Русский
испанец
Августин
Августинович Бетанкур (Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделяриа
де Бетанкур и Молина) родился 1 февраля 1758 года в городе Пуэрто-де-ла-Крус
на острове Тенерифе, входящем в архипелаг Канарских островов.
Корни
рода Бетанкуров восходят ко временам норманнских набегов на Западную Европу.
Именно тогда "свежая кровь" викингов смешалась с французской, испанской,
английской и т.д., дав начало как многочисленным аристократическим фамилиям,
так и ненасытной тяге их представителей к путешествиям, к всевозможным
открытиям. Один из таких первооткрывателей, Хуан де Бетанкур (по другим
источникам он звался Жаном), в 1402 году открыл для европейцев и покорил
Канарские острова, получив после этого титул "Короля островов Канарских".
Его потомки вели
спокойную жизнь богатых землевладельцев, торговали вином и шёлком, фактически
основав на острове текстильное производство. Люди были просвещённые, не
чуждые новых идей. Так, отец "нашего" Августина де Бетанкура, Августин
Бетанкур-и-Кастро, кавалер Ордена Калатравы, основал "Экономическое общество
друзей страны", много сделавшее для приближения тогдашней Испании к уровню
развитых стран Европы.
То,
о чем мечтал отец, во многом удалось сыну. В 22 года он уехал из родительского
дома в Метрополию, чтобы, как писал Журнал путей сообщения в 1826 году,
"приобрести знания в высших науках и потом поступить на службу". По окончании
Академии изящных искусств и Королевской академии, Бетанкур был командирован
испанским правительством за границу, для изучения у соседей последних достижений
в "механике, архитектуре и прочих искусствах и науках". Он объехал Францию,
Англию, Германию и Голландию, откуда вывез массу рисунков, чертежей и моделей,
из которых был составлен Королевский кабинет машин и механизмов - директором
его в 1788 году был назначен, естественно, Бетанкур.
В 1797 году король
Карлос IV отправляет Бетанкура в Лондон: Испании требовались машины для
осушения золотых и серебряных рудников в американских колониях, а у себя
соответствующей промышленной базы не было.
В Англии Бетанкур
работал настолько усердно, что был обвинён в том, что сейчас назвали бы
"промышленным шпионажем", арестован и выслан из страны. Недостроенные же
машины испанцы по своим каналам переправили во Францию, в Париж. Вскоре
во французскую столицу прибыл и неутомимый инженер...
В
1798 году король вызвал Бетанкура в Мадрид для установки телеграфной связи
с Кадисом. Тогда же создается Школа инженеров дорог и мостов, позднее переименованная
в Корпус. Руководителем Корпуса инженеров дорог и мостов, неоднократно
в литературе называемого Корпусом инженеров путей сообщения, стал Августин
де Бетанкур. С 1800 года он одновременно Интендант провинций, Генеральный
инспектор дорог и мостов, член Совета Финансов, а с 1805 года - ещё и Интендант
армии, и Генеральный директор почты.
В 1792 году талантливый
учёный избирается почётным членом Академии изящных наук, а с 1800 года
— генерал - инспектором созданного им Корпуса путей сообщения и всех дорог
и мостов Испании.
В
1807 году Августин Бетанкур по политическим соображениям покидает Испанию
и переезжает в Париж. Здесь он с математиком Хосе Мария публикует учебник
«Курс построения машин», который полвека был главным учебником механики
во всей Европе.
В ноябре 1807
года Бетанкур посетил Санкт-Петербург, а уже в 1808 году был принят на
русскую службу в чине генерал-майора императорской свиты (в Петербург с
ним приехали жена, три дочери и сын) и направлен в ведомство путей сообщения.
В 1809 году Бетанкура назначают директором Корпуса инженеров путей сообщения
и ректором Института корпуса инженеров путей сообщения.
Талантливый
инженер и замечательный человек, Бетанкур очень много сделал для своей
новой родины. Под его руководством и по его проектам были реконструированы
Тульский оружейный завод и Александровская мануфактура, построен пушечный
литейный двор в Казани, оснащена техникой Экспедиция для изготовления государственных
бумаг (нынешний Гознак). При участии Бетанкура за четыре года (с 1818 по
1822) было построено первое в России шоссе Санкт-Петербург - Новгород -
Москва.
Помимо подготовки
инженеров, Бетанкур основное свое время отдавал возглавлявшемуся им "Комитету
для строения и гидравлических работ". В 1817 году под его руководством
в Москве для проведения парадов был построен Манеж - именно тот, где и
проходила "бетанкуровская" выставка. Здание размером 166 на 44 метра было
для своего времени уникальным: ведь оно выстроено без единой колонны! Огромные
деревянные конструкции перекрытия были смонтированы в самые сжатые сроки.
Интересно, что выставку в Манеже специально расположили под самыми перекрытиями,
чтобы все посетители смогли оценить инженерный талант главного героя.
Бетанкур
- один из основоположников мостостроения в России. Каменные мосты на Московском
шоссе, Исаакиевский плашкоутный мост через Неву, арочный мост через Малую
Невку между Аптекарским и Каменным островами в Санкт-Петербурге - крупные
вехи в этой отрасли строительства. Кстати, мост между Аптекарским и Каменным
островами - единственный, уцелевший при разрушительном наводнении 1824
года.
Уникальный ансамбль
был создан Бетанкуром в Нижнем Новгороде: ярмарочный комплекс, не имевший
себе равных в тогдашнем градостроительстве. В 1817 г. А. А. Бетанкур прибыл
в Нижний для изучения вопроса о месте будущего строительства крупнейшей
в Европе ярмарки.
Инженер
высоко оценил предполагаемое место строительства ярмарочного комплекса
на Стрелке. В состав комплекса входили Главный ярмарочный дом, торговые
ряды и Спасо-Преображенский собор с домом причта.
3 ноября 1817
г., после одобрения Александром I проект Нижегородской ярмарки был представлен
на рассмотрение Кабинету министров, который полностью утвердил предложения
Бетанкура, поручив всё строительство личному надзору разработчика. Из бюджета
были выделены средства на покупку земель в казну, строительство, выравнивание
площадки. В 1817-1823 годах Бетанкур каждое лето проводил в Нижнем Новгороде.
По его указанию напротив ярмарки был возведён "инженерный дом", где жили
его сотрудники, близ села Гордеевка он наладил работу трёх кирпичных заводов,
выпускавших до 3 млн. кирпичей ежегодно.
В 1818 г. была
проведена разметка будущего местоположения каждого ярмарочного сооружения.
Ядро комплекса составляли 48 двухэтажных корпусов, центральное место со
стороны города занимал Главный дом и два так называемых "квадратных корпуса",
составлявшие парадное лицо ярмарки. Перед Главным домом располагалась площадь
"торжествований", ограниченная по сторонам восемью Г-образными торговыми
корпусами. На оси с Главным домом был запроектирован сохранившийся ярмарочный
собор, а перед ним - четыре корпуса Китайских рядов.
Всё
это окружал широкий подковообразный канал с системой шлюзов, одной из функций
которого являлась очистка подземных галерей от нечистот, что вызвало у
современников восхищение талантом и предусмотрительностью главного устроителя
торга. Ярмарочная территория соединялась с городом наплавным окским мостом.
Параллельно работам
на ярмарке Бетанкур в 1819 г. разработал для прибрежной части города регулярный
план с определением мест для будущих каменных и деревянных строений. Усилиями
А. А. Бетанкура и его помощника И. В. Ефимова была спасена от разрушения
величественная Рождественская церковь. Августину Августиновичу пришлось
спасать от уничтожения и другой древний храм - Спасо-Преображенский кремлевский
собор. Он предложил пробрать новым кирпичом с цементом многочисленные трещины,
а для надежности в кладку уложить железные связи.
1823-й
стал последним годом работы А. А. Бетанкура в Нижнем. Инженер взял на себя
важнейшие для будущности ярмарки обязанности: во-первых, стрелку Оки и
Волги следовало включить в общий план развития губернского Нижнего Новгорода;
во-вторых, осуществить градостроительные преобразования; в третьих, позаботиться
о перспективном развитии ярмарочного комплекса. Для православного клира
нужно было спроектировать летнюю резиденцию, для приезжавших на торг армян
- возвести церковь, а для мусульман - мечеть.
А. А. Бетанкуру
удалось при жизни выполнить в Нижнем Новгороде основную часть запланированных
им столь значительных работ. Дальнейшее развитие ярмарки осуществлялось
его верными соратниками и друзьями уже после кончины инженера. Однако возведением
первоначального ансамбля ярмарки мы обязаны неистощимому таланту выдающегося
инженера Августина Августиновича Бетанкура, с гордостью именовавшего себя
"русским".
Под
руководством и по расчётам Бетанкура в Санкт-Петербурге велись перестройка
Исаакиевского собора и установка знаменитой Александровской колонны. Инженер
лично занимался расчётами фундаментов, проектированием лесов и подъёмных
механизмов.
"Всем,
чего я достиг в архитектурном искусстве, я обязан вашему таланту и руководству",
- писал Бетанкуру Огюст Монферран, автор проектов Исаакиевского собора
в Санкт-Петербурге и Спасского старо ярмарочного собора в Нижнем Новгороде.
И это действительно так: Монферран был великолепным рисовальщиком с потрясающим
пространственным воображением, но не имел инженерной подготовки. Без расчётов
Бетанкура изумительные проекты Монферрана не имели шансов на воплощение,
особенно это относится к подъёму и установке гранитных колонн.
Августин
де Бетанкур был членом Академии изящных искусств в Мадриде, Экономического
общества в Испании, Академии наук Мюнхена, Общества земледелия Лондона,
Национального института Франции. За свою работу на благо России он был
награждён орденом святого Александра Невского.
На своей второй
родине Бетанкур осуществил много инженерных проектов. Под его руководством
были проведены переоборудование Тульского оружейного завода с установкой
паровых машин (изготовленных по его чертежам), постройка в Казани новой
литейной для пушек. Была оборудована Александровская хлопчатобумажная мануфактура
(в Павловске), в Кронштадте углублен порт и сооружён канал между Ижорским
заводом и Петербургом с применением изобретённой им же в 1810 году землечерпальной.
машины...
Но главным достижением
испанского инженера считается организация и развитие Института корпуса
инженеров путей сообщения (ныне Петербургский государственный университет
путей сообщения), ректором которого он был назначен сразу же после прибытия
в Россию и перед которым установлен его бюст.
Сам Бетанкур так
сформулировал цель этой своей работы: «...снабдить
Россию инженерами, которые прямо по выходе из заведения могли бы быть назначены
к производству работ в Империи». Им были созданы программа
и учебный план, по которому институт и начал готовить инженеров широкого
профиля, способных вести любые строительные работы. Этот момент можно смело
назвать рождением инженерной школы в России. Испанец фактически заново
организовал учебное заведение, существовавшее и ранее, детально разработав
программу глубокой теоретической и практической подготовки студентов, лично
подобрав преподавателей.
В
Институте впервые в России было предусмотрено преподавание таких дисциплин
как начертательная геометрия и высшая математика. 1 ноября 1810 года первые
40 студентов начали учебный год. Всего же за время ректорства Бетанкура
Институт выпустил 150 инженеров путей сообщения.
Бетанкур был далёк
от интриг, но завистники делали своё дело и сумели оклеветать его. Последовала
отставка, которую он перенести не смог. 28 июля 1824 года в Санкт-Петербургских
Ведомостях появилось сообщение "C прискорбием
объявляю по Корпусу о кончине господина генерал-лейтенанта Бетанкура".
Похоронен
был инженер на Смоленском лютеранском кладбище. В тот же год Огюст Монферран
соорудил ему надгробный памятник. В 1979 году прах Бетанкура перенесли
на кладбище Александро-Невской лавры, там установили и первоначальное надгробие.
Августина Бетанкура
помнят в Санкт-Петербурге, Москве, Туле, Нижнем Новгороде. В Центральном
музее железнодорожного транспорта России, уникальные экспонаты из которого
были представлены на выставке в Манеже, хранятся многие экспонаты, связанные
с его именем. Это модель мотальной машины (есть такая в ткацком производстве),
сделанная Бетанкуром своими руками, модель машины для подводного спиливания
свай и модель паровой ковшовой драги (такие машины были построены и использовались
для расчистки кронштадтского порта).
Министерство
путей сообщения России 27 июля 1995 года учредило памятную медаль имени
Бетанкура. Ею награждаются специалисты за выдающийся личный вклад в развитие
транспортного образования (в их числе была награждена директор Центрального музея железнодорожного
транспорта Галина Закревская). Медалью Бетанкура за номером 2 награждён
король Испании Хуан Карлос I.