Многоуровневая система подготовки
кадров высшей квалификации
(тезисы доклада)
В настоящее время в России подготовка
кадров с высшим образованием осуществляется по двум схемам.
Первая традиционная система
связана с подготовкой дипломированных специалистов по специальностям, образовательные
программы которых ориентированы на конкретные объекты, технологии и виды
профессиональной деятельности специалиста.
Вторая система – двухступенчатая.
Первая ступень обучения заканчивается присвоением выпускнику степени бакалавра,
вторая ступень, более высокая, заканчивается присвоением выпускнику степени
магистра, после защиты им магистерской диссертации. Выпускники, прошедшие
подготовку по многоступенчатой системе подготовки, ориентированы в дальнейшей
своей деятельности на научно-исследовательскую или научно-педагогическую
работу. Реализация обучения при многоуровневой подготовке может осуществляться
по различным схемам. Выбор возможной схемы обучения осуществляется на основании
решения Ученого совета.
Первая схема подготовки
самая простая и наиболее затратная. По этой схеме ВУЗ осуществляет подготовку
по направлениям и специальностям параллельно.
Вторая схема подготовки позволяет
совмещать обучение специалистов, бакалавров и магистров по ряду дисциплин.
В этом случае приходится адаптировать подготовку отдельных образовательных
программ по уровням подготовки.
Третья схема наиболее
экономична с точки ресурсов. По этой схеме на младших курсах осуществляется
обучение по унифицированным учебным планам на факультете независимо от
предполагаемого дальнейшего уровня обучения студента. В зависимости от
модели подготовки кадров высшей квалификации возможны несколько алгоритмов
подготовки выпускников. Рассмотрим различные варианты.
Первый, при котором осуществляется
подготовка в течение четырех лет всех поступивших абитуриентов по бакалаврской
программе. На этом заканчивается первый уровень обучения. На второй уровень
обучения осуществляется конкурсный отбор на магистерские программы или
программы подготовки дипломированных специалистов.
При такой модели подготовки
выпускники бакалавриата должны быть готовы для работы в промышленности
или к продолжению обучения на втором уровне.
Второй вариант подготовки предусматривает
обучение на младших курсах по унифицированным учебным планам. После окончания
обучения по унифицированным планам (второй или третий курс) определяется
траектория последующего освоения образовательной программы для каждого
студента. Вначале определяется количество мест по специальностям и направлениям,
причем по направлениям возможно деление на прикладных и академических бакалавров.
В идеале:
прикладные бакалавры получают диплом
о высшем образовании, заканчивают обучение и идут на производство;
академические бакалавры, получив диплом
о высшем образовании, продолжают обучение в магистратуре, после окончания
которой, как правило, занимаются научной работой;
дипломированные специалисты обучаются
в рамках образовательной программы по соответствующей специальности и после
окончания вуза работают по ней.
Соотношение мест между направлениями
и специальностями выбирается, исходя из потребностей рынка или каких-либо
других соображений.
Из рассмотренных моделей обучения
следует, что при наличии многоуровневого образования основной массой выпускников
высших учебных заведений становятся кадры с дипломом бакалавра, получивших
диплом о высшем образовании со сроком обучения четыре года.
Реально же в высшем
образовании продолжается усиленная модернизация многоуровневого образования,
впрямую связанная с подписанием Россией Болонской декларации и интеграцией
в европейское образовательное пространство.
Следующий этап этой модернизации
- подготовка бакалавров и магистров по специальностям наряду с академическими
бакалаврами и магистрами, дипломированными специалистами.
Прежде всего, такой шаг обусловлен
тем, что до настоящего времени востребованность бакалавров с квалификацией
в области техники и технологий не определена, так как полноценного выпуска
бакалавров все еще не было. Бакалавры практически полным составом переходят
на второй уровень образования.
Так, в Санкт-Петербургском
государственном электротехническом университете в этом году состоится первый
выпуск прикладных бакалавров, которые по тем или иным причинам заканчивают
обучение. Однако и эти выпускники в подавляющем большинстве планируют получить
второе образование, но не по техническим направлениям. Заявок от промышленности
на бакалавров не поступает. Готовить бакалавров с тем, чтобы они потом
переходили в другие сферы деятельности, наверное, нецелесообразно.
Материалы:
В докладе используются материалы
из сборника “Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет
”ЛЭТИ”, Развитие университетского комплекса: традиции и новации”.