Давайте
разберемся.
2005 год объявлен Юнеско годом Эйнштейна.
Именно это вызвало лавину публикаций как о самом Эйнштейне, так и о теории
относительности.
Причем спектр высказываемых
оценок чрезвычайно широк:
от объявления теории относительности
величайшим достижением физики, а Эйнштейна гением всех времен и народов…
…через признание теории,
но обвинение Эйнштейна в плагиате (Nexus Magazine, Volume 11, Numтber 1
PO Box 30, Mapleton Qld 4560 Australia)…
…до объявления теории мистификацией,
а ее автора жуликом, использовавшим поддельные экспериментальные данные
(Dr. Paul Bowers, B.S., M.E., Ch. D. и другие).
Начнем с самой теории и примем за
основу тезис, что вечные истины, если и есть, то нам, существам с конечным
(притом довольно малым) временем жизни, они недоступны. Поэтому всякая
созданная человеком теория имеет конечное время существования, раньше или
позже приходит в противоречие с новыми фактами, постепенно теряет актуальность
и буквальное следование ей начинает тормозить развитие.
Здесь-то и начинаются
споры, появляются ниспровергатели, пытающиеся на опровержении сделать себе
имя. В последние годы этой процедуре подверглись, например, теория эволюции
Дарвина и условные рефлексы Павлова. Между тем, нельзя забывать о том,
что мы строим свои теории на основе изучения более или менее точными, но
всегда приближенными методами моделей окружающего нас мира, всегда упрощенных
в силу ограниченности нашего собственного восприятия. Совершенствование
восприятия неизбежно ведет к изменению этих моделей, следовательно, к несоответствию
теорий, построенных на прежних моделях, фактам, полученным на новых моделях.
Поэтому действительно разумный человек должен понимать ограниченность любой
теории и, вместо опровержения, просто уточнять границы применимости прежних
теорий в свете новых фактов.
Теория условных рефлексов Павлова
в свете последних достижений зоопсихологии выглядит достаточно примитивно,
но в свое время она сыграла важнейшую роль в опровержении всяких мистических
учений и сама зоопсихология возникла именно на этой теории.
Ошибки теории эволюции
обнаруживаются только при ее вульгарном истолковании. Действительно, человек
не произошел от обезьяны - у них был общий предок (по крайней мере, на
эту роль, бесспорно, может претендовать амеба).
Теория относительности (мы имеем в
виду и СТО, и ОТО) - сложная, многоэлементная конструкция, элементы которой
различаются, в том числе, и по степени фундаментальности.
Некоторые из них, например,
постоянство скорости света, уже вступили в противоречие с новыми фактами
(именно, постоянство скорости света, а отнюдь не электродинамическая постоянная
с2 = 1/e0m0),
другим, например, E = mc2, видимо, суждена
долгая жизнь (возможно, с другим обоснованием).
Главная гносеологическая задача этой
теории - ниспровержение незыблемости массы и времени - уже достигнута.
Основные же споры происходят не столько по сути теории, сколько по поводу
ее интерпретаций и иллюстраций - еще бы, легче всего опровергать тезис,
специально для этого придуманный, например, парадокс близнецов.
Своим появлением релятивистская
механика не опровергла классическую механику, а очертила границы применения
последней и включила ее в себя. Такая же судьба ожидает и релятивистскую
механику - ее границы тоже скоро будут очерчены, и она войдет частью в
новую, более общую теорию.
Пока что теория относительности продолжает
работать, границы ее применения уточняются, это нормальный процесс,
плохо только то, что ее используют в качестве топора для казни инакомыслящих
(«Habitat Australia», 1992, № 7): «…
трудна задача тех, кто бросает ей вызов. Трудности увеличиваются, если
бросающие вызов аутсайдеры, которые «не играют по правилам». Если вы -
талантливый ученый с хорошим послужным списком, работающий в элитном институте,
напишете обычную на вид научную статью с бросающими вызов идеями, у вас
может возникнуть достаточно трудностей. Для любого другого это будет гораздо
труднее».
Для избежания этого следует
понять, что теория относительности - очередная ступенька в познании мира,
не лучше, не хуже классической, и отнюдь не более гениальная. Она уже принесла
пользу, будет приносить ее и в дальнейшем, заняв после очистки от дилетантских
наслоений свою нишу в комплексе естественных наук. Не следует ее "обожествлять"
и только.
Теперь несколько слов об авторе теории
относительности - Альберте Эйнштейне. Отметим сразу же, что и враги Эйнштейна,
и тем более его сторонники считают его умным человеком (гениальность мы
исключим из обсуждения, как понятие, не только не измеримое, но даже и
не определимое). Так неужели же умный человек, долго работавший в патентном
ведомстве и хорошо знавший, как патентным правом определяется новизна,
не смог должным образом оформить свои работы? Это настолько маловероятно,
что обвинения в плагиате можно смело отбросить, во всяком случае, в юридическом
его понимании.
Если внимательно изучить
работы А. Эйнштейна, станет ясно, что он очень талантливый компилятор.
Компилятор не в ругательном смысле, а в том, как это слово понимают программисты
- у них есть специальные, очень нужные программы, собирающие воедино все
отдельные элементы и подпрограммы, согласующие их между собой для получения
окончательного продукта.
Ведь именно за такую работу Эйнштейн
и получил в свое время Нобелевскую премию: его уравнение фотоэффекта
- блестящая компиляция опытов Столетова с идеями Планка, превратившая весьма
важные, но трудно применимые порознь элементы в единое изделие, сразу же
получившее широкое применение.
Да, все кирпичики для
теории относительности добыты не Эйнштейном. Да, особенно много для нее
сделали Пуанкаре, Лоренц, Минковский и многие другие, но собрал все в единое
изделие именно Эйнштейн. Да, как показали последующие попытки Эйнштейна
создать единую теорию поля и теорию гравитации, сильная сторона Эйнштейна
состояла именно в компиляции чужих, казалось бы, разрозненных фактов и
идей, а отнюдь не в их добыче. Но вот сейчас в той же ядерной физике накоплено
множество фактов, которые некому собрать воедино. Нет компиляторов уровня
Эйнштейна.
Резюмируя сказанное, следует прекратить
пустую шумиху и вокруг имени Эйнштейна, и вокруг его теорий, признать их
существенный вклад (и личности, и теорий, и, наконец, ошибок) в развитие
естествознания и двигаться дальше.