Предисловие редакции. В конце 2-го - начале 3-го тысячелетий усилились попытки некоторых государств таким образом переписать мировую историю, чтобы повлиять на процесс глобализации и обеспечить себе преимущественное инновационное развитие. Для этого осуществляется политическое (вплоть до блоковой военной агрессии) и экономическое (с участием всемирных экономических организаций, ТНК, частных организаций) давление на остальных. С этой же целью делаются попытки привлечь внимание мировой общественности к обсуждению квази-угроз от якобы грядущих мировых катастроф. Более того, доходит даже до попыток пересмотра сущности установленных наукой процессов эволюции человеческого общества. Поэтому опубликование рассмотренных в письме Е. А. Ларюкина и В. М. Овчинникова материалов, было бы весьма полезным.

«ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОБЩЕНИЕ» ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
ОТ ДИКОСТИ К ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В. И. Вернадский, создатель учения о биосфере и её эволюции, обозначил «Эмпирическим обобщением» научный метод формирования утверждений о природе взаимосвязей в окружающем мире, который опирается на цепочки логических заключений и эмпирический материал. Смысл этого состоит в том, что в качестве отправных позиций для любого анализа, происходящего в косной материи, живом веществе или обществе, должны лежать утверждения согласные (не противоречащие) эмпирическим данным - опыту приобретённому в практической деятельности. Эмпирическое обобщение, это, по существу, интерпретация предполагаемого варианта развития событий. Человек всегда принимает решения в условиях риска и неопределённости, так как Вселенная находится в процессе постоянного изменения и развития.

Попытки осмыслить пути развития человеческого общества предпринимались ещё в эпоху античности, когда развитие пытались связывать с определёнными ступенями хозяйственного и культурного процесса, выделяя в нём три стадии: собирательство и охота, пастушество, земледелие («средства существования»). Такая схема длительное время оказывала воздействие на дальнейшее формирование представлений о развитии человечества, хотя в разные периоды по-разному определялась последовательность этапов.

Дальнейшие успехи в изучении путей развития человечества, во многом связаны с так называемой «эволюционной школой в этнологии» - направления, сложившегося к концу 19 века, в период становления этнологии (от греч. ethnos - племя, народ), общественной науки, изучающей народы - этносы и другие этнические общности; их этногенез, быт, культурно исторические отношения.

Главными представителями «эволюционной школы в этнологии» стали Дж. Леббон, Дж. Мак-Леннан, Э. Тейлор, Дж. Фишер (Англия), А. Бастиан, В. Вундт, Ю. Лепперт (Германия), Л.Г. Морган (США), Д.Н. Анучин, М.М. Ковалевский, Л.А. Штернберг (Россия).

Универсальным законом общественного развития эволюционисты считали эволюцию культуры, выражаемой в типах и способах организации жизнедеятельности, в создаваемых материальных и духовных ценностях человеческого общества при переходе от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации. Прогрессивная идея о культурном единстве человечества и использовании фактов (а также мифологических, археологических, исторических и др. источников) для реконструкции первобытной истории сочетались у них с убеждением о тождественности исторических путей разных народов. Эволюционисты рассматривали историю, как сумму независимых эволюций единичных элементов культуры и социальной структуры. Большинство из них исходило из тезиса о «психологическом единстве» человечества и его «элементарных идей», лежащих в основе всякой культуры.

1. Основополагающее «эмпирическое обобщение» процессов развития человеческого общества Л.Г. Морганом

Основополагающее «эмпирическое обобщение открытий и логических заключений, связанных с развитием человеческого общества» дано в книге известного американского этнолога Льюиса Генри Моргана «Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации», изданной в 1877 г. Автор увязал в ней прогресс человечества с рядом явлений, определяющих развитие человеческого общества и всегда ему сопутствующих

Согласно Моргану наибольшее значение имеют следующие группы явлений, определяющих пути человеческого развития. «Изобретения и открытия», «средства существования», образующие непрерывный ряд по пути человеческого прогресса и определяющие его последовательные стадии. «Общественные и гражданские учреждения», связанные с главными человеческими потребностями, развивавшиеся из немногих изначальных зародышей мысли. Они точно также являются шкалой прогресса. Подобным же образом «язык» и «семья» прошли через свои последовательные формы и создали великие системы родства и свойства, сохранившиеся до наших дней. Идея «собственности» прошла подобный же путь роста и развития. Совершенно неизвестная в период дикости жажда обладания собственностью, состоящей из накопленных богатств, овладела теперь умами цивилизованных рас.

Обосновывая выбранные шкалы, Морган отмечал, что факты указывают на постепенное образование и последующее развитие определённых идей, побуждений, стремлений. Помимо «изобретений и открытий», это: «средства существования», «управление», «язык», «религия», «домашняя жизнь и архитектура», «собственность».

Эти идеи, побуждения, стремления существенно различаются по своему содержанию и по взаимосвязи с непосредственными свойствами самого человека. Действительно, «открытия и изобретения», «средства существования», «домашняя жизнь и архитектура», так или иначе, связаны с человеческим свойством использовать в своих целях окружающую природную среду. «Управление» и «язык» относятся к арсеналу средств, обеспечивающих коллективное взаимодействие людей. «Семья» связана с реализацией человеческой способности к воспроизводству и размножению. «Религия» - попытка реализации человеческой способности к осмысливанию своего места в природе. Понятие «собственность» связано с проявлением человеческого свойства присваивать «средства существования».

Таким образом, Л. Г. Морган увязал прогресс человечества со следующим рядом явлений, определяющих развитие человеческого общества и сопутствующих ему: это изобретения и открытия, создание средств существования, управление, язык, семья, домашняя жизнь и архитектура, религия, собственность.

В соответствии с содержанием и функциями этих групп явлений их удобно условно обозначить как «эволюционные факторы» (или «эволюционные факторы Моргана»). Эволюция каждой из этих групп явлений происходит как независимо, так и в большей или меньшей степени зависимости от каждой из остальных. А все вместе они предопределяют и сопровождают эволюцию человеческого общества.

«Эволюционные факторы», и в первую очередь, средства существования, управление, язык и семья, использованы Морганом в качестве «шкал прогресса» для периодизации человеческого общества с выделением следующих периодов: дикость, варварство, цивилизация. Изобретения и открытия стоят друг к другу в отношении прогресса и имеют друг с другом более или менее прямую связь.

Период дикости подразделяется на низшую, среднюю и высшую ступени.
Низшая ступень дикости начинается с младенчества человечества и заканчивается введением в употребление рыбной пищи и умением пользоваться огнём. К этому периоду относится и начало членораздельной речи.
Средняя ступень дикости начинается с употребления в пищу рыбы и умения пользоваться огнём. Из мест первоначального обитания человек в этот период распространился по большей части земной поверхности.
Высшая ступень дикости начинается с изобретением лука и оканчивается изобретением гончарного производства.

Низшая, из трёх ступеней варварства, начинается с изготовления гончарной посуды и заканчивается приручением животных и возделыванием маиса и овощей.

Средняя ступень варварства начинается с приручения животных и искусственного земледелия, а заканчивается изобретением плавленой железной руды.

Высшая ступень варварства начинается с обработки железа и заканчивается изобретением фонетического алфавита и применением письма в литературных произведениях.

Цивилизация начинается с изобретения фонетического алфавита и создания литературных памятников. Распадается на древнюю и современную.

Таким же образом Л. Г. Морган определил сущность и динамику изменения остальных, вышеупомянутых явлений, сопутствующих развитию человечества.

«1. Средства существования умножались и совершенствовались на основе целого ряда производств, вводимых последовательно в течение больших промежутков времени и, более или менее, связанных с изобретениями и открытиями.
2. Управление: родовое, образующее общество; и политическое, образующее государство. Первая основывается на личности и родовом начале, вторая - на территории и собственности. Первое является формой управления древнего государства; второе - современного или цивилизованного общества.
3. Человеческая речь, по-видимому, развилась из самых грубых и простых форм выражения чувств. Язык жестов или законов, как указывал уже Лукреций, должен был предшествовать членораздельному человеческому языку, как мышление предшествовало речи. Односложные слова предшествовали многосложным, как эти последние - сложным словам. Человеческий интеллект бессознательно, путём использования звуков голоса, развил членораздельную речь. Этот обширный предмет сам по себе составляет особую отрасль знания.
4. Стадии развития семьи воплощены в системах родства и свойства, а также в порядках, относящихся к браку; на основе этих данных, вместе взятых, мы можем определённым образом установить развитие семьи через различные, последовательные её формы.
5. Развитие религиозных идей является столь сложным процессом, что может навсегда остаться без удовлетворительного объяснения. Религия в столь широкой мере связана с воображением и эмоциональной природой человека, и, следовательно, столь неопределёнными элементами знания, что все примитивные религии оказываются странными и до известной степени непонятными. Этот предмет также выходит за пределы плана настоящего труда, за исключением отдельных случаев, полезных для понимания рассматриваемых вопросов.
6. Жилищная архитектура, связанная с формой семьи и строем домашней жизни, даёт почти полную картину проблем от дикости до цивилизации. Её развитие может быть прослежено от шалаша дикаря, через обыденные дома варваров, вплоть до дома индивидуальной семьи цивилизованных народов со всеми промежуточными звеньями, связывающими крайние формы. Эти вопросы затрагиваются в книге мимоходом.
7. Идея собственности складывалась в человеческом уме только очень медленно и в течение огромных периодов времени оставалась в зародыше и слабо развитой. Она возникла в период дикости и нужен был весь этот период и часть следующего периода варварства, чтобы человеческий ум приготовился принять её ограничивающее действие. Её господство, как страсти, над всеми другими страстями, знаменует начало цивилизации. Она привела человечество не только к преодолению всех препятствий, задерживающих наступление цивилизации, но и к учреждению политического общества на основе территории и собственности. Критическое исследование эволюции идеи собственности составило бы в некотором смысле важнейшую часть истории умственного развития человечества».

Содержание книги Моргана, в основном, «составляют четыре группы явлений, лежащих вдоль пути человеческого развития. Изобретения и открытия образуют непрерывный ряд по пути человеческого прогресса и отмечают его последовательные стадии; между тем общественные и гражданские учреждения, связанные с главными человеческими потребностями, развивались из немногих изначальных зародышей мысли. . Они точно также являются шкалой прогресса. Подобным же образом и семья прошла через свои последовательные формы и создала великие системы родства и свойства, сохранившиеся до наших дней. Идея собственности прошла подобный же путь роста и развития. Совершенно неизвестная в период дикости жажда обладания собственностью, состоящей из накопленных богатств, овладела теперь умами цивилизованных рас».

В первой части книги, рассматривая развитие интеллекта вследствие изобретений и открытий, Л. Г. Морган увязывает этот вопрос с этническими периодами, подробно анализируя развитие человеческого общества на трёх ступенях (низшей, средней и высшей) периода дикости, на подпериодах и ступенях (средней и высшей) периода варварства, в период цивилизации. Она привела человечество не только к преодолению всех препятствий, задерживающих наступление цивилизации, но и к учреждению политического общества на основе территории и собственности. Критическое исследование эволюции идеи собственности составило бы в некотором смысле важнейшую часть истории умственного развития человечества.

Рассматривается также зарождение двух форм управления: одна - родовая и социальная, образующая общество; другая - политическая, образующая государство. Первая основывается на личности и родовом начале, вторая - на территории и собственности. Первая является формой управления древнего государства; вторая - современного или цивилизованного общества.

Подробнее вопросы управления рассматриваются во второй части книги с анализом развития человеческого общества на основе ирокезского, греческого, римского опыта, с учётом специфики шотландского, ирландского, германского, южно-азиатского, североазиатского, китайского, европейского и некоторых других сообществ.

В частности, подробно рассмотрена греческая организация рода, фратрии, племя, нации. Появление имущественных классов. Переход гражданской власти от родов к классам, в процессе которого люди, не принадлежащие ни к какому роду, делались гражданами. Установление афинской демократии с введением организованных, политических, территориальных единиц - демов (общин), так как по мере расслоения роды и фратрии территориально перемешивались. Рассматривается организация римского рода, курии, племени и народа римлян. Учреждение имущественных классов, сменявших роды. Причисление плебеев к числу граждан. Упадок и исчезновение родовой организации.

Третья часть книги посвящена развитию идеи семьи в тех её формах, которые существовали в различные этнические периоды: Пуналиальная семья, Синдиасмическая семья, патриархальная семья, моногамная семья. Причём, рассмотрение ориентировано на вопросы наследования собственности, безотносительно к демографическим проблемам.

В четвёртой части рассматривается идея развития собственности в различные этнические периоды; порядки, возникающие в связи с владением и наследованием; влияние собственности на древнее общество и на настоящее. Представления Л. Г. Моргана о развитии идеи собственности, взаимосвязанной с понятием «власть», вполне определяются следующими, актуальными до настоящего времени, фрагментами его книги.

«Самые ранние идеи собственности были тесно связаны с добычей средств существования, что составляло первую потребность человека. Число объектов частной собственности естественно возрастало в каждом последующем этническом периоде по мере возрастания количества тех производств, от которых зависели средства существования. Каждый этнический период обнаруживал заметный прогресс по сравнению с предшествующим не только по количеству изобретений, но и по разнообразию и объёму собственности, явившейся результатом этих изобретений. Множественность форм собственности сопровождалась возникновением определенных положений, касающихся владения и наследования. Обычаи, на которых основываются эти нормы владения и наследования имущества, определяются и измеряются состоянием и развитием социальной организации. Таким образом, развитие собственности тесно связано с увеличением числа изобретений и открытий и с усовершенствованием социальных учреждений; всё это характеризует разные этнические периоды человеческого прогресса».< ... >
«Период дикости внёс громадные изменения в состояние человечества. Передовая часть его окончательно организовала родовое общество и образовала небольшие племена, жившие в разбросанных селениях, что стимулировало способность к изобретениям. Их первобытная энергия и неразвитые производства были посвящены главным образом средствам существования.< ... >

Но собственность дикарей была незначительной. Стремление к обладанию собственностью лишь едва возникло в уме поскольку самые объекты едва существовали. Земля, которая тогда вряд ли могла быть объектом собственности, находилась в коллективном владении племени, а жилища находились в совместном пользовании их обитателей. Великая страсть стяжания питала свои растущие силы только за счёт предметов личного потребления. Наиболее ценные предметы клались в могилу с умершими владельцами, чтобы они продолжали пользоваться ими в стране духов. Но остающихся всё же было достаточно, чтобы возбудить вопрос о наследовании. Порядок наследования возник с учреждением рода - имущество делилось между родичами.

В последующем этнические периоды объекты собственности умножались. На высшей ступени варварства стало обычным накопление в частных руках разнообразного имущества; это стало следствием оседлого земледелия, промышленности, а также местной и внешней торговли. На этой стадии возникло систематическое рабство. Оно непосредственно связано с накоплением собственности. Отсюда возникла патриархальная семья еврейского типа, аналогичная форме семьи с подчинением отцовской власти латинских племён. Эти причины, в особенности же увеличение средств существования благодаря полевому земледелию, повели к росту численности людей, находящихся теперь под одним управлением. С ростом населения локализация племён в определённых областях и укреплённых городах усиливала борьбу за обладание лучшими территориями. Эти изменения условий жизни означали приближение цивилизации, которая должна была положить конец родовому обществу и основать политическое общество.

Когда полевое земледелие показало, что всю поверхность земли можно сделать объектом частной собственности отдельных лиц, и когда обнаружилось, что глава семьи стал естественным центром накопления богатства, тогда началась для человечества погоня за собственностью. Она была в полном разгаре уже до конца последней ступени варварства. Не трудно понять, какое огромное влияние должна была отныне оказывать собственность на человеческий ум и как ей было суждено пробудить в человеке новые черты его характера.

«В течение позднейшего периода варварства значительное развитие получил новый элемент - аристократия. Личность и скопление богатства в руках отдельных лиц сделались основой личного влияния. Рабство, в свою очередь, постоянно развращая часть населения, создало контрасты общественного положения, неизвестные прежним этническим периодам. Рабство, собственность и служебное положение постепенно развили аристократический дух, столь глубоко проникший в современное общество и антагонистичный демократическим принципам, созданным и воспитанным людьми. Всё это вскоре нарушило общественное равновесие, введя привилегии и различие рангов в среду людей одной национальности, и, таким образом, стало источником раздора и борьбы».< ... >
«Собственность и должность были той почвой, на которой выросла аристократия. Суждено ли этому принципу жить или умереть - одна из великих проблем, занимавших с тех пор внимание современного общества. Едва ли может быть сомнение относительно конечного выбора между равенством и неравенством прав, одинаковыми для всех и неодинаковыми законами, между привилегиями богатства, положения и должности и господством справедливости и разума».< ... >
«С наступлением цивилизации рост собственности принял такие размеры, а её использование в интересах собственников так искусно, что она сделалась силой, неодолимой для народа. Человеческий ум стоит в замешательстве и смятении перед своим собственным творением. Но всё же наступит время, когда человеческий разум окрепнет для господства над собственностью и установит как отношение государства к собственности, которую оно охраняет, так и обязательства и границы собственников. Интересы общества безраздельно выше интересов отдельных лиц и между ними следует создать справедливые и гармоничные отношения. Голая погоня за богатством не составляет конечного назначения человечества, если только прогресс остаётся законом будущего, каким он был и для прошедшего. Время, прошедшее с начала цивилизации, составляет лишь отрезок прошлой жизни человечества, равно как и будущих веков. Гибель общества должна стать конечным результатом исторического поприща, единственной целью которого является богатство; ибо такое поприще содержит в себе элементы своего собственного разрушения. Демократизм в управлении, братство в отношениях, равенство в правах, всеобщее образование будут характеризовать следующий высший социальный строй, к которому неуклонно стремится опыт, разум и знание»

Что касается, домашней жизни и архитектуры, а также религии, то хотя эти группы явлений, непосредственно в книгу не вошли, некоторые, связанные с ними, понятия в большей или меньшей степени использованы при формировании представлений о реальном развитии человечества, почему и была, так или иначе, обозначена их причастность к развитию человеческого общества. За последние полтора века произошли существенные изменения с содержанием и сущностью также и этих явлений. В частности, «эволюционный фактор» домашняя жизнь и архитектура, и ранее постепенно менявший в течение многих столетий свою сущность и содержание (применительно к интересам отдельных людей и групп населения), был полностью подчинён интересам умножения собственности в течение полутора столетий, после появления книги Л.Г. Моргана,

Таким же образом существенно изменилось за полтора последних столетия существо и взаимодействие всех прочих «эволюционных факторов Моргана», определяющих развитие человеческого общества и сопутствующих ему. Это поставило перед человечеством вопрос о необходимости дальнейшего развития «эмпирического обобщения» Моргана и привело некоторых выдающихся мыслителей к ряду далеко идущих соображений, в том числе, работам Ильи Ильича Мечникова, излагаемым ниже.

2. «Экспериментальное обобщение» Л. Г. Моргана
с учётом борьбы за существование и естественных человеческих качеств.

«Экспериментальное обобщение» процессов развития человеческого общества с учётом борьбы за существование и естественных человеческих качеств рассмотрел И. И. Мечников (1845 - 1916 гг.), в работе «Борьба за существование в обширном смысле», охватывающей следующие вопросы:

«Общие начала борьбы за существование в человеческом мире. - Учение о естественном неравенстве. - Очерк априорических воззрений на ход борьбы за существование между людьми.
Основные положения о конкуренции в человечестве. - Слабая роль нравственного момента в конкуренции, вследствие недостаточной определённости нравственного мерила. - Пояснение этого на примере этической школы экономистов.
Сложность борьбы за существование между человеческими группами. - Влияние соматических причин. - Роль интеллектуального и нравственного момента. - Отступление с целью показать на примере невозможность объективного решения некоторых крупных вопросов общественной этики. - Проверка полученных выводов на отдельных примерах борьбы за существование малайских народов и в Америке. - Китайцы как сильнейший народ в борьбе за существование».

Подробное рассмотрение этих вопросов по существу свелось у Мечникова к исследованию роли нравственности, конкуренции, общественной этики, соматических причин и прочих элементов естественного неравенства, которые так или иначе связаны с «эволюционных факторами», определяющими взаимодействие и противостояние людей, человеческих групп и государств, в борьбе за выживание в человеческом обществе.

В связи с этим представляется важным рассмотреть, как происходила многовековая эволюция самих «эволюционных факторов», в том числе, за полтора последних столетия, определивших появление и сущность существующих государств. Речь идёт об эволюции религии, семьи, языка, управления, средств существования, домашней жизни и архитектуры, собственности, открытий и изобретений.

3. Об эволюции «эволюционных факторов» Моргана.

Эволюцию «эволюционных факторов» удобно предварить рассмотрением развития религий, действовавших на людей в любых обстоятельствах, с момента их появления, и оказавших во многом решающую роль на развития других «эволюционных факторов». К настоящему времени, религии оформились в многочисленные племенные культы, национально-государственные религии народов центральной Америки, восточной Азии, (Китая, Японии, Кореи), Индии, древнего Египта, народов Ближнего востока ( Ирана, еврейского народа, древних греков, древних римлян), а также мировые религии (буддизм, христианство, ислам). Более подробные сведения об этом имеются в БСЭ, в монографии «Религия в истории народов мира», С.А. Токарева, и др

ХРИСТИАНСТВО - мировая религия с числом приверженцев более миллиона, проживающих в Европе, США, Канаде, некоторых странах Африки, Азии, Океании, оказавшая наибольшее влияние на развитие человеческого общества. Зародившись как религия рабов и угнетённых в Римской империи в еврейской Палестине (а по некоторым источникам уже в еврейской диаспоре) она сохранила много иудейских элементов, смешавшихся в христианских общинах с языческими, приближавшимися к духу мессианских сект иудаизма. Борьба между еврейскими и не еврейскими группами в христианских общинах достигла в конце первого и второго веков н. э. большого ожесточения вокруг центральной идеи (греховности человека и его спасения). В ходе борьбы происходил процесс формирования церковной организации, которая ко второму веку н. э. и обеспечила христианству главные преимущества в борьбе с другими религиями. Появляются разные категории постоянных должностных служителей церкви: дьяконы, обслуживающие текущие потребности общины, епископы, ведающие материальной частью, деньгами и имуществом. Позже появляются пресвитеры, т.е. старейшины, в 3 веке н. э., митрополиты, т.е. руководители отдельных церквей, а в 4-5 веках. ещё и патриархи, руководители целых церковных объединений. Со 2-го века епископы выступают также по вопросам идеологии: догматики и культа. Позже стали появляться монастыри. Сделавшись государственной религией распадающейся Римской империи, христианство, вместе с греко-римской культурой проникает к германцам, славянам и далее.

Формировалось католическое христианство, активно участвуя в разборках и междоусобицах европейской элиты в борьбе за собственность (включая грабежи населения). Это, в условиях разложения рабовладельческого строя, не только способствовало сохранению верующих, но и преемственности жестких культурно-правовых, в том числе, морально неустойчивых, семейных традиций. Отношения между религией и собственностью принципиально определили индульгенции, позволяющие купить у бога прощение за собственность. Об отношениях проблем семьи с проблемами религии можно судить по многократно обсуждаемым СМИ «голубым» или «педофильным» скандалам, связанным со служителями церкви, да по «гей демонстрациям» их прихожан (что, в какой-то мере, даже предопределено самими католическими канонами). Такое многовековое формирование важнейших «эволюционный факторов»: религии, семьи, языков, управления, средств существования, собственности, в конечном итоге и предопределило геополитическое многообразие Европы и многие другие её особенности. В том числе, демографическую деградацию европейских народов, активно восполняемую выходцами из исламских стран, а также агрессивную политику НАТО, направленную на восток.

Православная христианская церковь отделилась от христианской католической в результате произошедшего в 3 - 5 вв. н. э. разделения Римской империи на Запад и Восток, что привело к постепенному обособлению западной и восточной церквей. На Западе в связи с распадом империи необычайно вырос авторитет главы церкви (папы. Восточные патриархи не могли подчиниться папе, из-за организационных и догматических разногласий, отражавших политическую борьбу, и это привело к формальному разделению и созданию восточной, греко-православной церкви.

Реформация католической церкви привела к созданию ряда протестантских церквей, отделившихся от римского католицизма, с передачей религиозной власти другим силам: лютеранству (в руки светских князей и королей Германии и Скандинавии), кальвинизму (в руки республиканской буржуазии Швейцарии и Нидерландов), епископальной церкви (в руки английской монархии). Господствующие церкви породили многочисленные секты (плебейско-демократические течения), многие из которых (квакеры, баптисты, методисты и др.) стали формой взаимодействия капиталистических предпринимателей с верующим населением.

К концу 17 в. наряду с отношениями религии и собственности определилось также отношения собственности и государства: в рамках, установленных «классическим» либерализмом, объявившим её естественным, неотчуждаемым правом человека, которое государство должно защищать и т д. Творцами «классического» либерализма были Вольтер, Кант, Гёте и др. К настоящему времени он эволюционировал в неолиберализм с ориентацией на некий социальный реформизм.

Католицизм распространён в большинстве стран Южной и Западной Европы: Португалии, Испании, Италии, Ирландии, Бельгии, Австрии, Польше, почти всей Франции, Венгрии, Чехословакии, северо-западных частях бывшей Югославии (словении и хорватии), южных и западных районах бывшей ФРГ, бывшей Северной Албании.

Ватикан активно поддерживает НАТО и, независимо от него, сам ведет агрессивную борьбу с Русской православной церковью в республиках бывшего советского государства, в том числе, на Украине, сея ненависть и раздоры между братскими народами.

Как уже отмечено выше, условия, при которых развивались в католических странах семья, язык, управление, и др. способствовали гипертрофированному развитию такого «эволюционного фактора», как собственность, интересы которого, в конечном итоге, предопределили развитие (и сущность) средств существования а также открытий и изобретений. Этому, в частности, способствовало и длительное сосуществование христианства с диаспорой - носителем иудаизма, ориентированного на финансовые манипуляции с собственностью, средствами существования, с открытиями и изобретениями.

ИУДАИЗМ приобрёл свою направленность в периоды изгнания евреев с мест исторического обитания, сориентировавшую на сохранение национальной принадлежности развитие семьи а также отношение к собственности, открытиям и изобретениям. Основой иудаизма являлись Родовые культы древнейшего периода (погребальный, скотоводческий, обрезания, Яхве др.), развивавшиеся в соответствии с Библией (по греч. «книги»). Основные черты религии (строгий монотеизм, строгая централизация культа, канонизация священных книг) сложились ещё в первом тысячелетии до н. э. и «отделили» евреев от «не евреев», вплоть до запрещения смешанных браков, ограничения общения и т. д. С седьмого века до н. э. начался период диаспоры - расселение евреев за пределами Палестины, с созданием синагогальной организации еврейских общин. После второго иудейского восстания, евреи были изгнаны из Палестины и рассеялись по всем странам Римской империи, сосуществуя на основе Талмуда - кодекса религиозно-юридических правил житейской и вероисповедальной мудрости. Талмуд был составлен в 3 - 5 вв. (в элитарных кругах богачей, купцов и рабовладельцев, с вытекающими из этого противоречиями). Последнее обстоятельство и предопределило дальнейший путь развития семьи, подчинив интересам формирования семьи развитие собственности, средств существования, открытий и изобретений. Во Франции, Наполеон, действуя в интересах укрепления государства, созвал Синедрион, где авторитетным представителям западноевропейского еврейства было предложено определиться (в полном свете гласности) по вопросам сосуществования с остальными гражданами в рамках единого государства. Декларации этого Синедриона стали основой гражданских свобод, которыми с тех пор воспользовались все, выступившие в их поддержку, западноевропейские евреи, многие из которых впрямь надеялись, что в процессе начавшейся в 17-18 вв. эмансипации евреи смогут слиться с человечеством, преодолев многовековые талмудистские запреты. Однако, из-за недостаточной гласности, а также из-за реального положения дел в восточноевропейских странах, тамошние, не заинтересованные в этом, воинствующие, местечковые, идеологи талмудизма, не признали этих деклараций. По их настоянию в 1898 г. был созван Базельский "Сионистский Конгресс", на котором все принятые декларации были фактически аннулированы и провозглашён сионизм, исключавший всякую эмансипацию.

Наряду с этим, участие диаспоры в жизни и деятельности населения европейских стран имело и другие, далеко идущие, последствия: появление марксизма, ориентированного на классовое дробление всех народов и на объединение угнетённых классов на интернациональной основе сионизма, ориентированного и на участие во всякого рода либеральных течениях в обеспечение национального и финансового взаимодействия евреев во всём мире.

МАРКСИЗМ, обусловленный и стимулированный социальными конфликтами, связанными с ростом промышленного производства, появился в виде социально-политической догматики, ориентированной на насильственный захват власти и перераспределение жизненных средств. Её основоположник, Карл Маркс (Мардохай Леви), следующим образом сформулировал основные положения своего мировоззрения в письме И. Вейдермейеру от 5 марта 1852 г.: «то, что я сделал нового состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными формами развития производства, 2) что классовая борьба неизбежно ведёт к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов».

Однако, деятельность К. Маркса никак нельзя считать доказательством этих положений, так как первое положение непосредственно следует из работ (конца 18-го начала 19-го вв.) буржуазных экономистов и историков (А. Смит, Ф. Гизо и др.), основоположников так называемой «распределительной теории», использовавших понятие «классы» для разделения существовавшего общества на три группы (феодалы, буржуазию, наёмные рабочие), различающиеся принадлежащей им собственностью (земля, капитал, наёмный труд) и способами присвоения коллективно создаваемых жизненных средств (рента, прибыль, заработная плата). Историческое развитие борьбы «классов» (буржуазии против феодалов) в эпоху буржуазных революций получило отражение в трудах французских историков первой половины 19 в. (О. Тьерри, Ф. Минье, Ф. Гизо и др.). Что же касается остальных двух положений мировоззрения Маркса, то они являются искусственно надуманными, ничем не доказываемыми, социально-политическими догмами, которые так и не были подтверждены последующим развитием человеческого общества, вплоть до 21 века.

В 1883 г., после кончины К. Маркса, был опубликован подготовленный им «Конспект книги Л. Моргана «Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации». По словам Ф. Энгельса, К. Маркс считал, что Л. Морган, по своему, вновь открыл материалистическое понимание истории, открытое им (Марксом) за сорок лет до этого.», что, видимо, вызвали его необоснованные амбиции, из-за недопонимания места марксизма на фоне эмпирических обобщений Морганом вопросов развития человеческого общества.

Ф. Энгельс же на основе книги Л. Моргана сам издал книгу «Происхождение семьи, частной собственности и государства», фактически переизложив книгу Л. Моргана и разбавив её собственными соображениями, сводящимися к марксистским постулатам, завершаемым следующими невразумительными, безосновательными утверждениями:

«... Государство существует не извечно. Были общества, которые обходились без него, которые понятия не имели о государстве и государственной власти. На определённой ступени экономического развития, которая необходимо связана была с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Мы приближаемся теперь быстрыми шагами к такой ступени развития производства, на которой существование этих классов не только перестало быть необходимостью, но становится прямой помехой производству. Классы исчезнут также неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением классов исчезнет неизбежно государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древности, рядом с прялкой и бронзовым топором».

Однако, марксизм никак не определял вопрос, какие силы или механизмы должны реализовать «каждому по труду, и всем по потребностям». Поэтому попытки построения государств, основанных на этом принципе, так или иначе, сводилось к борьбе за власть, предназначенную для решения этого и других неясных вопросов. Так, при создании советского государства главным приоритетом партийного руководства стала партийная борьба за власть, приводившая на высшие государственные посты самые противоречивые фигуры. От тоталитарных вождей, любой ценой реализующих своё личное видение государства, до «безнадежных примитивов - карьеристов», мгновенно его разваливших и разворовавших по зарубежной указке. При советской власти все религии были запрещены, а развитие остальных «эволюционных факторов» направлялось непосредственно «партийным руководством» в соответствии с единственным приоритетом «догнать и перегнать», что иногда и кое в чём удавалось. Хотя и осознавалось бесперспективное, в целом, развитие капитализма с его неясным будущим. Усилившееся к середине 20 столетия противостояние между социалистической и капиталистической системами привело к равновесию военного противостояния (при некотором военном превосходстве социалистической системы). Всё это продемонстрировало несогласованность управления развитием «эволюционных факторов» в условиях тоталитарной системы. А также явное экономическое превосходство капиталистической системы государств, оказавшееся способным морально разложить партийное руководство советского государства.

До реальной термоядерной разборки дело не дошло, так как американскому политическому руководству удалось упредить это разложением партийного руководства советской стороны. Однако не решённая социальная сторона развития человеческого общества продемонстрировала глобальную опасность этой не решённой проблемы.

Что касается сионистского движения, основателем которого были Л. Пинскер и Т. Герцль, то оно зародилось в конце 19 века. В результате Второй мировой войны и массового уничтожения евреев в нацистских концлагерях восстанавливается еврейское государство в Палестине и создаётся государство Израиль (Герцль Т. Еврейское государство. 1896).

США ещё до этих событий приютившие несколько миллионов евреев из Европы, стало основной базой всех разновидностей католичества, а также иудаизма, ориентированных на участие в деятельности и распространении всякого рода либеральных течений, ориентированных на развитие семьи (в духе национальной консолидации), на умножение собственности (в том числе, для сосредоточенной в США, подавляющей части мультимиллиардеров), на участии в управлении (в государственных и финансовых органах), на участие в попытках создания в штатах абсолютного лидерства в части открытий и изобретений, на участии в других видах деятельности, связанных с остальными «эволюционными факторами». Дело дошло до жесткого противостояния с европейскими выходцами других национальностей и конфессий, в частности с Г. Фордом, завершившегося не в его пользу. Борьба за умножение собственности осуществлялась и осуществляется столь активно, что США находятся в экономическом противостоянии с Китаем, в том числе на грани военного противостояния из-за Тайваня. Увязли в войнах за естественные ресурсы в Афганистане и Ираке. Начали экономическую войну с Ираном (блокированием счетов в банках мировой финансовой системы). Безостановочно приближают военно-политическое и экономическое противостояние с Россией, упорным продвижением НАТО на восток, созданием противокосмической военной системы в Польше и Литве и даже угрозами блокировать российский стабилизационный фонд.

КИТАЙ продемонстрировал совершенно иной вариант развития религии, семьи, управления, что заслуживает особого внимания в связи с невероятной способностью китайцев к выживанию и размножению. Действительно, национально-государственная религия Китая включает учения философа Лао-цзы и Конфуция, даосизм и даже буддизм, шаманизм, ислам (последние, правда не имеют большого влияния). Первые три частично перекрываются в основных постулатах и лишь в борьбе за должности и политическое влияние соперничают. Верующие легко могут менять свою приверженность к конкретной религии в зависимости от выгоды и обстоятельств.

По существу, преобладающей для населения Китая религией следует считать культ предков, тесно связанный с конфуцианским учением и продолжающий играть огромную роль. Конфуцианство сводит весь традиционный уклад жизни к «пяти отношениям»: это отношения между высшей государственной властью и чиновниками, родителями и детьми, мужем и женой, старшими и младшими братьями, между друзьями.

Китайский пантеон богов обилен и сложен. Главным в древности считался «небесный император». Из второстепенных богов видное место занимали бог богатства, покровители профессий для ремесленников и др. Все религии Китая опираются на всестороннюю жизненную философию, основаны на почтении к предкам, уважении к старейшим родственникам и подчинении семейным традициям. Именно это, видимо, и предопределило удачное формирование у китайцев устойчивости и эффективности таких «эволюционных факторов», как семья, управление и изобретение, а также язык, способствующий защите китайского общества от внешних воздействий.

Эти обстоятельства предопределили возможности китайцев к копированию технических достижений, планированию их реализации, также тенденции демографического роста, способные создавать кризис со средствами существования, на что не смогли решительно влиять даже противоречивые годы руководства КПК с отменой всех религий. Не удивительно, что в Китае, в своё время, намного раньше европейцев, смогли построить деревянные 100 метровые корабли, изобрели порох и многое другое. Как видно из книги американских экспертов Фреда Бергстена и др. «Китай (Что следует знать о новой сверхдержаве)», перевод которой опубликован в 2007 г. московским Институтом стратегических исследований, Китай к 21 веку н. э. стал крупнейшей державой с населением, выросшим за три последних десятилетия с 1 до 1,3 млрд. человек и с экономикой, вполне сопоставимой с экономикой США. Содержание книги выдаёт неуверенность и оценочную позицию США относительно возможного экономического и военно-политического противостояния с Китаем. Всё это, в какой-то мере относится и к Тайваню, и к Сингапуру, входивших ранее в состав Китая

ЯПОНИЯ, где национальная религия исторически укрепились и продолжает господствовать в виде двух религий: синтоизма (чисто национальной) и буддизма (занесённого извне), представляет также особый интерес с той же точки зрения, что и Китай. Древнейшая религия Японии отражала патриархальный родо-племенной строй, где выделялись воинственная племенная знать и зарождалось патриархальное рабство. С 4 века н. э., по мере расширения отношений с Китаем, в Японию стали проникать конфуцианские идеи, а в середине 6 в. появились проповедники буддизма, затем, в противовес буддизму стал укрепляться синтоизм. Большую роль в синтоизме имел семейно-родовой культ предков, напоминающий конфуцианский в Китае. Считается, что умерший превращается в божество (духа) и глава семьи (рода) совершает ежедневные моления и приносят жертвы. Этика синтоизма предусматривает безоговорочное повиновение императору. Синтоисты объясняют простоту и несложность моральных предписаний тем, что японцы от природы нравственны и им не нужны религиозно-моральные заповеди и запреты.

Такая простая, но целенаправленная религия способствует соответствующему эволюционному развитию семьи (численность населения утроилась за последние полтора столетия и достигла 127 миллионов) и ориентирует на укрепление простого, но эффективного развития управления, способного обеспечить копирование, планирование и реализацию на всех уровнях, начиная с государственного. Это подтверждают колоссальные успехи японцев в компьютерных технологиях, автомобилестроении и др., что стало не только результатом старательного копирования новейших западных научных и промышленных методов, но и результатом тщательного освоения опыта государственного планирования и контроля (в том числе нашего Госплана). Соответственно, Япония, как видно, например, из книги Н. Кабаяси «Введение в нанотехнологию», имеет вторую после США государственную программу развёртывания и экономического обеспечения работ по нанотехнологии (совершенно несопоставимую с программами стран Европы)

ИНДИЯ, где сложилась совершенно необычная и мало понятная религия, также, наряду с Китаем, представляет чрезвычайный интерес. Религия Индии имеет начало в третьем тысячелетии до н. э. В середине второго тысячелетия до н. э. в северо-западную Индию вторглись арийские племена и с той поры до наших дней религию Индии обычно делят на три периода: ведический, брахманский и индуистский (Вед означает знание). Арийцы были тогда на стадии развитого патриархального родо-племенного строя и военной демократии. Очень простая религия отражала переходной родо-племенной патриархальный строй с культом предков. В середине брахманского периода произошло объединение Индии и сложились основы кастового строя: брахманы (монополизировали всю область культа), воины, земледельцы, слуги (рабы). Меняется пантеон богов. Верховный бог Брахманати превращается в бога вселенной. Молитва с культовыми действиями имеет огромную силу, которой подчиняется весь мир, и эта сила олицетворяет бога Брахму, который содержит в себе всё. Видное место занимают женские божества. Выдвинулись идеи перевоплощения и теоретическое обоснование перевоплощения - карма. Судьба любого существа в этой жизни есть результат его поступков в прежней.

Такая религия, основанная на жёстко регламентированном кастовом строе при постоянном самоанализе и сопоставлениями с оглядкой на поведение в конкретных жизненных ситуациях разных представителей живого мира, оказалась весьма плодотворной в демографическом отношении. Население за полтора столетия выросло более, чем в 4 раза, и достигло 1.13 миллиардов человек. Однако, кастовая структура разделила страну на две: небольшую высокотехнологичную часть и подавляющую часть отсталого населения.

4. Попытки «Экспериментального обобщения» процессов развития человеческого общества в период глобализации.

«Экспериментальное обобщение» процессов развития человеческого общества в период глобализации предложил в 1964 г Питирим Сорокин в книге «Главная тенденция нашего времени», где сформулирована перспектива перехода капиталистического и социалистического вариантов цивилизованного общества в общество интегральное, с признаками взаимной конвергенции капитализма и социализма. Начавшиеся значительно раньше процессы глобализации экономики, культуры и пр. позволяли ему следующим этапом развития человеческого общества обозначить именно такой смешанный социокультурный тип, так или иначе обсуждавшийся в работах В. И. Вернадского, Н. Н. Моисеева и др.

Второе тысячелетие нашей эры привело к колоссальным изменениям в сопутствующих развитию человеческого общества группах явлений, (изобретения и открытия, средства существования, управление )и др.), что принципиально повлияло на всё развитие человечества. Краткий перечень этих изменений сводится к следующему. Последние полтора столетия привели к открытию состояний и структуры вещества (наноструктуры, молекулы, атомы, элементарные частицы, кванты излучений и пр.), а также законов их взаимодействия. Что, в свою очередь, предопределило изобретения, позволившие проникнуть в ещё не известные тайны косной и живой материи. Создать средства передвижения под и по земле, воде, воздуху и космосу. Создать способы использования атомной и термоядерной энергии в мирных и военных целях. Создать средства ближней и дальней связи. Создать многофункциональную компьютерную технику. Создать средства защиты живой материи от многих внешних угроз её существованию, как и сами средства существования, а также средства связи, передвижения в пространстве, усиления жизненных функций и даже мыслительных способностей. Всё это, естественно, самым решительным образом обеспечило возможности и необходимость управления большими количествами людей для осуществления различных, жизненных целей в личных и государственных интересах. Такие изменения условий жизнедеятельности как бы изменили для людей время, расстояние, скорость в глобальном масштабе, что сказалось на реальных возможностях отдельных людей, групповых сообществ и целых государств.

Как показала история, для реализации явлений, связанных с развитием человеческого общества, необходимы многочисленные нововведения (инновации). Соответственно, основным рычагом развития и преобразования всего человеческого общества должны стать радикальные инновации.

Под инновациями (нововведениями) понимается использование достижений человеческого ума (открытий, изобретений, научных, конструкторских и прочих разработок) в интересах повышения эффективности в деятельности той или иной сферы. Поэтому различают технологические, экономические, управленческие, военные, политические, социо-культурные, государственно-правовые и пр. инновации. Технологические инновации удобно делить на базисные (направленные на освоение новых поколений техники), улучшающие (способствующие распространению и дифференциации этих поколений с учётом специфических требований разных сфер их применения), псевдоинновации (для продления срока жизни устаревших поколений техники, когда их потенциал в основном исчерпан).

В настоящее время для всех является очевидным, что уже началась эра глобализации, направленная на формирование глобальной экономики. Соответственно, процессы глобализации охватывают инновационное поле и трансформируют его, что является базисной инновацией настоящего времени. Базисные инновации с самого начала являются предметом интеграционного сотрудничества учёных, инженеров, предпринимателей, ТНК, государственных и межгосударственных организаций взаимосвязанных государств.

Основным рычагом развития и преобразования всего человеческого общества, должны стать радикальные инновации. Основы теории инноваций заложены в работах Н. Кондратьева, Й. Шумпетера, П. Сорокина и др.

Вопросы глобализации инноваций и стратегии развития России рассмотрены в основательной монографии Б. Н. Кузыка, Ю. В. Яковца «Россия 2050» (стратегия инновационного прорыва). М.2004 г. В ней подробно обсуждается два подхода к выбору инновационной стратегии: инерционно-рыночной и инновационного прорыва.

Процессы глобализации охватывают инновационное поле и трансформирует его (что само по себе является базисной трансформацией), являясь с самого начала предметом интеграционного сотрудничества учёных, инженеров, предпринимателей, ТНК, государственных и межгосударственных организаций ряда тесно взаимосвязанных стран.

Однако, при неолиберальной модели глобализации инновационный процесс может происходить односторонне, его плоды присваиваются авангардными странами и ТНК, интеллектуальные и инновационные ресурсы высасываются из отстающих стран, тормозя процесс их инновационной трансформации. Этому может способствовать и то, несколько субъективное обстоятельство, что основой инновационного прогнозирования является теория предвидения Н. Кондратьева, теория инноваций Й. Шумпетера и др.

Подробности утвержденных Президентом предложений по стратегии инновационного прорыва, изложены в докладе Б. Н Кузыка «О долгосрочном прогнозировании и стратегии инновационного развития России в 21 веке» на 5-ой Международной Кондратьевской конференции в 2004 г

Из доклада не следует, какие обстоятельства будут определять геополитическую и экономическую ситуацию в период реализации стратегии инновационного прорыва и как, и какие должны осуществляться меры по преодолению их возможных негативных последствий.

5.О дальнейших перспективах «экспериментального обобщения» процессов глобализации в человеческом обществе.

В связи с вышеизложенным, имеются основания и смысл уточнить тенденции эволюции человеческого общества в период реализации стратегии инновационного прорыва путём проведения этнологического анализа с использованием «эволюционных факторов» Моргана, краткие результаты которого излагаются ниже.

Период второго тысячелетия нашей эры завершился огромными достижениями во всех, сопутствующих развитию человеческого общества, сферах и областях. Краткий, приблизительный, перечень этих достижений сводится к следующему. Открыты и исследованы состояния и структура газообразного, жидкого и твердого вещества, в том числе, наноструктуры, молекулы, атомы, элементарные частицы, кванты излучений и пр., а также законы их взаимодействия. Это, в свою очередь, предопределило изобретения, позволившие проникнуть в еще не известные тайны косной и живой материи. Создать средства передвижения под и по земле, воде, воздуху и космосу. Создать способы использования атомной и термоядерной энергии в мирных и военных целях. Усовершенствовать средства связи в ближней и дальней области. Создать многофункциональную компьютерную технику. Обеспечивать создание средств существования, включая средства защиты живой материи от внешних угроз. Создать средства усиления жизненных функций и даже мыслительных способностей. Все это, естественно, самым решительным образом обеспечило необходимость и возможность управления большими количествами людей для осуществления различных, жизненно-важных целей в личных и государственных интересах. Такие изменения условий жизнедеятельности как бы изменили для людей время, расстояние, скорость в глобальном масштабе, что сказалось на реальных возможностях отдельных людей, групповых сообществ и целых государств.

Для реализации возможностей, связанных с открытиями и изобретениями, потребовалась организация необходимых для их создания производств, систем обеспечения требующимся сырьем и энергоресурсами и т. д. - то есть, осуществление многих нововведений (инноваций), что связано с необходимостью огромных материальных затрат, определяемых тенденциями развития человеческого общества.

Выше (в разделе 3) отмечалось, что тенденции развития человеческого общества отражаются и определяются состоянием и сущностью таких «эволюционных факторов Моргана», как средства существования, язык, семья, управление, домашняя жизнь и архитектура, религия, собственность, состояние и тенденции изменения, которых рассматриваются ниже.

Из числа этих «эволюционных факторов» именно эволюция религии, предопределяет тенденции изменения остальных «эволюционных факторов», рассмотренными выше странами (США, Евросоюз, Китай, РФ, Япония, Индия), и их возможными усилиями по привлечению на свою сторону стран бывшего СНГ, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки др..

Лидерами использования изобретений и открытий пока являются США и Евросоюз, конкурирующие с Россией и Китаем.

Домашняя жизнь и архитектура в настоящее время превратились, по существу, в ЧЁРНУЮ ДЫРУ. Так ипотечные проблемы США, вызванные реализацией интересов умножения собственности строительных корпораций, породили такой размах мошенничества и коррупции, который привел к финансовому кризису мировой долларовой системы.

В РФ этот же «эволюционный фактор» не просто превратился в ЧЕРНУЮ ДЫРУ, а уже на наших глазах попросту фактически уничтожает Петербург и некоторые другие города, в интересах умножения собственности градостроительных компаний. Так, статья «Генплан Петербурга в новом свете» (Аргументах недели №1), повествует о масштабах предстоящего выдворения из города крупных научно-промышленных производств и заводов для освобождения новых территорий в интересах градостроительных компаний. Трудно даже представить, какой колоссальный ущерб нанесёт это науке и промышленности, разрабатывающим изобретения (новые высокие технологии) и обеспечивающей город (и не только) средствами существования. Вместо зарекомендовавших себя за многие десятилетия промышленных предприятий по производству пищевой продукции, в области плодятся мелкие подпольные производители сомнительной контрафактной продукции, способной нанести вред здоровью и жизни населения. Из-за совершенно недопустимой реализации такого Генплана погибнет невероятно много ценнейшего, действующего оборудования и, наверняка, произойдет неизбежный срыв намечаемых национальных проектов по развитию высоких технологий, так жители города навсегда будут лишены творческого комфорта. Тем более, что немало вреда будет и из-за осуществляемой детройтизации окрестностей города (зарубежных автосборочных заводов) для выдворяемого из города населения. Многие СМИ (смотри, например, статью «Списки определенных под снос хрущёвок меняются», Комсомольский Петербург от 5.03.08 г и другие) показывают, в частности, проблемы с жителями выселяемых домов.

Язык в конце второго тысячелетия н. э. развивался с использованием компьютеризации, мобильной связи и других достижений, где лидерами являются США, Япония, Евросоюз. Кроме того, осуществляются попытки искусственного влияния на людей с помощью принудительного воздействия на «эволюционные факторы Моргана» путём разработки всевозможных «25-х кадров», лозунгов «цветочных и оранжевых революций», «мемплексов эгоцентризма» и т. д.

Для этого человек исследуется в двух плоскостях - физиологической и психологической, чтобы определить и создать возможные способы влияния на его поведение.

Управление развитием мирового сообщества в какой-то степени зависит от существующих в настоящее время следующих механизмов регулирования международных отношений. ООН, созданный странами-победителями Второй мировой войны в интересах регулирования международных отношений и поддержания мира, ВТО с участием 120 стран, созданное по инициативе США для регулирования международных экономических отношений в интересах ТНК с конечной целью создания всемирной ТНК, высасывающей необходимые ей материальные и человеческие ресурсы всего мира, минуя владельцев собственности и государственные границы.

Блок НАТО, созданный по инициативе США и стран Евросоюза для оказания военно-политического давления в интересах его организаторов и увязнувший во всех противостояниях США в борьбе за собственность.. Евросоюз, созданный европейскими странами для внутренней и внешней политической и экономической деятельности и давления на не входящие в него государства. Правительства государств мира, управляющие своими странами, ТНК, создаваемые в различных государствах для межнациональной экономической деятельности. Частные национальные компании и предприниматели. Такой набор механизмов глобального управления способен, в соответствии с целями его создания, лишь к трансформации инновационного поля исключительно в интересах создавших его стран. Только при отмене ими НАТО и ВТО, при осознании ими необходимости конвергенции, они могут принять участие в реализации предложенных П. Сорокиным перспектив развития человеческого общества..

«Эволюционный фактор» семья до настоящего времени развивался по разному, в зависимости от развития в них религий и управления. В Евросоюзе развитие этого «эволюционного фактора» привело к демографической деградации населения коренных народностей с подменой его жителями исламских стран, что предопределяет возможность быстрого распада при дальнейшем развитии человеческого общества.

В США развитие религий, управления и собственности привело к миграционной агрессии населения Мексики (численностью около 80 миллионов) и некоторых других стран, что способствует неопределённости дальнейшего эволюционного развития. этого государства.
В РФ, где за три последних десятилетия население уменьшилось почти на 40 миллионов человек, принята национальная демографическая программа, ожидать положительных результатов которой можно лишь при существенном повышении дееспособности руководства страны и решительном преодолении коррупции.
В Китае и некоторых других странах на повестку дня встал вопрос управления потенциальными демографическими возможностями семьи для приведения их в соответствие с потенциально возможными средствами существования.

Собственность, развитие которой так поразило Моргана в четвёртой части его книги, не должно стать объектом произвольной деятельности ТНК. а, тем более, всемирной ТНК, чего добиваются США и некоторые заинтересованные страны.

Собственность же нашей страны должна быть защищена от этой участи в соответствии с провозглашенными президентом нашими ценностями: защита свободы, демократии и собственности.

Вместе с тем, должны быть решительно перекрыты ЧЁРНЫЕ ДЫРЫ, в которые она бесконтрольно утекает: из-за необоснованного вывода за рубеж, в результате коррупции, из-за градостроительных спекуляций объектами «эволюционного фактора» домашняя жизнь и архитектура, вложением в ценные бумаги других государств и по другим причинам. В интересах реализации этого вряд ли стоит делать всё, что нам пытаются навязывать, так как ускоряющееся развития человеческого общества само может разрешить многие вопросы, вызванные нестабильностью и амбициями отдельных государств и их политических деятелей.

Приведённый в настоящей работе краткий вариант историко-этнологического анализа с учетом «эволюционных факторов Моргана», фактически представляет собой попытку «эмпирического обобщения» эволюции человеческого общества в период его полной глобализации. Историко-этнологический анализ, основанный на использовании «эволюционных факторов Моргана» открывает возможность получать дополнительную информацию к стратегии инновационного прорыва, экономически обоснованного с учетом работ П. Сорокина, Н. Кондратьева и других ведущих экономистов. И может существенно способствовать пониманию позиции возможных инициаторов и участников односторонней трансформации инновационного поля глобализации, а также формированию необходимых альтернативных мер с учетом ускорения процессов эволюции в наступающих стадиях глобализации.


 


Льюис Генри Морган

Льюис Генри Морган (англ. Lewis-Henri Morgan)
(21 ноября 1818, шт. Нью-Йорк - 17 декабря 1881, Рочестер, шт. Нью-Йорк).
Выдающийся американский учёный, этнограф, социолог, историк.
Внёс крупный вклад в теорию социальной эволюции, науки о родстве, семье.
Создатель научной теории первобытного общества, основоположник эволюционизма в социальных науках

Льюис Генри Морган закончил колледж в 1840 г., в 1844 г. поступил в адвокатуру в г. Рочестер. В 1855 г. сделался участником, впоследствии - одним из директоров железнодорожной компании, став преуспевающим буржуа. Однако главным для Моргана было занятие не бизнесом, а наукой. Кроме научной и коммерческой деятельности, Морган занимался политикой, отстаивая радикальные буржуазно-демократический взгляды, был левым республиканцем. В 1861 г. был избран от республиканской партии в палату представителей штата Нью-Йорк, где был яростным противником рабства и сторонником борьбы против мятежного рабовладельческого Юга. В 1868 г. был избран в сенат штата Нью-Йорк, где активно выступал за радикальную реконструкцию Юга, за полную отмену всякой расовой дискриминации, отстаивал введение избирательных прав для негритянского населения. Из-за резкости взглядов уже в 1869 г. был забаллотирован.

Ещё в 1840 г. создал общество под названием «Великий орден ирокезов», ставившее целью изучение и защиту прав индейцев, выступившее против захвата индейской территории земельными спекулянтами. Дело было доведено до рассмотрения в конгрессе США, который решил его в пользу индейцев; и в знак признания заслуг Морган был принят в ряды племени. Защитой индейцев Морган занимался до конца жизни, обличая правительственную коррупцию, открыто, в том числе печатно, выступая против военных операций против сиу, ирокезов и других племен. В 1875 был избран членом Национальной академии наук, а в 1879 - президентом Американской ассоциации содействия развитию науки.

В 1851 году выходит в свет его первое исследование - «Лига ирокезов». В 1859-62 гг. Морган с целью сбора материала изучает индейские племена Запада и Северо-Запада. Как итог в 1870 г. выходит в свет монография «Системы родства и свойства человеческой семьи», в которой был дан эскиз эволюции семейно-брачных отношений от состояния промискуитета через разные формы группового брака к моногамии. В дальнейшем идеи, изложенные в этих ранних работах Моргана получили окончательное оформление в книге «Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» (1877, рус. пер. - Л., 1933). В этой работе были заложены основы изучения истории первобытного общества; была представлена эволюция семейно-брачных отношений, а также дана периодизация развития человечества, сыгравшая значительную роль как в исторической науке, так и в философии истории.

Ядром теории Моргана является обоснованная им на большом фактическом материале теория о едином прогрессивном пути развития человечества. Вслед за шотландским философом-просветителем А. Фергюсоном, Морган придерживался периодизации истории, включавшей три этапа: дикость, варварство и цивилизацию, причем первые две стадии были им детально разработаны и разбиты на три ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия - цивилизация - связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д. Моргановская периодизация стала основой для научного изучения доклассового общества и его перехода к классовому (цивилизованному).

Морганом были открыты два принципиально различных типа обществ, сменявших друг друга в ходе общественного развития:

В «Древнем обществе» Морган обосновал свое открытие универсальности материнского рода (матриархат), разбив тем самым господствовавшую до того времени теорию, согласно которой основной ячейкой человеческого общества была патриархальная семья (патриархат), основанная на частной собственности и власти отца. Это открытие сыграло революционную роль в развитии этнологии и истории первобытности. Согласно М., семейно-брачные отношения проходят в своем развитии путь от промискуитета через групповой брак к моногамии, а последовательно сменявшими друг друга формами семьи были кровнородственная семья, пуналуальная семья, парная и моногамная семьи. Несмотря на то, что гипотезы Моргана о существовании кровно-родственный семьи и семьи пуналуа были опровергнуты, в целом его идеи о материнском роде и общей логике развития семьи стали общепризнанными. Независимо от Маркса Морган фактически пришел к материалистическому пониманию истории. Работа Моргана «Древнее общество» легла в основу одного из базовых марксистский трудов - книги Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Взгляды Моргана стали основой первой научной школы в этнологии - эволюционизма, сторонники которого вслед за Морганом (Э. Тейлор, Дж. Фрэзер, Дж. Мак-Леннан) искали общие закономерности развития культуры и общества, отстаивали идеи прогресса и закономерности в истории. Несмотря на ряд подвергшихся критике положений эволюционизма, большая часть из них сохраняет свое значение и в современной науке.

Сочинения на русском языке

Морган Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л., 1933.


 


ИЛЬЯ ИЛЬИЧ МЕЧНИКОВ

МЕЧНИКОВ, ИЛЬЯ ИЛЬИЧ (1845-1916),
русский микробиолог и патолог, удостоенный в 1908 Нобелевской премии по физиологии и медицине
(совместно с П. Эрлихом) за исследование природы иммунитета.

Русский эмбриолог, бактериолог и иммунолог Илья Ильич Мечников родился в 1845 году в деревне Ивановке, расположенной на Украине, неподалеку от Харькова.  В 1864 окончил Харьковский университет, стажировался в университетах Гиссена, Гёттингена и Мюнхена, изучал эмбриологию в Италии. В 1868 защитил докторскую диссертацию в Петербургском университете. В 1870-1882 был профессором зоологии Новороссийского университета в Одессе, успешно сочетая преподавательскую деятельность с научной работой. В 1886 организовал (совместно с Н. Ф. Гамалеей) первую в России бактериологическую станцию. В 1887 переехал в Париж, в 1888 принял предложение Л. Пастера возглавить лабораторию в его институте. С 1905 - заместитель директора этого института.

Первые работы Мечникова посвящены зоологии беспозвоночных (губок и кишечнополостных), эволюционной эмбриологии. Ученый разработал теорию происхождения многоклеточных организмов (теорию фагоцителлы), обнаружил явление фагоцитоза - активного поглощения частиц и живых клеток одноклеточными организмами или особыми клетками - фагоцитами (такими клетками являются, например, некоторые типы лейкоцитов). На основе теории фагоцитоза разработал теорию фагоцитарного иммунитета и сравнительной патологии воспаления. Мечникову принадлежат многочисленные работы по бактериологии. В опытах, поставленных на самом себе, доказал роль холерного вибриона как возбудителя азиатской холеры.

Среди наиболее известных работ Мечникова:

Мечников совместно с Паулем Эрлихом был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине 1908 года "за труды по иммунитету". Среди многочисленных наград и знаков отличия Мечникова - медаль Копли Лондонского королевского общества, степень почётного доктора Кембриджского университета. Он - член Французской академии медицины и Шведского медицинского общества.

Умер Мечников в Париже 2 (15) июля 1916.

Литература:

Мечников И. И. Этюды о природе человека. М., 1925;


Мечникова О. Н. Жизнь И. И. Мечникова. М. - Л., 1926;
Мечников И. И. Академическое собрание сочинений, тт. 1-16. М., 1950-1964;


ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ СОРОКИН

СОРОКИН, ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1889-1968),
русский социолог и культуролог.

Родился 23 (4) февраля 1889 в с. Турья Вологодской губернии. В 1914 окончил юридический факультет Петербургского университета. Среди его учителей был известный социолог М. М. Ковалевский. В том же году Сорокин опубликовал свой первый труд "Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали". Решающее влияние на его воззрения оказали идеи О. Конта и Г. Спенсера (сам Сорокин называл себя «эмпирическим позитивистом»). В работе "Преступление и кара ..." преступность рассматривается как результат принципиальной разнородности и даже «разорванности» системы социальных отношений, несоответствия «шаблонов поведения» различных социальных групп. В перспективе человечество в состоянии решить проблему преступности, перейдя на качественно иной уровень социальной интеграции и согласия.

После февральской революции Сорокин редактировал газету «Воля народа» (орган правых эсеров), был личным секретарём А. Ф. Керенского, депутатом Учредительного собрания. Преподавал в Петроградском университете, в 1920 был избран профессором по кафедре социологии. В апреле 1922 защитил диссертацию "Система социологии". В сентябре 1922 был выслан из страны вместе с большой группой деятелей русской культуры. Некоторое время преподавал в Русском университете в Праге. Опубликовал труд Современное состояние России (1923). С 1924 - профессор университета Миннесоты (США). В последующие годы опубликовал ряд трудов, которые принесли ему мировое признание (Социальная мобильность, Современная социологическая теория и др.). В 1931 основал социологический факультет в Гарвардском университете, возглавлял его до 1942. В 1964 Сорокин был избран президентом Американской социологической ассоциации. Последняя значительная работа учёного посвящена России: Основные черты русской нации в двадцатом столетии (1967). Среди учеников Сорокина - крупнейшие американские социологи, такие, как Р. Мертон, Р. Миллз, Т. Парсонс и др.

Во второй половине 1920-х годов, разочаровавшись в позитивистской модели эволюции, Сорокин разрабатывает теорию социокультурных циклов, которая получает обоснование в его трудах Социальная и культурная динамика (в 4 т., 1937 - 1941) и Кризис нашего времени (1941). Проблеме типологии «кризисов» в истории посвящены и другие работы учёного: Социокультурная причинность, пространство, время (1943), Общество, культура и личность: их структура и динамика. Система общей социологии (1947), Социальная философия в эпоху кризиса (1950) и др.

В конце 1940-х годов Сорокина всё в большей степени привлекали проблемы нравственных отношений, в 1949 он создал в Гарварде Исследовательский центр по творческому альтруизму. Роли любви и альтруизма в человеческих отношениях посвящены его исследования - манифесты: Альтруистическая любовь: исследование американских «добрых соседей» и христианских святых (1950), Пути и власть любви (1954) и др.