Новое в технике.
Возможности и проблемы внедрения.

Создание нового - благо и бремя забот? Однозначно не ответить. Но в большей мере - бремя. Прошло уже 20 лет как родилась идея «шарового насоса», в результате в 1989 г. авторы идеи Голубев В.П. и Дёжинов  Б.А. получили авторское свидетельство № 1555521 на изобретение «объемная машина» (с 01.07.1991г а.с. преобразовано в Патент). (См. "Демиург" № 2 1999 г. Ред.)

Машина объемного действия бесклапанная, регулируемая, ре-версируемая и обратимая (насос-мотор), достаточно простой конструкции: корпус-шар (две полусферы), двухдисковый ротор (один диск, ведомый - управляемый) и вал. Возможности применения, прежде всего в системах, где необходимы реверс, регулирование, перекачка больших объемов жидкости, газа.
Сделана действующая модель с ручным приводом, качает любую жидкость. Заинтересованное предприятие найти непросто. Кировский завод с интересом отнесся к нашему насосу, дал неплохой отзыв, но «...реализовать Ваше изобретение в настоящий момент не представляется возможным».
«Санкт-Петербургские ведомости» помогли, опубликовав в 1993 году статью «...А вот кому шаровой насос?», в этом же году Акционерное общество «Гайот» согласилось сотрудничать с нами, Голубеву В.П. (он в это время не работал) предложили работу в конструкторском отделе. Но через несколько месяцев «Гайот» «утонул» в ходе Перестройки (гайот - это возвышенность на дне океана)
В следующем году нас пригласило Акционерное общество открытого типа «Пронг РМ» - новое оборудование и оснастка нефтедобычи. Здесь мы подали заявку на новое изобретение: «Аксиально-поршневая гидромашина» - специально для добычи нефти. Но весной 1996 г. «Пронг» также прекратил свое существование.
В 1998 г. нам удалось выставить «объемную машину» в Лен-ЭКСПО на выставке «Российский промышленник». Для этого сделали привод от электродвигателя. Однако желаемого результата не получилось.
К этому времени мы получили Патент на новое изобретение: «Насос искусственного сердца».
В конце 2000 г. С.М. Миронов создал и возглавил общественное движение «Воля Петербурга». В обращении к жителям Санкт-Петербурга Миронов С.М. отметил талант и трудолюбие петербуржцев, что «... позволяет достигать высочайших результатов в науке, технике...» Такое выступление Миронова СМ. (Петровский курьер № 11 26.03.2001 г.) нас вдохновило, и мы подали свои
предложения в Промышленную комиссию, созданную в «Воле Петербурга».
Предложения для промышленного машиностроения.
Успех на рынке сопутствует только новейшей продукции. Предлагаемые новые конструкции объемного действия превосходят выпускаемые сегодня промышленностью аналогичные машины.
Применение объемной машины:
В качестве насоса в судовых системах, нефтяных терминалах портов, в трубопроводном транспорте для транспорта нефти, нефтепродуктов, воды, газа. Для сравнения: нефтяной магистральный насос НМ-10000-210 производительностью до 12500 м3/час - его габариты 13 м3 и масса 10 т. У шарового насоса для таких целей (внутренний диметр 0,75 м) габариты и масса на порядок меньше.
В качестве насоса и мотора в объемных гидравлических передачах (ОГП) транспортных машин (автомобиль, тепловоз, судно и т.д.). ОГП в автотранспорте сокращает расход топлива до 15%, в условиях городского движения рекуперация энергии торможения, что легко осуществимо ОГП, экономит еще до 25% топлива.
Заявленная нами аксиально-поршневая многоцилиндровая машина отличается от широко распространенных аксиально-поршневых машин конструктивной возможностью создания насосов на любую производительность. Применение - в ОГП, второе и наиболее важное применение в качестве насоса для добычи нефти - скважинный, бесштанговый, бесклапанный насос.
Высокая смертность от сердечно-сосудистых заболеваний (первое место среди всех других причин) привела к тому, что многие медицинские клиники и университеты развитых стран (США, Германия, Япония и др.) настойчиво ведут работы по созданию искусственного сердца (ИС). «Объемная машина» послужила аналогом изобретения «насос ИС» (патент РФ № 2091086, 1997 г. тех же авторов). Конструкция насоса ИС одобрена ведущими кардиологами. В сравнении с известными механическими протезами  ИС, предлагаемая нами конструкция наилучшим образом соответствует «устройству» естественного сердца. Насос работает в ритме сердца, обеспечивая синхронное сокращение одноименных отделов (правое и левое предсердие, правый и левый желудочек). Практически это первое и единственное четырехкамерное ИС, которое в перспективе может быть имплантировано в живой организм.
В настоящее время сделан макет с прозрачным корпусом (из оргстекла) - чтобы был виден внутренний механизм. Однако некоторые проблемы решить не удалось: подобрать электродвигатель и некоторые другие. Сейчас стоит задача доработки конструкции насоса, затем исследование его в стационарной системе вспомогательного кровообращения, потом - имплантация животному (собаке) и затем, если все удачно - готовить насос ИС к замене утратившего насосную функцию сердца человека.
Предложение подписали:
Лауреат Государственных премий СССР, заслуженный деятель науки РФ, академик Петровской Академии наук и искусств, доктор медицинских наук, профессор, председатель координационного Совета СПб по сердечно- сосудистой и грудной хирургии, главный ангиолог СПб Лебедев Л.В., от авторов - Дёжинов  Б.А. 27.03.2001
Целый год мы участвовали в работе этой комиссии, а результата нет. Потребовался целый год, чтобы убедиться в том, что это, мягко говоря, пустая трата времени. А что же «Воля Петербурга»? Мы об этом движении ничего не знаем.
О применении объёмной машины на локомотивах железнодорожного транспорта.
Электрифицированный железнодорожный транспорт непрерывно совершенствуется и в настоящее время находится на достаточно высоком уровне развития. Но при этом не следует забывать и о другой (негативной) стороне. Электрический транспорт - электропоезда, электровозы, тепловозы с электропередачей, а также линии электропередач, тяговые подстанции - являются мощным источником электромагнитных полей и вносят «существенный вклад» в электромагнитное загрязнение окружающей среды. В последнее время появилось немало публикаций, в которых приводятся данные о серьезных заболеваниях, вызванных электромагнитным излучением. Люди, систематически подверженные воздействию электромагнитных полей, чаще болеют.
Электромагнитные излучения являются сильным физическим раздражителем, который приводит к нарушению функционирования нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и других систем организма, поражает иммунную систему. Люди, страдающие аллергией, более чувствительны к воздействию электрических и магнитных полей. Чем слабее человек, тем сильнее электромагнитное излучение действует на него.
Локомотивы электрифицированного транспорта оснащены, естественно, электрической передачей мощности. Тепловоз, как автономный локомотив, свободен от «электрической зависимости» и для него можно выбрать другой вид передачи мощности.
В свое время при создании транспортных машин с двигателями внутреннего сгорания возникла проблема создания передачи мощности рационального типа. И было установлено, что передача должна быть бесступенчатой с автоматическим изменением передаточного числа. Этим требованиям отвечает объёмно-гидравлическая передача (ОГП). Для маневровых тепловозов и тепловозов промышленного транспорта, работающих на коротких расстояниях с частыми остановками, требуется именно такая передача.
ОГП компактна и малогабаритна - удельный показатель для ОГП 2,5-5,0 кВт/кг, для электропередачи - 0,5-0,6 кВт/кг. ОГП обеспечивает бесступенчатое регулирование скорости движении и тяги машины в широком диапазоне, неограниченное изменение передаточных чисел с высокой плавностью, а, следовательно, и плавное изменение выходного момента. Для ОГП характерна малая инерционность, управление передачей легко автоматизировать, при необходимости можно сделать программным. ОГП с автоматическим управлением обеспечивает работу двигателя на оптимальных, экономичных режимах при достаточно высоких значениях КПД передачи. Двигатель имеет естественную защиту от перегрузки, остановка его от перегрузки практически исключена, ОГП может осуществлять тормозные функции с рекуперацией энергии торможения, что способствует существенной экономии топлива. В качестве рабочей жидкости в ОГП применяют преимущественно минеральные масла, что обеспечивает хорошую смазку деталей передачи. Уход за ОГП в эксплуатации достаточно прост и состоит в основном в проверке уровня рабочей жидкости, своевременной замене ее, промывке (замене) фильтрующих элементов. Кроме того, ОГП в эксплуатации достаточно электро- и пожаробезопасна. Тепловоз с ОГП практически вдвое дешевле такого же тепловоза с электропередачей (Реферативный журнал «Железнодорожный транспорт» 1994 г., выпуск 8, реферат 8 В18).
Итальянская фирма «Бадонни» строила маневровые тепловозы с ОГП мощностью 200-400 л.с.
Однако узкий диапазон мощности гидроагрегатов (насосов и моторов), выпускаемых промышленностью, не способствует развитию ОГП для транспортных машин. Тем не менее, некоторые фирмы создают ОГП. Так французская фирма «Секмафир» создает ОГП не только для маневровых, но и для магистральных тепловозов большой мощности. Недостатком этих ОГП является большое давление в гидросистемах (до 60 МПа) - это не способствует надежности этих передач в эксплуатации.
В последнее время наметилось направление создания гидромашин, работающих при низком давлении. Это насосы «Вердис» немецкой фирмы «Паркер Ханнифин-НМФ» и некоторые другие. Однако это все те же конструкции известных гидромашин. Предлагаемые нами гидромашины могут обеспечить создание нового поколения транспортных ОГП.
СМИ о «Объемной машине»
20.05.1992 г. «Вечерний Петербург» С. Краюхин «Крутится, вертится шар»
15.05.1993 г. «СПБ Ведомости» Е. Данилевич «...А вот кому шаровой насос?»
1993 г. Газета «Уникум» №2 Ю. Морозова « И насос, и мотор»
Март 1995 г. «Известия. Неделя» №13 В. Коновалов «Вечный двигатель бюрократии»
05.04.1996 г. «СПб Ведомости» Е. Данилевич «С патентом по… кругу»
08.02.1999 г. «Петровский курьер» №4 Э. Усманова «Помпа для сердечника»
23.04.2003 г. «Деловой Петербург» Э. Усманова «Б. Дёжинов  сделал сердце из нефтяного насоса»
24.09.2003 г. «А и Ф Петербург» И. Жуков «А вместо сердца крошечный мотор»
21-27.07.2004 г. Петербургский час пик №30 Е. Дылева «Предлагаю Вам ротор и сердце, или «Средство Макропулоса от Дёжинова»
20.12.2005 г. «Гудок» Д. Григорьев «Шаровое чудо»