Естественнонаучная база изобретательства в учреждениях дополнительного образования детей

Прошедшие годы были временем быстрых перемен во всех областях жизни общества. Не обошли они стороной и детское научно-техническое творчество. Бурное развитие получили его направления связанные с использованием информационных технологий. Однако почти полностью исчезли предметные кружки. Лабораторий физики и химии сегодня нет ни в одном учреждении дополнительного образования детей Санкт-Петербурга.
Может быть, необходимости в развитии естественнонаучного направления в системе дополнительного образования больше нет? Ведь сегодня существуют лицеи и школы с углубленным изучением соответствующих предметов.
 Полагаем, что это не так. Известно, что российские школьники обладают большими предметными знаниями, чем их зарубежные сверстники, однако гораздо хуже применяют их для решения практических проблем. Причина этого кроется в том, что главной целью отечественного образования на протяжении десятилетий было формирование у учеников исключительно научного мышления. Научное мышление ищет ответы на вопрос: "почему?". Однако для обеспечения практической преобразовательной деятельности (и ее вершины – деятельности изобретательской) нужно постоянно отвечать на совершенно иной вопрос: "как сделать?" Для ответа на него необходимо обладать научным знанием, но одного его совершенно не достаточно!
Два десятилетия назад школьники имели возможность упражняться в практическом применении естественнонаучных знаний как раз в предметных кружках внешкольных учреждений. Результаты этой, зачастую изобретательской, работы можно было наблюдать практически на любой выставке детского технического творчества, начиная с городского и кончая уровнем ВДНХ. К сожалению, этого нельзя сказать о выставках последних лет. Не слишком ли мы поторопились, избавившись от предметных лабораторий?
Автор не ратует за изменение сложившегося положения дел простым восстановлением физических и химических кабинетов, а также традиционных программ работы в них. По нашему мнению в современных условиях в учреждениях дополнительного образования научно-технического профиля следует налаживать работу научно-проектных лабораторий. В отличие от предметных, в этих лабораториях должны реализовываться программы, формирующие у учащихся опыт творческого практического использования научных знаний. Необходимость такой работы давно назрела.
В западной (особенно американской школе) формирование опыта преобразовательной деятельности ведется сугубо эмпирическим путем. Школьники непрерывно занимаются разработкой самых разнообразных проектов. В результате они осваивают способы получения недостающего знания, приобретают представления о множестве принципиально разрешимых задач. Несмотря на низкую эффективность эмпирического обучения нельзя недооценивать важность получаемого при этом опыта для подготовки молодого человека к современной жизни.
Однако отечественная школа не может пойти по этому пути. Мешает традиционная сложная образовательная программа. Всякое ее упрощение с негодованием встречается широкой общественностью. Престиж знаний в нашем обществе традиционно высок, но… вспомним слова Л.Н. Толстова «Знание – оружие, а не цель».
Сегодня существуют хорошо разработанные методики обучения школьников применению естественнонаучных знаний в изобретательской деятельности. Это, в частности, ТРИЗ - педагогика. Однако нет ТРИЗ - лабораторий, оснащенных необходимым оборудованием для реализации «в металле» выдвинутых учащимися изобретательских идей.
Накоплен немалый опыт использования в практической (в том числе изобретательской) деятельности естественнонаучных знаний. Автор этого материала обобщил многолетний опыт использования в детском техническом творчестве знаний по химии в своей, защищенной четыре года назад, докторской диссертации (электронный вариант монографии, дающий представление об этой работе доступен на сайте:
 http://www.davydow1.narod.ru/).
Однако до сих пор все инициативы по открытию хотя бы одной такого рода научно-проектной лаборатории разбивались о стену равнодушия руководителей УДОД.
Можно ли научить школьника изобретать с помощью одного лишь мела и доски? Можно ли обойтись в изобретательстве без физики и химии? Сколько еще лет пройдет, пока на эти вопросы будут даны внятные ответы?