ЭРНСТ ГЕККЕЛЬ И ЕГО “МИРОВЫЕ ЗАГАДКИ”

1. Геккель как человек и ученый

Эрнст Геккель, родившийся 170 лет назад (1834 г.) и умерший в 1919 г., во многих отношениях был незаурядным человеком. Из-под его пера вышел ряд фундаментальных исследований и множество журнальных статей, посвященных различным вопросам естествознания.
В 1857 году Э. Геккель защищает диссертацию о тканях речного рака. В 1863 году выступает с докладом о теории развития Дарвина, к 1866 году он заканчивает работу над 2-х томной “Общей морфологией”. В 1868 г. выпускает “Естественную историю миротворения”. Затем он обрабатывает результаты экспедиции на судне “Челенджер” и опубликовывает их в виде монографий. В 1894-1896 гг. Геккель выпускает 3 тома “систематической филогении”, имевшие большое историческое значение. Безусловно, здесь перечислены не все труды Геккеля, но и эти являются свидетельством бурной исследовательской деятельности.
Его юношеские и студенческие годы были тесно связаны с природой. Он собирал и изучал растения, много странствовал пешком, исходив значительную часть Германии. Такой ритм жизни сохранил до конца своих дней. Природа для Геккеля была не только объектом его профессиональных исследований. Он глубоко любил природу в целом, видел ее красоты и умел их вскрывать и изобразить, что нашло отражение в его альбоме “Красота форм в природе”, где в рисунках зафиксировал красивейшие природные формы низших животных.
Вместе со знаменитым “отцом современной физиологии” Иоанном Мюллером, будучи студентом, Геккель в 1854 году в научно-исследовательских целях посещает Гельголанд. Через два года он в Ницце изучает медуз. Затем Марокко, Скандинавия, Цейлон, Индия и т.д. Где бы ни был этот замечательный человек, природа для него всегда является своеобразной лабораторией. его изыскания и приключения изложены в художественной форме в “Письмах из Индии”, в “Письмах из Алжира”. В 1897 году Геккель путешествует по России от Финляндии и до Кавказа; в 1899 году он работает на Корсике. В возрасте 60-ти лет он отправляется в Азию -  Сингапур, Яву и далее на Суматру. Все это нашло отражение в “Малайских письмах”.
Таков был Геккель-ученый - он знал и любил природу. В странствиях ему помогало то, что он был спортсменом и участвовал в состязаниях. Любил и ценил физическое развитие, чем выгодно отличался от так называемых “кабинетных ученых” его времени. Характер и любовь к природе роднили его с Гёте, который также очень любил природу и считал ее книгой, открытой для всех, кто только захочет ее читать и изучать. Геккель и в мировоззрении был последователем Гете и натурфилософов. Он был один из немногих, кто, отбросив мистицизм и идеализм, продолжил традиции натурфилософии на материалистической почве естествознания 19 века. Этим объясняется то, как он подошел к оценке крупнейших открытий естествознания 19 века.

2. Научные воззрения Геккеля

Эрнст Геккель, следуя Канту и Гете, не просто созерцал природу, изучая ее формы и красоты, но стремился понять ее в развитии. Дифференцируя природу на отдельные формы и исследуя в деталях каждую в отдельности, Геккель стремился понять связь и переходы различных видов живых существ. Это ли не пример системного подхода в науке.
Признав приоритет теории в книге Дарвина “Происхождение видов”, Геккель нашел в ней ключ к своим собственным открытиям. Встав на защиту основных положений дарвинизма, он дал повод к тем конфликтам, которые, развиваясь, и углубляясь, сделали Геккеля для одних трибуном идей эволюции, а для других одиозной фигурой, посягнувшей на устои “христианской культуры” и буржуазной “нравственности”.
Геккель понимал, что открытие Дарвина, есть венец целого ряда создавших эпоху и связанных между собою открытий, которые неизмеримо, по сравнению с предшествующим состоянием естествознания, углубили человеческое познание природы и раскрыли наличие естественных, природных причин там, где раньше метафизическое мировоззрение видело их в различных “невесомых” жидкостях и таинственных силах. Это метафизическое мировоззрение неспособно было объяснить происхождение явлений и развитие природы и, смыкаясь с библейскими сказаниями, укрепляло невежество и предрассудки.
Каждое великое открытие служило для Геккеля весомым аргументом против религии, против суеверий, против невежества, Вере в бога Геккель противопоставляет изучение природы, теологии - естествознание. И этим Геккель резко отличается от многих современных ему ученых, не говоря уже о тех из современных нам, которые делают на основе новейших открытий не научные, нематериалистические выводы, а всякие мистические и поповские выверты.
Начало новейшей и плодотворнейшей эпохи в развитии естествознания Геккель видел в возникновении учения об эволюции Вселенной, обоснованного Кантом и Лапласом: “Наука, которую мы в настоящее время называем эволюционным учением (в самом широком смысле), - читаем мы в “Мировых загадках” Геккеля, - как в целом, так и в отдельных частях есть порождение 19 столетия; она принадлежит к важнейшим и самым блестящим завоеваниям этого века”. Теория Канта-Лапласа не только дала конкретное объяснение возникновения Вселенной и  отдельных тел и послужила основой дальнейшего развития космологии, но и опровергла метафизическое воззрение о начале и конце Вселенной. Если в открытии Канта-Лапласа учение о единстве материи и движения в их вечности было одним из основных философских выводов и в то же время предпосылкой космогонической гипотезы, то в открытиях Лавуазье, Роберта Мейера и других это положение являлось главным содержанием и естественнонаучных открытий.
Суть открытия Лавуазье заключалось в том, что “мы нигде в природе не наблюдаем, чтобы имеющаяся в наличности материя исчезла или превратилась в ничто. Это опытное положение считается ныне первейшим и непоколебимым основным законом химии и во всякое время может быть доказано с помощью весов. Бессмертная заслуга доказательства этого положения впервые посредством весов принадлежит великому французскому химику Лавуазье. В настоящее время все естествоиспытатели, многие годы, занимавшиеся внимательным изучением  явлений природы настолько убедительны в безусловном постоянстве материи, что даже могут себе представить, как могло бы быть иначе” (Геккель Э. Мировые загадки. М., 1937. С. 259-260). Так излагал Геккель суть открытия Лавуазье. Такова же была и суть  закона сохранения и превращения энергии, или, как раньше говорили, силы, творцами которого были Мор, Фарадей, Роберт Мейер, Гельмгольц и др.
Э. Геккель особо подчеркивал, что эти два естественнонаучных закона, открытые в разное время и разными людьми (Лавуазье - в 1789 г., Мейер - в 1842 г.) по существу теснейшим образом связаны друг с другом и представляют единое целое - всеобщий мировой закон вечности, несотворимости материи и движения. Это объединенное положение Геккель назвал в своих работах “велики законом субстанций”, понимая под субстанцией единство вещества (массы) и движения.
Геккель находился постоянно на острие борьбы с теми, кто пытался протащить под флагом новых воззрений старые метафизические представления. Свидетельством этого является его борьба против антинаучных выводов из второго закона термодинамики (по поводу так называемой “тепловой смерти Вселенной). “Начала мира так же не существует, - писал Геккель в “Мировых загадках”, - как и конца”.
Таковы были в основном взгляды Геккеля на материю и движение в области неорганической природы. Свои воззрения он распространил и на происхождение (что уже вытекало из признания канто-лапласовской гипотезы) и на развитие Земли. В этой связи Геккель подчеркивал значение работ Александра Гумбольдта, Буха, Зюсса и особенно Чарльза Лайеля. Он писал: “Чистой, основанной на разуме науке они расчистили путь в области истории Земли. Они устранили колоссальные препятствия, и здесь нагроможденные мифологической поэзией и религиозной традицией, больше же всего Библией и основанной на ней христианской мифологией” (Там же, стр. 292).
На основе достижений естествознания Геккель, подытоживая их, устанавливает связь и переход от неорганического мира к органическому. Поэтому неизбежно получается вывод, что жизнь возникла естественным путем из неорганических тел в историческом ходе развития Земли. Попытку детализировать картину этого возникновения Геккель дал в своем учении об архигонии, т.е. первичном зарождении. Подробнее эти взгляды он развил в своей “Естественной истории миротворения”.
Учение о первичном естественном зарождении жизни разбивало всякие религиозные предрассудки о сотворении жизни сверхъестественной силой,  о непроходимой пропасти между живым и мертвым.
Развивая учение о первичном зарождении, Геккель оказался в союзе с учеными, боровшимися против религиозных, антинаучных предрассудков. Это дает право Геккелю утверждать в “Мировых загадках” то, что он разделяет положение Негели К. В. (Негели Карл Вильгельм (1817-1891) - немецкий ботаник, неоламаркист) о том, что “отрицать первичное зарождение, значит, провозглашать чудо” (там же, стр. 299).
Как учение Канта-Лапласа о развитии Вселенной и основной космологический закон субстанции, “сохранения и превращения вещества и энергий”, детализировались в учении атомистики и от-дельных физико-химических дисциплинах, так и учение о трансформизме живой природы - дарвинизм - свое детальное развитие получило в анатомии и физиологии, в эмбриологии и палеонтологии и других биологических дисциплинах.
Для Геккеля дарвинизм служил путеводной звездой в решении всех биологических проблем. Геккель рассматривал человека как природное существо, он не мог изучать психику вообще и сознание человека в частности иначе, как нечто исторически возникшее, как нечто природное, подчиненное общим законам природы, и, прежде всего его так  называемому закону субстанции. Об этом свидетельствуют данные сравнительной анатомии, физиологии и т.д. “По моему убеждению, то, что называют  “душой”, - писал Геккель, - в действительности есть явление природы. Поэтому я считаю психологию отраслью естествознания, и именно физиологии  (там же, стр. 147).
Геккель решительно отрицал идеалистические выводы физиологов, изучавших органы чувств, и, прежде всего И. Мюллера (Мюллер Иоанн (1801-1858) - немецкий физиолог, представитель физиологического идеализма), что наши органы чувств неспособны давать знания о внешних вещах, а ограничиваются субъективной стороной, так называемых специфических энергий. В противовес этому мнению Геккель научно доказывал, что специфические энергии - нечто возникшее исторически и не являются преградой к познанию внешнего мира.
Защищая историческое, природное происхождение нашего аппарата познания Геккель ясно видел, что его позиция является материалистической. “В этом смысле наша концепция материалистична” (там же, стр.148). В вопросе о сущности наших чувственных восприятий Геккель присоединился к взглядам Л. Фейербаха и Альбрехта Рау.
 Таковы были в самом кратком изложении взгляды Геккеля в области науки и философии. Наиболее общее свое выражение они нашли в его решении религиозной проблемы. Геккель был решительно против всякой веры в личного бога. Для него бог - это природа. “Нет ни бога, ни богов, если под этим словом разуметь личное, вне природы стоящее существо. Это “безбожное мировоззрение” в существенных чертах совпадает с монизмом, или пантеизмом, современного естествознания; оно лишь дает ему другое выражение, подчеркивая отрицательную сторону его, не существование вне мирового, или сверхъестественного, божества.
В этом смысле вполне справедливо выразился А. Шопенгауэр: “Пантеизм - это лишь вежливый атеизм. Истина пантеизма заключается в устранении дуалистического противоречия между богом и миром, в признании того, что мир существует своей внутренней силой и сам по себе. Положение пантеизма: “Бог и мир - одно целое”, есть просто вежливый способ увольнения господа бога в отставку” (там же, стр. 329 - 330).