Этапы реализации среды и содержания дистанционного обучения в ВУЗ'е

В последние несколько лет наблюдается интенсивное развитие и внедрение новых технологий в образовательный процесс в высшей школе. В наиболее значительной мере это коснулось заочной и дистанционной форм обучения. Ушли в прошлое объемистые посылки студентам с шаблонами заданий и выдержками из учебников.
Благодаря развитию компьютерных сетей и телекоммуникационных технологий появилась возможность «доставки» информации практически в любую точку земного шара за весьма непродолжительный период времени. Как результат — появление нового типа «электронных» образовательных учреждений, наиболее крупные из которых — Современная Государственная Академия и МЭСИ (Москва).
В Политехническом университете СПб обучение по заочно-дистанционной форме реализуется на базе Факультета открытого и дистанционного обучения (ФОДО) в течение семи лет. Одной из основных стратегических задач руководство факультета считает системную разработку и развитие интегральной электронной учебной среды.
Около двух лет приоритет в этом направлении состоял в формирование собственно контента или содержания электронной среды. На сегодня в нашей базе более 200 электронных учебников по всем основным курсам, предлагаемым студентам факультета. При этом дополнительно решалась задача поддержки и сохранения интеллектуально-научного потенциала нашего ВУЗ'а. В 2001-2003 годах началось формирование оболочки учебной среды на базе пакета Lotus Notes Domino. Совместно с Центром Дистанционного Обучения (руководитель профессор РФФ Цикин И.А.) проект был запущен и подвергся детальному анализу, позволившему сделать вывод о высокой эффективности использования электронной учебной среды. Отметим, что количество обучающихся на факультете возросло почти вдвое и достигло к 2003 году 800 человек.
Значительное количество студентов резко повысило нагрузку на технических сотрудников деканата. Для повышения эффективности их работы в 2004 году была разработана и внедрена система документооборота на базе Microsoft Office Excel. Указанная система позволила упростить ведение документооборота, однако с увеличением числа обучающихся до 1000-1100 человек использование Excel перестало полностью удовлетворять все возрастающие к документообороту требования (ведение архивов, оперативное обновление данных и др.).
С учетом предыдущих разработок и опыта, на сегодня разработана и проходит пробное тестирование среда on-line регистрации, созданная на самых передовых программных продуктах, таких как Oracle 9i, Windows Server 2003, ASP-технологии, которая позволяет объединить в себе достоинства всех предыдущих вариантов и опыт их применения.
Немаловажно заметить, что использование электронной среды обучения (ЭСО) представляет интерес не только для студентов заочной и очно-заочной форм обучения, но также для учащихся очной формы, послевузовского образования, курсов повышения квалификации. Следует также отметить, что как сама учебная среда, так и ее содержание важны для студентов не только в качестве дополнительного средства для самостоятельного обучения, но и как эффективное средство повышения качества освоения предметов в целом. Одно из преимуществ ЭСО — возможность вести обучение по узкоспециализированным направлениям независимо от количества обучающихся на них.
Начиная с 2004 года, идет преобразование контента среды. Вместо привычных электронных учебников стали создаваться учебно-методические комплексы (УМК), позволяющие наиболее полно удовлетворять потребности студентов, обучающихся в отрыве от преподавателя.
Процесс создания УМК достаточно долгий и трудозатратный. Для его создания необходимо сотрудничество всех заинтересованных сторон (преподаватель, программист, технический персонал). Создание одного комплекса обычно занимает не менее полутора лет.
Рассмотрим ЭСО более подробно.
Компоненты среды:
— электронный деканат;
— учебная среда (LMS — Learning Management System — система управления обучением);
— учебно-методические комплексы по предметам (LMCS — Learning Management Content System — система управления контентом обучения).
1. Электронный деканат.
— Регистрация абитуриентов.
— Отслеживание оплаты обучения.
— Кадровые данные студента (лицевая сторона личной карточки).
— Учебный план (стандартный, индивидуальный, приведенный к виду «внутренности личной карточки»), например:
Предмет Зачет Оценка № экз.
ведомости
Дата 
экзамена
ФИО 
преподавателя
— Возможность формирования различных запросов к базе данных (печать справок, карточек, списков групп и др.).
— Приказы (события), т.е. и на домашней странице студента должны быть отражены как минимум номера приказов о зачислении, переводе и др.
2. Учебная среда
— Домашняя страница студента
— Разделы страницы:
2.1. Перечень дисциплин, подлежащих сдаче с разбивкой по семестрам;
2.2. Доступ к учебникам в соответствии с требуемыми дисциплинами;
2.3. Просмотр своей личной карточки (без права редактирования);
2.4. Форум для общения с преподавателем.
3. Учебно-методические комплексы по предметам.
Для построения полноценного УМК по предмету преподаватель должен обеспечить свой курс материалами в следующем объеме и формате (приводится необходимый минимум, все остальное, дополнительные материалы, любые варианты учебников только повышают насыщенность курса и делают его все более самодостаточным).
1. Преподаватель обеспечивает каждый час (академический) лекций 4-мя страницами текста (А4 формат, кегль — 12, интервал — одинарный) в формате .doc.
2. На каждую тему составляется не менее 20 вопросов, на каждый вопрос предлагается не менее 4 вариантов ответов (количество вопросов может варьироваться в зависимости от объема темы, это определяется преподавателем и техническим консультантом). Желательно построение вопросов по «древовидной» структуре: от простых к сложным.
3. По каждой теме преподаватель предоставляет достаточный на его взгляд список литературы.
4. Графический материал по теме предоставляется в формате .jpg или .gif. Для изучения программ предоставляются скриншоты интерфейсов программ.
5. По каждой теме преподавателем дается определенное им самим количество тезисов. На основе этих тезисов в дальнейшем составляются слайды для быстрого просмотра и повторения материала, возможно составление рабочих тетрадей на печатной основе.
Весь материал анализируется техническим консультантом. После этого из исходных материалов формируются:
— пособие в формате .pdf;
— пособие в формате .html;
— остается доступным пособие в формате .doc (это дает возможность вывода на печать пособия "по требованию");
— слайды с тезисами;
— макет рабочей тетради;
Техническим консультантом совместно с преподавателем разрабатываются методические рекомендации по изучению курса
Один из первых (не только в нашем ВУЗ'е, но и в Санкт-Петербурге) УМК создан по курсу «Общая химия» под руководством заведующего кафедрой общей и неорганической химии Факультета технологии и исследования материалов профессора Л.Н. Блинова.
В состав УМК входят:
концепция химического образования,
базовый учебник по курсу «Химия»,
краткий конспект лекций по курсу,
методические указания и рекомендации по выполнению контрольных заданий по курсу,
контрольные задания по курсу «Химия»,
компьютерный практикум по курсу,
система тестирования знаний по курсу, работающая в режимах «самотестирование» и «контрольное тестирование»,
дополнительные материалы по разделам курса,
электронный вариант Периодической системы,
список основной и дополнительной литературы.
Указанный комплекс содержит все необходимые блоки и составляющие для успешного усвоения пользователем курса «Химия», понимания его взаимодействия с другими естественнонаучными и инженерными дисциплинами. По желанию студентам могут быть выданы и «бумажные» учебники и учебные пособия, изданные факультетом специально для заочного и дистанционного типов обучения.
В настоящее время по курсу «Химия» разрабатываются интерактивные лабораторные работы, позволяющие студентам заочной формы обучения «попрактиковаться» на виртуальном стенде перед тем, как приступить к «очным» лабораторным работам. Внедрение интерактивности в УМК отвечает самым последним подходам к повышению качества обучения.
Отметим, что отдельные блоки подобного типа комплексов создаются или уже созданы и по другим дисциплинам, в частности, по физике, математике, экологии.
Логически и системно правильно структурированная среда предоставляет новые возможности как для расширение кругозора пользователя, так и для формирования его заинтересованности к обучению, через увеличение привлекательности и мотивации, лучшего понимания целеполагания конечных результатов обучения усилению привлекательности отдельных курсов.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что дистанционное (электронное) обучение ни в коем случае не заменяет и не является альтернативой очному общению студента с преподавателем.
Сбалансированность очной и заочной составляющих курса, повысит в конечном итоге не только качество усвоения материала, но и реально полученные умения и навыки.