Чудиновские прочтения
Опыт реферата-рецензии
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
А. С. Пушкин.
Чудинов Валерий Алексеевич - доктор философских наук, профессор, академик Международной академии энергоинформационных наук, Международной академии автоматизированного образования, Международной академии наук о природе и обществе, Государственной академии славянской культуры. Область научных интересов - дешифровка славянской слоговой письменности, реконструкция праславянских значений современных русских слов, славянская мифология, славянская палеография. Автор более 150 публикаций
Многочисленные работы В.А. Чудинова посвящены авторскому прочтению "руницы", общерусской системе слогового письма 10-13 вв. По мнению В.А. Чудинова, в развитии письма и письменности у России опять свой путь. Славяне стали изображать речь не словами-иероглифами (конкретно лексически, по-восточному), и не буквами, передающими отдельными звуками (абстрактно фонетически, по-европейски), а слоговым способом. Об этом говорит тот факт, что даже современная русская азбука до сих пор содержит слоговые знаки (силлабографы), пусть в небольших количествах. На изначальную слоговую организацию русской графики указывают и правила переноса. Пусть даже сами слоги изображаются теперь гласными и согласными буквами. Этого не произошло, если бы наши предки сразу же стали писать буквами. Но славяне перешли от слоговой письменности к буквенной, сохранив при этом уже укоренившиеся навыки.
В результате кропотливой аналитической работы, как пишет сам В.А. Чудинов, "… кое-какие предварительные данные оказалось возможным получить, вообще не имея под рукой ни одного слогового текста" [1]. Им составлена виртуальная (возможная) таблица сочетания согласного с произвольным гласным звуком. По мнению автора, это упорядочивает все чтения букв в качестве слогов (таблица 1). "Эта таблица может нам помочь в нескольких случаях. Прежде всего, опираясь на нее, можно отбирать те кирилловские тексты, где есть консонансное написание, которое можно толковать как признаки слогового письма. Затем она поможет установить приблизительное значение слоговых знаков из подобных текстов. Наконец, она дает намек на построение силлабария, ибо виртуальный консонарий есть на самом деле очень грубый силлабарий или, точнее, некоторая выборка из него, совпадающая с буквенными знаками. Кроме того, становится ясным, какие знаки из греческого алфавита были понятны средневековым руссам без изучения, по сходству написания со слоговым письмом и какие знаки могли перейти в кириллицу из слогового письма". [2]
Таблица 1
Слоговое письмо славян имело очень простую внешнюю форму, которая складывалась на протяжении тысячелетий. Именно эта простота (в форме дужек, штрихов и т.д.), напоминающая случайные царапины или орнамент не позволяет сразу выделить его фоне других надписей или даже идентифицировать как письменность. Слоговые надписи - это нечто среднее между латиницей, кириллицей и рунами. Слоговая графика передает скорее фонетическую основу слова, чем его подлинное звучание. Усовершенствовав методику по выявлению скрытых надписей, В.А. Чудинов значительно увеличил их массив.
Одним из важнейших положений в своих исследованиях автор считает то, что основа славянской мифологии формировалась в палеолите. Им обнаружены имена ряда славянских божеств начертанные именно в палеолите. Столь замечательное открытие было сделано на археологическом материале из комплекса "Каменная могила" (на побережье Азовского моря). Археологами было обнаружено множество "рыбообразных" камней с покрывающим их "линейно-геометрическим" узором (чуринги). Условно находки были поделены на группы, напоминающие дельфинов, камбал и сомов.
В свою очередь, В.А. Чудинов определил, что чуринги изображают горбатых китов и кашалотов. Основой для такого предположения послужило утверждение, "что наши предки знали довольно хорошо: существуют многочисленные легенды о том, что Земля покоится на трех китах, плавающих в море вечности; среди созвездий есть созвездие Кита; наконец, у славян и на Руси существовало представление о неком существе под названием "чудо-юдо рыба Кит". Следовательно, если киты в древности были широко распространены, то почему бы им не водиться и в Азовском море? [3]
И В.А. Чудинов свободно, правда с удивлением, "читает орнамент" (рис. 1) по-русски. "…КИТЕ-БОЖЕ! ВЕДИ НАСЪ СЪ СОБОЙ! ЗОВИ И ПОЯВИСЬ!" "То, что достойно всяческого удивления, так это совершенно понятный русский язык…" [4].

Рис. 1. Надпись на "чуринге" с изображением кашалота.
 Следовательно, делает вывод В.А.Чудинов, "грот Чуринг - это храм Кита, а каждая "чуринга" - отдельный молельный камень или же отдельная "икона", поставленная Киту по конкретному поводу". [5]
В пещере Колдуна обнаружено изображение оленя. "Сопровождающих подписей как будто бы нет, однако изгибы оленя представляют собой слоговые знаки. Текст гласит (рис. 2): МАРАЛ (вид оленя) - БОГЪ ЖИВОЙ. ПОДИ, БОГЪ, ВЪ БЕГЕ! Тем самым изображение служит одновременно обращением к богу-Маралу, который должен появиться в беге и, вероятно, способствовать охотничьей удаче [6].

Рис.  2. Надпись на стене с изображением оленя
перед входом в пещеру Колдуна
В гроте № 2 на потолке находится абстрактная фигура. В.А. Чудинов "читает" и эту надпись как "ВЕЛЕС ЛОСЕВЪ СЫНЪ КАБАНЪ" (рис. 3). "Иными словами, ВЕЛЕС как бог существовал и в это время, но он не медведь, он - КАБАН, и к тому же ЛОСЕВ СЫН" [7].

Рис. 3. Надпись на потолке грота № 2
Рассмотрев "палеолитические верования предков славян", автор делает вывод о том, что пантеон богов в подавляющем составе был зооморфным. Причем, в палеолите охота в Азовском море шла на усатых китов, а богами выступали зубатые киты. Промышляли лосей, а богом был разновидность лося - марал [8]. То есть, существовал бог Кит (Кашалот) и бог Олень (Марал). "Так, что наши сведения о палеолитическом этапе мифологии существенно пополнились" [9].
С помощью В.А. Чудинова не менее интересные открытия нас ждут и в последующие исторические эпохи. Так, на глиняных табличках культуры (рис. 4)  Винча-Турдош, найденных на территории Румынии, на холме Тэртерия, наш исследователь "читает": "РАДУ БЫЛА ПРИНЕСЕНА ЖЕРТВА И ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ, ВЕРОЯТНО, ПОСТАВИТЬ ЭТО НАПОМИНАНИЕ В ВОДУ, НО ВЫШЕ НИЗА СТАТУИ РОДА. Тем самым в пантеон ранненеолитических богов входил Род. Кроме того, из надписи ясно, что идол Рода помещался в воде" [10].

Рис. № 4. Надпись на табличке из Тэртерии.
На двух других табличках из Тэртерии (рис. 5) им "прочитаны" следующие надписи: "А ДЕВЕ ДАЙ ВЕТКУ И ОВЦУ. Ниже троекратно написано БЕ, а затем ВЕТКА и ДАДЕНО; то есть БЫЛА ТРИЖДЫ ДАНА ВЕТКА; тем самым одна жертвенная овца была заменена двумя ветками. Это любопытный пример замены живой жертвы на растительную. Одновременно это же является и документальным свидетельством наличия у предков славян жертвоприношения…" [11].

Рис. № 5. Табличке из Тэртерии
В. А. Чудинов "прочитал" "надписи" и на сосудах трипольской культуры (рис. 6 - 9), сетуя при этом на то, что на более поздних сосудах надписи читаются хуже, так как они гораздо больше имитируют узоры. Разумеется, при этом автор считает часть народов трипольской культуры предками славян.

Рис. 6. Надпись на черепке сосуда из Новые Русешты-1

Рис. 7. Надпись на трипольском сосуде из Тимково

Рис. 8. Надпись на сосуде из Северной Молдавии

Рис. 9. Сосуд с надписью из Варваровки
С той же легкостью "прочитаны" тексты на камнях (рис. 10-12), найденных в России.

Рис. 10. Надпись на камне с Валаама

Рис. 11. Надпись на камне вблизи оз. Уклейно

Рис. 12. Надпись на камне у дер. Молодильно
"Интересно, что оба текста на камнях начинаются со слова ЧАЙ, употребляемого еще в палеолите. Вероятно, в этом состоит особенность надписей на изображениях богов". [12].
Метод, разработанный В.А. Чудиновым, позволил ему "прочитать" огромное число надписей на самых различных предметах. Читатель может ознакомиться с ними в книге В.А. Чудинова Тайные руны древней Руси. М., 2005.
На чем же основывается уверенность В.А. Чудинова в собственной правоте? "Во-первых, на знании руницы, добытом долгим и упорным трудом, а также на своем опыте, отшлифованном чтением порядка двух тысяч документов. Во-вторых, на новом, еще не применявшемся прежде подходе…" [13] .
Краткое послесловие
По словам В.А. Чудинова: "…я читаю нечитаемые надписи, и открывается удивительная и не похожая на привычные историографические утверждения картина" [14]. Картина открывается действительно удивительная. Чтобы оценить вклад В.А. Чудинова в науку, взглянем на проделанную им работу все-таки с "привычных" позиций.
До настоящего времени одним из сложнейших вопросов остается вопрос о происхождении письма. До 50-х годов 20 века в отечественной литературе господствовала теория, выдвинутая академиками Н.Я. Марром и И.И. Мещаниновым. Первоначальное письмо возникло одновременно или даже раньше звукового языка из "языка жестов". Согласно Н.Я. Марру [15], "в неолите, да и на значительной глубине палеолита имеем уже письмо, а в неолитические эпохи обнаруживается совершенно разработанный алфавит". В.А. Чудинов не только воскресил данную теорию, но и пошел дальше. Он не только сумел "прочитать" слоговые надписи палеолита-неолита, но и "установил", что уже в эпоху мадленской культуры (25-15 тысяч лет до н.э.), если не раньше, предки славян говорили на русском языке!
Но допустим, что надписи-рисунки действительно прочитаны. Даже в этом случае следует обратить внимание на следующие моменты. Слово "кит" происходит от латинского слова "CETUS". Для горбатых китов и кашалотов мелководье просто губительно. Они предпочитают держаться на достаточно больших глубинах. Трудно себе представить первобытных охотников на кашалотов в Азовском море.
Лось и марал хотя и близкие родственники, но последний представлен в природе двумя географическими расами благородного оленя: алтайский марал и тянь-шаньский. Более вероятно, что охотники из "Каменной могилы" могли охотиться не на марала или лося, а на большерогого оленя - MEGALOCERUS, который вымер приблизительно 10 тысяч лет назад.
Отметим так же, что вводное слово "чай" характерно только для русского языка. Оно отсутствует еще в древнеславянском языке (не говоря уже о "древнепалеолитическом русском языке"). В русском языке становится известно, по крайней мере, с конца 18 века [16].
Исследователи склоняются к мнению, что первобытные рисунки "не являются еще пиктографическим письмом, но элементы пиктографии уже налицо".
Еще более вероятно наличие пиктографических элементов в искусстве мезолита (примерно с 15 по 8-6 тысячелетия до н.э.) [17]. Собственно пиктографическое (картинно-синтетическое) письмо вероятнее всего формируется только в эпоху неолита (8-6 тысячелетия до н.э.) или даже ко времени перехода к энеолиту. Говорить об алфавите или слоговом письме в данные эпохи преждевременно.
Существование "докирилловской" письменности не вызывает сомнений. Собрано достаточное количество документальных свидетельств, как летописных, так и археологических. Вопрос в том, что представляло собой древнейшее славянское письмо и как оно возникло. В середине 50-х годов 20 века Л.В. Черепнин писал: "Русское письмо прошло, надо думать, путь, общий со всеми народами, от рисунка, изображающего определенный образ или понятие, через изображения, соответствующие словам, к слоговому и, наконец, звуковому (или фонетическому) способу" [18]. Но история письма показывает, что ни один из народов, даже самых древних, полностью такого пути не проходил.
Славяне, в частности восточные, сравнительно молодой народ. На исторической арене они появляются примерно в середине 1 тысячелетия н.э., а к концу 1 тысячелетия у них завершается процесс образования раннефеодальных государств. За столь короткий срок, как считают исследователи, славяне не смогли бы самостоятельно пройти сложный путь от пиктографии к логографии и от нее к буквенно-звуковому письму. В окружении соседей с развитой буквенно-звуковой системой письма (Византия, немцы, грузины, армяне, готы и хазары) славяне, скорее всего, не стали "изобретать" то, что им было хорошо известно. Докирилловское славянское письмо могло быть трех видов.
Во-первых, не вызывает сомнений, что еще до развития связей с Византией у славян существовали разновидности самобытного пиктографически-тамгового и счетного письма ("черт и резов") и лишь с зачаточными элементами логографии. Для самостоятельного превращения в развитую логографическую систему письма требуется слишком много времени, а в этот период соседи славян им уже не пользовались.
Во-вторых, еще до официального принятия славянами христианства и до введения кириллицы, они широко использовали для записи речи греческие и латинские буквы (начиная с 7-8 вв.). Греческое письмо, применявшееся славянами на протяжении веков, постепенно приспособилось к передаче фонетики славянского языка и пополнилось новыми буквами. Таким путем, скорее всего и формировалось славянское "протокирилловское" письмо. Кроме того, кирилловская азбука настолько хорошо приспособлена для передачи славянской речи, что это могло быть достигнуто лишь в результате ее длительного развития.
В-третьих, вероятно, что под влиянием греческого, хазарского, а также грузинского и армянского письма, славянские "черты и рези" приобрели постепенно буквенно-звуковое значение. Сохранив при этом частично свою первоначальную форму.
В силу конкретных исторических условий 1 тысячелетия н.э. формирование каждого из трех видов дохристианского славянского письма могло происходить разными путями, что приводило к существованию местных разновидностей.
Итак, вряд ли обоснованно говорить об "общерусской слоговой системе письма", хотя бы для эпохи палеолита. Для построения подобных теорий надо бы иметь под рукой, по крайней мере, один слоговой славянский текст. Впрочем, автор метода пророчески высказался в одной из своих многочисленных монографий: "Никто не застрахован от того, что в результате многих лет эпиграфических усилий будет получен очередной анекдотический результат" [19].
В заключении хотелось бы закончить цитатой самого В.А. Чудинова: "…был очень удивлен, когда на своем сообщении в Институте археологии в 1996 году услышал от археолога-востоковеда Е.В. Антоновой мнение, что мои откровения вряд ли кому нужны - кроме них есть настоящая наука!" [20].
ЛИТЕРАТУРА:
1. Чудинов В.А. Загадки славянской письменности. М., 2002. С. 391.
2. Чудинов В.А.. Там же. С. 390.
3. Чудинов В.А.. Славянская мифология и очень древние надписи. Научные доклады. Выпуск первый. М. 1998. С. 10.
4. Чудинов В.А.. Там же. С. 8.
5. Чудинов В.А. Там же. С. 10.
6. Чудинов В.А. Там же. С 10.
7. Чудинов В.А. Там же. С 13.
8. Чудинов В.А. Там же. С 13.
9. Чудинов В.А. Там же. С 14.
10. Чудинов В.А. Там же. С 15.
11. Чудинов В.А. Там же. С 15.
12. Чудинов В.А. Там же. С 25.
13. Чудинов В.А. Руницы и тайны археологии Руси.М.,2003.С.15.
14. Чудинов В.А. Тайные руны древней Руси. М., 2005. С. 11.
15. Марр Н.Я. Избранные работы, т. 3, М.-Л., 1933-1936, С. 46.
16. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. 5-е изд., стереотипное. Т.2. М. 2002. С. 374.
17. Истрин В.А. Развитие письма. М., 1961. С. 57.
18. Черепнин Л.В. Русская палеография. М., 1956. С. 82-83.
19. Чудинов В.А. Загадки славянской ... С. 7.
20. Чудинов В.А. Руница и тайны… С. 23.

Комментарий редакции. Обсуждаемые в статье И.В. Журавского книги В.А. Чудинова - яркий представитель множества работ, критикующих те или иные исторические факты или их интерпретацию и предлагающих свое понимание обсуждаемого. Увлеченность - необходимое условие любого творчества. Но чрезмерная увлеченность, особенно какой-либо одной идеей, как это хорошо знают "физики" и пока еще не ощутили в полной мере "лирики", может быть очень опасна: в таких случаях зачастую туго приходится фактам. Их с треском, хрустом и скрежетом укладывают на прокрустово ложе моноидеи, как правило, выбрасывая именно рациональную составляющую, ибо она-то хуже всего поддается подгонке. Зачастую же это стремление автора к "сверхубедительности" своей теории дает прямо противоположный результат - читатель перестает верить и той крупице истины, которая была у автора.
Обилие таких работ в последнее время свидетельствует, что в истории назрел качественный скачок - прежняя "скалигеровская" история уже никак не может быть согласована с множеством новых исторических и археологических находок. Пришла пора перемен, но именно в эту пору нужно быть предельно осторожными и самокритичными, чтобы не принять желаемое за действительное и с водой не выплеснуть ребенка. Увы, "лирики", не имея того жестокого опыта, который накопили "физики", не получили и необходимого иммунитета против "сверхувлеченности".
Да, европейская историография, по-видимому, действительно частично фальсифицирована в угоду библии, как это утверждают Морозов, Ньютон и Фоменко, и нуждается в значительной корректировке. Да, европейская история не может располагать материалами древнее окончания последнего оледенения Европы, тогда как южная Сибирь, Средняя Азия, не говоря уж о Китае и Индии, не имеют подобных ограничений.
Видимо, цивилизации Алтая и юга Западной Сибири много древнее и Египта, и Крита, и Эллады. Но из этого отнюдь не следует, что самым древним цивилизованным народом были украинцы, как это утверждает Дан Берест, древние славяне не говорили и тем более не писали на современном русском языке, как читает их надписи В.А. Чудинов, а гиперборейцы не жили на Северном полюсе. Точно так же, как приход в Двуречье шумеров с уже развитой цивилизацией отнюдь не доказывает существование творцов рода людского на планете Нибиру, как это кажется В.Ю. Конелесу. И подобных примеров множество. Самое печальное в этом перечне то, что авторы этих гипотез действительно располагают некоторыми ценными фактами, вот только обращаются с ними так, что зачастую невозможно понять, где же, собственно факт, а где авторский домысел.
Нам кажется, что историческая наука достигла того рубежа, за которым пора применять методы точных наук (как это было в середине прошлого века с биологией). И, разумеется, принятые в точных науках требования к самим фактам и обращению с ними.
Если воспользоваться терминологией, предложенной П.П. Ветровым в "Виртуальном мире" № 1 2005 г., следует признать, наряду с дискретными живыми организмами, наличие интегральных живых организмов, таких, как муравейники, термитники, пчелиные семьи и т.п. Простейшими представителями таких организмов, видимо, являются охотничьи стаи хищников, а высшей формой - общности людей, названные Л. Гумилевым "этносами". Признание этого термина фактически уже превратило Гумилева в основателя новой науки - этносологии, в которую, видимо, со временем и превратится история (так же, как социология в этномедицину). При этом перед точными науками встает проблема нахождения носителя и механизма наследственности этноса. Только после этого изучение человечества как вида превратится из "филателии" в науку