Предисловие редакции. Предлагаемая вниманию читателей статья подготовлена студентками 3 курса факультета прикладной психологии Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы У.А. Пенцовой и А.В. Медведевой. Ценность её заключается, на наш взгляд, в том, что она касается вопроса осознания выбора профессии, хотя и в сравнительно узкой области. Ведь не секрет, что очень много выпускников технических вузов становятся потом гуманитарами и наоборот. Происходит это со значительным латентным периодом, в течение которого "таланты лежали в земле". Быть может, эта работа поможет кому-то раньше "откопать свой талант".
Программа адаптации будущих специалистов к деятельности в сфере помогающих профессий
И как следствие, после поступления в институт у многих недостаточно серьёзное отношение к обучению и далеко не все выпускники работают по профессии.Так результаты экспресс-опроса абитуриентов Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы за 2007 год показали следующую картину:
- Имеют достаточно полное представление об особенностях профессии социального работника и психолога, их профессиональных обязанностях – 21% абитуриентов;
- Имеют достаточно полное представление о профессионально важных качествах работников социальной сферы – 18% абитуриентов.
- Владеют навыками саморегуляции – 5% абитуриентов;
- Знакомы с методами профилактики стресса – 11% абитуриентов;
- Имеют достаточно полное представление о факторах стресса в профессиях системы «человек-человек» – 18% абитуриентов.
Цель программы: оказание помощи будущим специалистам социального профиля в профессиональном самоопределении и повышение их устойчивости к профессиональному стрессу в процессе деятельности в системе «человек-человек».
Задачи:
- Формирование у учащихся позитивной модели-представления о будущей профессиональной деятельности
- Повышение мотивированности, заинтересованности к обучению в вузе
- Ознакомление с профессионально значимыми качествами специалистов социальной сферы
- Ознакомление с понятийным полем «стресса» и «профессионального стресса»
- Ознакомление с методами развития ресурсов стрессоустойчивости.
После разработки проекта программы нами было проведено пилотное исследование на базе СПбГИПСР. В рамках реализации пробных занятий участвовали 126 будущих абитуриентов. Использовались различные формы организации занятий, моделирующие учебный процесс в ВУЗ'е: лекции, практические работы в подгруппах, групповые дискуссии, психогимнастика, создание игровых ситуаций, тренинг развития адаптивных возможностей.Исследование субъективной оценки абитуриентами своего уровня осведомленности о специфике профессиональной деятельности в сфере помогающих профессий до и после участия в программе продемонстрировало, что уровень осведомленности увеличился более чем на 40 процентов: с 4,97 до 8,79 по десятибалльной шкале. Та же тенденция выявлена и по субъективной оценке участниками своего уровня осведомленности о стрессе и возможностях саморегуляции с 4,9 до 8,73 по десятибалльной шкале. Участники высоко оценили информативность реализованной программы – в среднем 9,33 сотых по десятибалльной шкале.
С целью оценки результативности программы было проведено анкетирование участников до и после окончания занятий.
Таким образом, реализация пилотажа показала результативность разработанной программы.Тренинг с БОС является на сегодняшний день наиболее эффективным методом развития навыков саморегуляции, позволяющим решать следующие задачи:
В связи с отсутствием финансирования, к сожалению, не удалось воспользоваться возможностями индивидуальной работы по повышению стрессоустойчивости с использованием компьютерной системы с биологической обратной связью (БОС).
- формирование устойчивого навыка диафрагмального релаксационного дыхания
- выработка навыка общей мышечной и психоэмоциональной релаксации
- восстановление / развитие мышечного чувства
- наработка навыка координированного управления мышечным напряжением.