Ямб - простое чередование ударных и безударных слогов, начиная с безударного.Различают двухстопные, трехстопные, четырехстопные и т.д. ямбы по числу ударных слогов в стихотворной строке. В качестве классического примера, скажем, четырехстопного ямба часто приводят пушкинские строки из “Евгения Онегина”:
Мой дядя самых честных правил,Обозначая ударные слоги знаком “+”, безударные знаком “- ” и разделяя стопы косой чертой: “/”, эти строчки можно изобразить схемой:
Когда не в шутку занемог…
- + / - + / - + / - + / -Однако здесь надо заметить следующее. Первая строчка - чистый ямб, а вот вторая…
- + / - + / - + / - + (1)
- + / - + / - - / - + (2)Это обстоятельство было отмечено еще Андреем Белым в 1910 году. А вот, например, две другие строчки из того же произведения:
Нет: рано чувства в нем остыли;А теперь сделаем вот что. Заменим в этой схеме “+” на 1, а “- ” на 0 и уберем разделительную черту. Тогда схема примет вид:
Ему наскучил света шум…
- написаны (обе) чистым ямбом и соответствуют схеме (1).
010101010Но эти последовательности нулей и единиц можно рассматривать как числа, записанные в двоичной системе счисления. Представим эти числа в десятичной системе. Для первой строчки получим:
01010101 (3)
Хорей. В нем, как и в ямбе, чередуются ударный и безударный слоги, но начиная с ударного.Хорей также бывает двух-, трех-, четырехстопным и т.д. В качестве классического примера четырехстопного хорея часто приводят пушкинские строки:
Буря мглою небо кроет,- и здесь, так же как и в первом примере ямба, первая строчка написана чистым хореем, а вторая - “искаженным” (пиррихий на последнем слоге “е” в слове “снежные”). Пример чистого хорея в обеих строчках (из стихотворения Пушкина “Ночной зефир…”:
Вихри снежные крутя…
Вот взошла луна златая,Подвергая эти строчки той же математической процедуре, получим:
Тише… чу… гитары звон…
Дактиль. Это трехдольный размер с ударением на первом слоге в каждой стопе, т.е. ударными являются первый, четвертый, седьмой и т.д. слоги. Возьмем пример четырехстопного дактиля - также из классической поэзии (Н.А.Некрасов):Имеем:
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит…
Амфибрахий - трехдольный размер с ударением на втором слоге в стопе, т.е. в строке ударными являются второй, пятый, восьмой и т.д. слоги. Пример четырехстопного амфибрахия (Н.А.Некрасов):Получаем:
Однажды в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз…
Анапест - трехдольный размер с ударением на третьем слоге в стопе, т.е. в строке ударными являются третий, шестой, девятый и т.д. слоги. Поскольку мы выше рассматривали четырехстопные размеры, то и сейчас надо найти для сравнения четырехстопный анапест. Однако довольно трудно найти пример, в котором первая и вторая строчки были бы написаны четырехстопным анапестом и в то же время содержали бы разное количество слогов.Обычно обе строчки одинаковы по числу слогов и чаще всего рифмуются одна с другой:
Я - изысканность русской медлительной речи,В этих примерах последовательности нулей и единиц в обеих строчках будут совершенно одинаковы. Поэтому мы сконструируем пример с различным количеством слогов, чуть-чуть изменив первую строчку О.Мандельштама:
Предо мною другие поэты - предтечи…
(К.Бальмонт)
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухших желёз…
(О.Мандельштам)
Я вернулся в мой город, знакомый до слезок,Тогда получим:
До прожилок, до детских припухших желёз…
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,то числа поменялись бы местами: для первой строчки 585, для второй 1170.
До прожилок, до детских припухших желёзок… ,
Таким образом, мы получили любопытный результат: двудольным размерам соответствуют числа 170 и 85, а всем трехдольным - числа 1170 и 585. При этом отношение чисел точно равно 2. Однако в трехдольных размерах оно может составлять не только 2, но и 4. Общее правило таково: отношение равно 2, если первая строчка больше или меньше второй на один слог, и равно 4, если на два слога.Скажем, если чуть изменить некрасовскую строчку “Славная осень!...”, увеличив её на один слог:
Славная осень! Здоровый, ядрененькийто размер первой строки не изменится, она остается написанной дактилем, но в этом случае к ее двоичному коду добавляется еще один ноль, и мы получаем:
Воздух усталые силы бодрит… ,
Появление четверки в трехдольных размерах связано с тем, что строчка любого трехдольника может быть написана в трех вариантах: с минимально возможным количеством слогов n и с количествами (n + 1) и (n + 2), в то время как в двухдольных размерах возможны только два варианта: n и (n + 1). Это справедливо не только для рассмотренных выше четырехстопных размеров, но и для размеров с любым количеством стоп. Например, для двухстопного дактиля (жирным шрифтом выделены ударные слоги):В таблице приведены соответствующие параметры для различных размеров.Се/ра/я/ лань n = 4 1001 = 23 + 20 = 9Из этих вариантов возможны три двустрочных компоновки:
Бе/ла/я/ ло/шадь n + 1 = 5 10010 = 24 + 21 = 18
Бы/стра/я/, шу/стра/я n + 2 = 6 100100 = 25 + 22 = 36
1) Быстрая, шустрая Число: 36
белая лошадь Число: 18
Отношение чисел: 2
2) Быстрая, шустрая Число: 36
серая лань Число: 9
Отношение чисел: 4
3) Белая лошадь,Число: 18
серая лань Число: 9
Отношение чисел: 2
Размер | Двухстопный | Трехстопный | Четырехстопный | Пятистопный |
Ямб | 01010 = 10 | 0101010 = 42 | 010101010 = 170 | 01010101010 = 682 |
0101 = 5 | 010101 = 21 | 01010101 = 85 | 0101010101 = 341 | |
Хорей | 1010 = 10 | 101010 = 42 | 10101010 = 170 | 1010101010 = 682 |
101 = 5 | 10101 = 21 | 1010101 = 85 | 101010101 = 341 | |
Дактиль | 100100 = 36 | 100100100= 292 | 100100100100 =2340 | 100100100100100=18724 |
10010 = 18 | 10010010 = 146 | 10010010010 =1170 | 10010010010010 = 9362 | |
1001 = 9 | 1001001 = 73 | 1001001001 = 585 | 1001001001001 = 4681 | |
Амфибрахий | 0100100 = 36 | 0100100100 =292 | 0100100100100 = 2340 | 0100100100100100=18724 |
010010 = 18 | 010010010 = 146 | 010010010010 = 1170 | 010010010010010 = 9362 | |
01001 = 9 | 01001001 = 73 | 01001001001 = 585 | 01001001001001 = 4681 | |
Анапест | 00100100 = 36 | 00100100100=292 | 00100100100100 = 2340 | 00100100100100100 = 18724 |
0010010 = 18 | 0010010010 =146 | 0010010010010 = 1170 | 0010010010010010 = 9362 | |
001001 = 9 | 001001001 = 73 | 001001001001 = 585 | 001001001001001 = 4681 |
1) Для двудольных размеров - ямба и хорея - строки характеризуются одними и теми же числами, зависящими лишь от количества стоп.Что это нам дает?
2) Отношение этих чисел для двух соседних строк всегда равно 2.
3) С увеличением количества стоп на единицу число возрастает почти точно в 4 раза, причем тем точнее, чем выше номер стопы.
4) Для всех трехдольных размеров - дактиля, амфибрахия и анапеста - строки характеризуются также одинаковыми числами, отличающимися от чисел двудольных размеров и также зависящими лишь от количества стоп.
5) Отношение этих чисел для двух соседних строк может быть равно 2 или 4.
6) С увеличением количества стоп число возрастает почти точно в 8 раз, причем тем точнее, чем выше номер стопы.
Прежде всего заметим, что все вышеизложенное относится к “чистым” размерам, т.е. когда все строчки стихотворения написаны в выбранном размере без всяких отклонений. В этом случае проведенный анализ имеет чисто теоретическое значение, обнаруживая любопытные закономерности. Но гораздо чаще встречаются случаи “смешанных” размеров, когда разные строчки стихотворения пишутся разными размерами. Кроме того, даже в одной строчке могут чередоваться несколько различных стоп (так называемый логаэд). Эти случаи более интересны, и для них примененный математический подход позволяет, не задумываясь о размерах и стопах, построить “числовой портрет” и графическое изображение любого стихотворения, каким бы сложным оно ни было (разумеется, это можно сделать и для стихов, написанных “чистыми” размерами).Поясним это на примере первой строфы из стихотворения Иосифа Бродского “Второе Рождество на берегу…”
Второе Рождество на берегу
незамерзающего Понта.
Звезда Царей над изгородью порта.
И не могу сказать, что не могу
жить без тебя - поскольку я живу.
Как видно из бумаги. Существую;
глотаю пиво, пачкаю листву и
топчу траву.
Изображая эту строфу
в двоичном коде и переводя его в десятичную систему, получаем:
0100010001 = 273Теперь можно построить график, откладывая по оси абсцисс номера строк, а по оси ординат - соответствующие им десятичные числа. Так как многие из этих чисел довольно большие, то для выбора удобного масштаба мы можем их нормировать, приняв какое-то из них за единицу и разделив на это число все остальные; при этом соотношения между числами сохранятся. Примем за единицу число 273, тогда вместо ряда 273; 34; 162; 85; 81; 546; 162; 1 получим ряд: 1; 0,12; 0,6; 0,3; 0,3; 2; 0,6; 0. Соответствующий график построен на рисунке 1.
000100010 = 34
00010100010 = 162
0001010101 = 85
0001010001 = 81
01000100010 = 546
00010100010 = 162
0001 = 1
Коснемся еще такого вопроса: чем отличаются стихи классиков (и вообще, настоящая поэзия) от графоманских изделий множества авторов, убежденных, что если они зарифмовали строчки, то создали поэтическое произведение? В чем состоит критерий, позволяющий отнести созданное к подлинной поэзии, и существует ли вообще такой критерий?Здесь мы вторгаемся в область эстетики искусства, в которой, применительно к литературе, ключевую роль играет создаваемый автором художественный образ и, главное, степень его эмоционального воздействия на слушателя.
Возникает понятие художественной силы стихотворения, находящейся в прямой зависимости от таланта автора. Где-то здесь и пролегает различие между истинной поэзией, возбуждающей у читателя или слушателя сильный “отклик”, и посредственными сочинениями, оставляющими нас равнодушными.Но все оказывается не так просто, ибо тут играют роль еще по меньшей мере два момента.
Во-первых, степень эмоционального воздействия сама по себе не является критерием художественности, и наглядным тому подтверждением может служить дискотека, где очень сильное воздействие достигается явно антихудожественными средствами - мощными децибелами и световыми эффектами, действующими на психику.Все это говорит о том, что вышеупомянутый критерий не формализуется, его нельзя установить четко и однозначно (этим и отличается искусство от науки). И настоящая статья не может дать ответ на этот вопрос. Её цель состоит в другом: исследовать не художественное содержание, а форму, архитектонику стихотворений, и показать, что отступление от классических стихотворных размеров создает новое качество - пульс, модуляцию ритмики, в результате чего стихотворение приобретает недетерминированную “эмоциональную моторику” и становится более интересным, поскольку форма обретает художественную функцию и тем самым дополняет художественное содержание. И (цель) - показать это математически.
Во-вторых, даже люди высокого культурного уровня обладают определенной селективностью (резонансностью) сформировавшегося у них художественного вкуса - скажем, одни восхищаются Есениным и не любят Пастернака, другие обожают Лермонтова и равнодушны к стихам Цветаевой, а третьи после знакомства с творчеством Бродского теряют интерес даже к Пушкину и Лермонтову, не говоря уже о Некрасове, а ведь все перечисленные фигуры - великие поэты, классики.
Проиллюстрируем это следующим образом. Записывая каждый классический размер в двоичном коде, представим их так, как изображено на рис.2 (каждый слог находится либо на уровне 0, либо на уровне 1):
Если же стихотворение не подчиняется единому размеру, то каждой строчке будет соответствовать свой график. Например, для приведенного выше стихотворения Бродского будем иметь следующую картину (рис.3):
Так вот, представляется, что - позволю себе такую игру слов - появление “случайных” факторов в современной музыке и поэзии не случайно. В ХХ веке, благодаря развитию науки, пришло осознание того факта, что мы вообще живем в вероятностном мире, в котором случайность играет фундаментальную роль.Так, в основе биологической эволюции лежат мутации - случайные изменения в структуре генов. В микромире действуют исключительно вероятностные законы. Голубой цвет неба связан с рассеянием света на флуктуациях - случайных изменениях - плотности воздуха. В природе существует огромное количество спонтанных процессов, которые можно описать только статистически. В практической жизни человека множество ситуаций, связанных со случайностью; это обстоятельство, в частности, привело к созданию в математике теории массового обслуживания. В научных и художественных открытиях также проявляется фактор случайности.
По-видимому, фундаментальная роль случайности безотчетно осознается и творческим мышлением, что отражается в продукте творчества. И еще: эстетика случайного часто может оказывать некое завораживающее действие. Мы можем подолгу любоваться случайной цветовой игрой красок в природе, смотреть на причудливые изменения огненных языков горящего костра или калейдоскопическую игру воды в низвергающемся водопаде, но никому не придет в голову так же любоваться ровным пламенем газовой горелки или равномерно текущей водой из крана - в этих детерминированных процессах нет эстетической информации.Получается, что случайные процессы - с точки зрения эстетического восприятия - более интересны. Не исключено, что именно это обстоятельство явилось причиной отхода от классических форм творчества, в частности, поэтического, и привнесении в него (возможно, неосознанно или на уровне подсознания) фактора случайности.