Предисловие редакции. Предлагаемая вниманию читателей статья подготовлена студентками 3 курса факультета прикладной психологии Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы  У.А. Пенцовой и А.В. Медведевой. Ценность её заключается, на наш взгляд, в том, что она касается вопроса осознания выбора профессии, хотя и в сравнительно узкой области. Ведь не секрет, что очень много выпускников технических вузов становятся потом гуманитарами и наоборот. Происходит это со значительным латентным периодом, в течение которого "таланты лежали в земле". Быть может, эта работа поможет кому-то раньше "откопать свой талант".

Программа адаптации будущих специалистов к  деятельности в сфере помогающих профессий

Ежегодно большое число абитуриентов, подавая документы на поступление в ВУЗ'ы социогуманитарного профиля, не могут адекватно оценить свой профессиональный потенциал, так как крайне поверхностно осведомлены об особенностях профессии социального работника, психолога, социального педагога; их профессиональных обязанностях, о трудностях, с которыми столкнутся в будущем, о профессионально важных качествах работников социальной сферы.
И как следствие, после поступления в институт у многих недостаточно серьёзное отношение к обучению и далеко не все выпускники работают по профессии.
Так результаты экспресс-опроса абитуриентов Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы за 2007 год показали следующую картину:
  • Имеют достаточно полное представление об особенностях профессии социального работника и психолога, их профессиональных обязанностях – 21% абитуриентов;
  • Имеют достаточно полное представление о профессионально важных качествах работников социальной сферы – 18% абитуриентов.
Вторая, не менее злободневная проблема, это высокий уровень стресса в профессиях системы «человек-человек» ввиду интенсивной коммуникативной деятельности, чрезмерных эмоциональных нагрузок и дефицита времени. Для будущих специалистов социального профиля крайне важно иметь представление о факторах стресса в контактных профессиях и методах профилактики патогенных состояний. Согласно результатам того же экспресс-опроса абитуриентов:
  • Владеют навыками саморегуляции – 5% абитуриентов;
  • Знакомы с методами профилактики стресса – 11% абитуриентов;
  • Имеют достаточно полное представление о факторах стресса в профессиях системы «человек-человек» – 18% абитуриентов.
В связи с этим нами была осуществлена разработка комплексной программы адаптации будущих специалистов к  деятельности в сфере помогающих профессий.
Цель программы: оказание помощи  будущим специалистам социального профиля в профессиональном самоопределении и повышение их устойчивости к профессиональному стрессу в процессе деятельности в системе «человек-человек».
Задачи:
  • Формирование у учащихся позитивной модели-представления о будущей профессиональной деятельности
  • Повышение мотивированности, заинтересованности к обучению в вузе
  • Ознакомление с профессионально значимыми качествами специалистов социальной сферы
  • Ознакомление с понятийным полем «стресса» и «профессионального стресса»
  • Ознакомление с методами развития ресурсов стрессоустойчивости.
Ожидаемый социальный результат: профессиональное самоопределение и повышение стрессоустойчивости будущих специалистов социального профиля, что обеспечит их эффективную интеграцию в профессиональную среду.
После разработки проекта программы нами было проведено пилотное исследование на базе СПбГИПСР. В рамках реализации пробных занятий участвовали 126 будущих абитуриентов. Использовались различные формы организации занятий, моделирующие учебный процесс в ВУЗ'е: лекции, практические работы в подгруппах, групповые дискуссии, психогимнастика, создание игровых ситуаций, тренинг развития адаптивных возможностей.
С целью оценки результативности программы было проведено анкетирование участников до и после окончания занятий.
Исследование субъективной  оценки абитуриентами своего уровня осведомленности о специфике профессиональной деятельности в сфере помогающих профессий до и после участия в программе продемонстрировало, что уровень осведомленности увеличился более чем на 40 процентов: с 4,97 до 8,79 по десятибалльной шкале. Та же тенденция выявлена и по субъективной оценке участниками своего уровня осведомленности о стрессе и возможностях саморегуляции с 4,9 до 8,73 по десятибалльной шкале. Участники высоко оценили информативность реализованной программы – в среднем 9,33 сотых по десятибалльной шкале.
Таким образом, реализация пилотажа показала результативность разработанной программы.
В связи с отсутствием финансирования, к сожалению, не удалось воспользоваться возможностями индивидуальной работы по повышению стрессоустойчивости с использованием компьютерной системы с биологической обратной связью (БОС).
Тренинг с БОС является на сегодняшний день наиболее эффективным методом развития навыков саморегуляции, позволяющим решать следующие задачи:
  • формирование устойчивого навыка диафрагмального релаксационного дыхания
  • выработка навыка общей мышечной и психоэмоциональной релаксации
  • восстановление / развитие мышечного чувства
  • наработка навыка координированного управления мышечным напряжением.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что комплекс коррекции психоэмоциональных состояний с БОС  мог бы быть использован не только узконаправленно в рамках данного проекта. Индивидуальный тренинг с применением  биологической обратной связи целесообразно использовать также при организации повышения квалификации специалистов социального профиля и предлагать всем студентам ВУЗ'а как наиболее эффективный метод повышения стрессоустойчивости. В современных условиях в соответствии с тенденциями развития профессионального образования деятельность по оказанию помощи молодежи в профессиональном самоопределении и профессиональной адаптации является задачей первостепенной важности. А разработанная нами программа позволяет решать известные задачи максимально эффективно.