Для двигателей с распределённым впрыском топлива и карбюраторных двигателей, устанавливаемых на легковые автомобили отечественного производства.
Современная ситуация на мировом рынке автомобилей требует от конструкторов создания двигателей с высокими значениями основных показателей, главными из которых являются экономичность, экологическая чистота, надёжность, ресурс, материалоёмкость, доступность изготовления и простота обслуживания. Для того чтобы создаваемый двигатель удовлетворял перечисленным требованиям, необходимо при его проектировании использовать самые новейшие конструкторские решения.2. Цель, основные задачи и пути конструктивного решения “Модернизированной системы газораспределения”.
Однако, такой подход к проектированию ни в малейшей степени, не отрицает преемственности конструкции и возможности применения хорошо зарекомендовавших себя решений, а также выполненных в металле конкретных узлов или деталей. Более того, именно использование отработанных узлов, деталей или отдельных элементов существующего и производимого серийно двигателя, пусть и прошлого поколения, позволит значительно снизить затраты на разработку более передовой конструкции. Именно такой путь, который позволит существенно сократить отставание по срокам от стран лидеров в двигателестроении, технически наиболее целесообразен и экономически значительно более рентабелен для Российских производителей силовых установок.
2.1 Цель.Главная техническая цель, которая была поставлена при разработке “Модернизированной системы газораспределения”, является увеличение мощности и крутящего момента серийного двигателя легкового автомобиля, выпускаемого отечественной промышленностью. Базовым двигателем, для которого предполагается разработать “Модернизированную систему газораспределения”, был выбран двигатель ВАЗ-2106 рабочим объёмом 1568 см3, как один из наиболее массовых двигателей, выпускаемых отечественной промышленностью.
2.2 Задачи.2.2.1 Главной технологической задачей, решаемой в данной конструкторской разработке, является максимальное использование, унифицированных с базовым двигателем, сборочных единиц, комплектующих и отдельных деталей выпускаемых серийно предприятиями России и других государств. Это условие касается как используемых при конструировании деталей базовой системы газораспределения, так и двигателя ВАЗ-2106 в целом, его системы питания, системы смазки, пуска и электроснабжения. Достижение технологической задачи позволит решить главную финансово-экономическую задачу, повышение рентабельности разработки путём кардинального сокращения сроков освоения новой конструкции, включающее как изготовления опытного образца, так и запуск его в серийное производство.
2.3 Пути решения.Учитывая наложенные ограничения, для достижения поставленной в разработке технической цели - повышения мощности двигателя, были выбраны два направления конструктивной модернизации системы газораспределения.
Итогом решения всех технических задач стала оригинальная конструкция головки блока цилиндров. Под созданную конструкцию были разработаны специальные клапана, выпускной коллектор, а так же были разработаны все нестандартные комплектующие.3. Особенности конструкции и рабочих процессов двигателя ВАЗ-2106 с “Модернизированной системой газораспределения”.
3.1 Особенности конструктивных элементов двигателя ВАЗ-2106 с “Модернизированной системой газораспределения”.Головка блока. Головка блока цилиндров была разработана для работы с двумя распределительными валами двигателя ВАЗ-2106 (2101-1006010), условно названными впускным и выпускным. Каждый из них, воздействует только на четыре клапана, соответственно по одному впускному и одному выпускному на каждый цилиндр. Распределительные валы, размещённые в корпусе подшипников (2101-1006033), крепятся к головке блока цилиндров при помощи шпилек. При разработке конструкции был выбран больший, чем в стандартной головке блока двигателя ВАЗ-2106, угол развала клапанов, что позволило разместить в ней клапана значительно большего диаметра (44 миллиметра для впускного и 40 миллиметров для выпускного). Именно это решение, являющееся одним из базовых в данной конструкции, значительно увеличило максимальное проходное сечение клапанов и как следствие, обеспечило повышенное наполнение цилиндра топливной смесью и его очистку от продуктов сгорания.
3.2 Особенности рабочих процессов двигателя ВАЗ-2106 с “Модернизированной системой газораспределения”.Первый такт - процесс наполнения. Благодаря конструкции впускных клапанов, камеры сгорания и впускных каналов в головке блока, топливная смесь, увлекаемая поршнем, движется по спирали вниз вокруг оси цилиндра. Таким образом, в конструкции реализуется тангенциальная закрутка потока топливной смеси. Так как впускной клапан расположен вблизи оси цилиндра, то и поступающая топливная смесь закручивается вокруг его оси, образуя максимально турбулизованный топливный “шнур”.
4. Перспективы развития “Модернизированной системы газораспределения”.
Представленная автором-разработчиком “Модернизированная система газораспределения” позволяет решить задачу прямого впрыска топлива в цилиндры двигателя, используя традиционные форсунки низкого (3-4 атмосферы) давления, в отличие от иностранной системы Gasoline Direct Injection (GDI) использующей форсунки высокого (до 10 МПа и выше) давления. Для реализации такой системы, условно названной системой прямого впрыска низкого давления, Gasoline Direct Injection - Low Pressure (GDI - LP), необходимо реализовать всего два условия. Во-первых, необходимо подобрать форсунки с максимально узким факелом распыла топлива. Во-вторых, необходимо занести в электронную систему управления двигателем калибровки, которые бы как можно более точно синхронизировали время открытия топливной форсунки со временем полного открытия впускного клапана для соответствующего цилиндра. Выполнение этих условий обеспечит впрыскивание, через открытую клапанную щель непосредственно в цилиндр двигателя, примерно 80 - 85 % топлива, а так же обеспечит отсутствие топливной плёнки осевшей на стенках впускного канала и элементах клапана. Оставшиеся 15 - 20 % топлива будут затянуты в цилиндр двигателя струёй всасываемого воздуха в момент частичного открытия клапана. Для повышения вероятности, попадания этих оставшихся порций топлива непосредственно в цилиндр двигателя, перспективная конструкция головки блока для (GDI - LP), базирующаяся на разработанной базовой конструкции, предусматривает расположение форсунки таким образом, что бы биссектриса конуса распыла топлива как можно более точно совпадала с центром клапанной щели в момент его максимального открытия.5. Результаты тепловых расчётов и сравнительный анализ.
На основании параметров базового двигателя и спроектированной “Модернизированной системы газораспределения” были произведены проектировочные тепловые расчёты для пятнадцати скоростных режимов работы. Полученные данные сравнивались с аналогичными данными базовых вариантов двигателя ВАЗ-2106 с карбюратором и распределённым впрыском топлива, а так же с данными по двигателям ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 выпускаемым отечественной промышленностью.Характеристики базовых вариантов двигателя ВАЗ-2106 с карбюратором и распределённым впрыском топлива, а так же двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 получены из открытых публикаций по автомобилестроению, автомобильных журналов, руководств по эксплуатации, обслуживанию и ремонту автомобилей, а так же из рекламных проспектов ОАО “АвтоВАЗ”.
5.1 Карбюраторный двигатель рабочим объёмом1568 см3.Номинальная мощность повысилась на 35,7 % - с 75,5 л.с. (55,5 кВт) до 102,46 л.с. (75,34 кВт) при 5400 об/мин.
5.2 Двигатель с распределённым впрыском топлива рабочим объёмом1568 см3.Номинальная мощность повысилась на 49,15 % - с 80 л.с. (58,8 кВт) до 119,32 л.с. (87,71 кВт) при 5200 об/мин.
Полные данные расчётов, двигателя ВАЗ-2106 с “Модернизированной системой газораспределения” с карбюратором и распределённым впрыском топлива, представлены автором-разработчиком в полном варианте работы. Там же представлены внешние, скоростные характеристики этого двигателя в сравнении с аналогичными характеристиками базовых вариантов, выпускаемых отечественной промышленностью.Выводы.
Итогом решения задач поставленных перед конструктором стала разработка “Модернизированной системы газораспределения”, названной автором “Свободное дыхание” (Free Breath system). Оригинальное название разработки продиктовано её главной технической особенностью. “Модернизированная система газораспределения” сконструирована таким образом, чтобы значительно снижать сопротивление, как для всасываемой в цилиндры топливной смеси, так и для выбрасываемых в атмосферу отработавших газов, то есть облегчает “дыхание” двигателя. Разработанная конструкция предназначена для оснащения существующих и перспективных Российских двигателей.Разработчик стремиться привлечь внимание к инвестиционному проекту по её внедрению в производство как очевидными энергетическими преимуществами, подтверждёнными проектировочными расчётами, так и благоприятными организационными и технологическими факторами:
Высокие энергетические показатели разработанной конструкции и благоприятные организационно-технологические факторы говорят о том, что для запуска инвестиционного проекта по внедрению в производство всё готово.