Принципы построения радиотехнической
системы относительной навигации и информационного обмена
(тезисы доклада)
Результатом развития радионавигации
воздушных судов (ВС) в России и за рубежом стало появление целого ряда
систем определения местоположения ВС в абсолютной и относительной системах
координат. Как правило, все эти системы – радиосистемы ближней навигации
(РСБН), радиосистемы дальней навигации (РСДН), спутниковые радионавигационные
системы (СРНС) и другие – создавались как системы, позволяющие на каждом
ВС определять свое местоположение относительно соответствующих радиоориентиров.
В последнее время появились
радиотехнические системы зависимого наблюдения, внедряются системы вторичной
радиолокации с адресным запросом в управлении воздушным движением (УВД),
разрабатываются новые системы, такие, как РТС определения взаимных координат
и системы предупреждения столкновений, развиваются системы телекодовой
связи, цифровые линии передачи данных и другие системы.
Однако увеличение плотности и интенсивности
воздушного движения, рост числа средств обеспечения полетов ВС, а также
необходимость решения новых специальных задач по определению взаимного
положения ВС, предупреждению столкновений, аварийному обнаружению и других
поставили задачу обеспечения информационной избыточности между системами
при полетах ВС. Реализация этих новых задач затрудняется из-за отсутствия
у участников воздушного движения и у средств его обеспечения необходимых
меж абонентских связей.
В настоящее время среди
специалистов утвердилось мнение о настоятельной необходимости интенсификации
усилий по созданию новых информационно-измерительных систем управления
воздушным движением, идеология построения которых воплощала бы в себе уровень
научно-технической мысли начала XXI века. Международной организацией гражданской
авиации (ICAO)
определено, что будущие системы связи, навигации, наблюдения/организации
воздушного движения (СНН/ОрВД) должны строиться с широким использованием
цифровых линий передачи данных (ЛПД). Среди различных видов применения
ЛПД приоритет в ICAO
отдается автоматическому зависимому наблюдению (АЗН), которое в будущей
системе ОрВД рассматривается как один из основных методов наблюдения [1].
Краткие сведения о системе АЗН, основные принципы действия и достоинства
такой системы приведены в [2].
Совокупность различных систем радионавигации,
вторичной радиолокации, информационного обмена можно представить в виде
некоторой сети опорных навигационных точек (ОНТ), относительно которых
решаются всевозможные задачи навигации, обмена информацией и управления
ВС. Опорные навигацион-ные точки по своему размещению могут быть неподвижными
(наземные пункты управления, радиомаяки и т. п.) или подвижными, расположенными
на космических аппаратах, кораблях или ВС.
Однако техническая реализация
такой системы в настоящее время находится в стадии становления и требует
теоретического обоснования ряда принципиальных вопросов, среди которых
существенное значение имеют проблемы общей организации и циклограммы работы,
методы синхронизации и измерения относительных координат и ряда других.
Современное состояние систем ближней,
дальней и спутниковой радионавигации, а также систем единого времени и
частотно-временной синхронизации дает возможность выработать комплексный
подход к решению задачи определения относительного местоположения объектов
путем создания специальной много абонентной системы с максимальным использованием
всей доступной навигационной информации, а также информации от других источников,
имеющихся на борту современного самолета.
В основу такой много абонентной
системы может быть положен угломерно-дальномерный метод определения относительных
координат в сочетании с передачей информации о координатах источников сигналов
и параметров их движения. При этом может быть обеспечено определение собственных
координат на основе измерения дальностей между всеми взаимодействующими
объектами с помощью много абонентной дальномерной системы и определение
пеленгов относительно стационарных объектов с последующей передачей этой
информации всем объектам по каналу информационного обмена.
При таком построении системы относительной
навигации появляется возможность организации навигационного поля на базе
стационарных и подвижных объектов. Формирователями, переносчиками и потребителями
информации о положении объ-ектов в такой системе становятся все взаимодействующие
объ-екты на равноправной основе.
Результатом внедрения радиотехнической
системы относительной навигации будут повышение информационной надежности
выходных параметров бортового радионавигационного оборудования для обеспечения
различных навигационных функций и, как следствие этого:
-
повышение роли и участия экипажей
ВС в принятии решений по управлению своим полетом;
-
организация консультативных трасс
или консультатив-ных зон воздушного движения и обеспечение зональной навигации
с выполнением полетов ВС по гибким траекториям;
-
снижение нагрузки на диспетчерские
службы управления воздушным движением;
-
получение дополнительной навигационной
информации и использование ее для предупреждения столкновений.
Литература
1. Автоматическое зависимое
наблюдение – радиовещательное (АЗН-В) на базе УКВ-линии передачи данных.
Информационный документ. Версия 2.0. – М.: Гос. НИИ Аэронавигации. Гос.
НИИ авиационных систем. 1998.
2. Бабуров В.И., Олянюк П.В.
Система радиовещательного зависимого наблюдения (АЗН-Р) // ВИНИТИ. Проблемы
безопасности полетов. – 2000, № 9.