машиностроение, Транспорт
1.1. Фокин Г.А., Бесед С.Н., Рассохин В.А., Забелин Н.А., Олейников С.Ю., Полищук В.Г., Раков Г.А. – “Автономные источники электрической и тепловой энергии малой мощности (газотурбинная установка на 100 КВт, газопаротурбинная установка на 500 КВт, турбинный расширитель для магистральных трубопроводов на 20 КВт)”
1.2. Коноваленко В.А.,  – “Тепловые машины высокой удельной мощности”
1.3. Исачкин Н.Ф. – “Автономная газопаротурбинная электростанция на 400 КВт с турбиной Юнгстрема”
1.4. Карасёв А.В.,  – “Автономная энергетическая установка малой мощности”
1.5. Туркин К.Н.  – “Ветро-гидро-электро генератор от 1,0 до 100 КВт”
1.6. Андреев Е.И., Скворцов Г.Е.  – “Эндоэргия и её применения”
1.7. Бирюлёв В.И. – “Новые транспортные дирижабли” для Запада, Севера и Востока РФ.
1.8. Абрамов В.А. “Освоение ГКМ “Штокмановское” криогенными метановозами даст импульс отечественному судостроению
1.9. Холопов Ю.В. “Безабразивная ультразвуковая обработка металлов”
1.10. Мозоров С.Д. Бесшатунный ДВС с раздельной работой поршней
1.11. Косарев Б.Г. Бесшатунный ДВС для лёгкомоторной авиации
1.12. Исаков В., Юркин С.В. Безвзрывное спасательное устройство при аварии автомобиля
1.13. Волков Электронный катализатор для ДВС
1.14. Баканов Ю.С. Высотные двигатели
1.15. Шпилёв Л.М. Электросамокат
1.16. Хаджиогло Э.А. Керамическая печь
1.17. Оношко О.А., Модульные строительные конструкции для удалённых районов России, так же как компоновка поселений в меридиональном направлении Запад-Восток вдоль транспортных магистралей
1.18. Фирсов В.И. "Современные малозатратные технологии переработки нефтегазового сырья для малого предпринимательства"
1.19. Скворцов Г.Е., Резников В.А., Максимов А.Т. "Опытная демонстрация эндотермии воды и воздуха"
1.20. Булатов Г.Я. "Гидротехнические сооружения"


Секция 3. Радиоэлектроника
3.1. Попов Ю.Г., Коротин В.Г. – “Гибридный матричный преобразователь изображения”
3.2. Новиков В.В. – “Интегральный микродатчик”
3.3. Ставицкий В.И. – “Психоанализатор”
3.4. Гак М.З.  – “Акустические устройства” (Стендовый доклад)
3.5. Яковлев Ю.П. – Светодиоды на узкозонных п/пр А3-В5
3.6. Воронов И.А. – “3Д-моделирование биологических процессов”
3.7. Резункова О.П.к.б.н., Ситцов В.В. – “Исследование металлизированной ткани “Метакрон”в качестве экрана от техногенного излучения”
3.8.Тульнов Г.Н., Меткин Н.П., Резунков А.Г. – “ЭМИОТРОН –действие слабых экологических факторов на человека”
3.9. Спиридонов В.В. – “Осветительно-прожекторное устройство”
3.10. Скрынников Р.Г., – “Исследования слабых физических полей при поиске газовых месторождений” 

Секция 4.Технология материалов
4.1. Цуканов В.В., Повышев И.А.  – “Способ термоциклической обработки конструкций магнитопроводов”
4.2. Калинин Г.Ю. – Немагнитные стали”
4.3. Рослякова Н.Г. – “Фосфатные краски”
4.4. Рослякова Н.Г. – “Способ очистки воды с помощью волокнистых сорбентов”
4.5. Герасимов С.Б. – “Новые трибостойкие диэлектрические материалы и покрытия”
4.6. Герасимов С.Б.  – “Плёночные проводящие элементы”
4.7. Воронов Н.В. “Способ фумигирования волокнистых материалов и изделий из них” 

Секция 5. Медицина и биология
5.1. Корытова Л.И., Резункова О.П. – ТКВЧ терапия в курсах радиотерапии
5.2. Рагель В.Д. – Метод электротерапии Рагеля
5.3. Закурдаев В.В. – “Адаптометрия – метод неспецифической резистентности организма”
5.4. Овсянников В.В. – “Генераторы радиоволн как источники заболеваний”
5.5. Ставицкий В.И. – Способ контроля психофизических реакций и система для его осуществления
5.6. Сазеева Н.И.  – “Способ управления жизненной энергией организма”
5.7. Лященко В.А.  –  “Кондиционер как средство лечения простудных заболеваний”
5.8. Лященко В.А. – “Изделия по древолечению”
5.9 Семёнов А.Г., Элизов С.Д.  – Инвалидная коляска “Вектор-2”


Секция 7. Агропром и биология
7.1. Старовойтов В.И., Воронов Н.В., Старовойтова О.А. "Новая перспективная технология выращивания картофеля в условиях изменяющегося климата"
7.2. Колесниченко С.Н.  "Культиватор ручной "Муромец"
7.3. Пискун Л.Ф., Стасов Ф.Г. Лопата усовершенствованная
7.4. Петров Ю.А. "Насадка к комбайну для садовода"
7.5. Туркин К.Н., Воробьёв Ю.  "Велоплуг"
7.6. Емельянов Б. "Культиватор ручной для садовода"
7.7. Андреев Б.А. Обогреватель парниковый бензиновый каталитический
7.8. Туркин К.Н. "Технология ускоренной переработки органических отходов для получения горючего газа"

Секция 8. Бытовые изделия
8.1. Юркин С.В. "Импульсный обрушитель вязких материалов"
8.2. Гурьянов В.С. "Сантехническое устройство для дом будущего"
8.3. Осеннов В. "Набор слесарного инструмента"
8.4. Семидолин А.П. "Набор оправок для фрез"
8.5. Юркин С.В. "Переносной обрушитель лавин для зимней олимпиады"
8.6. Семыкин М.Е. "Фундамент для дома"
8.7. Швецов О.Н. "Оконный воздушный фильтр", "Удаление засоров в мусоропроводах"
8.8. Макаров Б.Г. "Веломобиль"
8.9. Лященко В.А. "Пресс-автомат"
8.10. Шпилёв Л.М. "Электросамокат"
8.11. Железнов О.А. "Штакетник из полимерных материалов"
8.12. Кашин А.Ю. Макет полезных моделей
Тезисы избранных докладов
О.Н.Швецов
              О налогообложении авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов
В  Послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному  собранию РФ от 10.05.06г. говорится о придании российской экономике инновационного качества и о том, что для этого “нужно сформировать благоприятные налоговые условия для финансирования инновационной деятельности”. Эта цель  подтверждена и в Послании Президента РФ Д.А.Медведева  ФС  РФ от 05.11.08г., в котором также говорится о будущей экономике России как инновационной экономике.
Очевидно, что авторы изобретений и полезных моделей являются одними из важнейших субъектов инновационной деятельности и в ст. 1355 ГК РФ декларируется, что «Государство предоставляет авторам, а также патентообладателям и лицензиатам, использующим соответствующие изобретения, полезные модели и промышленные образцы, льготы в соответствии с действующим законодательством».
Рассмотрим, как эти положения отражаются в НК РФ, а конкретно в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» и отвечает ли действующее налоговое законодательство решению указанной выше программной установке государства.  Для этого проанализируем содержание статьи 221 “Профессиональные налоговые вычеты»  НК РФ.
В этой статье  при исчислении налога на доходы физических лиц для целого ряда налогоплательщиков предусмотрено право на профессиональные налоговые вычеты, которые уменьшают налоговую базу.  Размер этих  налоговых вычетов определяется в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Если же  эти расходы по каким-либо причинам не могут быть подтверждены, то они условно принимаются в размере от 20 до 40 %  к сумме дохода. К таким налогоплательщикам законодательством отнесены и авторы изобретений и промышленных образцов (ПО), при этом профессиональные налоговые вычеты производятся из вознаграждения этим авторам.
Вознаграждение  согласно ГК РФ может быть следующих видов:
 – за уступку патента (п.3 ст.1234),
 – по лицензионным договорам (п.5 ст.1235),
 – авторам служебных изобретений и ПО (п.4 ст1370).
Сравнение разных категории налогоплательщиков и вариантов получения ими профессиональных налоговых вычетов приведены в таблице.
Таблица
Категории налогоплательщиков
Право на профессиональный налоговый вычет, равный
 документально подтвержденным
расходам 20-40% от  суммы дохода
Без дополнительных условий
Только в первые 2 года использования 
Предприниматели без образования юридического лица; лица, занимающиеся частной практикой
есть
есть
Лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера
есть 
нет
Лица, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы, искусства, в т.ч произведений дизайна
есть
есть
Авторы изобретений, открытий, промышленных образцов
есть
нет
есть
Авторы полезных моделей
нет 
нет 
нет 
Из нее  видно, что в отличие от большинства других категорий налогоплательщиков для авторов изобретений (а также  ПО и открытий) введено существенное ограничение в возможности использовать профессиональные налоговые вычеты в процентах к сумме дохода. Это ограничение по времени двумя первыми годами использования изобретения и ПО, особенно в той форме, в которой оно изложено в НК РФ, имеет для  их авторов  существенные отрицательные последствия. Рассмотрим их ниже, но прежде попытаемся понять, для чего введено  упомянутое ограничение.
Предположение, что были проведены какие-то экономико-статистические исследования, которые показали, что расходы автора на создание, например, иллюстраций для книги ( включая расходы на краски, холст и т.п.)  в 10 или 20 раз больше, чем расходы на изобретение новой конструкции двигателя (включающих изготовление образца для испытаний, проведение патентного поиска и составление заявки на изобретение, уплату патентных пошлин и т.п.)  представляется малоубедительным. В подтверждение такого вывода можно сравнить право на профессиональные налоговые вычеты в процентах от дохода для автора, создавшего произведение дизайна, с одной стороны, и автора, создавшего промышленный образец, с другой стороны. В принципе, ими создан один и тот же объект, но охраняемый, соответственно, авторским и патентным правом. При этом использование второго варианта охраны интеллектуальной собственности более характерно для промышленности.  Итак, поскольку упомянутый объект один и тот же, то и расходы на его создание примерно равны. Следовательно, с большой долей уверенности можно предположить, что  разная налоговая нагрузка в этих случаях связана со сферой применения объекта интеллектуальной собственности и теми приоритетами, которыми руководствовался законодатель на момент принятия НК РФ. А таким приоритетом промышленность и инновации, видимо, не являлись.  Поэтому- то   лица творческих профессий и даже  обычные предпринимателями имеют более льготные налоговые условия по сравнению с авторами изобретений и ПО.
Хуже всего отражается ограничение на право профессионального налогового вычета в процентах от доходов на изобретателей, создавших изобретение в инициативном порядке и являющихся одновременно патентообладателями. Им  сложно реализовать право на профессиональный налоговый вычет путем предъявления документально подтвержденных расходов, поскольку они действуют вне рамок предприятия, имеющего налаженный бухгалтерский учет. Даже в том случае, если они  все свои действия документируют, хранят  документы ( квитанции, товарные чеки и т.п.)   в течение многих месяцев и лет  до получения патента и  дохода от его использования, по многим видам расходов им непросто  доказать в налоговой инспекции, что эти расходы относятся именно к данному изобретению. Поэтому для них особенно важна возможность использования права на профессиональный налоговый вычет в процентах от дохода.
Но при продаже лицензии изобретатель,  как правило,  сможет использовать такую возможность лишь по минимуму, так как размер роялти часто зависит от объемов реализации продукции, произведенной с использованием изобретения, а такие объемы в первые годы минимальны. Если же такой изобретатель продает патент, то у него вообще нет права на профессиональный налоговый вычет в процентах к полученному доходу, поскольку такой вычет может быть применен лишь к доходам,  полученным за первые два года использования изобретения, т.е. после того, как патент уже продан.
Еще хуже положение авторов полезных моделей. Они вообще лишены права на профессиональные налоговые вычеты, несмотря на то, что полезная модель близка по своему статусу к некоторым видам изобретений, что видно уже из того, что ГК РФ  в определенных случаях допускает преобразование заявки на полезную модель в заявку на изобретение и наоборот. Кроме того, авторы полезных моделей  также несут расходы на ее создание, как и авторы изобретений.
Таким образом, в отношении авторов изобретений и полезных моделей (а также и промышленных образцов) можно говорить о том, что они не только не пользуются льготными условиями налогообложения, но, напротив, находятся в неравноправном положении по сравнению не только с авторами произведений, охраняемых авторским правом, но и с обычными предпринимателями (торговцами, сапожниками и т.д.).
Выводы. Для создания более благоприятных условий для инновационной деятельности в соответствии с вышеупомянутыми положениями Посланий В.В.Путина  и Д.А.Медведева  Федеральному Собранию РФ и выполнения  ст. 1355 ГК РФ, представляется желательным  внести изменения и  дополнения в  НК РФ, которые  поставили бы авторов изобретений и полезных моделей хотя бы в равное положение по сравнению с лицами творческих профессий и индивидуальными предпринимателями.
Для этого  в статье 221 НК РФ:
 1. приравнять в праве на профессиональные налоговые вычеты авторов полезных моделей к авторам изобретений,
 2. снять с авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов ограничение по срокам  ( два первых года использования изобретения, полезной модели и промышленного образца) на право применять профессиональные налоговые вычеты при отсутствии документов, подтверждающих расходы.

В.И. Бирюлёв
Современные аэростатические комбинированные летательные аппараты типов «Мотоплан» И «Дисколёт»
Во многих государствах в 70-х годах XX столетия начался период возрождения давно известных аэростатов и дирижаблей, но уже создаваемых на основе последних достижений науки и техники и способных существенно расширить возможности современных самолетов и вертолетов. Экономисты Великобритании установили основные преимущества этих, по сути новых, летальных аппаратов (см. табл. 1):
Таблица 1
Удельная стоимость расхода горючего и транспортировки грузов
Вид транспорта 
Расход горючего в отн. ед. 
Стоимость транспортировки пенсы/тн-км
ДИРИЖАБЛИ
1,0
 0,7 – 8,2
САМОЛЕТЫ
3,5
3,1 – 25,0
ВЕРТОЛЕТЫ
25,0
32,0 – 100,0
Другие преимущества современных аэростатических летательных аппаратов (АЛА):
  • малая стоимость изготовления (от 1,0 до 100,0 млн. у.е.);
  • высокая грузоподъемность – до 300 тонн и выше;
  • значительная дальность полетов – до 15 тыс. км в ходе многосуточных полетов со сменными экипажами;
  • возможность круглогодичной эксплуатации даже в приполярных регионах;
  • незначительная потребность в наземной инфраструктуре.
В США в разработках АЛА участвуют более 50-и фирм, которые по заказу Пентагона уже создали программу «Jest» для защиты с воздуха наземных и надводных объектов от крылатых и стратегических ракет помощью спецаппаратуры установленной на спутниках и высотных АЛА. Кроме того, в США изготовлено много малых дирижаблей и аэростатов для контроля движения на автострадах, помощи лоцманам при контроле движения судов, для предупреждения лесных пожаров, для проката туристов и, конечно, для рекламы товаров и различных мероприятий.
В других Государствах в сфере производства АЛА работают: в Великобритании - 6 фирм, в Германии - 4 фирмы и во многих Государствах по 1– 2 фирмы. Даже в Арабских Эмиратах по лицензии начинается изготовление двух модификаций дирижаблей типа «Скай-кэт» – их грузоподъемность до 450 пассажиров и они могут летать со скоростями до 350 км/час! Стоимость проекта – 1,2 млрд. долларов!
В России только в Москве уже выпускают малые дирижабли 3 фирмы:
  • ДКБА совместно с ЭМЗ им. В.М. Мясищева – тип «2 ДП»;
  • «РосАэроСистемы» – типа «АУ»;
  • НИЦ «Аэротехника – типа «АЕ».
Но, к сожалению, все эти типы дирижаблей сохраняют многие недостатки таких аппаратов, которые существовали еще в начале ХХ-го века! Эти недостатки:
  • большой объем несущего баллона (НБ);
  • значительный «снос» аппарата от боковых ветровых потоков;
  • сложности приземления: обязательно к заранее установленной причальной мачте с участием «аэродромной» команды!
Вот для существенного снижения или полного исключения перечисленных недостатков, в нашей, петербургской Группе разработчиков АЛА и были созданы «Аэростатические комбинированные летательные аппараты» (АКЛА) типа «МОТОПЛАН» – для учебно-тренировочных полетов, способных выполнять и «патрульные» полеты, и типа «ДИСКОЛЕТ» для перевозки грузов (от 10 до 50, до 100, до 300 тонн). Изучив все достоинства и недостатки дирижаблей ХХ-го века, в нашей группе разработано несколько «ноу-хау», что позволило:
  • снизить в 5-6 раз лобовое сопротивление и «снос» аппарата;
  • сократить почти в 2 раза длину НБ;
  • снизить на 30-35 % необходимый объем гелия при той же грузоподъемности;
  • до взлета - плотная стоянка на земле, для взлета - нагрев воздуха в межбаллонном пространстве с помощью каталитических нагревателей, медленный подъем до нужной высоты;
  • полет с помощью маршевых двигателей, а при необходимости посадки - пилот заменяет горячий воздух холодным-забортным и ЛА плавно опускается на три откидные опорные скобы, а один из членов экипажа закрепляет эти скобы специальными штопорными замками - можно разгружать аппарат и выходить всему экипажу и пассажирам.
  • Отличительная особенность нашего МОТОПЛАНА: дискообразный несущий баллон, особый способ заполнения НБ контейнерами с гелием и внешний вид – типа мифической «летающей тарелки»!
    Таблица 2
    Сравнение технических характеристик нашего «ПМ» с патрульными дирижаблями типа «АЕ»
    Разработка
    ЭМЗ
    НИЦ
    РАС
    СПб
    ТТХ
    «2ДП»
    «АЕ-02»
    «Ау-30» 
    «ПМ-02» 
    Объем НБ, м
    8039,0
    5130,0
    5065,0
    2600,0
    Длина НБ, м
    62,5
    50,0
    54,0
    Диаметр НБ, м
    30,0 
    Толщина НБ, м
    15,7
    14,0
    14,0
    6-8,0
    Полезн. нагрузка, кг
    2000,0
    2000,0
    2500,0
    1800,0 
    Аэростат, подъем, сила, кг
    6400,0
    4500,0
    3800,0
    2100,0 
    Аэродинам, подъем, сила, кг 
    500,0
    500,0 
    500,0
    1500,0
    Максим, скорость, км/час
    120,0
    110,0
    110,0
    180,0
    Дальность полета, км
    1340,0
    2400,0
    3300,0
    6000,0
    Аэродром, команда, чел
    до 8 чел.
    до 60 чел.
    до 6 чел.
    Причаливание
    к прич. мачте 
    к прич. мачте
    к прич. мачте
    самост.
    Все попытки петербургской Группы организовать сборку хотя бы одного экземпляра «ПМ-02» в любой московской фирме результатов не дали! (См. переписку в Рабочем журнале № 33.3.05.06 – окончательный отказ!). Было принято решение – организовать разработку и производство «петербургских» дирижаблей в одной из создаваемых Особых экономических зон (ОЭЗ) под Петербургом.
    Так как основными заказчиками наших дирижаблей типа Мотоплан, могут стать, главным образом, организации, заинтересованные в их регулярном использовании, то ими могут стать спецподразеления в «Поисково-спасательных отрядах. МЧС», которые работают во всех областях России, и в спецбатальонах Пограничных войск ФСБ, размещенных вдоль сухопутных и морских границ нашего Государства.
    В этих спецподразделениях можно организовать массовую подготовку квалификационных пилотов дирижаблей и других членов экипажей этих ЛА, сначала в тренажерных классах, а затем в ходе учебно-тренировочных полетов с получением, в итоге, «Права пилотирования дирижаблей».
    Из этих подразделений, помимо проведения плановых полетов по контролю «своих» территорий, по разрешению командования, дирижабли могут сдаваться в «почасовую» аренду гражданским организациям вместе с экипажами для перевозки грузов, для научно-исследовательских работ и т.п.
    Но доказать «скептикам» преимущества АКЛА типа МОТОПЛАН мы можем, к сожалению, только теоретически! А это не всех убеждает. Поэтому крайне необходима сборка опытного образца. Но нужен «заинтересованный Заказчик», готовый субсидировать сборку «ПМ-02», практически проверить его в работе, оценить его перспективность и оплатить его изготовление.Что же надо сделать, чтобы в России возник интерес к возрождению аэростатических летательных аппаратов - аэростатов и дирижаблей?
    Во-первых: необходимо провести активную рекламную кампанию в СМИ и по ТВ о достоинствах и преимуществах использования этих дешевых в постройке, экономичных, экологичных и безопасных в полете ЛА при перевозке по воздуху, напрямую любых грузов на огромные расстояния, не требуя существенных изменений наземной инфраструктуры - не нужны посадочные полосы, дороги, мосты, туннели и т.п.
    Желательно показать по ТВ работу аэростатов и дирижаблей во II мировой войне, их использование в настоящее время, работу российских фирм: «Авгуръ», «ДКБА», НИЦ «Аэротехника», ЭМЗ им. В.М. Мясищева, (все эти фирмы работают в Москве), разработки по созданию современных дирижаблей в Киеве, в Минске и в РФ – Свердловские и Владимирские опытные производства «своих» дирижаблей, проекты групп энтузиастов в других городах России.
    Можно показать работы К.Э. Циолковского и других энтузиастов дирижаблестроения – их труды забывать нельзя!
    Во-вторых: желательно провести на ТВ - «круглый стол», с участием членов Правительства РФ, руководителей Авиапрома, специалистов МЧС, МО, транспортных организаций, разработчиков АЛА и др. – на тему: «Состояние и перспективы развития российского Авиапрома», где, в частности, обсудить возможность решения проблем авиаперевозок с помощью современных грузовых дирижаблей, не в ущерб разработки новых грузовых самолетов.
    В-третьих: если развитие дирижаблестроения будет поддержано членами Правительства РФ, предложить Минтрансу и МО с МЧС организовать и провести Всероссийский открытый Конкурс «На лучшую конструкцию как аэростатов, так и дирижаблей нескольких модификаций» – для экономии творческих усилий разработчиков и финансовых затрат из федеральных и местных бюджетов, и чтобы с помощью специалистов Авиапрома отобрать лучшие конструкции АЛА и организовать производство опытных образцов аэростатов и дирижаблей в одной из организаций, имеющей опыт производства АЛА и провести летные испытания дирижаблей с их показом по ТВ и освещенных в СМИ.
    Но, чтобы ускорить процесс внедрения в России конкурентноспособных, современных российских Аэростатических ЛА, способных решить многие проблемы Минтранса, Авиапрома, МО, других министерств, предлагаем:
    • представителям МЧС в Петербурге включить в План работ в ближайшие годы «Доработку, сборку и летные испытания опытного образца МОТОПЛАНА в Петербурге» с помощью Русского технического общества при консультации руководителя Рабочей группы – к.т.н. Бирюлёва В.И.
    • по результатам летных испытаний опытных образцов Мотопланов оценить действенность «ноу-хау», примененные при их конструировании и использовать эти новинки при разработке. При этом патентообладатель Мотоплана согласен безвозмездно уступить права на эти «ноу-хау» той фирме, которая будет разрабатывать ту модель, которая рекомендована Правительственной комиссией.
    Желательно, чтобы оригинальные находки всех разрабатываемых новых дирижаблей в России, в том числе и Мотопланов и Дисколетов, были изучены и использованы при создании наилучшего дирижабля именно в России! Ведь только у нас более 60% территории за Уралом не обеспечены круглогодично работающим транспортом для надежного снабжения всех уже работающих шахт, рудников и других участков добычи полезных ископаемых, а также новых строек, запланированных на ближайшие годы и только современные дирижабли за короткий срок и с малыми затратами смогут решить эти и другие транспортные проблемы в нашем Государстве!
    Российские дирижабли могут стать лучшими в Мире!

    А.С. Волков
    Электронный катализатор воздушно-топливной смеси «Чистое пламя» (Pure Flame system) – Российский «Нано» путь в модернизации поршневого двигателя.
    1. Введение.
    Сегодня, чтобы добиться положительного результата при проектировании поршневого двигателя, необходимо проникать в атомно-молекулярную основу выработки энергии, в её суть - процесс сгорания воздушно-топливной смеси. Тот, кто первым найдёт эффективный путь управления процессом горения на молекулярном уровне получит неоспоримые преимущества в конкурентной борьбе за поршневой двигатель XXI  века. На этом пути важно сделать хотя бы один, пусть даже очень небольшой, шаг. Но именно он откроет новый этап и громадные возможности по обеспечению человечества механической энергией движения и это будет настоящей революцией в создании поршневого двигателя внутреннего сгорания. Можно назвать этот новый этап развития двигателестроения – «Нано»революцией.
    2. Особенности электронно-каталитического воздействия на воздушно-топливную смесь.
    2.1 Особенности электронно-каталитического воздействия на воздух.
    • Во-первых, в процессе воздействия осуществляется предварительная электростатическая очистка воздуха от загрязняющих компонентов, не участвующих в процессе горения.
    • Во-вторых, производится слабая попутная ионизация отдельных компонентов воздуха.
    • В-третьих, главное воздействие заключается в электронно-каталитической обработке отдельных компонентов воздуха, которой подвергаются только те из них, которые снижают реакционную и окислительную способность воздуха. В процессе такого воздействия на воздух происходит значительная дезактивация его негативных компонентов и перевод их в нейтральное или даже позитивное, по отношению к процессу горения, состояние. То есть происходит преобразование воздуха в «чистый» окислитель.
    2.2 Особенности каталитической обработки топлива.
    • Во-первых, осуществляется электростатическая очистка топлива от загрязняющих и тяжёлых компонентов не участвующих или крайне ухудшающих процесс воспламенения и горения.
    • Во-вторых, в процессе каталитического воздействия происходит выборочная модификация обычных углеводородных компонентов топлива в их производные и изомеры (каталитическая изомеризация), значительно повышающие термодинамическую эффективность процесса горения в двигателе. Кроме того, как правило, эти модифицированные компоненты, незначительно повышают октановое число топлива, что способствует повышению полноты сгорания и устойчивости горения топлива.
    • В-третьих, проходя через электростатическое поле, топливо приобретает остаточную электропроводность, которая способствует повышению испаряемости капель в процессе последующего перемешивания с воздухом в цилиндрах двигателя. Такая электростатическая обработка так же приводит к увеличению полноты сгорания топлива.
    3. Состав, особенности функционирования и конструктивные элементы «Электронного катализатора воздушно-топливной смеси» «Чистое пламя» (Pure Flame system).
    3.1 Состав.
    Электронный катализатор воздушно-топливной смеси «Чистое пламя» (Pure Flame system), как комплекс, будет иметь модульную структуру.
    В состав комплекса будут входить:
    • модуль активных элементов воздушного катализатора,
    • модуль активных элементов топливного катализатора,
    • электронный усилитель - преобразователь,
    • блок питания и
    • блок управления комплексом.
    Комплекс будет оснащён независимым электронным каналом управления воздушным катализатором. Он будет иметь несколько уровней регулировки мощности, которые могут быть установлены в зависимости от условий эксплуатации автомобиля.
    3.2 Особенности эксплуатации.
    При эксплуатации автомобиля в условиях пыльного или сильно загрязнённого выхлопными газами воздуха, например, при движении в городских пробках, целесообразно использовать воздушный канал на максимальном уровне мощности. Наоборот, при движении в местности со слаборазвитой топливозаправочной инфраструктурой, на дорогах с твёрдым покрытием, где высока вероятность применения топлива низкого качества, основную нагрузку принимает на себя неуправляемый модуль активных элементов топливного катализатора. В этих условиях мощность воздушного канала целесообразно установить на среднем или даже на низком уровне.
    3.3 Особенности очистки двигателя от загрязнений.
    Способность катализаторов комплекса активно очищать воздух и топливо от механических примесей позволяет говорить о значительном продлении срока службы деталей двигателя, прежде всего, цилиндропоршневой группы, а так же топливной системы, прежде всего, форсунок. Модифицированные компоненты воздуха воздействуют как очиститель на сажевые и иные органические отложения, которые образуются в каналах заслонки, на стенках впускного коллектора и на тарелках впускных клапанов, активно преобразуя их в летучие компоненты. Модифицированные компоненты топлива способствуют растворению тяжёлых углеводородов осевших в каналах форсунок, а так же на задней стороне тарелок впускных клапанов. Все преобразованные загрязнения удаляются через процесс догорания в цилиндрах двигателя.
    3.4 Особенности снижения токсичности выхлопных газов.
    Модифицирование компонентов топлива при каталитической обработке в  Электронном катализаторе воздушно-топливной смеси «Чистое пламя» (Pure Flame system)  способствует снижению концентрации «тяжёлых» углеводородов отвечающих за токсичность отработавших газов или их позитивную изомеризацию.
    Кроме того, концентрацию токсичных компонентов в отработанных газах определяет и организация процесса сгорания как химического взаимодействия топлива с окислителем. Органические загрязняющие вещества в выхлопных газах являются следствием неполного сгорания углеводородного топлива. К такому результату приводят процессы торможения реакций окисления углеводорода нейтральными компонентами воздуха или просто загрязнениями, что приводит к образованию в камере сгорания местных областей с избытком или недостатком топлива. Модифицированные компоненты воздуха более активно воздействуют на углеводороды, способствуя полноте сгорания.
    3.5 Модуль активных элементов воздушного катализатора.
    Модуль активных элементов воздушного катализатора будет размещён в моторном отсеке автомобиля и герметично встроен во впускную систему, между датчиком массового расхода воздуха и дроссельной заслонкой, через гибкие резиновые переходники. Таким образом, благодаря разряжению создаваемому в цилиндрах двигателя, воздух, проходя через воздушный фильтр и датчик массового расхода воздуха в воздушный коллектор, проходит и через блок активных элементов, где подвергается электронно-каталитическому воздействию.
    Активные элементы катализатора установлены поперёк оси цилиндрического корпуса с рассчитанным шагом и имеют вид крупноячеистой сетки, изготовленной из специального сплава. На сетку нанесено особое пористое каталитическое покрытие толщиной несколько десятков микрометров.
    В конструкции активных элементов предусмотрено каталитическое покрытие двух типов, условно положительное и условно отрицательное. Первый, по ходу воздуха от воздушного фильтра, активный каталитический элемент имеет комбинированное каталитическое покрытие и выполняет роль электростатического фильтра, для осаждения и нейтрализации механических включений и посторонних загрязняющих компонентов воздуха. Последующие каталитические элементы расположены попеременно положительные и отрицательные и выполняют основную функцию катализатора - дезактивируют компоненты, снижающие реакционную и окислительную способность воздуха. Подвод питающего и управляющего сигналов для блока активных элементов осуществляется через герметичный разъём в цилиндрическом корпусе.
    Очистка каталитических элементов от осевших на них загрязняющих компонентов производится каждые 15 000 километров пробега автомобиля или чаще, в зависимости от дорожных условий эксплуатации. Для этого модуль активных элементов воздушного катализатора отсоединяется от воздушной системы двигателя и на несколько минут включается специальный режим очистки. В процессе очистки целесообразно продувать воздушный модуль обратным потоком тёплого воздуха, например, при помощи промышленного фена.
    3.6  Модуль активных элементов топливного катализатора.
    Модуль представляет собой конструкцию, состоящую из цилиндрического металлического корпуса, в котором размещены активные каталитические элементы. На торцах корпуса предусмотрены входной и выходной штуцера для подключения к штатной топливной системе автомобиля. Модуль подключается к топливной системе между подводящим топливным трубопроводом и рампой топливных форсунок. Таким образом, всё топливо, подаваемое насосом к форсункам подвергается каталитическому воздействию. Каталитические элементы имеют вид тонких пластин, изготовленных из нержавеющей стали с нанесённым специальным пористым каталитическим покрытием толщиной в несколько десятков микрометров. В корпусе пластины размещены рядами с чётко рассчитанным шагом. В каждом ряду пластины устанавливаются веером, перпендикулярно оси, с ориентацией по потоку топлива. В состав модуля входят пластины двух типов, условно положительные и условно отрицательные, в зависимости от нанесённого на них каталитического покрытия. Первый, по ходу топлива, ряд пластин имеет специальное комбинированное каталитическое покрытие. Он выполняет роль электростатического фильтра, на котором осаждаются загрязняющие компоненты топлива. Последующие ряды пластин с каталитическим покрытием выполняют основную функцию катализатора - выборочную модификацию обычных углеводородных компонентов топлива в их производные и изомеры, значительно повышающие термодинамическую эффективность процесса горения в двигателе.
    Для удаления осевших на пластинах с катализатором загрязняющих компонентов на очередном техническом обслуживании необходимо промывать модуль активных элементов топливного катализатора. Такую процедуру можно выполнить по стандартной методике для промывки форсунок, без отключения от топливной системы автомобиля.
    4. Результаты тепловых расчётов и сравнительный анализ.
    4.1 Общая методика расчётов и сравнительного анализа.
    Числовые расчёты процесса горения были выполнены с использованием специального программного пакета. На основании этих результатов были выполнены проектировочные тепловые расчёты базовых двигателей с распределённым впрыском топлива, оснащённых Электронным катализатором воздушно-топливной смеси «Чистое пламя» (Pure Flame system) ВАЗ-2106 рабочим объёмом 1568 см3 и ВАЗ-2108 рабочим объёмом 1499 см3. Результаты расчётов сравнивались с характеристиками двигателей выпускаемых отечественной промышленностью.
    4.2 Двигатель ВАЗ-2106.
    Номинальная мощность повысилась на 4,6 % - с 80,9 л.с. (59,5 кВт) до 84,82 л.с. (62,37 кВт) при 5200 об/мин.
    Номинальный крутящий момент повысился на 4,8 % - с 131 Н*м (13,4 кгс*м) до 137,6 Н*м (14,04 кгс*м) при 4000 об/мин.
    Усреднённый часовой расход топлива снизился на 10 % - 8,47 кг/час до 7,62 кг/час.
    4.3 Двигатель ВАЗ-2108.
    Номинальная мощность повысилась на 3 % - с 76,8 л.с. (56,47 кВт) до 79,16 л.с. (58,2 кВт) при 5400 об/мин.
    Номинальный крутящий момент повысился на 6,4 % - с 118,1 Н*м (12,05 кгс*м) до 126,2 Н*м (12,88 кгс*м) при 3000 об/мин.
    Усреднённый часовой расход топлива снизился на 9,87 % - 7,7 кг/час до 6,94 кг/час.