Принципы построения радиотехнической системы относительной навигации и информационного обмена

(тезисы доклада)

Результатом развития радионавигации воздушных судов (ВС) в России и за рубежом стало появление целого ряда систем определения местоположения ВС в абсолютной и относительной системах координат. Как правило, все эти системы – радиосистемы ближней навигации (РСБН), радиосистемы дальней навигации (РСДН), спутниковые радионавигационные системы (СРНС) и другие – создавались как системы, позволяющие на каждом ВС определять свое местоположение относительно соответствующих радиоориентиров.
В последнее время появились радиотехнические системы зависимого наблюдения, внедряются системы вторичной радиолокации с адресным запросом в управлении воздушным движением (УВД), разрабатываются новые системы, такие, как РТС определения взаимных координат и системы предупреждения столкновений, развиваются системы телекодовой связи, цифровые линии передачи данных и другие системы.
Однако увеличение плотности и интенсивности воздушного движения, рост числа средств обеспечения полетов ВС, а также необходимость решения новых специальных задач по определению взаимного положения ВС, предупреждению столкновений, аварийному обнаружению и других поставили задачу обеспечения информационной избыточности между системами при полетах ВС. Реализация этих новых задач затрудняется из-за отсутствия у участников воздушного движения и у средств его обеспечения необходимых меж абонентских связей.
В настоящее время среди специалистов утвердилось мнение о настоятельной необходимости интенсификации усилий по созданию новых информационно-измерительных систем управления воздушным движением, идеология построения которых воплощала бы в себе уровень научно-технической мысли начала XXI века. Международной организацией гражданской авиации (ICAO) определено, что будущие системы связи, навигации, наблюдения/организации воздушного движения (СНН/ОрВД) должны строиться с широким использованием цифровых линий передачи данных (ЛПД). Среди различных видов применения ЛПД приоритет в ICAO отдается автоматическому зависимому наблюдению (АЗН), которое в будущей системе ОрВД рассматривается как один из основных методов наблюдения [1]. Краткие сведения о системе АЗН, основные принципы действия и достоинства такой системы приведены в [2].
Совокупность различных систем радионавигации, вторичной радиолокации, информационного обмена можно представить в виде некоторой сети опорных навигационных точек (ОНТ), относительно которых решаются всевозможные задачи навигации, обмена информацией и управления ВС. Опорные навигацион-ные точки по своему размещению могут быть неподвижными (наземные пункты управления, радиомаяки и т. п.) или подвижными, расположенными на космических аппаратах, кораблях или ВС.
Однако техническая реализация такой системы в настоящее время находится в стадии становления и требует теоретического обоснования ряда принципиальных вопросов, среди которых существенное значение имеют проблемы общей организации и циклограммы работы, методы синхронизации и измерения относительных координат и ряда других.
Современное состояние систем ближней, дальней и спутниковой радионавигации, а также систем единого времени и частотно-временной синхронизации дает возможность выработать комплексный подход к решению задачи определения относительного местоположения объектов путем создания специальной много абонентной системы с максимальным использованием всей доступной навигационной информации, а также информации от других источников, имеющихся на борту современного самолета.
В основу такой много абонентной системы может быть положен угломерно-дальномерный метод определения относительных координат в сочетании с передачей информации о координатах источников сигналов и параметров их движения. При этом может быть обеспечено определение собственных координат на основе измерения дальностей между всеми взаимодействующими объектами с помощью много абонентной дальномерной системы и определение пеленгов относительно стационарных объектов с последующей передачей этой информации всем объектам по каналу информационного обмена.
При таком построении системы относительной навигации появляется возможность организации навигационного поля на базе стационарных и подвижных объектов. Формирователями, переносчиками и потребителями информации о положении объ-ектов в такой системе становятся все взаимодействующие объ-екты на равноправной основе. Литература
1. Автоматическое зависимое наблюдение – радиовещательное (АЗН-В) на базе УКВ-линии передачи данных. Информационный документ. Версия 2.0. – М.: Гос. НИИ Аэронавигации. Гос.  НИИ авиационных систем. 1998.
2. Бабуров В.И., Олянюк П.В. Система радиовещательного зависимого наблюдения (АЗН-Р) // ВИНИТИ. Проблемы безопасности полетов. – 2000, № 9.