Английский естествоиспытатель, создатель теории эволюции. |
Родился 12 февраля 1809 года в Шрусбери. Изучал в Эдинбургском университете медицину. В 1827 году поступил в Кембриджский университет, где в течение трёх лет изучал богословие. В 1831 году по окончании университета Дарвин в качестве натуралиста отправился в кругосветное путешествие на экспедиционном судне королевского флота «Бигл», откуда вернулся в Англию лишь 2 октября 1836 года. За время путешествия Дарвин побывал на острове Тенерифе, островах Зеленого Мыса, побережьи Бразилии, в Аргентине, Уругвае, на Огненной Земле, в Тасмании и на Кокосовых островах, откуда привёз большое количество наблюдений. Результаты изложил в трудах «Дневник изысканий натуралиста» ( "The Journal of a Naturalist ", 1839), «Зоология путешествия на корабле "Бигл"» ( "Zoology of the Voyage on the Beagle ", 1840), «Строение и распределение коралловых рифов» ( "The Structure and Distribution of Coral Reefs ", 1842) и др. Одним из интересных природных явлений, впервые описанных Дарвиным в научной литературе, были ледяные кристаллы особой формы пенитентес, образующиеся на поверхности ледников в Андах.
Научная деятельность
В 1838-1841 гг. Дарвин был секретарём Лондонского геологического общества. В 1839 году женился, а в 1842-м супруги переехали из Лондона в Даун (графство Кент), где стали жить постоянно. Здесь Дарвин вёл уединённую и размеренную жизнь учёного и писателя. С 1837 года Дарвин начал вести дневник, в который вносил данные о породах домашних животных и сортах растений, а также соображения о естественном отборе. В 1842 году написал первый очерк о происхождении видов. Начиная с 1855 года, Дарвин переписывался с американским ботаником А. Греем, которому через два года и изложил свои идеи. Под влиянием английского геолога и естествоиспытателя Ч. Лайеля Дарвин в 1856 начал готовить третий, расширенный вариант книги. В июне 1858 года, когда работа была выполнена наполовину, получил письмо от английского натуралиста А. Р. Уоллеса с рукописью статьи последнего. В этой статье Дарвин обнаружил сокращённое изложение своей собственной теории естественного отбора. Два натуралиста независимо и одновременно разработали идентичные теории. На обоих оказала влияние работа Т. Р. Мальтуса о народонаселении; обоим были известны взгляды Лайеля, оба изучали фауну, флору и геологические формации островных групп и обнаружили значительные различия между населяющими их видами. Дарвин отослал Лайелю рукопись Уоллеса вместе со своим собственным очерком, а также набросками его второго варианта (1844) и копией своего письма к А. Грею (1857). Лайель обратился за советом к английскому ботанику Джозефу Гукеру, и 1 июля 1859 года они вместе представили Линнеевскому обществу в Лондоне обе работы.
Поздние работы
В 1859 году Дарвин опубликовал труд «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» ( "On the Origin of Species by Means of Natural Selection, or the Preservation of Favoured Races in the Struggle for Life "), где показал изменчивость видов растений и животных, их естественное происхождение от более ранних видов.
В 1868 году Дарвин опубликовал свой второй труд - «Изменение домашних животных и культурных растений» ( "The Variation of Animals and Plant under Domestification "), в который вошло множество примеров эволюции организмов. В 1871 году появился ещё один важный труд Дарвина - «Происхождение человека и половой отбор» ( "The Descent of Man, and Selection in Relation to Sex "), где Дарвин привёл аргументы в пользу животного происхождения человека. Среди других известных работ Дарвина - «Усоногие раки» ( "Monograph on the Cirripedia ", 1851-1854); «Опыление у орхидных» (The "Fertilization of Orchids ", 1862); «Выражение эмоций у человека и животных» ( "The Expression of the Emotions in Man and Animals ", 1872); «Действие перекрёстного опыления и самоопыления в растительном мире» ( "The Effects of Cross- and Self-Fertilization in the Vegetable Kingdom ", 1876).
Браки и дети
29 января 1839 года, Чарльз Дарвин женился на своей кузине, Эмме Вэджвуд. Церемония бракосочетания была проведена в традициях Англиканской церкви, и в соответствии с Унитарскими традициями. Сначала пара жила на Gower Street в Лондоне, затем 17 сентября 1842 года переехала в Даун (графство Кент). У Дарвинов было десять детей, трое из которых умерли в раннем возрасте. Многие из детей и внуков сами достигли значительных успехов.
- William Erasmus Darwin (December 27, 1839-1914)
- Anne Elizabeth Darwin (March 2, 1841-April 22, 1851)
- Mary Eleanor Darwin (September 23, 1842-October 16, 1842)
- Henrietta Emma «Etty» Darwin (September 25, 1843-1929)
- George Howard Darwin (July 9, 1845-December 7, 1912)
- Elizabeth «Bessy» Darwin (July 8, 1847-1926)
- Francis Darwin (August 16, 1848-September 19, 1925)
- Leonard Darwin (January 15, 1850-March 26, 1943)
- Horace Darwin (May 13, 1851-September 29, 1928)
- Charles Waring Darwin (December 6, 1856-June 28, 1858)
Награды и знаки отличия
Дарвин был удостоен множества наград от научных обществ Великобритании и других европейских стран.
Умер Дарвин в Дауне (графство Кент) 19 апреля 1882 года.
Конечно, непрерывно делаются и попытки оспорить теорию Дарвина "научным" путём. Однако, все эти попытки обладают одной общей чертой – оспаривается не сама теория, ибо "спорщики", как правило, не удосуживаются добросовестно прочесть и понять труды Дарвина, – оспариваются приписанные Дарвину их собственные измышления. Ещё бы – свою собственную выдумку опровергать гораздо легче! К примеру, Дарвин нигде и никогда не говорил о происхождении человека от обезьяны – речь шла о том, что приматы имеют общих предков. А самые "ходовые" претензии "антидарвинистов" – их нежелание происходить от обезьян. Не хотите – не надо! С тем же успехом можно утверждать, что обезьяна произошла от человека, а вместе они произошли, например, от свиньи! Все эти утверждения равноценны по своей бессмысленности. Нигде у Дарвина нет ни слова о происхождении одного существующего вида от другого тоже существующего. Дарвин говорит об общих предках, породивших в процессе эволюции различные, но родственные виды. Нельзя ведь утверждать, что Николай I произошёл от Александра I, они оба дети Павла I, притом очень на него не похожие!Беда в том, что и "защитники" теории Дарвина защищают не саму теорию, а свои представления о ней! Поэтому наш совет желающим поближе познакомиться с теорией происхождения видов – читать самого Дарвина, а не его толкователей!
А теперь кратко об отношении к религии самого Дарвина. Хотя некоторые члены его семьи были вольнодумцами, открыто отрицавшими традиционные религиозные верования, он сам поначалу не подвергал сомнению буквальную истинность Библии. Он ходил в англиканскую школу, затем в Кембридже изучал англиканскую теологию, чтобы стать пастором, и был полностью убеждён телеологическим аргументом Уильяма Пейли, согласно которому разумное устройство, видимое в природе, доказывает существование Бога.Однако его вера начала колебаться во время путешествия на «Бигле». Он подвергал сомнению увиденное, удивляясь, например, при виде осы, парализующей гусениц, которые должны послужить живой пищей для её личинок. В последнем примере он видел явное противоречие представлениям Пейли о всеблагом мироустройстве. Путешествуя на «Бигле», Дарвин всё ещё придерживался вполне ортодоксальных взглядов и вполне мог ссылаться на авторитет Библии в вопросах морали, однако постепенно начал рассматривать историю творения, в том виде, в котором она представлена в Ветхом завете, как ложную и не заслуживающую доверия.
По возвращении он приступил к сбору доказательств изменяемости видов. Он знал, что столь революционные идеи будут встречены "негостеприимно". В тайне развивая свою теорию естественного отбора, Дарвин даже писал о религии как о племенной стратегии выживания, однако всё ещё верил в Бога как в верховное существо, определяющее законы этого мира. Его вера постепенно ослабевала со временем и, со смертью его дочери Энни в 1851 г., Дарвин, наконец, потерял всякую веру в христианского бога.Он продолжал оказывать поддержку местной церкви и помогал прихожанам в общих делах, однако по воскресеньям, когда вся семья направлялась в церковь, уходил на прогулку. Позже, когда его спрашивали о религиозных взглядах, Дарвин писал, что никогда не был атеистом, в том смысле, что не отрицал сущестование Бога и, что, в целом, «было бы более правильно описать состояние моего ума как агностическое». В написанной им биографии деда Эразма Дарвина, Чарлз упоминал о ложных слухах, согласно которым Эразм взывал к господу на смертном одре. Чарлз заключал свой рассказ словами:
«Таковы были христианские чувствования в этой стране в 1802 г. <...> Мы можем, по крайней мере, надеяться на то, что ничто подобное не существует ныне». Несмотря на эти благие пожелания, весьма сходные истории сопровождали кончину самого Чарлза. Наибольшую известность из них приобрела так называемая «история леди Хоуп», английской проповедницы, опубликованная в 1915 г., в которой утверждалось, что Дарвин претерпел религиозное обращение во время болезни незадолго до смерти.
Подобные истории активно распространялись разного рода религиозными группами и, в конце концов, приобрели статус городских легенд, однако они были опровергнуты детьми Дарвина. Такие же слухи распространяются и сейчас – ещё бы! Ведь теория происхождения видов и "божественное сотворение" мира не совместимы!