Новый подход к гармоничному развитию и использованию удалённых территорий России.

В общеэкономическом плане при освоении Сибирских «бескрайних» территорий следует исходить из того, что протяженность только внутренних судоходных путей России (приходящих во все большее запустение) составляет около 500 тысяч километров. Вся история распространения русской цивилизации на север, освоение природных ресурсов России сопряжены, прежде всего, с движением людей по водным путям, как летом, так и зимой. Наша страна имела и имеет уникальный шанс использовать природные, прежде всего - водные транспортные магистрали.
Сегодня в необжитых, труднодоступных (в том числе лесных) районах, в районах вечной мерзлоты остается всё меньше людей для жизни на постоянной основе. Прежде всего, из-за отсутствия рабочих мест и значительного снижения уровня жилищно-социальной поддержки.
В тоже время в стране катастрофически не хватает перерабатывающих мощностей во многих промышленных отраслях: химической, нефтеперерабатывающей, газовой, цементной, цветной металлургии, строительных, древесных, бумажных, картонных и др. материалов. Это происходит, прежде всего, из-за устаревания используемых технологий, износа оборудования, увеличения транспортных издержек.
Однако опыт промышленно развитых стран, которые в процессе своего развития необратимо разрушили природную среду собственного обитания, показывает, что прежние методы (брать у природы всё, не задумываясь об отдаче) применять не только неразумно, но и опасно. В настоящее время на Земле есть три зоны необратимой деградации окружающей среды - это территории США, Западной Европы и Юго-Восточной Азии.
Если мы не хотим, чтобы бассейны Оби, Енисея и Амура постигла судьба Рура и бассейна Рейна, следует поискать другие пути освоения.
И такой путь есть. Он основан на принципе вывоза с места добычи не сырья и не полуфабрикатов, а максимально готового к употреблению продукта путём создания промышленных, добывающих, перерабатывающих объектов на базе мобильных плавучих комплексов. Это даёт возможность существенно (на 30-40%) снизить размеры капиталовложений, в разы сократить трудозатраты и сроки строительства.
Стратегия такого пути заключается:
1. В создании индустрии массового строительства готовых «под ключ», высокотехнологичных и самодостаточных современных блочно-модульных заводов на плавучих основаниях или понтонах на базе уже имеющихся судостроительных мощностей (Петербурга, Северодвинска, Архангельска, Красноярска, Перми, Тюмени, Нижнего Новгорода, Владивостока и др.).
2. В доставке (прежде всего, по воде) в заблаговременно выбранные и подготовленные места установки готовых «под ключ» промышленных перерабатывающих модулей в комплексе с энергетическими и др. производственными объектами, обеспечивающими с первых дней достойные условия труда и комфортного проживание специалистов и их семей на постоянной основе.
В самых недоступных районах Сибири (от Арктического побережья до Казахстана и Китая) могут появиться (без ожидания железнодорожного сообщения), компактные высокоавтоматизированные, современные перерабатывающие производства.
 3. В создании условий круглогодичной работы организуемых производств в режиме самообеспечения необходимыми водными, тепловыми и энергетическими ресурсами, а также ресурсами жизнеобеспечения персонала.
4. В возможности лёгкого перемещения модулей к новым местам дислокации (по мере выработки сырья) или при модернизации и замене (по мере морального и физического износа).
Опыт создания подобных модулей есть. Ещё в 1900г. первая плавучая электростанция была применена в Петербурге для подачи напряжения к электрическим фонарям освещения Невского проспекта.

Фото 1. Санкт-Петербург. Река Фонтанка. Первая электростанция (на барже) для освещения города
И сегодня для Балтийского завода в Петербурге плавучие энергетические блоки опять входят в программу приоритетных проектов. Уже сейчас Китай и Индонезия заинтересованы в приобретении у России плавучих атомных электростанций (ПАЭС). Российские плавучие энергоблоки могут снабжать китайские судоверфи дешёвой электроэнергией, теплом и опреснённой морской водой.
Подобный опыт есть у многих стран. Так, плавучая паросиловая электростанция фирмы ИХИ мощностью 50 МВт, размещается на барже размерами 110х35 м. Ее мощности достаточно, чтобы обеспечить потребности в электроэнергии города с населением 100 тыс. человек.
В настоящее время за рубежом индустрия производства блочно-модульных (в том числе плавучих) предприятий, социальных, жилых и других промышленных объектов чрезвычайно многопланова. Это разного рода заводы (нефтеперерабатывающие, цементные, асфальтовые, целлюлозные, химические, металлургические, сборочные и тому подобное), плавучие гостиницы, больницы.
В Испании, Японии, США, Швеции, Норвегии, Германии имеется достаточный опыт применения принципа плавучих платформ (ППП) для освоения природных ресурсов.
Голландское правительство одобрило проект первого в Европе, самого северного в мире завода по сжижению природного газа (СПГ) путем его охлаждения до температуры минус 163 градусов. По прогнозам, срок службы завода рассчитан на 30 лет. Но, возможно, срок службы в будущем будет продлен до 70-80 лет.

Фото 2. Доставка японской фирмой ИХИ блок-модуля по производству полиэтилена на судне «река-море»
В Японии на основе ППП построено более 40 крупных промышленных предприятий. Японская фирма ИХИ построила завод для производства полиэтилена производительностью 135 тыс. тонн в год. Завод размещён на барже размерами 89х22 м. Из Японии доставлен морем в Бразилию, установлен на берегу и за несколько месяцев запущен в работу крупный целлюлозный комбинат, состоящий из вспомогательных, варочного и энергетического блоков.
Международный проект, получивший название Sea Launch («Морской старт»), приведён сегодня в жизнь совместными усилиями специалистов ряда стран, и, прежде всего США, России, Норвегии, Украины. Основой для плавучей платформы послужил гигантский катамаран, изготовленный на Выборгском судостроительном заводе.
Из накопленного практического опыта уже сейчас представляется возможным сделать вывод о высокой конкурентоспособности предлагаемого подхода в сравнении с «долгостроем» стационарных производств в удалённых регионах, местах с суровыми климатическими условиями, в ситуациях, когда производственникам приходится последовательно переходить из одного сырьевого добывающего района своей деятельности в другой.
Для условий Сибири и Дальнего Востока дооснащение их мобильными системами машин круглогодичного использования, доставка по воде к местам временной или постоянной эксплуатации позволяют преодолеть трудности климатических условий и бездорожья, гарантировать соблюдение требований охраны окружающей среды, историко-природных и культурно-этнических требований.
Доставка судами «река-море» и возведение сборных объектов - в виде центров проживания персонала (с теплицами, оранжереями, бассейнами и др.) уже сегодня возможны. Новейший пример тому - одна из погранзастав в дельте реки Арктического побережья.
В условиях отечественной лесозаготовительной отрасли наряду с традиционными средствами доставки древесины с воды, берега и лесосеки разрабатывались оригинальные технологии и средства переработки практически всей древесины вблизи мест ее заготовки или скопления в конечную продукцию.
Такой опыт уже есть - в Архангельске изготовлен и доставлен по воде на Камское водохранилище плавучий цех для переработки некондиционной древесины на щепу.

Фото 3. Плавучий цех для выработки витаминной травяной муки в Красноярском крае
Исходя из приведенных выше примеров практической реализации и сформулированных особенностей применения новых технологий, можно сказать, что с минимальными энергетическими, транспортными, эксплуатационными, коммунальными затратами и социальными издержками обустройство транспортно недоступных территорий с развитой водной сетью возможно именно с использованием ППП.
При этом размещение блочно-модульных предприятий и других объектов на воде вовсе не обязательно. Принцип Плавучей Платформы отличается, прежде всего, технологией доставки крупных объектов вместе с  элементами жизнеобеспечения по водным транспортным путям.
Настоящие предложения могут быть использованы при обсуждении стратегии промышленного развития Сибирских регионов и Арктических побережий.
 Литература:
1. Щербина Н.И. Индустриальные методы сооружения объектов топливной промышленности - Плановое хозяйство, 1980. № 3, (стр.3-11).
2. Чирков К.Ю. Промышленность на плаву. Новое в жизни, науке, техники. Техника №9, 1986.
3. Оношко О. А. Освоение древесины плавучими агрегатами и цехами. (Лесоэксплуатация и лесосплав; вып. 2), ВНИПИЭИлеспром, 1988 г.
4. «Сможет ли Сибирь еще раз спасти Россию»,  (http://www.lesprom.spb.ru/archiv/LPI_32.pdf, pades 56-59)
5. Переработка древесных ресурсов на плавучих лесоперерабатывающих комплексах, ПО «СМП», техническое задание, Северодвинск, 1991.
6. Оношко О.А. Технология освоения затонувшей древесины. Отечественный и зарубежный опыт. ВНИИНТПИ, Международный семинар, Москва, 1991г.
 7. Щербакова Л. Нефтяные реки, мазутные берега. – Ж. Лесная Россия, 2005.№10, (с.38).