О контрафакте, авторском праве, патентах и смежных правах
Силы правопорядка, занимающиеся борьбой с контрафактной продукцией, непрерывно увеличивают свою численность, повышают эффективность работы и, похоже, скоро основной работой всех карающих органов станет именно борьба с контрафактом. С каждым годом милиции и полиции разных стран конфискуют и уничтожают всё возрастающие объёмы контрафактной продукции, что само по себе уже говорит о многом.
Мы не располагаем статистическими данными на этот счёт, но навскидку первое место по количеству занимают компакт-диски с записями разного рода "клипов", за ними следуют диски с фильмами, затем - программное обеспечение и только потом - "палёная" водка и другие поддельные товары.
Конечно, контрафакт - это плохо, потому что нарушаются авторские, патентные и другие смежные права. С нарушением закона, спора нет, нужно бороться. Но вот что интересно: авторское право присуще не только "дисковой" продукции, но и, например, обычным книгам. Контрафактные книги тоже бывают, но масштабы совершенно несоизмеримы. Почему так?
Попробуем чуть-чуть посчитать. Пусть на съёмку "клипа" затрачен миллион рублей (с учётом оплаты аппаратуры, творческих усилий, процесса съёмки, материалов и тому подобного). Допустим далее, что фирма-правообладатель  выпустит 100 тыс. дисков (хотя обычно счёт тиражей тоже идёт на миллионы). Спрашивается, по какой цене эти диски пойдут в продажу? Оказывается, отнюдь не по 15 и не по 20, а минимум по сто рублей. Стало быть, выручка составит 10 миллионов рублей - за такую прибыль "бизнесмен" нарушит любой закон. Ещё больший "кпд" даёт тиражирование, поэтому-то потуги правоохранителей заранее обречены. "Палёная" водка такой доход дать не может, поэтому она замыкает список. Книгоиздание гораздо более затратно, максимальная прибыль там обычно составляет максимум 200%, здесь "бизнесмен" хорошо подумает, прежде чем заняться контрафактом, потом ещё раз подумает и, как правило, передумает.
Вот здесь бы и сказать своё веское слово не правоохранительным, а антимонопольным органам! Нам почему-то кажется, что это дало бы гораздо больший эффект. Более того, ни авторское, ни патентное право не отменяет защиту прав потребителя. Ведь и монополист потому и монополист, что имеет какие-либо исключительные права, тем не менее, существует антимонопольное законодательство, ограничивающие прибыль монополиста, не взирая на его "исключительные" права.
А Ваше мнение, Читатель?