Благодаря развитию компьютерных сетей и телекоммуникационных технологий появилась возможность «доставки» информации практически в любую точку земного шара за весьма непродолжительный период времени. Как результат — появление нового типа «электронных» образовательных учреждений, наиболее крупные из которых — Современная Государственная Академия и МЭСИ (Москва).В Политехническом университете СПб обучение по заочно-дистанционной форме реализуется на базе Факультета открытого и дистанционного обучения (ФОДО) в течение семи лет. Одной из основных стратегических задач руководство факультета считает системную разработку и развитие интегральной электронной учебной среды.
Около двух лет приоритет в этом направлении состоял в формирование собственно контента или содержания электронной среды. На сегодня в нашей базе более 200 электронных учебников по всем основным курсам, предлагаемым студентам факультета. При этом дополнительно решалась задача поддержки и сохранения интеллектуально-научного потенциала нашего ВУЗ'а. В 2001-2003 годах началось формирование оболочки учебной среды на базе пакета Lotus Notes Domino. Совместно с Центром Дистанционного Обучения (руководитель профессор РФФ Цикин И.А.) проект был запущен и подвергся детальному анализу, позволившему сделать вывод о высокой эффективности использования электронной учебной среды. Отметим, что количество обучающихся на факультете возросло почти вдвое и достигло к 2003 году 800 человек.Значительное количество студентов резко повысило нагрузку на технических сотрудников деканата. Для повышения эффективности их работы в 2004 году была разработана и внедрена система документооборота на базе Microsoft Office Excel. Указанная система позволила упростить ведение документооборота, однако с увеличением числа обучающихся до 1000-1100 человек использование Excel перестало полностью удовлетворять все возрастающие к документообороту требования (ведение архивов, оперативное обновление данных и др.).
С учетом предыдущих разработок и опыта, на сегодня разработана и проходит пробное тестирование среда on-line регистрации, созданная на самых передовых программных продуктах, таких как Oracle 9i, Windows Server 2003, ASP-технологии, которая позволяет объединить в себе достоинства всех предыдущих вариантов и опыт их применения.Немаловажно заметить, что использование электронной среды обучения (ЭСО) представляет интерес не только для студентов заочной и очно-заочной форм обучения, но также для учащихся очной формы, послевузовского образования, курсов повышения квалификации. Следует также отметить, что как сама учебная среда, так и ее содержание важны для студентов не только в качестве дополнительного средства для самостоятельного обучения, но и как эффективное средство повышения качества освоения предметов в целом. Одно из преимуществ ЭСО — возможность вести обучение по узкоспециализированным направлениям независимо от количества обучающихся на них.
Начиная с 2004 года, идет преобразование контента среды. Вместо привычных электронных учебников стали создаваться учебно-методические комплексы (УМК), позволяющие наиболее полно удовлетворять потребности студентов, обучающихся в отрыве от преподавателя.Процесс создания УМК достаточно долгий и трудозатратный. Для его создания необходимо сотрудничество всех заинтересованных сторон (преподаватель, программист, технический персонал). Создание одного комплекса обычно занимает не менее полутора лет.
1. Электронный деканат.
— Регистрация абитуриентов.
— Отслеживание оплаты обучения.
— Кадровые данные студента (лицевая сторона личной карточки).
— Учебный план (стандартный, индивидуальный, приведенный к виду «внутренности личной карточки»), например:
Предмет | Зачет | Оценка | № экз.
ведомости |
Дата
экзамена |
ФИО
преподавателя |
— Возможность формирования различных запросов к базе данных (печать справок, карточек, списков групп и др.).Для построения полноценного УМК по предмету преподаватель должен обеспечить свой курс материалами в следующем объеме и формате (приводится необходимый минимум, все остальное, дополнительные материалы, любые варианты учебников только повышают насыщенность курса и делают его все более самодостаточным).
— Приказы (события), т.е. и на домашней странице студента должны быть отражены как минимум номера приказов о зачислении, переводе и др.
2. Учебная среда
— Домашняя страница студента
— Разделы страницы:
2.1. Перечень дисциплин, подлежащих сдаче с разбивкой по семестрам;
2.2. Доступ к учебникам в соответствии с требуемыми дисциплинами;
2.3. Просмотр своей личной карточки (без права редактирования);
2.4. Форум для общения с преподавателем.
3. Учебно-методические комплексы по предметам.