Предисловие редактора. Предлагаемый вниманию читателей доклад в своей большей части был оглашён на организованной Творческим Союзом Изобретателей Санкт-Петербурга совместно с Санкт-Петербургским Государственным Политехническим университетом 2-й межрегиональной конференции изобретателей, в трудах которой он и опубликован на бумажном носителе. Однако, на момент проведения конференции ещё не был найден метод расчёта подобных машин. В настоящее время такой метод найден, поэтому редакция сочла необходимым опубликовать его в дополненном виде в нашем интернет-журнале.
Ровесник цикла Карно – цикл Стирлинга, например, таких границ не имеет, в последнем все элементы цикла сопровождаются перетеканием рабочего тела из одной зоны в другую. Именно поэтому до сих пор не существует методики математического расчёта цикла Стирлинга, так как в каждой конкретной конструкции это перетекание массы имеет свои особенности, а производящие машины Стирлинга фирмы применяют свои эмпирические методы расчёта и держат их в глубокой тайне.Учитывая сказанное, имеет смысл подробно рассмотреть именно термодинамические циклы. В настоящее время известно много различных циклов, важнейшие из них приведены на рис.1. На нём показаны четыре обратимых цикла: Карно, Стирлинга, Эриксона и Рейлиса.
Существенно, что при одинаковых максимальных и минимальных значениях параметров (температура/давление/объём) цикл Карно будет выдавать наименьшую мощность, а цикл Рейлиса наибольшую. Это означает, что машина, работающая по циклу Карно, для развития той же мощности, что и машина, работающая по циклу Рейлиса, должна будет работать при более высоких их значениях.
|
|
Мощность, кВт | Удельная мощность, кВт/кГ | Ресурс, ч | Эффективный КПД, % |
Philips |
4-S-1210 |
|
|
10 000 |
|
STM Inc |
SM-3 |
|
|
|
|
Daimler Benz |
|
|
|
|
|
Solo |
|
|
|
|
|
MTI |
4-95 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стенки теплообменников имеют ограниченную теплопроводность, из-за чего КПД оказывается ниже, чем можно было ожидать. Горячий теплообменник работает в очень напряженных условиях теплопередачи, и при очень высоких давлениях, что требует применения высококачественных и дорогих материалов. Создание теплообменника, который удовлетворял бы противоречивым требованиям, весьма трудно. Чем выше площадь теплообмена, тем меньше потери тепла. При этом растёт размер теплообменника и объём рабочего тела, не участвующий в работе.Поскольку источник тепла расположен снаружи, двигатель медленно реагирует на изменение теплового потока, подводимого к цилиндру, и не сразу может выдать нужную мощность при запуске. Для быстрого изменения мощности двигателя используются методы, отличные от тех, которые применялись в двигателях внутреннего сгорания: буферная ёмкость изменяемого объёма, изменение среднего давления рабочего тела в камерах, изменение фазного угла между рабочим поршнем и вытеснителем. В последнем случае реакция двигателя на управляющее действие водителя является практически мгновенной.
Также нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что ДВС за всю свою долгую историю развития приобрели огромное число различных модификаций и усовершенствуются до сих пор, доходя порой до почти "идеальных" двигателей, а стирлинги только начинают свой путь. Два других показанных на рисунке 1 цикла пока не нашли своих "приёмных родителей". Это особенно огорчительно в отношении цикла Рейлиса, который по своей эффективности превосходит все остальные.Всеядность двигателя. Как все двигатели внешнего сгорания (вернее – внешнего подвода тепла), стирлинг может работать от перепада температур между разными слоями в океане, от солнца, от ядерного или изотопного нагревателя, угольной или дровяной печки и т.д. Этот фактор прямо связан с экономичностью двигателя в широком плане – он позволяет заменить дорогие нефтяные топлива на дешевые альтернативные. Простота конструкции. В стирлинге отсутствуют многие элементы привычных двигателей: система зажигания, свечи, карбюратор, клапана, глушитель. Он запускается самостоятельно и не нуждается в стартёре. Его характеристики позволяют избавиться от святая святых автомобиля – коробки передач. Увеличенный ресурс. Отсутствие многих "нежных" агрегатов позволяет стирлингу обеспечить небывалый для других двигателей ресурс в десятки и сотни тысяч часов непрерывной работы. Экономичность. Этот фактор становится в последнее время очень важным. К тому же в опытной эксплуатации автомобилей со стирлингами оказалось, что стирлинги ведут себя гораздо экономичнее при городской езде. При равных показателях мощности стирлинги практически везде давали экономию топлива по сравнению с ДВС. В случае преобразования в электричество солнечной энергии стирлинги дают гораздо больший КПД, чем фотопреобразователи. На сегодняшний день стоимость электричества, полученного от солнечного стирлинга, существенно ниже стоимости фотоэлектричества. Экологичность. Стирлинги могут использовать в качестве источника тепла теплоаккумуляторы на расплавах солей. Такие аккумуляторы превосходят по запасу энергии химические аккумуляторы и дешевле их. Используя для регулировки мощности изменение фазного угла между поршнями, можно аккумулировать механическую энергию, тормозя двигателем. В этом случае двигатель превращается в тепловой насос. Бесшумность двигателя. Как и все двигатели внешнего сгорания стирлинг не имеет выхлопа, а значит – не шумит. Бета-стирлинг с ромбическим механизмом является идеально сбалансированным устройством и, при достаточно высоком качестве изготовления, даже не имеет вибраций.
Тем не менее, исследования макета, а также мысленные эксперименты (из-за отсутствия финансов на реальные) дали определённые результаты, в частности, было отмечено небольшое сходство осуществлённого в макете цикла с циклом Рейлиса и выяснено, какие именно особенности конструкции за это ответственны. В дальнейшем путём значительного упрощения РГК удалось разработать конструкцию двигателя, способного реализовать цикл, довольно близкий к циклу Рейлиса.Поскольку для этого пришлось организовать, кроме непрерывного горения, непрерывное равномерное движение массы рабочего тела, в котором отсутствуют любые мёртвые точки (как, например, в стирлинге), то трудности математического описания ещё больше, чем в двигателях Стирлинга и Эриксона. Как и машины Стирлинга, предлагаемая тепловая машина не может быть рассчитана классическими методами, так как происходящие в ней термодинамические процессы сопровождаются непрерывным перетеканием массы рабочего тела между зонами.
Более того, если в машинах Стирлинга есть кратковременные промежутки (в мёртвых точках движения вытеснительного поршня) с фиксированной в зоне массой рабочего тела, то в ТМК таких промежутков нет вовсе. А поскольку количество и скорость перетекающих масс самым непосредственным образом зависят от конструктивного решения, а оно, в свою очередь зависит от результатов расчётов, получается замкнутый круг, разорвать который можно только путём итераций.Пока что полностью их преодолеть не удалось, хотя некоторые реальные возможности уже просматриваются, в частности, удалось осуществить первый шаг итерации, результаты которого представлены на рис. 4.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|