О реализации интеллектуальной
собственности АТТ
В соответствии с Лицензией
№ 2, поручавшей автору доклада работу по реализации интеллектуальной собственности
АТТ, было принято решение принять участие в конкурсе на получение гранта
по программе "Старт", объявленном Фондом содействия развитию малых форм
предприятий в научно-технической сфере. На конкурс была представлена тема:
"ОКР
и организация серийного производства роторных агрегатов высокой удельной
мощности (компрессор, пневмопривод, двигатель, мотокомпрессор) на
базе роторного двигателя непрерывного горения".
Автор
проекта Коноваленко В. А., руководитель проекта Батуро А. М.
Проект базируется
на принадлежащих АТТ патентах:
-
№
2220308 (RU 2220308 C2, 7 F02 G 1/04) "Роторный герметичный двигатель",
приоритет от 05.04.2001 г. и
-
№
2239713 (RU 2239713 C2, 7 F02B 55/02, F01С 1/34) "Двигатель непрерывного
горения (варианты)" приоритет от 26.09.2001
В рамках проекта предполагалось
проведение НИОКР по разработке роторных агрегатов высокой удельной мощности
(далее РАВУМ), являющихся как отдельными узлами (компрессор, пневмопривод)
роторного двигателя непрерывного горения, так и собственно двигателем и
сочетанным блоком двигателя с компрессором.
РАВУМ представляют
собой семейство устройств, связанное единством деталей, различные комбинации
которых в сборке обеспечивают получение существенно отличающихся по своему
назначению агрегатов - компрессоров высокого и низкого давления, пневмоприводов,
двигателей непрерывного внутреннего и внешнего горения, мотокомпрессоров.
При этом значительное изменение мощности агрегата (до 5 крат) может быть
достигнуто изменением только его длины, без изменения других геометрических
и технологических параметров.
В семейство входят:
компрессор с электроприводом
для заполнения сжатым воздухом баллонов объемом 40 л для запуска мощных
дизелей (давление 15 МПа, мощность привода 5,5 кВА, время заполнения одного
баллона 15 мин)
компрессор с электроприводом
для заполнения сжатым воздухом баллонов для аквалангов (давление 25 МПа,
мощность привода 5,5 кВА, производительность 10 г/с)
пневмопривод (давление
0,8 МПа, расход воздуха 13 г/с, мощность 2,3 кВт)
роторный герметичный
двигатель (РГД) внешнего сгорания (мощность 6 кВт, масса без теплообменника
0,5 кг)
мотокомпрессор с РГД
(15 МПа, мощность привода 6 кВт, производительность 13 г/с).
Расчетные
технические характеристики семейства:
Компрессор с электроприводом
для запуска мощных дизелей.
Выходное давление15
МПа,
Мощность привода
5,5 кВА,
Время заполнения
одного баллона 15 мин,
Габариты корпуса:
диаметр 90, длина 60
Общий вид компрессора
показан на рис. 1.
Рис.1
Компрессор с электроприводом
для заполнения сжатым воздухом баллонов для аквалангов
Выходное давление
25 МПа,
Мощность привода
5,5 кВА,
Производительность
10 г/с,
Габариты корпуса:
диаметр 90, длина 65.
Внешний вид аналогичен
предыдущему.
Рис.2
Пневмопривод
Входное давление
0,8 МПа,
Расход воздуха 13
г/с,
Мощность 2,3 кВт
при 3000 об/мин,
Габариты: диаметр
90, длина 50
Возможно увеличение
мощности за счет увеличения длины
Общий вид агрегата
показан на рис. 2
Перечисленные агрегаты
представляют собой модифицированные для самостоятельного применения узлы
двигателей, описанных в патенте № 2239713.
Рис.3
Роторный герметичный
двигатель внешнего сгорания
Мощность 6 кВт при
3000 об/мин
Масса без теплообменника
0,5 кГ,
Габариты корпуса:
диаметр 90, длина 60.
Двигатель способен
работать с любым топливом. При этом номинальную мощность он развивает при
температуре нагревателя не ниже 12000К.
В перспективе возможна
разработка нагревателя с каталитическим сжиганием жидкого и газообразного
топлива, что сделает двигатель экологически чистым.
Рис. 4
Мотокомпрессор
с приводом от РГК.
Давление15 Мпа
Мощность 6 кВт,
Производительность
13 г/с,
Габариты (без выносных
узлов):
диаметр 90, длина
120.
"Многотопливность"
привода делает его удобным в полевых условиях.
Вышеперечисленные
агрегаты отличаются от отечественных и зарубежных аналогов, прежде всего,
тем, что рабочие процессы во всех перечисленных агрегатах организованы
непрерывными, что обеспечивает высокую удельную мощность (до 15 кВт/кг
тогда как наивысшее значение этого показателя составляет не более 5 кВт/кг
у газотурбинных двигателей).
Проект рассчитан на
последовательную организацию производства перечисленных агрегатов (в порядке
перечисления) с тем, чтобы доход от реализации продукции (кроме первого
этапа) обеспечивал дальнейшее производство и выполнение последующих этапов.
В результате
выполнения проекта будет подготовлена ПКД на серийный выпуск роторных агрегатов
высокой удельной мощности (от 5 до 15 кВт/кг), связанных единством деталей,
различные комбинации которых в сборке обеспечивают получение существенно
отличающихся по своему назначению агрегатов - компрессоров высокого и низкого
давления, пневмоприводов, двигателей непрерывного внутреннего и внешнего
горения, мотокомпрессоров. При этом значительное изменение мощности агрегата
(до 5 крат) может быть достигнуто изменением только его длины, без изменения
других геометрических и технологических параметров.
Представленный на конкурс
2004 года под № 309 проект попал в число победителей. Так как одним из
существенных условий открытия финансирования по выигранному гранту являлась
организация соответствующего предприятия, нами было создано Опытно-конструкторское
предприятие "Промысл" ("изобретатель" в переводе с древнерусского),
в рамках которого и происходит дальнейшее взаимодействие с финансирующим
программу фондом.
В настоящее
время завершена подготовка всей необходимой документации и, как мы надеемся,
в 2005 году будет открыто финансирование проекта.
Так как система финансирования
в полной мере отвечает названию программы ("Старт"), то есть жестко регламентирована
и явно недостаточна для организации серьезного производства, то дальнейшие
перспективы работы существенно зависят от организации взаимодействия с
заинтересованными предприятиями. К числу таких предприятий, прежде всего
относится Свободинский электромеханический завод (СЭМЗ), который на собственные
средства к настоящему времени изготовил опытный образец двигателя и провел
его холодные испытания. Проявляет определенную заинтересованность и завод
"Звезда". Однако, следует отдавать себе отчет в том, что реальное взаимодействие
с промышленностью может начаться после успешного пуска опытного образца
двигателя, на что и нужно направить средства гранта.