К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКАДЕМИКА Б.Ф.РАУШЕНБАХА
(ЖИЗНЬ, УСТРЕМЛЕННАЯ В КОСМОС)
Как ни совершенно крыло птицы - оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты - это воздух ученого, без него вы никогда не сможете взлететь. И.П. Павлов
В этом году научная общественность России отмечает 90-летие крупнейшего ученого-естественника и гуманитария академика Бориса Викторовича Раушенбаха.
Физик, специалист в области механики управления, он был одним из тех, кто реально открыл человеку окно в космос. И поэтому его имя навеки останется в числе первооткрывателей космической эры. Он был среди первых и уже навсегда останется таковым среди тех, кто решил, по словам самого Бориса Викторовича, “задачи, которые никто и нигде не решал”.
Родился Б.В. Раушенбах в Петрограде в 1915 году. Отец был мастером кожевенного дела на обувной фабрике “Скороход”, мать - домашняя хозяйка. Это была обрусевшая немецкая семья, чьи предки пересекли границу России в 1766 году по приглашению Екатерины II. Царица хотела, чтобы в Россию приезжали семьями. И все молодые люди, которые хотели рискнуть на такое путешествие, должны были срочно жениться. И предок Б.В. Раушенбах Карл Фридрих женился перед посадкой на корабль. В архиве Бориса Викторовича есть свидетельство об этом, выписанное из церковной книги.
В автобиографических фрагментах (Б.В.Раушенбах. Пристрастие. М., 1997. С. 9.) будущий академик писал: “...Я, немец по национальности и абсолютно русский человек по воспитанию, по мировоззрению, по психологии, учиться начал в реформатской школе, но, к сожалению, ее не окончил. На исходе двадцатых годов их все закрыли (в те годы в Петрограде было несколько немецких школ - В.П.). И немецкий язык я выучил по-настоящему в ГУЛАГе при помощи своего друга, доктора Берлинского университета...”
С раннего детства Борис увлекался всем, что летает, участвовал во всех детских кружках, связанных с полетами. Особенно его интересовали ракеты, но никаких таких ракетных кружков не было. О школьном образовании Борис Викторович отзывался критически и, вспоминая, говорил, что вообще толком ничего не преподавали, и поэтому в его голове от школьного образования образовалось все, что угодно, только не система знаний. И совершенно справедливо они говорят о своем поколении, что у них есть высшее, но нет среднего образования. Такое выросло поколение. Окончив школу, Борис поступает в институт гражданского воздушного флота, который впоследствии переделали в военную академию. Вспоминая дни учебы в институте, Б. Раушенбах отметил, что это было не то место, где можно было чему-то научиться, но формально он окончил именно этот институт. Но, будучи студентом, он занимался всякими странными летательными аппаратами. Его интересовали бесхвостые самолеты и планеры. Вместе с товарищами он занимался проектированием, постройкой и испытаниями подобных аппаратов. Участвуя в планерных состязаниях в Крыму, Борис Викторович познакомился с учеными из Москвы, которые занимались летательной техникой, в частности, познакомился с Королевым. Тогда он и не предполагал, что будет с ним работать.
И действительно, научная деятельность Б.В. Раушенбаха началась с 1937 года в Реактивном НИИ в группе С.П. Королева, где он работал над вопросами устойчивости движения и управляемости ракет. Его работы по проблеме управления движения космических аппаратов увенчались созданием эффективных систем управления, позволивших решить ряд сложных задач ракетно-космической техники. Он внес большой вклад в развитие аналитической механики, механики сложных сред, в исследование газовых течений, теории управления, инженерной психологии. Свои знания и опыт Б.В. Раушенбах щедро передавал молодежи. Многие годы он возглавлял кафедру теоретической механики в Московском физико-техническом институте.
Прорыв в космос изменил психологию человека, пространство-время его жизни. И в этом пространстве жил и творил Борис Викторович. Он всегда по-деловому, ответственно относился к своему делу, профессионально и просто по-человечески решал весьма важные задачи, выполнение которых способствовало выходу человека в космос.
Для него, человека науки, за плечами которого большие достижения в познании неведомого, покорение вершины в науке и технике, естественно обращение к философским обобщениям, к проблемам культурной и духовной жизни народа. Сопоставляя точные науки и искусствознание, Б.В. Раушенбах подчеркивал: “Отличие их друг от друга не сводится к тому, что у них разные области интересов и что в них используются различные методы исследования. Более существенным является, возможно, то, что они радикально отличаются самим способом мышления” (Там же, С. 92). Однако “на самом деле каждый человек обладает обоими типами мышления... В реальной жизни отличие двух типов знания состоит в том, что в некоторых случаях доминирует логическая компонента, в других - образная. Есть, конечно, и небольшое количество людей, одинаково владеющих обоими типами мышления” (Там же, С. 95).
С полным основанием к этому небольшому количеству людей относится Б.В.Раушенбах. Многие привыкли к тому, что наука и искусство - это различные серы жизнедеятельности и что люди науки и искусства по-разному воспринимают мир, относятся к нему и осуществляют свою деятельность в нем. Б.В.Раушенбах, ученый, посвятившей себя сфере механики управления, далекой от живописи. Но он не только глубоко понимал ее как всесторонне образованный человек, знающий и умеющий смотреть на искусство по-своему, он по-своему открывал его красоту в ее логическом понимании. И как подтверждение его фундаментальные исследования, посвященные искусству. Это и “Пространственные построения живописи” (1980) и “Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы” (1986) и многие другие. Это поистине его профессиональный вклад в теорию искусства, как математика и искусствоведа.
Сложность, многоплановость познания мира, многомерность его, полнота видения раскрывались и в его отношении к людям. Вера человека требует внимания к человеку - ее носителю, что не снижает ответственности ученого за развитие науки для Человека и во имя Человека, за его просвещение. Бориса Викторовича беспокоил нынешний упадок нравственности. Он постоянно говорил о множестве людей формально образованных, но безнравственных и был убежден, что научить нравственности невозможно, ее можно только воспитывать, нравственность нерациональна. Безнравственность - это не только вопросы этики, это важная деловая характеристика человека, подчеркивал он.
“...Устройство Вселенной кое-как объясняют, происхождение жизни - пытаются, а природу сознания нельзя объяснить. Суть же человека, прежде всего его сознание. И это сознание постоянно напоминает: главное занятие человека - жить, и, я бы подчеркнул это, жить достойно”
(Там же, с. 25). Эти слова Б.В. Раушенбаха прозвучали наказом для живущих и грядущих поколений.
Заслуги академика Б.В. Раушенбаха в науке и культуре снискали ему заслуженное признание, отмечены высокими наградами - золотой медалью Героя Социалистического Труда, присуждением Ленинской премии и золотой медали РАН им. Б.Н. Петрова.