Бесшатунный двигатель внутреннего
сгорания.
Бесшатунный двигатель внутреннего
сгорания (далее БДВС) предназначен, прежде всего, для легкомоторной авиации,
которая в настоящее время не обеспечена отечественными двигателями.
Преимущества бесшатунной конструкции
были сформулированы известным конструктором С.С. Баландиным в его книге
"Бесшатунные поршневые двигатели внутреннего сгорания" ("Машиностроение",
Москва, 1968 г.). Применительно к сконструированному С.С. Баландиным
и изготовленному на АЗЛК двигателю ОМ 127РН эти преимущества выглядели
так:
-
БДВС вдвое меньше традиционного шатунного;
-
БДВС значительно лучше защищен от
перегрева;
-
БДВС (ОМ 127РН) имеет литровую мощность
~ 107 кВт, что существенно выше современных зарубежных двигателей аналогичного
назначения традиционной конструкции.
К сожалению, неудачное вертикальное
размещение двигателя Баландина в моторном отсеке "Москвича-412", связанное,
в том числе и с крестообразным расположением цилиндров, привело к неудовлетворительным
результатам испытаний и прекращению работ. Между тем, представляется вполне
возможным, что горизонтальное расположение двигателя Баландина в моторном
отсеке переднеприводного автомобиля могло дать существенно другой эффект.
Предлагаемый БДВС (конструкции
автора статьи) использует в качестве прототипа двигатель Баландина и сохраняет
присущие ему преимущества. Однако БДВС конструкции Б.Г. Косарева имеет,
кроме того, следующие полезные дополнительные особенности:
1. В бесшатунном механизме
Косарева, состоящем из двух коленчатых валов, размер плеча коленчатого
вала составляет одну четверть хода поршня (а не половину, как в традиционной
схеме и в двигателе Баландина), соответственно сам механизм отклоняется
влево и вправо тоже на одну четверть хода.
2. В бесшатунном механизме Косарева
аналог нижней головки шатуна описывает эллипс, большая полуось которого
направлена вдоль хода поршня (рис. 1 слева), в то время как в традиционном
ДВС (рис. 1 справа) это окружность. Поэтому выход из мертвых точек происходит
быстрее и уменьшается непродуктивный расход топлива.
3. В бесшатунном механизме Косарева
возможно повышение степени сжатия до 1:13 - 1:14 с октановым числом бензина
А-92, что также способствует снижению расхода топлива.
Надежность БДВС Косарева (по работе
опытного образца) приблизительно равна надежности традиционного ДВС.
Рис. 1. Путь движения плеч рычагов
и нижней головки шатуна (позиция 1) бесшатунного механизма по аналогии
с шатунным (позиция 1-1) механизмом