Славянские руны.
Обзор книги Громова Д.В. и Бычкова А.А. “Славянская руническая письменность: факты и домыслы”.
Предисловие. В "Демиурге" № 1 2005 г. была опубликована наша  статья "Чудиновские прочтения", в которой мы довольно жестко критиковали чрезмерно смелые "методы прочтения", примененные Чудиновым к археологическим памятникам славянской культуры. Эта жесткость была вызвана опасением, что подобные "чудиновским" прочтения могут нанести серьезный вред процессу изучения новых археологических артефактов славянского прошлого. Именно этими соображениями, а отнюдь не отрицанием возможности существования рунической письменности у древних славян и была порождена наша предыдущая статья. Аналогичной точки зрения придерживаются и авторы анализируемой ниже работы. И по их, и по нашему мнению, вопросы праславянской письменности исторически крайне важны, и нельзя допустить их профанации поспешными, сделанными с ненаучными целями попытками интерпретации и "прочтениями".
К проблеме существования славянской рунической письменности современная наука, по словам авторов, проявляет крайнюю предвзятость. Причем, не имея для этого достаточных оснований. В 18-20 веках было обнаружено некоторое количество славянских рунических памятников, которые и стали исходным материалом для реконструкции рунической письменности. При дальнейших исследованиях часть памятников оказались фальшивыми, другие были со временем утрачены, на третьих надписи были слишком короткие, разрозненные и содержали неизвестные знаки.
Единственным и наиболее верным путем прояснить вопрос о подлинности или поддельности ряда славянских рунических памятников является экспертная оценка, произведенная непредвзятыми специалистами с использованием современных методик.
До настоящего времени нет исследования, в котором достаточно полно излагался бы фактический материал, касающийся гипотетических славянских рун. Книга Д.В. Громова и А.А. Бычкова - сугубо кабинетное исследование. Авторам не известно, где находится сейчас большинство славянских рунических памятников, описываемых в книге. Тем не менее, данная книга является наиболее полным сводом информации о славянской рунической письменности. Авторы не разрабатывают какую-либо собственную систему, позволяющую прочесть все славянские “нечитаемые” надписи. Они ограничиваются только анализом уже имеющихся данных.
Под рунической письменностью принято понимать алфавиты, с характерным стилем начертания, бывшие в употреблении у европейских народов со 2 по 3 вв. н. э. и до позднего Средневековья. Руническое письмо существовало вплоть до 15 века, а в некоторых шведских областях вплоть до 18 века. Когда изучением рун начали заниматься ученые, руническая письменность еще существовала как живая традиция.
Все важнейшие вопросы, связанные с местом их зарождения, прототипом, первоначальными функциями до настоящего времени остаются дискуссионными. Нет окончательного мнения и о фонетическом значении некоторых рунических знаков.
В Средние века народы, перенимавшие руны, модифицировали рунический строй для адаптации его к особенностям своего языка. Таким образом, при рассмотрении славянских рунических памятников допустимо предположить, что рунические строи были заимствованы славянами и модифицированы.
Как показывает практика, большинство рунических надписей преследует цель зафиксировать принадлежность предмета тому или иному человеку. Следовательно, при рассмотрении надписей и отдельных знаков, обнаруживаемых на территории расселения славян, можно предположить, что многие из них обозначают собственность. На славянской территории вполне могла распространиться практика установки рунических мемориальных камней.
Рунические знаки не всегда обозначали звуки. Иногда им присваивались значения понятий и отдельных слов. Подобные знаки нередко расцениваются как заклинательные, магические. Подобные надписи могут встречаться и на славянских территориях и соотноситься со славянскими знаковыми системами. Рунические знаки рассматривались как священные, богоданные. Подобное явление может наблюдаться и у славян.
Как показали исследования, у славян существовала письменность еще до того, как было принято христианство. Однако остается открытым вопрос, какими именно знаками пользовались славяне для записи своих текстов. На этот вопрос может быть несколько вариантов ответа.
1. Письменные тексты составлялись восточными славянами с помощью кириллистической письменности, освоенной до принятия христианства.
2. Для записи слов славянского языка использовались буквы уже существующих алфавитов - латинского, греческого или одного из рунических.
3. Для передачи информации использовались знаки, не являющиеся собственно письменностью.
4. Письменность имела автохтонный характер. Использовались знаки, существовавшие до появления у славян кириллистической письменности или же пришедших из Западной Европы “латинских” шрифтов.
Существует достаточно много данных о заимствовании славянами алфавитов для записи славянских слов. Поэтому в принципе не исключено, что рунические алфавиты были заимствованы и славянами-язычниками, которые трансформировали его согласно особенностям местного языка.
Однако, при рассмотрении древних надписей, выполненных неидентифицируемыми знаками, следует учитывать, что эти знаки могут вовсе не являться письменностью. С большой вероятностью это могут быть пиктограммы, знаки собственности, тайнопись или цифры. Поэтому массив знаков, на основании которого можно реконструировать “славянские руны”, значительно уменьшается. Гипотетически сохраняется возможность воссоздания “славянских рун” на основании археологического материала. Но, к сожалению, возможность эта пока очень мала.
Выводы
Гипотеза существования у славян рунической письменности не противоречит многим аспектам материальной и культурной жизни европейского Средневековья.
Руническая письменность распространялась по Европе постепенно. При этом рунические алфавиты адаптировались к языковым потребностям различных народов. Не исключено, что и славяне были охвачены этим процессом. Характер славянских надписей, относимых исследователями к числу рунических, укладывается в рамки европейской традиции. Это, прежде всего, информация о принадлежности тех или иных предметов некому хозяину. Европейской традиции соответствует и сакрализация письменности у славян.
Вполне вероятно существование у славян письменности до “официально признанного” принятия ими кириллицы и латиницы.
Весь массив славянских рунических памятников, рассматриваемых авторами в данной книге, разбит ими на две большие группы.
Первая группа локализуется на территории расселения западных славян. Это памятники с надписями, выполненные одним и тем же руническим строем (“вендскими рунами”).
К числу памятников данной группы относятся:
  • коллекции “прильвицких статуэток”;
  • коллекция камней, обнаруженных близ Ной-Штрелица;
  • некоторые польские памятники;
  • чешские памятники и, с небольшой долей вероятности, камни из Скальска.
  • Подлинность подавляющего большинства перечисленных предметов в большей или меньшей степени подвергалась сомнению. Но необходимо помнить, что последние экспертные оценки многих памятников происходили в 19 веке с использованием несовершенных методик.
    Вторая группа памятников представляет собой предметы, покрытые нечитаемыми надписями. Отдельные авторы относят их к числу рунических исключительно на основе некоторого сходства в начертании.
    Памятники этой группы рассеяны на всей территории расселения славян. Надписи, как правило, короткие, содержат помимо руноподобных знаков, также и знаки, не поддающиеся идентификации. Не исключено, что знаки, нанесенные на них, вообще не имеют отношения к звуковой письменности. Это могут быть знаки рисуночного или логографического письма, цифры или знаки собственности.
    По данным авторов, небуквенные знаки всех перечисленных категорий широко использовались славянами. Следует учесть, что достаточно мала вероятность заимствования рун теми славянами, которые не граничили с народами, дополнительно обладавшими рунической письменностью.
    Исчезающе мала вероятность того, что параллельно бытовали славянские руны, развившиеся из того же корня, что и руны западноевропейские. В связи с этим, по мнению авторов, вопрос об отнесении памятников данной группы к славянской рунике кажется преждевременным.
    В случае, если удастся доказать подлинность описываемых в книге предметов, наука обретет замечательные памятники славянского язычества. Если предметы действительно окажутся поддельными, вопрос о славянских рунах можно будет окончательно закрыть или определить вероятность существования славянской рунической письменности с большой степенью точности.
    Литература:
    Громов Д.В., Бычков А.А. Славянская руническая письменность: факты и домыслы. М., София, 2005.